1. Мне передали, что экскурсия будет в следующее воскресенье.
2. В дверь постучали. Открыв дверь, я увидел незнакомого человека.
3. У соседейоткрыли дверь.
4. Вас искали! – Кто? – Какая-то женщина.
5. Я сегодня приду домой поздно, меня пригласили в театр.
6. Тебя вызывают к директору.
7. Вас просят срочно зайти в деканат.
8. Нам сказали, что это учить не надо.
9. Говорят, среда – выходной день.
10. В пятом общежитии не мусорят, музыку ночью громко не слушают.
11. В академии учатся, а не развлекаются.
Задание 7. Напишите о действии в прошлом, настоящем и будущем по модели:
Модель: | В коридоре _________ (шуметь). – В коридоре шумят. – В коридоре шумели. – В коридоре будут шуметь. | S не важен |
1. На улице _______________________________________________________________________
________________________________________________________ (играть на гитаре и петь).
2. Нас _____________________________________________ (пригласить) на встречу с деканом.
3. Больному _________________________________________________________ (сделать) ЭКГ.
ЗАДАНИЕ 8. Трансформируйте предложения в неопределённо-личные по модели:
Модель: | – К нам кто-то пришёл. – К нам пришли. | S неизвестен |
1. – Кто-то сказал, что лекции завтра не будет. – _______________________________________
2. – Кто-то постучал в дверь. – ______________________________________________________
3. – Передайте, пожалуйста, пусть кто-нибудь принесёт мел в аудиторию. – ___________ ________________________________________________________________________________
4. – В соседней комнате кто-то красиво пел. – __________________________________________
5. – Кто-то разместил на сайте результаты конкурса. – ___________________________________
6. – Попроси друзей: пусть кто-нибудь поможет тебе. – __________________________________
Задание 9. Представьте, что вам поручили провести занятие для школьников, которые собираются учиться на врачей. Объясните им некоторые понятия по моделям:
|
В.п. Тв.п. 1) что называют чем Тв.п. В. п. 2) чем называют что |
Скелет – это опора тела человека. = 1) Скелет называют опорой тела человека. 2) Скелетомназываю т опору тела человека. |
1. Анатомия – это наука о строении организама =
1) ___________________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________________
2. Надкостница – это ткань, покрывающая кости.
1) ___________________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________________
3. Гиппокамп – важнейший центр памяти. =
1) ___________________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________________
4. Рефлекс – это ответ организма на раздражение =
1) ___________________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________________
5. Спонтанные мутации – это естественные природные мутации =
1) ___________________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________________
Задание 10. Трансформируйте предложения. Работайте по модели:
Модель: | что к чему относит ся И. п. – Д. п. | = что к чему относят В. п. – Д. п. |
1. Амёба относит ся к корненожкам. = Амёбу относят к корненожкам.__________
2. Нервные клетки относятся к вечным. = _______________________________________
3. Хлор и бром относятся к группе галогенов. = _______________________________________
4. Японий относится к тяжёлым элементам. = _______________________________________
5. Виниры относятся к микропротезам. = _______________________________________
Задание 11. Расскажите о классификации. Работайте по модели:
а)
Модель1: | что на что делит ся по какому параметру И. п. – В. п. по + Д.п. | = что на что делят по какому параметру И. п. – В. п. по + Д.п. |
|
1. Химические элементы делят ся на лёгкие и тяжёлые по массе ядра.
= Химические элементы делят на лёгкие и тяжёлые по массе ядра___________________
2. Химия делится на органическую и неорганическую по объекту изучения.
= ___________________________________________________________________________
3. Виниры делятся на композитные, керамические и фарфоровые по материалу
= ___________________________________________________________________________
4. Мышечные клетки делятся на 3 группы: клетки рабочего миокарда, водители сердечного ритма, проводящие клетки. = ___________________________________________________
б)
Модель 2: | что бывает каких типов | = различают (какие типы) … |
1. Хрящи бывают трёх типов: гиалиновые, эластические и волокнистые.
= Различают три типа хрящей: гиалиновый, эластический, волокнистый.____________
2. Костная ткань бывает двух типов: грубоволкнистая и пластичная.
= ___________________________________________________________________________
3. Лейкоциты бывают двух классов: лимфоциты и фагоциты.
= ___________________________________________________________________________
4. Форменные элементы бывают трёх типов: эритороциты, лейкоциты и тромбоциты.
= ___________________________________________________________________________
Задание 12. Расскажите о функции и предназначении по модели:
Модель: | что для чего использует ся по какому параметру И. п. – для + Р. п. | = что для чего используют по какому параметру В. п. – для + Р. п. |
1. Тонометр использует ся для измерения давления. = Тонометр использу ют для измерения давления.
2. Термометр используется для измерения температуры.
3. Ультразвуковой скальпель используется для одновременного рассечения и коагуляции тканей.
|
4. Микроскоп используется для изучения малых объектов.
5. Стетоскоп используется для аускультации шумов внутренних органов.
Задание 13. Попробуйте объяснить значение этих пословиц и выражений.
1. Поспешишь – людей насмешишь
2. Здоровье, как счастье: пока оно есть, его не замечаешь
3. О вкусах не спорят.
Урок 14
Тема 14. | Структура простого предложения с позицией пассивного субъекта (безличное предложение). Выражение категории состояния. Описание физического и психического состояния живых существ |
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
Основные характеристики простого безличного предложения:
1) нет действующего лица;
2) предикативная основа может быть выражена:
- безличным глаголом (смеркалось),
- личным глаголом в безличном значении (пахнет бензином; ему везёт),
- словом НЕТ (сильнее кошки зверя нет).
3) Предикативная основа может выражать:
- настроение человека: (мне весело, грустно, скучно),
- состояние человека (пациента знобит),
- его дел (ты рядом – и всё прекрасно!),
- окружающей среды (на улице жарко),
- стихийные и неконтролируемые человеком процессы (лодку сносит).
4) Безличные предложения используются:
- в профессиональной коммуникации в системе «доктор-пациент» (при выяснении доктором жалоб и описании пациентом симптомов): болит, знобит, колет, царапает, не здоровится;
- являются составной частью сложных синтаксических конструкций, используемых в научной речи (в научных статьях, докладах): думается, представляется, следует отметить;
- - конструкции «безлично-предикативные слова + инфинитив » характерны для речи официально-делового стиля: в срок до… необходимо представить…; участникам собрания необходимо быть…; при себе необходимо иметь…
Например:
Настроение, внутренне эмоциональное состояние | Состояние окружающей среды (погода и т. п.) | Неконтролируемое действие |
Я скучаю. = Мне скучно. Я грущу. = Мне грустно. Я радуюсь. = Мне радостно. Я не боюсь. = Мне не страшно. | В поезде душно. На улице жарко. В коридоре грязно. На кухне чисто. | Пахнет бензином. Тянет домой. Смеркалось. Не хватило времени. |
АУДИТОРНАЯ РАБОТА