ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Л.С.ВЫГОТСКОГО




Л.С.Выготский разрабо­тал концепцию, в которой рассматривал возрастное раз­витие как диалектический процесс. Эволюционные эта­пы постепенных изменений в этом процессе чередуются с эпохами революционного развития — возрастными кризисами. Психическое развитие осуществляется по­средством смены стабильных и критических периодов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в критиче­ском возрасте. Л.С.Выготский описал следующие воз­растные кризисы:

кризис новорожденности — отделяет эмбриональ­ный период развития от младенческого возраста;

кризис одного года — отделяет младенчество от раннего детства;

кризис трех лет — переход к дошкольному возрасту;

кризис семи лет — соединительное звено между до­школьным и школьным возрастом;

кризис тринадцати лет — совпадает с переходом к подростковому возрасту.

На этих этапах развития происходит коренная смена всей «социальной ситуации развития» ребенка (возник­новение нового типа отношений со взрослым), смена одного вида деятельности другим. Л.С.Выготский показал, что в период кризиса развитие ребенка прини­мает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер, но негативное содержание развития не должно заслонять тех позитивных изменений личности, кото­рые являются главными и составляют основной смысл всякого кризиса [5].

Позитивное значение кризиса одного года связано с теми положительными приобрете­ниями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью.

Важное достижение кризиса трех лет проявляется в том, что здесь возникают новые характер­ные черты личности ребенка. Установлено, что если кризис, в силу каких-либо причин, протекает вяло и не­выразительно, то это приводит к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ре­бенка в последующем возрасте.

В отношении 7-летнего кризиса всеми исследовате­лями отмечалось, что, наряду с негативными симптома­ми, в этом периоде имеется ряд больших достижений: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.

При кризисе в 13 лет сниже­ние продуктивности умственной способности учащегося вызвано тем, что здесь происходит изменение уста­новки от наглядности к пониманию и дедукции. Пере­ход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособ­ности. Это подтверждается и на остальных негативных симптомах кризиса: за всяким негативным симптомом скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме [4,5].

Хронологические границы возрастных кризисов до­статочно условны, что объясняется значительным раз­личием индивидуальных, социокультурных и других па­раметров. Форма, длительность и острота протекания кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом [7].

Л.С.Выготский особо подчеркивал, что возрастные кризисы — норма­тивные, закономерные явления, необходимые для по­ступательного развития личности. Его заслугой является характеристика возрастного кризиса как центрального механизма динамики возрастов. Он вывел закон динамики возрастов, согласно которому силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней не­обходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей возрастной ступени [5].

В результате возра­стного развития, возникающие к концу данного возраста новообразования, приводят к перестройке всей структу­ры сознания ребенка и тем самым изменяют всю систему его отношений к внешней действительности и к самому себе. Ребенок к концу данного возраста становится со­вершенно иным существом, чем тот, которым он был в начале возраста. Но это не может не означать и того, что необходимо должна измениться и социальная ситуация развития, сложившаяся в основных чертах к началу ка­кого-то возраста. Ибо социальная ситуация развития не является ни чем другим, кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной дейст­вительностью. И если ребенок изменился коренным образом, неизбежно должны перестроиться и эти отношения. Прежняя ситуация развития распадается по мере развития ребенка, и столь же соразмерно с его развитием складывается в основных чертах новая ситуация разви­тия, которая должна стать исходным моментом для сле­дующего возраста. Такая перестройка социальной ситуации развития и составляет главное содержание возрастных кризисов[5].

Процессы перехода детей на новую возрастную ступень нередко связаны с разрешением весьма острых противоречий между сложившимися у них ранее формами взаимоотношений с окружающими людьми, с одной стороны, а также своими возросшими физическими, психическими возможностями и притязаниями, с другой. Негативизм, упрямство, капризность, состояние повышенной конфликтности и другие свойственные возрастным кризисам негативные проявления обостряются случае игнорирования взрослыми новых потребностей ребенка в сфере общения и деятельности и, напротив смягчаются при правильном воспитании, гибкой смене педагогических воздействий [7].

Возрастные кризисы не ограничиваются периодами развития личности ребенка, однако кризисные периоды в зрелых возрастах и старости изучены сравнительно мало. Известные исследования зарубежных психологов и, прежде всего, Э.Эриксона, убедительно показывают, что происходящие в это время процессы перестройки смыс­ловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятель­ности и взаимоотношений, оказывают глубокое влия­ние на дальнейший ход развития личности [7].

 

Вопросы

1. Охарактеризуйте основные компоненты структуры возраста [5,10,12,13,14].

2. В чем сущность и значение учения Л.С.Выготского о возрасте, для развития психологии развития? [5,10,13,14].

3. Изложите подробно точку зрения каждого учёного Д.Б.Эльконина, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Д.И.Фельдштейна о роли ведущей деятельности в развитии ребёнка.[6,10,13, 14].

4. Как понимал Л.С.Выготский роль среды в развитии высших психических функций? [3, 6,10,13].

5. Охарактеризуйте различия возрастных кризисов в зарубежной и отечественной психологии. В чём сущность возрастных кризисов по Л.С.Выготскому?[5,7,11].

6. Какие ведущие принципы и положения отечественной психологии развития легли в основу концепции периодизации психического развития Д.Б.Эльконина? [3,13,14].

7. Каково значение концепции Д.Б.Эльконина для раскрытия важнейших закономерностей психического развития ребёнка? [3,13,14].

8. Что означает тезис о том, что Л.С.Выготский первым ввел исторический принцип в область детской психо­логии? [1,2, 9, 14].

9. В чем заключается теоретическое и практическое зна­чение феномена «зоны ближайшего развития»? [4, 11].

10. Охарактеризуйте развитие ребёнка в разных научных отечественных и зарубежных концепциях [11].

 

Задания (дайте определение понятиям):

Абсолютный возраст.

Психологический возраст.

Условный возраст.

Жизненный цикл.

Центральные новообразования возраста.

Возрастные кризисы.

Рекомендуемая литература

Асмолов А.Г. Истоки и горизонты культурно-исторической пси­хологии // Культурно-историческая психология и конструирование миров. —М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Проблемы формирования личности. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - С. 173-179.

Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Д.Б. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б.Эльконина // Хрестоматия по детской психологии. -М.:ИПП,1996.-С.100-108.

Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

Выготский Л.С Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии. -М.:ИПП,1996.-С.4-20.

Гальперин П.Я. Проблема деятельности в советской психологии // Психология как объективная наука. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - С. 249-271.

Кризисы возрастные // Психология. Словарь под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. -М.: Политиздат,1990.

Ермолаева М.В. Психология развития // Метод. пособие для студентов. -М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.-336 с.

Зинченко В.П. От классической к органической психологии // Известия Академии педагогических и социальных наук. — М., 1996. — №1.-С. 8-37.

Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребёнка // Хрестоматия по детской психологии. -М.: ИПП,1996.-С.20- 27.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М.: «Роспедагентство», 1996.

Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. — М., 2001.

Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности.—М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

15 .Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка // Хрестоматия по возрастной психологии. — М.: ИПП,'1996. - С. 23-26.

 

Тестовые задания

Выберите правильный ответ:

1. Положение о том, что исторический подход должен стать ведущим принципом построения психологии человека выдвинул:

а) Д.И.Фельдштейн;

б)Л.С.Выготский;

в) Л.И.Божович;

г) Д.И.Эльконин;

д) А.Р.Лурия;

е) все ответы верны;

ж) правильного ответа нет.

2. Отличительные признаки высших психи­ческих функций:

а) опосредованность;

б) осознанность;

в) произ­вольность;

г) системность;

д) все ответы верны;

е) правильного ответа нет.

 

3. Высшие психи­ческие функции формируются:

а) прижизненно;

б) образуются в результате овладения специальными орудиями;

в) средствами, выработанными в ходе историче­ского развития

общества;

г) все ответы верны;

д) правильного ответа нет.

4. Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о:

а) ведущей роли обучения в умственном развитии детей;

б) ведущей роли воспитания детей;

в) формировании умений;

г) все ответы верны;

д) правильного ответа нет.

5. В основе периодизации А.Н.Леонтьева лежит:

а) тип ведущей деятельности;

б) становление морали;

в) дентиция;

г) все ответы верны;

д) правильного ответа нет.

 

Правильные ответы на тестовые задания

 

Раздел I

Тема 1 1-г; 2-г; 3-г; 4-в.

Тема 2 1-в; 2-в; 3-г; 4-в; 5-д.

 

Раздел 2

Тема 3 1-б; 2-д; 3-г;4-а; 5-а.

 

 


 

Шанина Галина Егоровна

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: