ЦЕНТРАЛЬНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ ВОЗРАСТА




На каждой данной возрастной ступени имеется центральное новообразование, которое является ведущим для всего процесса развития и характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе. Вокруг основного, или центрального, новообразования данного возраста располагаются и группируются все остальные частные новообразования, относящиеся к от­дельным сторонам личности ребенка, и процессы разви­тия, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов. Те процессы развития, которые более или ме­нее непосредственно связаны с основным новообразо­ванием, Л.С.Выготский назвал центральными линиями развитияв данном возрасте, все другие частичные про­цессы, изменения, совершающиеся в данном возрасте, - побочными линиями развития.

При переходе от одной ступени развития к другой пе­рестраивается вся струк­тура возраста, а, следовательно, перестраиваются цент­ральные линии развития: меняется значение и удельный вес отдельных линий развития в общей структуре разви­тия, меняется их отношение к центральному новообра­зованию. Л.С.Выготский привел пример смены цен­тральных и побочных линий развития на примере разви­тия речи. Так, развитие речи в раннем детстве, в период ее возникновения, настолько тесно и непосредственно связано с центральными новообразованиями возраста, когда только возникает в самых первоначальных очерта­ниях социальное и предметное сознание ребенка, что речевое развитие невозможно не отнести к центральным линиям развития рассматриваемого периода. Но в шко­льном возрасте, продолжающееся речевое развитие ре­бенка состоит уже в совершенно другом отношении к центральному новообразованию данного возраста и, следовательно, должно рассматриваться в качестве од­ной из побочных линий развития [4,5].

В трудах Л.С.Выготского убедительно показано, как из жизни в социальной ситуации, характерной для каж­дого данного возраста, необходимо возникают и разви­ваются новообразования, свойственные данному возра­сту. Эти новообразования, характеризующие в первую очередь перестройку сознательной личности ребенка, являются не предпосылкой, но результатом или продук­том возрастного развития. Изменение в сознании ребен­ка возникает на основе определенной, свойственной данному возрасту формы его социального бытия. Вот почему созревание новообразований относится не к на­чалу, но к концу данного возраста.

Один раз возникшие новообразования в сознательной личности ребенка приводят к тому, что изменяется сама эта личность, что не может не иметь самых существен­ных последствий для дальнейшего развития. Эти по­следствия настолько разносторонни и велики, что охва­тывают всю жизнь ребенка. Новая структура сознания, приобретаемая в данном возрасте, неизбежно означает и новый характер восприятий внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внут­ренней жизни самого ребенка и внутренней активности его психических функций. Л.С.Выготский показал, как новые достижения в развитии, накапливаясь к концу возраста, перерастают социальную ситуацию и ведут к ее взрыву — кризису.

Проблема формирования основных новообразова­ний возраста является одной из центральных для психо­логии развития на сегодняшний день. В многочислен­ных исследованиях современных отечественных психо­логов показано, что в результате развития определенной стороны деятельности, ее насыщения, увеличения объе­ма и формирования соответствующей системы отноше­ний внутри нее формируются компоненты, которые все больше и больше с ней не согласуются, порождая новую ситуацию, новую позицию ребенка, объективно созда­вая условия для появления в итоге другой стороны дея­тельности. Д.И.Фельдштейн отмечал, как характер ведущей деятельности определяет содержание основных новообразований возраста.

В предметно-прак­тической деятельности развивается преимущественно интеллектуальная сфера, но насыщение ее, усвоение на­копленного опыта обусловливают динамику мотивационно-потребностной, аффективной сферы личности, что приводит к возникновению новообразований, кото­рые находятся в противоречии с породившей их сторо­ной деятельности.

В игровой деятельности дошкольни­ка, представляющей одну из форм деятельности по усво­ению норм взаимоотношений, возникают такие новообразования, как воображение и символическая функция, относящиеся к другой стороне деятельности — познавательной.

У младшего школьника актуализируется предмет­но-практическая, познавательная деятельность, выра­жающаяся в конкретной форме ведущей в этом возраст­ном периоде учебной деятельности. На ее основе фор­мируется познавательная активность ребенка, а возникающие в результате ее развития новообразова­ния — произвольность психических процессов, рефлек­сия на собственные действия, собственное поведение — лежат в другой плоскости, в деятельности по усвоению норм взаимоотношений, так как рефлексия, «поворот» учебной деятельности на себя, вызывает потребность в развертывании отношений.

В подростковом возрасте центральным новообразованием является развитие са­мосознания, поскольку ведущей в этом возрасте стано­вится социально-признаваемая и социально-одобряе­мая деятельность[13].

ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ

Это переломные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого. В истории детской психологии многими авторами эмпи­рически отмечалась неравномерность детского разви­тия, наличие особых, сложных моментов становления личности. При этом, многие зарубежные исследователи 3.Фрейд, А.Гезелл и др. рассматривали эти моменты как болезни развития и негативный результат столк­новения развивающейся личности с социальной дейст­вительностью, а также как результат нарушения детско-родительских отношений.

Развивая взгляд на возра­стные кризисы, как на формы отклонения психического развития от нормального пути, некоторые зарубежные психологи приходили к выводу о том, что кризисов в развитии может и не быть [7].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: