ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Определение этого структурного компонента возраста было дано последователями и учениками Л.С.Выготского. Представление о том, что деятельности человека не являются рядоположенными, что в их общей массе следует выделять деяте­льность ведущую — не столько по отношению к другим деятельностям, сколько по отношению к психическому, личностному развитию, к формированию тех или иных: психологических новообразований, т. е. деятельность, в ходе которой собственно и происходит ее интериоризация (преобразование практических внешних предметных действий в умственные действия), содержалось уже в работах Л.С.Выготского [13]. В трудах Л.И.Божович, Д.Б.Эльконина и др. было по­казано, что в основе познавательного развития ребенка, в основе развития его личности лежит непосредственная практическая деятельность. По мнению этих авторов, именно понятие «деятельности» подчеркивает связь са­мого субъекта с окружающей его действительностью. В этом контексте процесс развития рассматривался как самодвижение субъекта благодаря его деятельности с предметами, а факторы наследственности и среды вы­ступали как условия, которые определяют не суть про­цесса развития, а лишь различные его вариации в преде­лах нормы [11].

Введение понятия «деятельность» переворачивает всю проблему развития, обращая ее на субъекта. По его словам, процесс форми­рования функциональных систем есть процесс, который производит сам субъект. Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития ребенка не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осущест­влена, зависит процесс самого развития [14].

Определение ведущего типа деятельности в отечественную психологию было введено А.Н.Леонтьевым. Он определил и основные характеристики этого понятия. Признаком ведущей деятель­ности не являются чисто количественные показатели. Ведущая деятельность, это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе разви­тия, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Ведущей деятельностью является такая деяте­льность ребенка, которая характеризуется тремя признаками.

Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются дру­гие, новые виды деятельности. Так, например, обучение в более тесном значении этого слова, впервые появляю­щееся уже в дошкольном детстве, прежде возникает в иг­ре, т. е. именно в ведущей на данной стадии развития де­ятельности. Ребенок начинает учиться, играя.

Во-вторых, ведущая деятельность, это такая деяте­льность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. Так, например, в игре впервые формируются процессы активного воображе­ния ребенка, в учении — процессы отвлеченного мышле­ния.

Из этого не следует, что формирование или пере­стройка всех психических процессов происходит только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются не непо­средственно в самой ведущей деятельности, но и в дру­гих видах деятельности, генетически с ней связанных. Так, например, процессы абстрагирования и обобщения цвета формируются в дошкольном возрасте не в самой игре, а в рисовании, цветной аппликации и т. д., т. е. в тех видах деятельности, которые лишь в своем истоке связаны с игровой деятельностью.

В-третьих, ведущая деятельность, это такая деяте­льность, от которой ближайшим образом зависят на­блюдаемые в данный период развития основные психо­логические изменения личности ребенка. Так, напри­мер, ребенок-дошкольник именно в игре осваивает общественные функции и соответствующие нормы по­ведения людей («что делает на заводе директор, инже­нер, рабочий»), а это является весьма важным моментом формирования его личности. Таким образом, ведущая деятельность, это такая деятельность, развитие кото­рой обусловливает главнейшие изменения в психиче­ских процессах и психологических особенностях лично­сти ребенка на данной стадии его развития.

А.Н.Леонтьев углубил идеи Л.С.Выготского о веду­щем типе деятельности, дал определение этого понятия, показал, что содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка, а также охарактеризовал механизм смены видов деятельности. Этот механизм, по мнению А.Н.Леонтьева, проявляется в том, что в ходе развития прежнее место, занимаемое ребенком в окру­жающем его мире человеческих отношений, начинает осознаваться им как несоответствующее его возможно­стям, и он стремится его изменить. Возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его воз­можностями, уже определившими этот образ жизни. В соответствии с этим его деятельность перестраивается. Тем самым совершается переход к новой стадии разви­тия его психической жизни [10].

В современной отечественной психологии роль веду­щей деятельности в развитии личности в онтогенезе по­дробно рассматривается в трудах Д.И.Фельдштейна. По мнению Д.И.Фельдштейна, закономерная смена ве­дущих типов деятельности задает общие границы перио­дов психического развития ребенка, его становления как личности.

Типы ведущей деятельности так же мало зависят от воли ребенка, как, например, язык, которым он владеет. Это чисто социальные (точнее, социаль­но-психологические) образования. Причем они имеют вполне конкретный исторический характер, так как дет­ство и его периодизация представляют исторически обу­словленный, конкретно-социальный феномен; меняю­щийся в разные социально-экономические эпохи, в раз­ных обществах.

В связи с этим, психо­логия развития изучает условия и конкретные механиз­мы превращения объективной структуры ведущего типа деятельности в формы субъективной активности ребен­ка, определяя закономерности формирования у него определенных потребностей, мотивов, эмоций, соответ­ствующего отношения к людям и к предметам деятель­ности.

В целом деятельность, ее развитие характеризуются двояко: с одной стороны, весь процесс развития, смены ведущих деятельностей может и должен быть описан как самодвижение, как процесс, подчиняющийся своей им­манентной логике, т. е. как собственно психологиче­ский процесс, а с другой стороны, практически мы име­ем дело с организуемой деятельностью, которая создает условия для развития человека как личности. Организо­ванная обществом деятельность дает ту схему, в которой формируются отношения, потребности ребенка, его со­знания, самосознания. Итак, саморазвитие — оно же развитие через задаваемые извне формы деятельности [13].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: