Л.С.Выготский разработал концепцию, в которой рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс. Эволюционные этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с эпохами революционного развития — возрастными кризисами. Психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных и критических периодов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в критическом возрасте. Л.С.Выготский описал следующие возрастные кризисы:
кризис новорожденности — отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
кризис одного года — отделяет младенчество от раннего детства;
кризис трех лет — переход к дошкольному возрасту;
кризис семи лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
кризис тринадцати лет — совпадает с переходом к подростковому возрасту.
На этих этапах развития происходит коренная смена всей «социальной ситуации развития» ребенка (возникновение нового типа отношений со взрослым), смена одного вида деятельности другим. Л.С.Выготский показал, что в период кризиса развитие ребенка принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер, но негативное содержание развития не должно заслонять тех позитивных изменений личности, которые являются главными и составляют основной смысл всякого кризиса [5].
Позитивное значение кризиса одного года связано с теми положительными приобретениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью.
Важное достижение кризиса трех лет проявляется в том, что здесь возникают новые характерные черты личности ребенка. Установлено, что если кризис, в силу каких-либо причин, протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребенка в последующем возрасте.
|
В отношении 7-летнего кризиса всеми исследователями отмечалось, что, наряду с негативными симптомами, в этом периоде имеется ряд больших достижений: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.
При кризисе в 13 лет снижение продуктивности умственной способности учащегося вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от наглядности к пониманию и дедукции. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности. Это подтверждается и на остальных негативных симптомах кризиса: за всяким негативным симптомом скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме [4,5].
Хронологические границы возрастных кризисов достаточно условны, что объясняется значительным различием индивидуальных, социокультурных и других параметров. Форма, длительность и острота протекания кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом [7].
Л.С.Выготский особо подчеркивал, что возрастные кризисы — нормативные, закономерные явления, необходимые для поступательного развития личности. Его заслугой является характеристика возрастного кризиса как центрального механизма динамики возрастов. Он вывел закон динамики возрастов, согласно которому силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей возрастной ступени [5].
|
В результате возрастного развития, возникающие к концу данного возраста новообразования, приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка и тем самым изменяют всю систему его отношений к внешней действительности и к самому себе. Ребенок к концу данного возраста становится совершенно иным существом, чем тот, которым он был в начале возраста. Но это не может не означать и того, что необходимо должна измениться и социальная ситуация развития, сложившаяся в основных чертах к началу какого-то возраста. Ибо социальная ситуация развития не является ни чем другим, кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. И если ребенок изменился коренным образом, неизбежно должны перестроиться и эти отношения. Прежняя ситуация развития распадается по мере развития ребенка, и столь же соразмерно с его развитием складывается в основных чертах новая ситуация развития, которая должна стать исходным моментом для следующего возраста. Такая перестройка социальной ситуации развития и составляет главное содержание возрастных кризисов[5].
Процессы перехода детей на новую возрастную ступень нередко связаны с разрешением весьма острых противоречий между сложившимися у них ранее формами взаимоотношений с окружающими людьми, с одной стороны, а также своими возросшими физическими, психическими возможностями и притязаниями, с другой. Негативизм, упрямство, капризность, состояние повышенной конфликтности и другие свойственные возрастным кризисам негативные проявления обостряются случае игнорирования взрослыми новых потребностей ребенка в сфере общения и деятельности и, напротив смягчаются при правильном воспитании, гибкой смене педагогических воздействий [7].
|
Возрастные кризисы не ограничиваются периодами развития личности ребенка, однако кризисные периоды в зрелых возрастах и старости изучены сравнительно мало. Известные исследования зарубежных психологов и, прежде всего, Э.Эриксона, убедительно показывают, что происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности [7].
Вопросы
1. Охарактеризуйте основные компоненты структуры возраста [5,10,12,13,14].
2. В чем сущность и значение учения Л.С.Выготского о возрасте, для развития психологии развития? [5,10,13,14].
3. Изложите подробно точку зрения каждого учёного Д.Б.Эльконина, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Д.И.Фельдштейна о роли ведущей деятельности в развитии ребёнка.[6,10,13, 14].
4. Как понимал Л.С.Выготский роль среды в развитии высших психических функций? [3, 6,10,13].
5. Охарактеризуйте различия возрастных кризисов в зарубежной и отечественной психологии. В чём сущность возрастных кризисов по Л.С.Выготскому?[5,7,11].
6. Какие ведущие принципы и положения отечественной психологии развития легли в основу концепции периодизации психического развития Д.Б.Эльконина? [3,13,14].
7. Каково значение концепции Д.Б.Эльконина для раскрытия важнейших закономерностей психического развития ребёнка? [3,13,14].
8. Что означает тезис о том, что Л.С.Выготский первым ввел исторический принцип в область детской психологии? [1,2, 9, 14].
9. В чем заключается теоретическое и практическое значение феномена «зоны ближайшего развития»? [4, 11].
10. Охарактеризуйте развитие ребёнка в разных научных отечественных и зарубежных концепциях [11].
Задания (дайте определение понятиям):
Абсолютный возраст.
Психологический возраст.
Условный возраст.
Жизненный цикл.
Центральные новообразования возраста.
Возрастные кризисы.
Рекомендуемая литература
Асмолов А.Г. Истоки и горизонты культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология и конструирование миров. —М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Проблемы формирования личности. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - С. 173-179.
Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Д.Б. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б.Эльконина // Хрестоматия по детской психологии. -М.:ИПП,1996.-С.100-108.
Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
Выготский Л.С Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии. -М.:ИПП,1996.-С.4-20.
Гальперин П.Я. Проблема деятельности в советской психологии // Психология как объективная наука. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - С. 249-271.
Кризисы возрастные // Психология. Словарь под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. -М.: Политиздат,1990.
Ермолаева М.В. Психология развития // Метод. пособие для студентов. -М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.-336 с.
Зинченко В.П. От классической к органической психологии // Известия Академии педагогических и социальных наук. — М., 1996. — №1.-С. 8-37.
Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребёнка // Хрестоматия по детской психологии. -М.: ИПП,1996.-С.20- 27.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М.: «Роспедагентство», 1996.
Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. — М., 2001.
Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности.—М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
15 .Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка // Хрестоматия по возрастной психологии. — М.: ИПП,'1996. - С. 23-26.
Тестовые задания
Выберите правильный ответ:
1. Положение о том, что исторический подход должен стать ведущим принципом построения психологии человека выдвинул:
а) Д.И.Фельдштейн;
б)Л.С.Выготский;
в) Л.И.Божович;
г) Д.И.Эльконин;
д) А.Р.Лурия;
е) все ответы верны;
ж) правильного ответа нет.
2. Отличительные признаки высших психических функций:
а) опосредованность;
б) осознанность;
в) произвольность;
г) системность;
д) все ответы верны;
е) правильного ответа нет.
3. Высшие психические функции формируются:
а) прижизненно;
б) образуются в результате овладения специальными орудиями;
в) средствами, выработанными в ходе исторического развития
общества;
г) все ответы верны;
д) правильного ответа нет.
4. Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о:
а) ведущей роли обучения в умственном развитии детей;
б) ведущей роли воспитания детей;
в) формировании умений;
г) все ответы верны;
д) правильного ответа нет.
5. В основе периодизации А.Н.Леонтьева лежит:
а) тип ведущей деятельности;
б) становление морали;
в) дентиция;
г) все ответы верны;
д) правильного ответа нет.
Правильные ответы на тестовые задания
Раздел I
Тема 1 1-г; 2-г; 3-г; 4-в.
Тема 2 1-в; 2-в; 3-г; 4-в; 5-д.
Раздел 2
Тема 3 1-б; 2-д; 3-г;4-а; 5-а.
Шанина Галина Егоровна