I. РУСЬ-РОССИЯ ФЕОДАЛЬНАЯ 1 глава




Под редакцией А.А. Кузнецова,

А.В. Медведева

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

Нижний Новгород

Издательство Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского

 

УДК 94(47)

ББК 63.3 (2)

И 90

 

 

Авторский коллектив:

А.В. Медведев, д.и.н. (руководитель авторского коллектива, отв. секретарь) – введение, лекции 25-29, А.А. Кузнецов (редактор), д.и.н. – лекции 1-7, А.В. Морохин, к.и.н. – лекция 8, Л.Ю. Варенцова, к.и.н. – лекции 9,10, В.А. Егоров, к.и.н. – 11, 12, 38, Приложение; В.И. Грубов, к.и.н. – лекция 13, В.А. Китаев, д.и.н. – лекции 14, 18-19, 22-23, Д.А. Николаев, к.и.н. – лекция 15, Ф.А. Дроздов, к.и.н. – лекции 16-17, Н.А. Богородицкая, к.и.н. – лекция 20, 21, И.А. Хвостова, к.и.н. – лекция 24, Н.Н. Толстова, к.и.н. – лекции 30, 36, В.А. Сомов, д.и.н. – лекция 31, Е.И. Подрепный, к.и.н. – лекции 32, 33, С.В. Бушуева, к.и.н. – лекция 34, Т.А. Медведева, к.и.н. – лекция 35, О.Ю. Макаров, к.и.н. – лекция 37.

 

В курсе лекций излагается в обобщенном виде два главных составляющих истории Отечества – политическая и социальная история от Киевской Руси до конца ХХ века. Авторы показывают как общие закономерности исторического процесса, так и особенности исторического пути России. При этом они стремятся объективно освещать Отечественную историю. В лекциях проявляется и авторское индивидуальное понимание исторических явлений и их трактовка.

Книга предназначена для учащейся молодежи, студентов высших учебных заведений, преподавателей истории вузов и средней школы и всех интересующихся историей России. Она может быть использована как учебной пособие по учебной дисциплине «История Отечества».

 

 

ББК 63.3 (2)

 

 

© Коллектив авторов

© ННГУ

им. Н.И. Лобачевского

 

Оглавление

 

Введение. 5

 

I. РУСЬ-РОССИЯ ФЕОДАЛЬНАЯ

Лекция 1. Образование Древнерусского государства. 12

Лекция 2. Древняя Русь в XI – начале XII в. 25

Лекция 3. Древняя Русь в эпоху раздробленности. 38

Лекция 4. Древнерусские земли в противостоянии монгольскому нашествию и крестоносной агрессии. 53

Лекция 5. Русские земли в XIII–XIV вв. Возвышение Москвы. 67

Лекция 6. Образование Российского централизованного государства 80

Лекция 7. Россия в XVI в. 100

Лекция 8. Смутное время в России в начале XVII в. 114

Лекция 9. Политическое и социально-экономическое развитие России

в XVII в. 130

Лекция 10. Раскол русской православной церкви и его последствия. 146

Лекция 11. Россия в эпоху Петра Великого. 155

Лекция 12. Дворянская империя в России в XVIII в. после Петра I (эпоха дворцовых переворотов). 185

Лекция 13. Российская империя в правление Екатерины Великой 221

Лекция 14. Общественная мысль и общественное движение (вторая половина XVIII в.)

Лекция 15. Отечественная война 1812 года. 243

Лекция № 16–17. Российская империя в первой половине XIX в. 257

Лекция 18–19. Общественно-политическая мысль и общественное движение

(первая половина XIX века). 303

II. РОССИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ

Лекция 20. Внутренняя политика России в 1860 – конец 1890-х гг. Реформы и контрреформы. 329

Лекция 21. Социально-экономическое развитие России в 1861–1917 гг. 348

Лекция 22–23. Общественная мысль и общественное движение (вторая

половина 1850-х–1880-е гг.). 372

Лекция 24. Появление и организационное оформление политических

партий в России в начале ХХ века. 400

Лекция 25. Первая русская революция 1905-1907 гг. 421

Лекция 26. Россия в годы первой мировой войны. Отношения классов

и партий к войне. Февральская революция. 440

Лекция 27. Россия в период от Февраля к Октябрю 1917 года. Борьба

за пути общественного развития. 457

III. РОССИЯ СОВЕТСКАЯ

Лекция 28. Великая Октябрьская социалистическая революция. 472

Лекция 29. Россия в годы гражданской войны и иностранной

военной интервенции. Борьба классов и партий. 486

Лекция 30. Новая экономическая политика. Внутрипартийная борьба

за власть и пути общественного развития в 1920-е гг. 506

Лекция 31. Политические и социально-экономические перемены в СССР в

1930-е гг. Утверждение раннего государственного социализма. 526

Лекция 32. Советский Союз накануне Великой Отечественной войны.

1938 – июнь 1941 г. 545

Лекция 33. Государство, партия и народ в годы Великой

Отечественной войны. 564

Лекция 34. Советский Союз в послевоенные годы: политическое

и социальное развитие. 1945–1953 гг. 583

Лекция 35. СССР в 1953–1964 гг.: рождение и крах политической

«оттепели». 602

Лекция 36. Советское общество и политическая система СССР.

1964–1985 гг. 620

Лекция 37. Перестройка: политическая и социальная история.

Развал Советского Союза. 1985–1991. 639

IV. После СССР

 

Лекция 38. Либеральные реформы в России в 1990-е гг. и их последствия. 656

Приложение. 685

 

ВВЕДЕНИЕ

Студенты естественных факультетов после школы вновь изучают Историю или Историю Отечества. Почему в вузах изучается история? – Студенты – уже взрослые люди, способные осваивать историю на более высоком, чем в школе теоретическом уровне. Историческая наука имеет три основные функции – познавательную, воспитательную и прогностическую. История, давая знания о прошлом, является базой для других общественных наук и вместе с ними формирует мировоззрение каждого человека и общества. «История для народа тоже, что библия для христиан», – отметил А.С. Пушкин. Знание истории России, огромной, сложной, драматической, побед и поражений народа способствует формированию личности как патриота и гражданина своей страны. На прошлом стоит настоящее и обеспечивается будущее. Изучение истории дает возможность понимать процессы современности и прогнозировать будущее общества и государства.

«История – наставница жизни», утверждали древние. Но в действительности дело обстоит не столь просто. К сожалению, люди, общественные и государственные деятели в пылу амбиций, страстей, политической борьбы не учитывают уроки истории. «История ничему не учит», – заметил немецкий философ Г. Гегель. «История проучивает за невежество и пренебрежение ею», – как бы подправил Гегеля русский историк В.О. Ключевский.

Студентам следует учитывать, что и сама историческая наука прошла длительный путь развития. Трактовки истории зависят от уровня накопленных знаний, от политической конъюнктуры своего времени, от социальной принадлежности авторов. Историю исторической науки изучает историография. В XVIII–ХIX вв. господствовала дворянская историография. Историки В.Н. Татищев, М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин, М.П. Погодин, Н.Г. Устрялов трактовали исторический процесс так, что он закономерно привел к утверждению самодержавия, обосновывали право дворян на господство в сословной системе, необходимость сохранения крепостного права. С середины XIX в. появляется либеральная, буржуазная историография, которая освещала историю с точки зрения необходимости капиталистического развития России. Крупные историки С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, П.Н. Милюков и др. указывали на негативные стороны истории самодержавного режима, подводили к выводу о необходимости либеральных реформ.

В конце XIX – начале ХХ вв. появилась марксистская историография, освещающая историю с точки зрения пролетариата и необходимости социальной революции. Г.В. Плеханов, В.И. Ленин обращались к истории России, характеризуя состояние российского общества, писали работы по истории общественно-политической мысли, политических партий. Еще до 1917 г. были написаны труды по Отечественной истории первых профессиональных историков-марксистов М.Н. Покровского и Н.А. Рожкова. В советское время трудились тысячи историков. Советская историография внесла огромный вклад в изучение отечественной истории, хотя в ней проявлялись своя конъюнктура и свой догматизм. После развала СССР возродились дореволюционные концепции, тогда иностранные журналисты едко шутили: «Россия – страна с непредсказуемым прошлым». В работах постсоветского периода существуют в трактовке Истории Отечества различные концепции – от монархических до марксистских. Поэтому изучающие историю должны учитывать, когда, кем, в русле какой концепции написан тот или иной труд.

Можно ли считать историю наукой, если в ней меняются концепции, оценки исторического процесса? Даже среди историков одного направлению идут дискуссии. Так обстоит дело и во всех общественных науках. В.И. Ленин однажды заметил, что и математические аксиомы опровергались бы, если бы затрагивали интересы людей. Но в исторической науке все более накапливается исторических фактов, существует и определенная преемственность в освещении истории, наконец, постепенно утверждаются общепринятые оценки. Например, в XIX – начале XX вв. шел спор – был ли в России феодализм или она имела особый общественный строй. Но после появления в начале ХХ века работ Н.П. Павлова-Сильванского о русском феодализме с его особенностями вопрос был закрыт, сейчас никто не оспаривает, что Россия прошла стадию феодального развития.

История – сложное многоплановое явление. Можно рассматривать и выделять этническую, экономическую, социальную, политическую, культурную составляющие истории. В настоящем курсе лекций рассматривают два важнейших аспекта отечественной истории – социальная и политическая история, другие аспекты рассматриваются по мере надобности для раскрытия двух указанный направлений. Социальная история – это история общества, классов, сословий, социальных групп, их возникновения, развития, исчезновения. Политическая история – это история борьбы и сотрудничества классов, борьбы за власть различных политических сил и история политических институтов – государства, общественных организаций, политических партий и др. субъектов.

Студент должен учиться анализу исторических событий, делать обобщения и выводы. Как минимум, выявлять причинно-следственные связи: как и почему возникло историческое явление, как оно развивалось, какие прошло этапы развития, каковы его последствия. Для теоретического анализа необходимо выявлять проявление в каждом процессе общеисторических закономерностей и особенностей их в России. Теоретический анализ основывается на методологии исторического исследования. Методология – это концепция исторического процесса, которая определяет главные принципы исследования. Методологии используются разные, ныне идет борьба между их приверженцами.

В настоящем учебном пособии используются большинством авторов два дополняющих друг друга метода – формационный и цивилизационный. Формационный подход разработан марксизмом. Он характеризует исторический процесс как последовательную смену общественно-экономических формаций – первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Социализм К. Маркс и Ф. Энгельс считали первой фазой коммунизма. Сейчас многие марксисты считают социализм особой формацией. В ХХ в. начался процесс перехода к реальному социализму в России и в других странах мира, приторможенный в связи с поражением социализма в СССР и Восточной Европе. Но общественно-исторический процесс не идет постоянно по прямой, восходящей линии, он движется по спирали, то поднимаясь, то опускаясь вниз. Да и спираль получается ломаная, т.к. в ней проявляются свои циклы развития. Можно ли остановить формационный процесс? – Нет, конечно, это процесс объективный. Как отметил К. Маркс, «крот истории неуклонно роет свои ходы»…

Каждой формации соответствует свой способ производства. Он определяется собственностью на землю и другие средства производства. В первобытном обществе эта собственность была коллективной, был общий труд и коллективное потребление в родовой общине. В рабовладельческом обществе раб – собственность господина, все произведенное рабом принадлежит владельцу. В феодальном обществе земля принадлежит феодалу с прикрепленными к ней крестьянами, последние отдают господину часть произведенного продукта (оброк) или отрабатывают барщину. При капитализме владелец средств производства эксплуатирует труд рабочих, получая прибавочную стоимость и свой доход. При социализме средства производства принадлежат всему обществу (государству) или трудовым коллективам. Произведенный продукт распределяется между членами общества по труду каждого и через общественные фонды потребления для всех нуждающихся в социальных услугах (в образовании, в здравоохранении, в физической культуре, в спорте).

Характер собственности определяет производственные отношения (организацию управления, характер труда, распределение произведенного продукта) и через них экономические отношения в целом. Экономика, производство материальных благ – базис общества, она определяет отношения в надстройке общества – в государстве, в политике, идеологии, культуре, морали. Но и настройка влияет на экономику, особенно государство с его экономической политикой.

Следует учитывать, что в чистом виде формаций не бывает. В каждой из них есть различные общественно-экономические уклады – господствующий при данном строе, сохранившиеся от предыдущей формации, нарождающийся новый. Так, в Киевской Руси сосуществовали преобладающий общинный, небольшой рабовладельческий и господствующий феодальный уклады. В России в начале ХХ в. имелись господствующий монополистический капитал, частнохозяйственный и мелкобуржуазный уклады капитализма, полуфеодализм в Средней Азии и на Кавказе, патриархальные отношения в крестьянской общине и у малых народов Севера и Сибири. Отсюда и сложная социальная структура общества.

Источники развития общества выявляет метод диалектического (исторического) материализма. Он выясняет противоречия общества и их разрешение. Главными являются противоречия между производительными силами (это люди и средства производства) и производственными отношениями, а также антагонистические (непримиримые) – между классами эксплуататоров и эксплуатируемых. После утверждения нового строя развитие идет постепенным, эволюционным путем. Со временем общественные противоречия обостряются до крайних пределов, тогда возникают революционные ситуации и происходят социальные революции, коренным образом меняющие отношения собственности и общественный строй в целом. Но в обществе идет постоянная борьба между старым и новым. Свергнутые классы сопротивляются, нередко при помощи внешних сил осуществляют контрреволюцию, восстанавливают прежние отношения. Но, как показал П.А. Кропоткин, крупный ученый и теоретик анархизма, ни одна контрреволюция не в состоянии уничтожить все завоевания революции. А революции повторяются вновь и вновь, пока не закрепят новый общественный строй.

В историческом процессе проявляют себя объективные и субъективные факторы. Объективные не зависят от воли людей. Это – природно-климатические; геополитические (соседние народы, характер отношений с ними, место и роль в мировом сообществе); демографические (численность, плотность населения); способ производства, развитие производительных сил. Субъективные – цивилизации и этнические особенности народа; господствующая идеология; деятельность государственных руководителей, вождей, выдающихся личностей, политических партий и общественных организаций.

Надо иметь в виду, что каждый человек – плод общественных отношений своего времени. Выдающиеся личности – герои, вожди, государственные руководители могут ускорить или притормозить развитие общества, но, как отмечал Г.В. Плеханов, никакая личность не может изменять объективные процессы, например, развитие производительных сил. Великим становится тот исторический деятель, который действует в русле прогрессивных тенденций. Так, великим государем проявил себя Иван III, объединивший большинство русских земель вокруг Москвы, и ничтожным показал себя Николай II, пытавшийся сохранить свою неограниченную власть, когда самодержавие себя изжило.

Цивилизационный метод связан с изучением цивилизаций и их ролив истории. Цивилизации возникают на обломках первобытнообщинного строя. Они складываются у отдельных народов или их групп под воздействием географических, природно-климатических факторов, господствующих религий, во взаимодействии с другими народами и цивилизациями. В цивилизациях складываются свои обычаи, традиции, социальная психология (менталитет) народов, влияющие на их поведение, общественные отношения, на государство, в целом – на их исторический путь. Отдельные историки считают, что главным в изучении истории является изучение цивилизаций. Но при этом трудно выяснить источники развития цивилизаций. Очевидно также, что все народы прошли через различные формации, хотя отдельные народы как «перепрыгивали» через некоторые формации. Славяне и германцы от первобытнообщинного строя перешли сразу в феодализм, некоторые народы от первобытности и патриархальности шагнули сразу в капитализм, а отдельные – в социализм. По нашему мнению, формационный метод надо дополнять цивилизационным, выясняя особенности различных народов и их исторического пути. Вся народа идут движутся в одном направлении, но своими, особенными путями.

Для России цивилизационный подход выливается в евразийскую концепцию Отечественной истории. Если отбросить крайности ее последователей, то следует учитывать, что русский народ складывался на огромный пространствах Евразии – от Вислы и Карпат до Тихого океана, ассимилировал часть финно-угров и кочевников, с другими народами сожительствовал, испытывал влияние Запада и Востока, нечто от них воспринимал. У русского и других народов России до 1917 г. сохранялась крестьянская община с ее традициями, у нас господствовало православие, проповедующее приоритет духовных ценностей над материальными. Все это влияло на российское общество и государство, определяло специфику евразийского исторического пути России.

Особое внимание в истории уделяется изучению государства, которое сплачивает общество и руководит им. Государство возникает при разложении первобытнообщинного строя и связано с возникновением классов. В классовом обществе оно защищает интересы господствующих классов и подавляет сопротивление угнетенных и эксплуатируемых классов. Вместе с тем государство есть форма, в которой развивается общество, оно обеспечивает общенациональные интересы, защищает народ в борьбе с другими народами за место под солнцем. Государство состоит из органов насилия и управления, включая чиновников, армию, полицию. По содержанию и характеру оно может быть рабовладельческим, феодальным, буржуазным, социалистическим. По форме – монархией (или диктатурой одного властителя), олигархией (властью немногих) и республикой (властью народа).

Государственный аппарат связан с обществом, но имеет относительную самостоятельность. У чиновников есть свои специфические интересы, они стремятся использовать власть для личного обогащения. Отсюда коррупция в госаппарате. Самостоятельность партийного и государственного аппарата в Советском Союзе, стремление чиновников выйти из-под контроля партии и народа, сохранить свои привилегии и присвоить общенародное достояние стало одной из причин крушения социализма в СССР.

Методологическое значение имеет периодизация истории. Общественное развитие Отечества прошло через следующие периоды.

– VI–VIII вв. – процесс разложения родоплеменного строя восточных славян, выделение элементов будущих господствующих сословий феодализма – родоплеменной знати, князей, дружин.

- IX в. – 1861 г. – феодализм. В Киевской Руси IX-XI вв. – ранний феодализм. XII-XVII вв. – зрелый (развитой) феодализм. Феодальные отношение победили в период феодальной раздробленности, а окончательно утвердились в централизованном Российском государстве. Тогда же оформилась сословная система. XVIII в. – 1861 г. – поздний феодализм, расцвет и кризис крепостнической системы.

- 1861 – октябрь 1917 г. – капитализм, который в начале ХХ в. перешел на стадию империализма, господства монополий.

- Октябрь 1917 г. – 1991 г. – социализм. До середины 1030-х гг. был переходный период к социализму, затем утвердился государственный, ранний социализм.

- С 1991 г. – реставрация капитализма, его утверждение к началу 2000-х гг.

Периодизация государства не совсем совпадает с периодизацией общества.

- VI–VIII вв. – военная демократия, появление протогосударств (княжество Кия, Русский каганат и др.).

- IX в. – февраль 1917 г. – феодальное государство. IX–XI вв. – раннефеодальная монархия. XII–XV вв. – феодальная раздробленность. С конца XV–XVII – сословно-представительная монархия. С конца ХVII в. по апрель 1906 г. – абсолютная монархия, дворянская империя. С появлением Государственной думы – начало перерастания дворянской монархии в буржуазную.

- Февраль – октябрь 1917 г. – буржуазная республика при наличии двух властей – Временного правительства и Советов.

- Октябрь 1917 г. – 1993 г. – советское государство. Вначале – отдельные советские республики, с декабря 1923 г. – Советский Союз. В декабре 1991 г. – распад СССР, самостоятельность РСФСР как отдельной республики. С июня 1991 г. появление в России президентской власти, чужеродной Советам.

- С 12 декабря 1993 г. – буржуазной государство – Российская Федерация – в форме авторитарной президентской республики.

Методология изучения истории требует реализации важнейших принципов – объективности, историзма и социального подходя к историческим явлениям.

- Принцип объективности требует изучения совокупности исторических фактов с учетом выявления их достоверности, их непредвзятого анализа без умалчивания о «неудобных» для избранной концепции фактах и тем более – без их фальсификации. К нему надо отнести признание объективных законов общественного развития.

- Принцип историзма предполагает изучение исторических явлений в их развитии, сопоставление этих явлений с другими и учет конкретного исторического опыта. В последнем случае надо, с одной стороны, судить историю с учетом условий, сознания общества изучаемого времени, с другой – с учетом исторического опыта, накопленного в процессе этого явления и последующего времени.

- Принцип социального подхода предусматривает изучение социальной структуры общества, положения классов и сословий, их интересов в экономике, политике, духовной и культурной сферах. Социальный анализ помогает выяснить сущность общественных процессов, цели и мотивы поведения субъектов истории.

Конкретные методы исследования профессиональные историки используют самые разнообразные – логический – анализ, синтез, сравнительно-исторический, ретроспективный (углубление от современности в глубину истории), проблемно-хронологический, системный, математический и статистический (для обработки цифровых данных) и др.

Кратко об источниках исторической науки. Это памятники материальной культуры (сохранившиеся и открытые археологами здания, дворцы, крепости, орудия войны и охоты, предметы труда, культуры и т.д.), устного народного творчества (эпос, былины, предания, сказки, песни). Огромное значение имеют письменные источники – государственного, общественного, личного происхождения, периодическая печать и др. Их поток нарастал с каждым веком, а последние века два дали такое огромное количество письменных источников, что осмысливать их может только вся корпорация историков. В отношении источников надо помнить два главных правила: 1) стремиться изучить всю совокупность источников (по крайней мере доступных) и 2) критически подходить к каждому источнику, сопоставлять его с другими источниками и выяснять кто, когда, в каком обществе составил этот письменный памятник.

Таким образом, исторические наука не дает понятные всем и простые представления об историческом процессе, проблемах современности. Но в этом и особая привлекательность, тайна истории, которую нельзя взять приступом в короткий срок. Пожелаем студентам приложить максимум творчества и усилий при изучении истории Отечества в вузе и сохранения интереса к ней в дальнейшем.

Лекции написаны преподавателями бывшего исторического факультета ННГУ, теперь – Института международных отношений и мировой истории. Формирование авторского коллектива проходило по принципу: исследователь, специализирующийся на изучении научной проблемы, пишет лекцию на эту же тему. Сознательно была опущена тема боевых действий в годы Великой Отечественной войны. Предполагается, что этой проблематике будет посвящен отдельный курс лекций. В курсе лекций сохранен индивидуальный стиль авторов и их оценки исторических явлений.

 

I. РУСЬ-РОССИЯ ФЕОДАЛЬНАЯ

Лекция 1. Образование Древнерусского государства.

План.

1.Народы Восточной Европы в I-м тысячелетии новой эры.

2. Начало древнерусского политогенеза: импульсы, факторы и противоречия.

3.Складывание Древнерусского государства.

 

1.Народы Восточной Европы в I-м тысячелетии новой эры.

На той части территории Евразии, где расположена ныне Российская Федерация, до конца первого тысячелетия нашей эры возникали, развивались (и, порой, угасали) различные государственные образования: один из древнейших городов мира и самый древний город России является Дербент, античные города в Северном и Восточном Причерноморье, Абхазская государственность, охватывавшая и часть нынешнего российского Северного Кавказа, готская держава Германариха, Восточный тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария и др. Их традиции так или иначе воплотились в здании Российской государственности, которая, как государства Украины и Беларуси, ведет свою генеалогию от Древнерусского государства.

Оно в самой своей основе было полиэтничным и развивалось под влиянием многих культурных импульсов. Подтверждает это и Повесть временных лет (ПВЛ), составленная из текстов разной древности в начале XII в. в Киево-Печерском монастыре. Данный летописный памятник – уникальный и самый полный источник сведений по событийной и политической истории Древней Руси до начала XII в.

Привычное видение Древнерусского государства как исключительно восточнославянского по этнической природе не отвечает историческим источникам. Наряду с восточнославянскими племенами активными участниками политогенеза надо назвать финно-угорские племена чуди, веси, води, ижоры, карелов; балтские племена ятвягов и голяди, проживавших на Побужье и на территории нынешней Смоленской области; на юге будущей Руси проживали потомки ираноязычных народов скифов, сарматов – ясы (аланы), которые впоследствии приняли участие в этногенезе современных осетин; несомненно влияние на государствообразование со стороны тюрок Восточной Европы – хазар, булгар, печенегов и др.; с юго-востока Балтики с IX в. проникали скандинавы-викинги (шведы, норвежцы и датчане).

Время проникновения в Восточную Европу разных народов, участвовавших в созидании древнерусской государственности, различно. Древнейшими обитателями на севере Восточной Европы следует признать финно-угров, чьими основными занятиями были охота, рыболовство, бортничество, примитивное земледелие и собирательство. На юге грядущей Руси старожилами были ираноязычные (скифы, сарматы, ясы) и тюркские племена, которые были кочевыми скотоводами. Исключение здесь составляли хазары, которые еще в VII в. создали своё государство на Нижней Волге, которое в науке называется каганат. Хазарский каганат активно распространял свою власть на окрестные племена и народы, желая получать с них дань. Так, в VIII–IX вв. хазары взимали дань со славянских племен вятичей (Среднее и Верхнее Поочье), радимичей, северян и полян (Среднее Поднепровье). В связи с последними ПВЛ приводит легенду, что на требования хазар поляне отдали дань обоюдоострыми мечами, что было истолковано старейшинами хазар как пророчество господства полян над хазарами, вооруженными саблями. Давление хазар на кочевых соседей было таково, что орда булгар разделилась на три части. Одна из них под руководством хана Аспаруха ушла на Балканы, где подчинила себе славян, дав им свое имя – болгары. Другая группа булгар осталась на Северном Кавказе, дав начало современному балкарскому народу. И еще третий массив булгар в конце VII в. ушёл на север и обосновался на Средней Волге и Нижней Каме. Так возникло государство, называемое историками Волжской Булгарией. Для успешного противостояния хазарам булгары установили дипломатические отношения с Хорезмом в Средней Азии. Оттуда в VIII в. в Волжскую Булгарию пришел ислам. Она стала первым государством в Восточной Европе, официально принявшим ислам. Таким образом, Хазарский каганат, где свободно уживались поклонники тюркских языческих культов, ислама, христианства и иудаизма, оказался «зажатым» между двумя мусульманскими государствами – Булгарией и Хорезмом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: