I. РУСЬ-РОССИЯ ФЕОДАЛЬНАЯ 7 глава




Западная часть бывшей Руси оказалась включенной в состав Великого княжества Литовского. В XIV в. к Литве отойдёт и Смоленск.

Черниговская, Киевская, Галицко-Волынская и ряд других земель, завоёванных монголами, к XIV в. станут объектом борьбы между Ордой, Польшей и Великим княжеством Литовским.

Относительно малочисленные монголы в Восточной Европе достаточно быстро растворились среди покорённых ими тюркских кочевников половцев. Переняли их язык. Тумены Бату-хана осели в степях, и во главе этих уже территориально-адмнистративных образований встали вчерашние темники. Позднее они будут зваться эмиры.

Удар, нанесённый материальной и духовной культуре Евразии монгольскими завоеваниями был страшен. Нельзя переоценить и трагичные последствия его для Руси, но всё-таки они были меньше того упадка, в который оказались ввергнутыми народы и культуры Средней Азии. Монгольские кочевники уничтожили систему ирригационного земледелия, подорвали экосистемы оазисов и технологии отгонного скотоводства. Экономическая деградация повлекла за собой регресс, из которого Средняя Азия не смогла выбраться до XIX в. Это связано с тем, что в Средней Азии монголы и другие кочевники занимали ту же эколого-хозяйственную нишу. В лесах и перелесках Руси им было дискомфортно. Вот поэтому даже при самом жёстком режиме эксплуатации в русских землях оставался потенциал для того, чтобы не только ликвидировать последствия Батыева нашествия и установления ига, но и для развития.

После Батыева нашествия стремительно сократилось число городов и уменьшилось городское население. В упадок пришли целые отрасли ремесла. Кроме Новгорода и Пскова, на столетие замерло каменное строительство. Сельское население убегало в леса, чтобы там вести подсечно-огневое земледелие. Восстановление и развитие шли крайне медленно из-за постоянного оттока средств в виде дани в Орду. Эти и другие последствия подтверждают справедливость замечания, что Русь, как и вся Восточная Европа, из-за Батыева нашествия и ордынского ига отстали в своём развитии на 200–300 лет.

 

Лекция 5. Русские земли в XIII – XIV вв. Возвышение Москвы.

План.

1. Осмысление ордынского ига в русской политической мысли.

2. Русские земли во второй половине XIII в.

3. Москва: путь к лидерству.

4. Начало освободительного движения в русских землях.

5. Московское княжество на рубеже XIV–XV вв.: между Степью и Литвой.

1. Осмысление ордынского ига в русской политической мысли.

После Батыева нашествия и установления завоевателями режима беспощадной власти на подчиненных землях происходило мучительное осмысление того, что произошло, и того, как жить дальше. Этот процесс занял около четырёх десятилетий. Его результаты наиболее ярко проявились в летописных повестях о нашествии Батыя. Они читаются в Ипатьевской летописи (рассказ о нашествии Батыя восходит к южному галицкому летописному своду 1260-х гг.), в Новгородской первой летописи (рассказ о нашествии сложился в 1270-х гг. в новгородском летописании) и Лаврентьевской летописи (рассказ восходит к владимирскому великокняжескому своду 1281 г.). Несмотря на то, что общий ход событий 1237–1241 гг. в этих летописях представлен по-разному, идеологический и эмоциональный настрой у них одинаков. Летописцы оценивают трагедию как «кару Господню», которая ниспослана за грехи. Под ними понимаются, прежде всего, княжеские усобицы. Монголы в такой трактовке мыслились как «бич Божий». Этому способствовало то, что они в массе своей были язычниками и не несли угрозы Православной церкви. Действительно, монголы адящее относились к церковным иерархам Руси, не облагали церковь данью и налогами. Владимирский епископ Серапион в своих проповедях 1270-х гг. призывал отказаться от «разбоя, грабленья, пьянства, прелюбодейства, скупости, лихвы, обиды, татбы, лжива послушьства, гнева, ярости, злопоминанья, клеветы, резоиманья (ростовщичества)» и приводил в пример монголов, не знающих «закона Божия», но которые «не убивают единоверных своих, ни ограбляют, не обадят (не обвиняют), не поклеплют (не клевещут), не украдут, не зарятся чужого; всяк поганый брата своего не продаст; но кого постигнет беда, то искупят его и на промысел дадут ему; а найденная в торгу проявляют».

