Таблица способов обозначения начала и конца действия
Вопрос | Модель | Значение | Примеры |
С какого времени? | С + Р. п. | Указывает момент начала действия | С детства он страдает пороком сердца. |
До какого времени? | ДО + Р. п. ПО + В. п. | Указывает момент окончания действия | Я буду в отпуске до 25 августа (последний день отпуска 24 августа). Я буду в отпуске по 25 августа (последний день отпуска 25 августа). |
К + Д. п. | Указывает время завершения действия максимально приближенное к указанной границе | К 12 часам я обязательно вернусь в университет . | |
С…ДО… С…ПО… | Указывает отрезок времени между начальной и конечной границей | Терапевт принимает с 8 до 11 часов. Переговоры будут проходить с 20 по 25 мая. |
Задание 5. Восстановите предложения:
А) используя подходящие по смыслу предлоги
1. _________________________________________________ (время поступления в университет) я ещё не был дома.
2. Мы знакомы __________________________ (детство).
3. Крымский медицинский университет существует _____________________________________ ________________________________________________________________________(1931 г.).
Б) используя информацию, данную в скобках.
1. У детей к ______________________________________ (10-12 лет) молочные зубы выпадают и заменяются постоянными.
2. С _______________________________________________________________ (ноябрь 1941 г.) по _______________________________________________________________ (апрель 1944 г.) Крым был оккупирован фашистами.
3. Характер человека формируется к ________________________ (5, год) жизни.
4. Скелет развивается до __________________________________________________ (23-25, год).
5. К ________________________ (старость) мой дедушка стал плохо видеть.
6. Завтра занятия с ______________________ (8, час) до ______________________ (2, час) дня.
7. И.М. Сеченов жил с ____________________ (1829 год) по ____________________ (1905 год).
|
Урок 8
Тема 8. | Позиционная структура простого предложения: обстоятельства со значением образа действия (как? каким образом?) |
ЗАДАНИЕ 1. В следующих предложениях найдите слова, отвечающие на вопросы как? КАКИМ ОБРАЗОМ? и подчеркните их вместе с глаголом.
а)
1. Больной дышал спокойно и глубоко.
2. Лекцию профессора студенты слушали с большим вниманием.
3. Не читайте лёжа.
4. Сидя в кресле, я смотрел телевизор.
5. При ангине больной глотает с трудом.
б)
1. Лекарства вводят подкожно, внутривенно и внутримышечно.
2. В прошлом веке больных оперировали без наркоза.
3. Кости соединяются с помощью хряща, соединительной или костной ткани.
4. Эпидемии гриппа распространяются очень быстро.
5. Непроизвольные мышцы сокращаются без участия воли человека.
Задание 2. Восстановите предложения с помощью определителей образа действия (как? КАКИМ ОБРАЗОМ?) или определений (какой?, какая?, какое?, какие?) в правильной форме.
1. Вначале слышался ______________________ смех. В комнате ______________________ разговаривали. | тихо, тихий |
2. В организме ______________________ идёт процесс отмирания клеток. ______________________ процесс отмирания клеток – естественное состояние организма. | постоянно, постоянный |
3. Клеточная оболочка играет ______________________ роль. Он ______________________ посмотрел на меня. | важно, важный |
4. Белки и липиды соединены друг с другом _____________________ взаимодействиями. Белки и липиды различаются ___________________. | химически, химический |
5. Клапаны сердца закрываются ______________________. Аппарат работает в ______________________ режиме. | автоматически, автоматический |
6. Сердечная мышца сокращается ______________________. Из комнаты слышались звуки ______________________ мелодии. | медленно, медленный |
7. Вегетативная и соматическая нервная системы _____________ связаны между собой. Они живут в маленькой, ____________________ квартире. | тесно, тесный |
8. Человек должен питаться ______________________. ______________________ питание необходимо для организма. | регулярно, регулярный |
9. Изучать язык ______________________. Преподаватель дал нам ______________________ задание. | трудно, трудный |
|
Урок 9
Тема 9. | Позиционная структура простого предложения: обстоятельства со значением со значением причины |
ЗАДАНИЕ 1. В следующих предложениях найдите слова, отвечающие на вопросы почему? по какой причине? и подчеркните их вместе с глаголом.
а)
1. Благодаря хорошему уходу больной быстро поправился.
2. От волнения он не мог говорить.
3. От удивления он широко открыл глаза.
4. Больной умер от инфаркта.
5. По забывчивости я оставил дома проездной билет.
6. По разрешению декана этот студент может сдать сессию досрочно.
б)
1. Вследствие нагревания объём тела увеличивается.
2. Ввиду лёгкости и прочности алюминий используется в самолётостроении.
3. В результате окисления веществ в организме образуется углекислый газ.
4. Под влиянием солнечных лучей в растениях образуется хлорофилл.
5. Из осторожности он подождал, пока проедут все машины.
6. Ну вот, из-за тебя мы опять опоздали!
Задание 2.
а) Восстановите предложения, используя предлоги ИЗ-ЗА (чего?; отрицательная причина) или БЛАГОДАРЯ (чему?; положительная причина).
1. ___________________________________ (твоя помощь) я сделал работу быстрее, чем думал.
|
2. Он не пришёл на урок ______________________ (болезнь).
3. ______________________ (дождь) на улице стало холодно.
4. ______________________ (возрастные изменения) кости в организме становятся хрупкими.
5. ______________________ (переливание крови) больного удалось спасти.
6. _____________________________________________________ (ритмичные сокращения сердца) кровь непрерывно движется по сосудам.
б) Передайте смысл следующих предложений, используя предлоги ИЗ-ЗА (чего?) или БЛАГОДАРЯ (чему?).
1. Систематическое чтение научных журналов помогло студенту отлично написать доклад. =
________________________________________________________________________________
2. Серьёзная подготовка к эксперименту обеспечила его успех. = ________________________
________________________________________________________________________________
3. Начался сильный дождь, и мы должны были вернуться. = ____________________________
________________________________________________________________________________
4. Я долго не мог заснуть, так как получил неприятное сообщение. = ______________________
________________________________________________________________________________
5. У нас такой шум, что невозможно работать. = ______________________________________
________________________________________________________________________________
в) Самостоятельно сформулируйте причину действия, используйте предлоги ИЗ-ЗА и БЛАГОДАРЯ.
1. Я быстро научился плавать ____________________________________________________
2. Я вышел из трудного положения _______________________________________________
3. Самолёт опаздывает __________________________________________________________
4. У него всегда есть все лекции и конспекты _______________________________________
5. Закрыто движение на нашей улице ______________________________________________
6. Урок прошёл интересно _______________________________________________________
Задание 3. Восстановите предложения, используя предлоги ИЗ чего? (внутренняя причина) или ОТ чего? (внешняя причина или внутреннее чувство, вызванное внешней причиной).
1. _____________________ (чувство долга) врач никогда не должен отказывать в помощи больному.
2. _____________________ (скромность) он никому не сказал о своём героическом поступке.
3. В прошлом много людей умирало _____________________ (туберкулёз).
4. _____________________ (голод) у него кружилась голова.
5. _______________________ (вежливость) он дослушал меня до конца.
6. Он совершил подвиг _______________________________________ (любовь к Родине).
7. _____________________ (любовь) она стала ещё красивее.
8. Мальчик побледнел _____________________ (страх).
9. Мальчик ничего не говорил __________________________________ (страх быть наказанным).
10. Он подобрал собаку _____________________________ (жалость к ней).
Задание 4. Восстановите предложения, используя предлог ПО + Д. п. (многие причины)
1. Лаборант допустил ошибку _______________________(неопытность).
2. __________________________ (неосторожность) я уронил вазу, и она разбилась.
3. Он бросил институт ________________________________________ (собственное желание).
4. Я взял чужую тетрадь __________________________ (рассеянность).
5. __________________________ (приказ ректора) этот студент переведён на другой факультет.
6. __________________________ (ошибка) я сделал другое упражнение.
7. Я пролил чай на книгу __________________________ (неаккуратность).
8. __________________________ (небрежность) медсестра ошиблась в выборе лекарства.
Задание 5. Восстановите предложения, используя предлоги ИЗ, ОТ, ПО.
1. Студент плохо занимается ____________________________ (легкомыслие).
2. Больной застонал ____________________________ (боль).
3. ____________________________ (волнение) он не мог отвечать на экзамене.
4. ____________________________ (страх) у него задрожали руки.
5. Друг заступился за меня ____________________________ (чувство справедливости).
6. Ребёнок упал ____________________________ (недосмотр няни).
7. Фильм был очень смешной, все умирали ____________________________ (смех).
8. Он никому ничего не сказал ____________________________ (скромность).
9. ____________________________ (ошибка) я вошёл в другую аудиторию.
10. Смертность ____________________________ (инфаркт) ещё очень высока.
11. Студенты подарили профессору цветы __________________________ (уважение) к нему.
12. Ребёнок проснулся ____________________________ (шум).
13. Зазвонил телефон, и я вздрогнул ____________________________ (звонок).
14. Лес спасает людей ________________________ (жара) и ____________________ (холод).
15. Лаборант допустил ошибку _____________________ (неопытность).
16. Физические тела могут менять форму ____________________________ (удар).
17. Он никак не хотел соглашаться со мной ____________________________ (упрямство)
18. Человек улыбнулся ____________________________ (вежливость).
Задание 6. Соедините пары предложений в одно, используя предлоги со значением причины ИЗ-ЗА, ОТ, ПО, ИЗ с существительными и (по необходимости) меняя порядок слов.
1. Экскурсии не было. Погода была очень холодная –__________________________________ ________________________________________________________________________________
2. Товарищ был очень рассеянным. Он взял вместо книги тетрадь. –______________________ ________________________________________________________________________________
3. Мой друг пропустил много занятий. Он был болен. – ________________________________ ________________________________________________________________________________
4. Мы не могли пойти в парк. Шёл дождь. – _________________________________________ ________________________________________________________________________________
5. Девочке было жалко котёнка, и она принесла его домой. –____________________________ ________________________________________________________________________________
6. Мальчик заплакал. Ему было больно. – ____________________________________________ ________________________________________________________________________________
7. Этот мальчик был упрям и никого не хотел слушать. – _______________________________ ________________________________________________________________________________
8. Мы всю ночь не спали. Было холодно. – ___________________________________________ ________________________________________________________________________________
Задание 7. Закончите предложения, используя предлоги со значением причины и слова для справок: болезнь, ветер, плохая погода, страх, волнение, любовь к Родине, товарищ, ошибка.
1. Мальчик долго не мог говорить __________________________________________________
2. В парке деревья качались________________________________________________________
3. Солдат совершил подвиг ________________________________________________________
4. Мы опоздали на поезд __________________________________________________________
5. Ты сделал это _________________________________________________________________
6. Наш матч не состоялся _________________________________________________________
7. Я пропустил много занятий _____________________________________________________
8. ____________________________________________________________ у неё дрожали руки.
Задание 8. Восстановите предложения, используя предлоги БЛАГОДАРЯ чему? («+»), ИЗ-ЗА чего? («-»), В РЕЗУЛЬТАТЕ чего?, В СВЯЗИ с чем?
1. ____________________________ (открытие) обезболивания стали возможны сложные операции.
2. ____________________________ (нерегулярность) питания могут возникать заболевания желудка.
3. Обмен веществ в организме нарушается ____________________________ (недостаток витаминов).
4. _________________________ (действие) радиоактивных веществ на организм возникают тяжёлые болезни.
5. ______________________________ (открытие) периодического закона Менделеев смог описать свойства некоторых ещё неизвестных элементов.
6. ______________________________ (зрение) мы различаем окружающие нас предметы.
7. В помещении воздух постоянно меняется __________________________________ __________________________ (искусственная вентиляция).
8. Тканевая жидкость в организме образуется ______________________ (переход) жидкости из капилляров в ткани.
9. Условные рефлексы вырабатываются ____________________________ (образование) временных связей в коре головного мозга.
10. Суставные поверхности костей всегда плотно прилежат друг к другу ______________________________________________________ (полное соответствие) рельефа суставных хрящей и __________________________________________________ (отрицательное давление).