1. У студентов скоро будут экзамены. (__________?)
2. Больной отказался от операции. (__________?)
3. На первом курсе студенты изучают анатомию. (__________?)
4. В коридоре Андрей встретил декана. (__________?)
5. Мой друг посоветовался с профессором. (__________?)
6. Олег пишет карандашом. (__________?)
7. Вчера вечером я звонил другу. (__________?)
8. Ко мне приехал брат. (__________?)
9. Мы часто думаем о родителях. (__________?)
10. Студенты рассказывали о конференции. (__________?)
I.
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
Выделяют прямой и косвенный объект. Прямой Obj выражается существительным или местоимением в В. п. без предлога: Я слушаю музыку (что? – В. п.). Я увидел её (кого? – В. п.).
Модель 1. |S – P| – Obj – кого? что? (прямой объект в В. п. без предлога).
ЗАДАНИЕ 2. а) Дайте на вопросы полные ответы.
Б) Найдите в своих ответах и подчеркните пунктиром прямой объект.
1. Что вы читаете? _________________________________________________________________
2. Что вы пишете? _________________________________________________________________
3. Что вы покупаете в киоске? _______________________________________________________
4. Что вы едите утром? _____________________________________________________________
5. Что вы пьёте утром? _____________________________________________________________
6. Что вы любите? _________________________________________________________________
7. Кого слушают студенты? _________________________________________________________
8. Кого вы часто вспоминаете? ______________________________________________________
9. Кого вы ждёте? _________________________________________________________________
10. Кого вы встречаете утром? _______________________________________________________
11. Кого вы хорошо знаете? _________________________________________________________
12. Кого вы приглашаете в гости? ____________________________________________________
ЗАДАНИЕ 3. Найдите в предложениях S, P и Obj.
1. Исследователь проводит эксперимент.
2. Н. И. Пирогов впервые в России применил эфирный наркоз.
|
3. Повышение температуры ускоряет реакцию.
4. Нейтрофильные лейкоциты имеют круглую форму.
5. Амёба имеет ядро, пищеварительную вакуоль, цитоплазму.
6. Пищевод включает в себя шейную часть, грудную часть, брюшную часть.
7. Кости туловища образуют грудную клетку.
8. Плазматическая мембрана выполняет защитную и транспортную функции.
9. Клетки ретикуло-эндотелиальной системы разрушают различные яды.
II.
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
Косвенный Obj выражается именами в В. п. с предлогом: Он посмотрел на меня (на кого? – В. п.) и косвенными падежами с предлогом и без предлога, например: Дом построен из камня (из чего? – Р. п.). Он написал письмо родителям (кому? – Д. п.).
Модель 2. |S – P| – Obj – кого? чего? (косвенный объект в Р. п.)
ЗАДАНИЕ 4. Закончите предложения, поставив слова из скобок в нужном падеже.
Модель: (маршрутка) Я жду маршрутку (что? – В. п.). Я не жду маршрутки (чего? – Р. п.).
1. (это объявление)
Я часто вижу _______________________________________________________________
Я никогда не видел __________________________________________________________
2. (классическая музыка)
Они слушают _______________________________________________________________
Они никогда не слушают______________________________________________________
3. (сильная боль)
Больной почувствовал ________________________________________________________
Больной не почувствовал _____________________________________________________
4. (новые здания)
Здесь строят ________________________________________________________________
Здесь не строят ______________________________________________________________
5. (лимонное пирожное)
Я хочу съесть _______________________________________________________________
Я никогда не ел _____________________________________________________________
|
ЗАДАНИЕ 5. Составьте предложения.
а) 1. Я, не знать, её адрес.____________________________________________________________
2. Они, никогда, не решать, такая задача. _____________________________________________
3. Я, желать, здоровье и счастье. ____________________________________________________
4. Мы, учиться, у, этот преподаватель. _______________________________________________
5. Эта работа, требовать, большой труд. _____________________________________________
б) 6. Серная кислота, состоять, из, водород, сера, кислород.
________________________________________________________________________________
7. Животная клетка, отличаться, от, растительная клетка.
________________________________________________________________________________
8. Скорость движения молекул, зависеть, от, температура тела.
________________________________________________________________________________
9. Кислород, это газ, без, цвет, вкус, запах.
________________________________________________________________________________
10. Белки, состоять, из, аминокислоты._______________________________________________
III.
Модель 3. |S – P| – Obj – кому? чему? к кому? к чему? (косвенный объект в Д. п.)
ЗАДАНИЕ 6. Ответьте на вопросы.
1. Кому вы передали привет?_________________________________________ (друг, брат, тётя)
2. Кому он подарил цветы?_____________________________________ (мать, бабушка, сестра)
3. Кому задал вопрос профессор? (студент, студентка, студенты)
4. Чему вы уделяете много внимания? (чтение, работа, спорт)
5. Чему вы радуетесь? _____________________________________________ (жизнь, погода, всё)
ЗАДАНИЕ 7. Закончите предложения.
1. Я позвонил________________________________________________________ (своя подруга).
2. Он помог_________________________________________________________ (свой товарищ).
3. Друг обрадовался (мой подарок)
4. Она удивилась_______________________________________________________ (мой вопрос).
5. Врачи поражаются (терпение больного).
6. (Я) ___________________________________________________________ нравится этот город.
|
7. Они завидуют (наш успех).
8. Она послала письмо _______________________________________________ (свои родители).
10. Присутствие катализатора способствует (ускорение реакции).
ЗАДАНИЕ 8. Составьте предложения.
1. Каждый бронх, присоединяться, к, лёгкое.
_________________________________________________________________________________
2. Амёба, относиться, к, тип простейших.
_________________________________________________________________________________
3. Глаз, принадлежать, к, органы чувств.
_________________________________________________________________________________
4. Фтор, бром, йод, относиться, к, галогены.
_________________________________________________________________________________
5. Подкожная мышца шеи, прикрепляться, к, край нижней челюсти.
_________________________________________________________________________________
IV.
Модель 4. |S – P| – Obj – кем? чем? с кем? с чем? (косвенный объект в Т. п.)
ЗАДАНИЕ 9. Ответьте на вопросы.
1. Чем режут хлеб?(нож).
2. Чем открывают дверь?(ключ).
3. Чем гладят?(утюг).
4. Чем моют руки?(мыло, тёплая вода).
5. Чем чистят зубы?(зубная щётка).
6. С кем он познакомился?(эта девушка).
7. С кем вы поздоровались?(наш декан).
8. С кем он попрощался?(мы).
9. С кем вы встретились?(он).
10. С кем вы советуетесь?(свой отец).
ЗАДАНИЕ 10. Закончите предложения.
1. Этот студент интересуется(русская классическая литература).
2. Мои друзья увлекаются(своя работа).
3. Он заболел(воспаление лёгких).
4. Я восхищаюсь(этот человек).
5. Старый профессор руководит(научная работа).
6. Бензин обладает(характерный запах).
7. Экзотермические реакции сопровождаются(выделение тепла).
8. Эндотермические реакции сопровождаются(поглощение тепла).
9. Гетеротрофные организмы питаются(готовые органические вещества).
10. Спирт служит (дезинфицирующее средство).