2. Русские земли во второй половине XIII в.

Исходя из этих идей, выстраивались перспективы дальнейшего существования Руси. Сначала надо избыть всевозможные грехи, очиститься, стать достойными христианской веры, и лишь затем прикладывать усилия для освобождения от ордынского ига. Подобные мысли позволили без крупных издержек принять власть хана и князьям выстраивать новую архитектуру отношений. После смерти Александра Невского в 1263 г. в Городце (точное место кончины князя неизвестно; популярная сейчас версия о смерти в Федоровском монастыре Городца не имеет обоснования в источниках; вообще Федоровский монастырь упоминается впервые в XVIII в.) развернулась борьба между сыновьями Ярослава Всеволодовича и их племянниками, сыновьями Александра Невского. К 1277 г. победа и политическое лидерство осталось за последними. Из сыновей Ярослава надо выделить Ярослава Тверского: его деятельность определила особое положение Тверского княжества.

Несколько слов надо сказать о Пскове. В 1266 г. там объявился Довмонт, родом из литовских князей. Будучи недовольным великим литовским князем Миндовгом, Довмонт принял участие в его убийстве крупного литовского правителя Миндовга и ушёл в Псков. Там он крестился, и вскоре псковитяне избрали его своим князем. В том же году Довмонт разбил литовское войско на берегу Западной Двины. В 1268 г. Довмонт был призван новгородцами на помощь против ливонских рыцарей и вместе с князем Дмитрием Александровичем и дружинами великого князя Ярослава Ярославича сражался при Раковоре. В 1269 г. великий магистр Ливонского ордена, набрав значительные силы, осадил Псков, но Довмонт отстоял город. Великий магистр, раненый Довмонтом, вынужден был заключить мир. В 1270 г. великий князь Ярослав Ярославич посадил на место Довмонта в Пскове некоего Айгуста, но псковитяне снова возвели в князья Довмонта. В 1282 г. Довмонт, женившийся между тем на Марии, дочери великого князя Дмитрия Александровича, помогал своему тестю в его борьбе с младшим братом Андреем. Довмонт вторгся в Ладогу, вывез оттуда казну Дмитрия Александровича и вернулся к нему в Копорье, но, осаждённый новгородцами, должен был оставить крепость. В 1299 г. ливонские рыцари неожиданно вторглись в Псковскую республику и, опустошив её, осадили город, но были разбиты Довмонтом. Вскоре после этого он заболел и умер.

С 1277 г. началась борьба между Александровичами – Дмитрием Переяславским и Андреем Городецким. Она наложилась на первый острый политический конфликт в Орде. К 1280 г. внутри её обособилась западная часть (Северное Причерноморье, Крым, земли от устья Днепра до устья Дуная). Подчинялась она Ногаю, представителю младшей линии Джучи (Батый и его потомки относились к старшей ветви). Он объявил себя соправителем хана Золотой Орды. Постепенно отношения между Ногаем и теми, кто номинально был ханом, испортились. И долгая борьба завершилась победой Токты (правнука Батыя) и гибелью Ногая в 1299 г. Дальнейшее правление Токты (до 1312 г.) и его племянника Узбека (1312–1341) считается апогеем ордынского правления на Руси.

В период борьбы ханов с Ногаем последнего поддерживал Дмитрий Александрович, а Андрей встал на сторону ханского престола. В итоге Андрей Городецкий одержал верх и стал великим князем, но это была пиррова победа, поскольку неё Андрей вскоре скончался в 1304 г. После этого развернулась борьба между Москвой и Тверью.

3. Москва: путь к лидерству.

Московское княжество к этому времени незаметно набрало силу. Перечень известных предпосылок возвышения Москвы оказывается применимым и к другим политическим образованиям Северо-Восточной Руси. Более того, самым эффективным из всех условий было безопасное расположение Москвы: в глуши лесов на малой (пусть и судоходной) Москве-реке. Никакого выгодного пересечения путей у Москвы не было. Поэтому историки обращают внимание на субъективный (личностный) фактор в истории столицы России. Младший сын Александра Невского – Даниил – получил по завещанию маленький городок – Москва. Впервые она стала центром княжества. На протяжении нескольких десятилетий Даниил Московский, уклонялся от участия в усобицах, если они не сулили приобретений. Зато, пока другие князья воевали друг с другом, он сумел отвоевать в 1300 г. у Рязанского княжества Коломну – ключевой пункт на месте впадения Москвы-реки в Окe, получил по завещанию от бездетного племянника Ивана Дмитриевича Переяславль-Залесский (1302 г.) и включил в состав своих владений Можайск (1303 г.). Именно эти приобретения изменили геостратегическое положение Москвы, выходившей теперь в Оку, граничившей на западе с Литвой, и разделявшей Тверское, Ростовское и Ярославское княжества. Однако смерть Даниила в 1303 г. навсегда должна была перечеркнуть возможность для его детей претендовать на великокняжеский престол, который теперь был во Владимире. Дело в том, что Даниил умер незадолго до того времени, когда он имел бы все основания стать великим князем. По лествиничному праву Даниловичи становились изгоями по отношению к великому столу.

С таким положением вещей не смирился Юрий Данилович. Он вступил в схватку с энергичным тверским князем Михаилом Ярославичем, к которому перешёл владимирский престол. Князь Михаил попытался отобрать у Юрия Переяславль, поскольку на него не распространялась сила завещания, и это княжество оказывалось выморочным. Поэтому оно должно было перейти в удел великого владимирского князя. Москвичи под Переяславлем разбили тверскую рать в 1304 г. На протяжении более десяти лет Юрий сопротивлялся Михаилу. А в 1318 г. Юрий, женившись на сестре хана Узбека – Кончаке, получил от него ярлык на великое княжение. Этим актом хан дал понять, что главным при назначении великого князя является ордынская воля, а традиции престолонаследия уходили на второй план.

Возмущенный Михаил Ярославич отказался подчиняться Юрию и передавать ему дань для Орды. Юрий при помощи отряда ордынского посла и баскака Кавгадыя двинулся против Твери. Московский князь рассчитывал на быструю лёгкую победу и взял с собой в поход жену. Около местечка Бортенево московское войско потерпело сокрушительное поражение от тверичей. Юрий бежал, его жена была пленена, а отряд Кавгадыя препровожден в Тверь. Там Кончака умерла, и Юрий обвинил тверского князя в её отравлении.

В Орде было назначено судебное разбирательство. Осенью 1318 г. на судилище Юрий оклеветал соперника, что он, якобы, будучи великим князем, укрывал ордынскую дань. Михаил обоснованно отверг все обвинения, но ханский суд проигнорировал эти аргументы и приговорил князя к смерти. Михаил погиб 18 ноября 1318 г.

Юрий остался великим князем, но в 1325 г. пал жертвой мести тверского князя Дмитрия Михайловича. Тот зарубил Юрия, встретив его в ханской ставке. Дмитрий Михайлович был позднее казнён по приговору хана Узбека. Последний, действуя по принципу: «Разделяй и властвуй» - после смерти Юрия выдал великокняжеский ярлык Александру Михайловичу Тверскому. Московским князем стал Иван Данилович. Его час пробил двумя годами позже.

В 1327 г. в Тверь прибыл посол и баскак хана Узбека – Чолхан (в русских источниках – Щелкан). Он потребовал от князя освободить терем (Александр вынужден был уехать в загородную резиденцию). Воины Чолхана вели себя, как в завоёванном городе: брали в лавках понравившийся товар, приставали к женщинам, в храмах покушались на оклады икон из драгоценных металлов. Тверичи терпели. Дело решил клич о помощи тверича Дудко, у которого татарин попытался забрать лошадь. Горожане начали громить ордынцев. Чолхан с остатками отряда затворился в княжеском тереме и отбивал атаки тверичей. Прибывший в город князь Александр Михайлович приказал сжечь терем вместе с врагами.

Московский князь Иван Данилович устремился в Орду и предложил свои услуги в деле подавления тверского восстания. Огромное воинство под командованием пяти темников, московского и суздальского князей огнём и мечом прошли по Твери и Тверской земле. Александр бежал в Литву, а позднее его, вернувшегося домой, казнили в Орде.

Безусловно, поступок Ивана Даниловича заслуживает осуждения. Но при любом его действии карательный поход на Тверь состоялся бы, и жертвами бы его стали и другие русские земли.

Уже в 1332 г. Иван Данилович получил из рук Узбека великокняжеский ярлык. Прозвище московского князя Калита связано с мешочком для денег, который привязывался к поясу и назывался калитой. По распространенной версии, из калиты московский князь раздавал милостыню нищим. Однако, исследования показывают, что бережливый князь (в завещании детям он перечислил даже штаны, которые он им оставил) расходовал средства на приобретение земель. Пользуясь великокняжеским положением, Иван Калита, захватывал те или иные спорные деревни, владения. Подсчёты показывают, что площадь Московского княжества в правление Калиты удвоилась, и это без видимых усобиц, войн. В Московском княжестве Иван Данилович создавал условия для привлечения из других земель земледельцев. Именно при нём началось интенсивное земледельческое освоение залесенных пространств вокруг Москвы. Но и в других русских землях великокняжеское правление Калиты воспринималось положительно, поскольку при нём не было ни одного карательного похода или набега. Поскольку эта линия была продолжена его сыновьями, то надо констатировать, что за 25–30 лет в русских землях сформировалось поколение людей, которые не знали кошмаров ордынских набегов, ломавших волю к сопротивлению.

Ради всего этого Иван Данилович чуть ли не ежегодно ездил в Орду, унижался перед Узбеком и его приближёнными, чтобы сохранить ярлык за Москвой. Князь обманывал их, поскольку утаивал часть общерусской дани, которую использовал для решения своих политических задач.

При Калите митрополит перебрался из Владимира в Москву. Благодаря стараниям князя, Москва стала церковной столицей всех русских земель. Из-за этого Иван Данилович препятствовал тому, чтобы митрополитом становились ставленники литовских правителей. Перемещение митрополичьей кафедры в Москву потом сыграет ключевую роль в её дальнейшем возвышении. Кроме того, в то же время началось переосмысление ордынского владычества. Поскольку при Узбеке официальной религией Орды стал ислам, то для христиан Руси ханское господство перестало быть наказанием от Бога. Ислам воспринимался православными иерархами как угроза существованию христианства. Поэтому в настроениях духовенства русских земель происходил отказ от подчинённого сожительства с Ордой в пользу идеи противостояния ей ради сохранения Православия.

В правление Ивана Даниловича Калиты был заложен фундамент дальнейшего роста Москвы как центра русских земель и лидера освободительного движения. В том числе была сокрушена Тверь как соперник за общерусское доминирование. Теперь она стала играть тормозящую роль, поскольку в борьбе с Москвой стала опираться на Великое княжество Литовское. Оно же было заинтересовано в собирании всех земель бывшего Древнерусского государства под своей эгидой. Решать эту проблему довелось уже сыну Ивана Калиты – Симеону Гордому (1340–1353).

Видимо, в правление Симеона Гордого было создано независимое Суздальско-Городецкое (Суздальско-Нижегородское, Нижегородское, Городецко-Нижегородское) княжество. Известно, что на похороны отца Симеон мчался из Нижнего Новгорода, где он был наместником. После Калиты хан Узбек, сохранив за московским князем ярлык на великое княжение, счёл необходимым ослабить Москву. У неё был отобран Нижний Новгород и передан во владение суздальско-городецкому князю Константину Васильевичу. Тем не менее, Симеон Гордый, пользуясь поддержкой Орды, держал под контролем русские земли, противостоял натиску Литвы. Если посмотреть на карту того времени, то видно, что западные рубежи Московского княжества выходят к литовским землям. Литовский князь Гедимин, будучи язычником, имел несколько жён, а потому оставил большое количество сыновей. Они были посажены в большинстве городов.

В 1353 г. Симеон Гордый умер, не оставив наследников. Власть бесконфликтно перешла к его младшему брату Ивану (Красному). Он продолжил политику отца и брата по предотвращению ордынских набегов, защиты границ русских земель от шведов, ливонцев и литовцев. Правда, правил он всего шесть лет. После его смерти власть перешла к девятилетнему сыну Дмитрию. Самостоятельно править пока он не мог. Однако продолжение политической курса Калиты и его сыновей продолжило московское боярство и митрополит Алексий.

Митрополит Алексий был родом из московских бояр Бяконтовых. На митрополичьей кафедре он был вынужден соблюдать не только интересы Православия в русских землях, но и защищать позиции Москвы как лидера объединительного движения. По сути, он возглавил правительство Москвы. Поддержка митрополита, во-многом, обеспечила сохранение великокняжеского ярлыка за малолетним московским князем. Угроза исходила от нижегородско-суздальского князя. Он на тот момент имел все основания для его получения. Митрополит Алексий и бояре Москвы мобилизовали полный арсенал средств: подкуп и военная сила в отношении Нижнего Новгорода, подарки и переговоры в отношении Орды. В конечном итоге, Дмитрий Константинович добровольно отказался от великокняжеского ярлыка в пользу Москвы. Договорённость была скреплена браком Дмитрия Ивановича и Евдокии Дмитриевны, дочери нижегородского князя. Отказ от великого княжения Дмитрия Константиновича влёк за собой невозможность для его детей претендовать на великое княжение. Они не смирились и на протяжении всей жизни боролись за великокняжеский стол.

4. Начало освободительного движения в русских землях.

Орда в это время не могла в полной мере определять положение дел в русских землях. В степях развернулась ожесточённая борьба за власть между многочисленными Чингизидами. Она длилась с конца 1350-х гг. до конца 1370-х гг. и получила название «Великая замятня». Её ожесточённость характеризует следующее обстоятельство: за 20 лет сменилось 25 ханов. Такая «ротация» сопровождалась боевыми столкновениями, убийствами, братскими преступлениями. Частая смена ханов позволяла Москве не выплачивать собираемую с русских земель дань, а, значит, она направлялась на решение насущных политических задач.

При наличии большого числа претендентов на ордынский престол значительно повысилась определяющая роль эмиров. Эта знать формировалась из числа темников, чьи тумены после обоснования монголов в XIII в. осели в степях улуса Джучи. Каждому тумену предназначалась определенная территория. Со временем в среде эмиров сформировался порядок передачи власти по наследству, и каждого из них подчиненныё воины воспринимали как законного правители и целиком подчинялись ему. При такой поддержке эмиры (темники) стали важным фактором в борьбе Чингизидов. Наиболее могущественным и влиятельным эмиром в «Великой замятне» был темник Мамай. К его землям относились Крым и степи Северного Причерноморья.

Борьба в Орде различных группировок приводила к тому, что побеждённые вытеснялись на политико-географическую периферию, в том числе и на границы с русскими землями. Они нападали на русские земли, уводили на невольничьи рынки рабов, чтобы содержать себя. Против таких шаек-отрядов русские князья начали борьбу. С точки зрения ханской власти такое сопротивление было весьма кстати, поскольку русские дружины добивали их противников.

В 1365 г. рязанцы уничтожили татарский отряд. В 1367 г. нижегородские князья расправились с войском Булат-Темира на реке Пьяне. В 1370 г. москвичи не пустили через Оку на свою землю татар.

Эти и подобные им эпизоды имели важнейшее значение в формировании освободительной идеологии и её практики. Как во время Калиты и его детей выросло поколение, не знавшее ужаса ордынского набега, так теперь формировалась плеяда воинов, научившаяся бить ордынцев, используя их тактику.

Важную роль в выработке освободительной идеологии сыграли деятели Православной церкви. Они трактовали иго как власть мусульман над христианами и благославляли борьбу против него. Среди церковных деятелей такого рода надо назвать Сергия Радонежского, митрополита Алексия и епископа нижегородско-суздальского Дионисия. Он, основатель Вознесенского (Печерского) монастыря, стал инициатором создания в Нижнем Новгороде Лаврентьевской летописи. В этом памятнике российского и мирового культурного значения, много внимания отводится Владимиру Мономаху, только там читается его «Поучение детям». Владимир Мономах подавался как пример борьбы с половцами.

Именно непримиримая позиция Дионисия привела к бурным событиям 1374 г. в Нижнем Новгороде. Тогда нижегородцы, отказавшиеся платить дань Орде, пленили отряд ордынского посла Сарай-аки. При дальнейшей попытке его разделить татары попытались освободиться и вступили в вооруженную борьбу с нижегородцами. Летописи отмечают, что Сарай-ака стрелял в Дионисия, но промахнулся, и стрела пронзила подол епископского одеяния. Отряд Сарай-аки был уничтожен.

Ордынская «замятня» позволила Москве укрепить позиции лидера в русских землях и сосредоточить усилия на борьбе с литовским князем Ольгердом, пытавшимся сокрушить соперника. Он трижды (1368, 1370, 1372 гг.) и безуспешно пытался уничтожить Москву. После второй «литовщины» в Москве было решено построить каменную крепость. Именно белокаменный кремль, первый в Северо-Восточной Руси, позволил отбить третье нападение Ольгерда. Его к нападениям подтолкнул тверской князь Михаил Александрович. Пользуясь тем, Ольгерд был его зятем, Михаил всячески натравливал его на Москву. Только Ольгерд имел другие планы, нежели простое устранение соперника Твери.

В ответ на действия тверского князя Дмитрий Иванович организовал общерусский поход на Тверь в 1375 г. Сражения не состоялось, поскольку Михаил Александрович капитулировал. Ему был навязан мирный договор, по которому он обещал более не претендовать на великое княжение, не приводить литовцев и обязывался наделить землями внутри княжества своих родственников. Это событие ярко продемонстрировало значение Москвы.

В том же 1375 г. темник Мамай вышел «из тени» и объявил себя великим ханом. Для того, чтобы в Степи признали его власть, надо было проявить сильным правителем и вернуть в повиновение русские земли. Последнее нужно было для того, чтобы возобновить поступление дани, на которую ранее жила Орда. Тогда же московский князь заявил о прекращении выплаты дани в Орду. Возможно, поводом для этого стало то, что Мамай узурпировал престол Чингизидов.

Для демонстрации своей силы Мамай в 1377 г. бросил войска на Нижний Новгород, который должен был быть наказан за разгром Сарай-аки. Одновременно Нижний Новгород готовился к отражению набега Арапши (Араб-шаха), который прибыл с отрядом из Зауралья. В помощь союзному Нижегородскому княжеству Москва направила свои дружины. В августе 1377 г. нижегородско-московское войско двинулось на юг от Нижнего Новгорода в поисках Арапши (между тем, он уже давно ушёл). Не обнаружив противника, москвичи предложили повернуть вспять. Нижегородцы отказались, и войско разделилось. Теперь уже только нижегородские дружины продолжали поиск. Они потеряли бдительность. В жару металлические доспехи были сложены в обоз. К тому же, нижегородцы в походе злоупотребили алкоголем. В это время отряд Мамая при помощи проводников из мордвы окружал эту толпу. Дождавшись того момента, когда она подошла к реке Пьяне, татары ударили с трёх сторон и прижали нижегородцев к воде. Возникла паника, в ходе которой нижегородцы не смогли пробиться к обозам с оружием и искали спасения в реке. В сутолоке и давке ордынцы легко расправились с нижегородскими дружинами и устремились к беззащитному Нижнему Новгороду. Его жителей, ожидавших возвращения своего воинства, никто не мог предупредить. В самый последний миг нижегородцы на судах, лодках, плотах и подручных средствах переправились через Волгу и перебирались в Городец.

После ухода мамаевых татар в сентябре 1377 г. нижегородскую округу попыталась разграбить мордва. Собрав силы, нижегородцы настигли разбойников у той же Пьяны и разбили. Зимой 1377/1378 гг. в Нижний Новгород пришла московская дружина. С ней соединились нижегородцы. Нижегородско-московская рать прошлась «огнём и мечом» по окрестным землям, заселённым мордвой. В Нижний Новгород был приведён большой полон. Мужчины из него были затравлены собаками на льду Волги. Так Нижний Новгород и Москва ответили за предательское поведение мордвы в августе–сентябре 1377 г.

Последствия пьянской катастрофы для Нижнего Новгорода и Нижегородского княжества были тяжкими. С этого времени Нижний Новгород становится объектом регулярных нападений и набегов ордынцев: собственных сил для их отражения уже не хватало. Последний тезис иллюстрируется тем обстоятельством, что на Куликовском поле в 1380 г. дружинников Нижегородского княжества, союзника Москвы, не было, т.к. на Пьяне они в большинстве своём были вырублены.

Окрылённый этим успехом Мамай в следующем году бросил крупное войско Бегича на Москву. Московский князь выдвинул полки навстречу врагу. Они сошлись с Бегичем на берегах рязанской реки Воже. 11 августа 1378 г. Бегич попытался переправиться на берег, занятый москвичами. Они же перешли в контрнаступление и в упорной схватке опрокинули врага. В сражении погиб Бегич.

После этого Мамай стал готовить масштабный поход на Русь с целью её разорения и подчинения. В случае его успеха история Руси могла бы прекратиться. Поддержку Мамай получал от генуэзских крепостей на побережье Крыма. Итальянский город-республика Генуя, обосновавшись в Причерноморье, стремилась получить доступ к пушнине Северо-Восточной Руси. Поэтому генуэзский город Кафа (совр. Феодосия) предоставил Мамаю большой кредит для найма войск. Вероятно, предполагалось, что расплатой станет получение монополии на пушнину в Восточной Европе после сокрушения Руси.

Для обеих сторон грядущее столкновение должно было стать судьбоносным, и каждая из них готовилась к решающему столкновению. Москва собирала под свои знамёна силы русских земель. Понятно, что её князь по разным причинам не мог рассчитывать на Тверь и Нижний Новгород, Рязань заняла нейтральную позицию. Зато неожиданно поддержку оказали те сыновья Гедимина и Ольгерда, которые исповедывали Православие и княжили в бывших землях Древнерусского государства. Они привели свои дружины. Ещё один сын Ольгерда – Ягайло (ему принадлежала полнота власти в Великом княжестве Литовском) – наоборот, вступил в союз с Мамаем и готовил войска для соединения с ним.

Для упреждения такого усиления противника Дмитрий Иванович вывел войска из Москвы и направил их на юг. Русские дружины дошли до Дона, и Дмитрий Иванович решил перейти на другой его берег. Такой манёвр позволял занять место будущего сражения до соединения Мамая с Ягайло. Последний не успевал подойти вовремя, а затем ему надо было бы форсировать Дон.

О сражении на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. написано много. Поэтому нет необходимости разбирать его ход. Ограничимся общими замечаниями. Подобно Ледовому побоищу, схема Куликовской битвы является реконструкцией, основанной на общих замечаниях, оброненных в источниках. Можно сказать, что Мамай показал себя плохим полководцем. Он не смог распорядиться численным превосходством и другими преимуществами. В частности, он мог бы уничтожить русское войско, расстреляв его из луков на расстоянии. Вместо этого он предпочел быстрый и стремительный удар конницы. Сначала он был направлен на центр противника, чтобы пробить его и провести окружение и уничтожение фланговых полков (изначально провести охват полков правой руки и левой руки ему мешал изрезанный оврагами рельеф места сражения). Таранного удара не получилось – ордынская конница, сметя сторожевой и передовой полки, растеряла пробивную мощь и увязла в большом полку. Тогда Мамай сместил приложение силы на полк левой руки. Здесь ордынцам удалось его рассеять, и они начали проводить излюбленный охват с тыла большого полка и полка правой руки. Тут-то и был приведён в действие засадный полк, предусмотрительно оставленный князем Дмитрием Ивановичем и воеводой Дмитрием Боброком-Волынским. В ту минуту, когда торжествующие ордынцы мчались для удара в тыл противника и сами показали спины, свой удар нанёс небольшой засадный полк. Сработал фактор неожиданности. Ордынцы в панике бросились бежать. У Мамая и его полководцев было достаточно сил и возможностей, чтобы перегруппировать войска и смести противника. Вместо этого Мамай бросил на произвол судьбы своих воинов и устремился в бегство. Оно-то и превратило ордынцев в толпу бегущих мужчин. Русские воины преследовали врага на протяжении нескольких десятков вёрст. Знаменателен факт: Мамая, в степи собравшего всё-таки остатки своего воинства, на Калке (видимо, той самой) разбил его соперник хан Тохтамыш. С небольшим окружением Мамай бежал в Крым, где надеялся ещё раз получить средства для набора новой армии. Однако там он был убит из-за невозвращённого долга.

Московский князь Дмитрий Иванович (позднее за эту битву в российской истории остался как Донской) с триумфом возвратился в Москву. Значение победы было велико: Москва доказала, что является безусловным лидером в деле освобождения от ордынского ига. Для самой московской династии победа позволила установить самостоятельность в деле определения наследника великого князя. Так, незадолго до смерти Дмитрий Донской, никого не спрашивая, утвердил наследником своего сына Василия. Эти и другие знаменательные последствия победы на Куликовском поле не смогла даже перечеркнуть катастрофа 1382 г.

Падение Мамая способствовало тому, что великим ханом стал чингизид Тохтамыш. До этого времени он безуспешно боролся против Мамая. В этой борьбе Тохтамыш получал поддержку от великого правителя, непобедимого и жестокого завоевателя – «железного хромца» Тамерлана (Тимура, Тимур-ленга). Он, утвердившись в Средней Азии, был заинтересован в ордынской «замятне», поскольку восстановление централизованной и единоличной власти в Золотой Орде поставило бы на повестку дня вопрос о возвращении в улус Джучи земель, попавших под эгиду Тамерлана. Помощь Тамерлана не помогла Тохтамышу: он дважды терпел поражения. Но вот после 1380 г. Тохтамыш получил вожделенный ханский престол (ещё одно последствие Куликовской битвы), и первоочередной задачей для него стало возвращение под ханскую власть Москвы. Ведь именно она собирала дань с русских земель и не выплачивала её в Орду.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: