ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Д.И.Фельдштейн подробно охарактеризовал основные типы ведущей деятельности, в которых определена закономерность их смены, определяющая, развитие личности в онтогенезе.

В младенчестве, в период от рождения до одного года, возникает непосредственно эмоциональное обще­ние, которое и есть в этом возрасте ведущая деятель­ность ребенка. Эта основная деятельность младенца обусловливается самой природой человека как обще­ственного существа. Ребенок в этот период ориентиро­ван на установление социальных контактов.

В раннем детстве, с года до 3 лет, когда возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на пер­вый план выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого об­щения между людьми, но, прежде всего, общественно вы­работанными способами употребления всех окружаю­щих его вещей.

Усвоив в постоянных контактах со взрослыми опера­тивно-техническую сторону деятельности, ребенок в следующем, дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) выходит за пределы непосредственно житейских отношений.

Ве­дущей в этот период становится развитая игровая деяте­льность. Именно в развитой сюжетно-ролевой игре ре­бенок обнаруживает, что окружающие его люди облада­ют разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения, и он сам, ориентируясь на нор­мы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ре­бенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.

В младшем школьном возрасте (от 6 до 10 лет) веду­щей становится учебная деятельность, т.е. социальная деятельность по усвоению теоретических форм мышле­ния. В процессе этой деятельности дети овладевают уме­нием учиться и способностью оперировать теоретиче­скими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориента­ции в теоретических формах отражения действительно­сти. При полноценном становлении этой деятельности у детей возникает необходимая произвольность психиче­ских процессов, внутренний план действий и рефлексия на собственные действия, на собственное поведение как; важнейшие особенности теоретического сознания.

Дети подросткового возраста (от 10 до 15 лет) вклю­чаются в качественно новую систему отношений, общения с товарищами и со взрослыми в школе. Изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. У ребенка в подростковом возрасте значительно расширяется сфера деятельности, а главное, качественно изменяется характер этой деяте­льности, значительно усложняются ее виды и формы. Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, в обще­ственно-политической, культурно-массовой работе, в физкультурно-спортивной деятельности, в организа­торском труде, в хозяйственно-бытовом труде школы, во внешкольной индивидуально-предпринимательской работе, в творческом труде (техническое и художествен­ное творчество, опытничество). Изменение социальной позиции ребенка в подростковом возрасте, его стремле­ние занятьопределенное место в жизни, обществе, в от­ношениях со взрослыми, находят отражение в резко по­вышенной потребности подростка оценить самого себя в системе «я и моя полезность для общества», «я и мое участие в жизни общества». Это место подростка в обще­стве определяется степенью его участия или возможно­стями его участия в деятельности, имеющей социально признаваемый характер. Именно данная деятельность становится ведущей в этот возрастной период. В развер­нутой просоциальной деятельности наиболее оптималь­но удовлетворяется потребность подростков в построе­нии новых взаимоотношений со взрослыми, реализация самостоятельности.

Важнейшая особенность старшего школьного возра­ста (15—17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деяте­льностью вновь становится учебная деятельность, ак­тивно сочетаемая с разнообразным трудом, что имеет большое значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентации. Имея учебно-про­фессиональный характер, эта деятельность, с одной сто­роны, приобретает элементы исследования, с другой — получает определенную направленность на приобрете­ние профессии, на поиск места в жизни. Основное пси­хологическое новообразование данного возраста, это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать политические, эстетические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания. Активно сочета­емая с социально признаваемым трудом, обществен­но-ориентированная учебно-профессиональная деяте­льность не только развивает познавательно-профессиональную направленность старших школьников, но и обеспечивает новый уровень их самоопределения, свя­занный с превращением «внутренней позиции» стар­шеклассника (осознание своего «Я»в системе реально существующих отношений) в устойчивую жизненную позицию, в соответствии с которой жизненные планы ориентируются на потребности общества [13].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: