САМОКОНТРОЛЬ, РЕЖИМ И РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА АТЛЕТА. ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ




 

Самоконтроль – это наблюдение занимающегося за состоянием своего здоровья, влиянием занятий (тренировок) на самочувствие, сон, аппетит, настроение, работоспособность, функционирование сердечно-сосудистой системы и т.д. Существуют субъективные и объективные показатели самоконтроля.

Субъективные показатели самоконтроля:
Настроение - очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающихся. Занятия всегда должны доставлять удовольствие. Настроение можно считать хорошим, когда уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным - при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен.
Самочувствие - является одним из важных показателей оценки физического состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил), неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое и др.).
Сон - наиболее эффективное средство восстановления работоспособности организма после занятий физическими упражнениями. Сон имеет решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий, крепкий, наступающий сразу - вызывает чувство бодрости, прилив сил. При характеристике сна отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и т.д.).
Аппетит - чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив, он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться. Следовательно, на основании аппетита, студент может судить о соответствии физических нагрузок индивидуальным возможностям организма. Аппетит может быть оценен как хороший, удовлетворительный, пониженный и плохой.
Работоспособность - оценивается как повышенная, нормальная и пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике работоспособность должна увеличиваться.
Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы. Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки. С утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в переутомление, т.е. когда утомление не исчезает на следующее утро после тренировки[8].

 

К объективным показателям самоконтроля относят следующие измерения:

1) пульс - прощупывается тремя пальцами правой руки на левой лучевой артерии до занятия (тренировки);

2) вес – рекомендуется определять ежедневно утром натощак на одних и тех же весах;

3) рост – измеряется с помощью ростомера;

4) сила – (мышц спины) измеряется с помощью станового динамометра;

5) сила – (мышц кисти) измеряется ручным динамометром;

6) ЖЕЛ – определяется с помощью водяного или сухого спирометра;

7) количество повторений в разных упражнениях.

Все эти даны необходимо записывать в дневник самоконтроля, который необходимо вести с целью получения информации о влиянии занятий тяжелой атлетикой на организм занимающегося. Достоверность субъективных оценок переносимости нагрузок повышается при подкреплении их данными объективного самоконтроля. К ним относятся измерение ЧСС в условиях «до» и «после», выполненной нагрузки. В практике используют несколько способов определения допустимой контрольной ЧСС. Самый распространенный способ, это когда из условного числа 220 вычитают возраст занимающегося.

Наибольшую сложность при самоконтроле представляет проведение функциональных проб. Из них наиболее доступна ортостатическая проба (регистрация ЧСС на лучевой артерии в горизонтальном и вертикальном положении). Эта проба дает важную информацию т.к. изменение положения тела в пространстве являются элементами физической деятельности. У здорового человека эта разность не должна превышать 20 ударов/мин., у спортсменов 8 – 12 ударов/мин.

Правильной организации врачебно-педагогического контроля в процессе тренировочных занятий тяжелой атлетикой помогают исследования, проводимые совместно врачом и тренером (преподавателем физического воспитания) с целью оценки воздействия на организм физических нагрузок, определения уровня функциональной готовности. На основании этого происходит совершенствование учебно-тренировочного процесса.

Все занимающиеся должны в обязательном порядке не менее одного раза в год пройти медосмотр перед учебным годом или тренировками. Дополнительно перед спортивными соревнованиями, а также после перенесенных заболеваний и травм. Это необходимо для выявления людей, которым противопоказан тренинг с максимальным мышечным напряжением. Особое внимание необходимо уделять изучению и оценке реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, особенно быстроте восстановления ЧСС после нагрузки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: