Для всех грузов, перерабатываемых на грузовой станции (грузовой рай-он, ПП № 1, ПП № 2), необходимо выбрать рациональные типы подвижного со-става. Тип подвижного состава выбирают в соответствии с характеристикой груза и Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом [4].
Грузовые вагоны магистрального железнодорожного транспорта подразделяют на универсальные и специализированные [7, 27, 31, 37].
К универсальным относятся вагоны основных типов, предназначенные для перевозки широкой номенклатуры разных по своим свойствам грузов.
К ним относятся крытые вагоны, оборудованные дверями и люками, предназначенные для транспортировки тарно-упаковочных и высокоценных грузов, а также для обеспечения сохранности перевозимого груза в неблагоприятных метеоусловиях, защиты от механических повреждений и кражи; полу-вагоны в стандартной комплектации оборудованы дверями и люками, пред назначены для перевозки навалочных грузов (руда, уголь, флюсы, лесоматериалы и т. п.), а также различных машин и других грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков; платформы, имеющие, как правило, откидные борта и настил пола и предназначенные для перевозки длинномерных, громоздких, штучных грузов, контейнеров, оборудования и других грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков.
К специализированным относят вагоны разных типов (транспортеры, лесовозы, думпкары, глуходонные полувагоны, щеповозы, фитинговые платформы, вагоны-хопперы и т. д.), имеющие специальную конструкцию, предназначенные для перевозки одной или нескольких групп грузов, близких по своим свойствам и предъявляющих особые требования к условиям перевозки, погрузки и выгрузки, имеющие особые формы кузова, устройства, оборудования и приспособления.
Для грузов грузового района необходимо выбрать вагоны для перевозки грузов (без расчетов). Характеристики грузовых вагонов приведены в справочнике [7].
Для грузов железнодорожных путей необщего пользования необходимо выбрать 2−3 варианта перевозки:
– перевозка грузов в вагонах одного типа с разными характеристиками;
– перевозка груза в вагонах разных типов, если это возможно для данного груза;
– перевозка груза навалом или насыпью.
Сравнение типа подвижного состава осуществляется на основании технических и эксплуатационных показателей использования вагонного парка, которые необходимо определить по каждому варианту перевозки.
Технические и эксплуатационные показатели использования вагонного парка:
− технический коэффициент тары
P |
т |
где q т– масса тары, т;
Р гп– грузоподъемность вагона, т.
Грузоподъемность вагона − максимально допустимая конструкцией вагона грузовая загрузка, установленная Федеральным органом исполнитель-ной власти в области железнодорожного транспорта для полного обеспечения безопасности движения поездов [25, 37].
− погрузочный коэффициент тары
, (1.3)
где Р тех– техническая норма загрузки вагона, т [11, 33].
На основании расчетов сделаем выбор подвижного состава для нашего подъездного пути, с учетом, что на каждый подъездной путь по два типа вагонов.
Результаты расчетов приводятся в таблице 1.2, а характеристики выбранного подвижного состава в таблице 1.3.
Выбор рационального подвижного состава для перевозки зерна:
Хоппер для зерна модель 19-9549-01:
Технический коэффициент тары:
Погрузочный коэффициент тары:
Хоппер для зерна модель 19-9549-01:
Технический коэффицент тары:
Погрузочный коэффициент тары:
Таблица 1.2– Выбор подвижного состава для перевозки груза
Наименование груза | Тип вагона | V полн, м3 | q т, т | Р гп, т | Р тех, т |
![]() |
![]() |
Зерно | В-Х 19-6870 | 23,8 | 0,3132 | 0,3132 | |||
В-Х 19-9549-01 | 23,0 | 0,3026 | 0,3026 | ||||
Цемент | В-Х 19-758 | 18,6 | 0,2583 | 0,2583 | |||
В-Х 19-7075 | 0,2568 | 0,2568 | |||||
Щебень | ПВ 12-9790 | 0,3428 | 0,3428 | ||||
ПВ 12-9911-01 | 0,3239 | 0,3239 | |||||
Нефть | ЦС 15-5157-05 | 0,3699 | 0,3699 | ||||
ЦС 15-9970 | 27,5 | 0,4157 | 0,4157 |
Таблица 1.3 – Технико-эксплуатационная характеристика выбранного подвижного состава
Наименование груза или вид отправки | Тип вагона | Модель | Грузо- подъем-ность, т | Масса тары, т | Объем кузова, м3 | Длина вагона по осям автосцепок, м |
ТШГ | КР | 11-274 | 64,0 | 30,0 | 14,73 | |
КТК | ПЛ (Ф) | 13-4117 | 72,0 | 20,6 | - | 19,72 |
Тяжеловесные грузы | ПЛ | 13-4085 | 72,0 | - | 14,62 | |
Зерно | В-Х | 19-9549-01 | 14,72 | |||
Цемент | В-Х | 19-7075 | 11,92 | |||
Щебень | ПВ | 12-9911-01 | 13,92 | |||
Нефть | ЦС | 15-5157-05 | 12,02 |