Модель. | кому? | можно ≠ нельзя, | - было будет | + инфинитив |
надо, нужно, | ||||
необходимо |
а) Образец: – Мне надо посоветоваться с врачом. – Мне надо было посоветоваться с врачом.
1. Нельзя терять ни минуты! – _________________________________________________________
2. Надо послать телеграмму и поздравить его с днём рождения – ___________________________
3. Мне необходимо быть на этом собрании. – ____________________________________________
4. Эту тёплую встречу нельзя забыть. – _________________________________________________
5. Нужно пойти в магазин купить продукты. – ___________________________________________
6. Мне необходимо пойти в библиотеку. – _______________________________________________
7. Нельзя пропускать занятия без уважительных причин. – _________________________________
б) Образец: – Завтра мне надо рано вставать. – Завтра мне надо будет рано вставать.
1. Ему надо подумать о многом. – ______________________________________________________
2. Мне нужно прочитать эту статью. – __________________________________________________
3. Больному нельзя выходить на прогулку ещё несколько дней. – ___________________________
4. Надо пойти сказать одногруппникам, что собрания не будет. – ___________________________
5. Надо обязательно посмотреть этот фильм. – ___________________________________________
6. Необходимо сдать все отработки перед экзаменом. – ___________________________________
7. Можно пойти в кафе на перерыве. –__________________________________________________
Задание 9. Выразите ту же мысль, используя модель:
Модель 2. | кому? | надо нужно необходимо | - | + что сделать? (инфинитив СВ = получить результат) |
было | ||||
будет |
Он должен серьёзно подумать о своём будущем. – Ему нужно серьёзно подумать о своём будущем.
1. Я должен познакомиться с этим человеком. –_______________________________________
2. Студент должен зайти в деканат. – ________________________________________________
|
3. Все мы должны были подумать об этом раньше. – ___________________________________
4. Вы должны были предупредить меня, что не можете остаться. – _______________________
______________________________________________________________________________
5. Профессор должен будет улететь на конгресс через несколько дней. – __________________
______________________________________________________________________________
6. Студенты должны внимательно слушать и записывать лекции профессора. – ____________
______________________________________________________________________________
Задание 10. а) Сравните предложения. Скажите, чем отличаются предложения в левой и правой колонке.
НСВ | СВ |
1. Сейчас нельзя входить в аудиторию, так как идёт лекция. | 1. В аудиторию нельзя войти, её кто-то закрыл. |
2. Сегодня нельзя открывать окно: на улице холодно. | 2. Дверь нельзя открыть, я забыла взять ключ. |
3. Ты болен, поэтому тебе нельзя сегодня готовиться к экзамену. | 3. Это очень трудный экзамен, к нему нельзя подготовиться за 2 дня. |
Б) Восстановите предложения, используя данные справа инфинитивы НСВ или СВ.
Модель 3. | нельзя | что делать? (инфинитив НСВ) | – значение запрещения (= не надо, не разрешается) |
что сделать? (инфинитив СВ) | – значение невозможности |
1. Автобус полный, в него нельзя ______________________________. 2. Сюда нельзя ____________________________, здесь идёт операция. | входить, войти |
3. Сегодня на улице холодно, поэтому нельзя ________________ окно. 4. Оконная рама сломалась, поэтому нельзя _________________ окно. | открывать, открыть |
5. После операции больному нельзя ____________________________. | вставать, встать |
6. В этом месте нет перехода. Здесь нельзя __________________ улицу. | переходить, перейти |
7. Виктор, ты ещё болен. Тебе нельзя _______________ холодный душ. | принимать, принять |
8. Детям нельзя _________________________________ тяжёлые вещи. | поднимать, поднять |
|
В) Посоветуйте не делать того, о чём вы прочитаете. Объясните, почему вы не советуете этого делать.
Модель: – Я хочу открыть окно (СВ).
– Не надо открывать (НСВ) окно, будет холодно, мы можем простудиться.
1. – Я хочу сесть около окна. – _____________________________________________________
2. – Я хочу включить телевизор. – __________________________________________________
3. – Я хочу дать эту книгу Виктору. – _______________________________________________
4. – Я собираюсь купить эту книгу. – _______________________________________________
5. – Я хочу послать ему письмо. – __________________________________________________
6. – Я собираюсь посмотреть этот фильм. – ___________________________________________
7. – Я хочу взять в библиотеке этот словарь. – ________________________________________
8. – Я хочу начать сегодня эту работу. – _____________________________________________
9. – Я собираюсь пойти гулять. – ___________________________________________________
10. – Я хочу ответить на этот вопрос. – _______________________________________________
Задание 11. Измените предложения по модели.
Модель. | кому? | (не) хочется, (не) хотелось | + инфинитив |
(не) захочется, (не) захотелось |
Модель: – Я хочу пойти в театр.
– Мне хочется пойти в театр.
1. Мы хотим поехать на экскурсию в Ялту. – ___________________________________________
2. Я не хотел заниматься, потому что на улице была солнечная погода. –________________ ________________________________________________________________________________
3. С каждым днём я всё больше хочу поехать домой – ________________________________ ________________________________________________________________________________
4. Когда я прочитал стихи Пушкина, я захотел больше узнать о его жизни. –______________ ________________________________________________________________________________
|
5. Два моих друга хотят быть педиатрами, а мой сосед по комнате хочет стать стоматологом. –________________________________________________________________________________
6. Мои родители хотят познакомиться с моей подругой. – _____________________________ ________________________________________________________________________________
7. Наши друзья давно хотят поехать на экскурсию в Ялту. – __________________________ ________________________________________________________________________________
8. Она захотела научиться водить машину. – ____________________________________________
9. Мы очень хотим пойти в новое кафе недалеко от нашего дома. – ________________________
________________________________________________________________________________
Урок 15
Тема 15. | Прямая и косвенная речь. Перевод прямой речи в косвенную с частицей -ли |
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
В предложениях с прямой речью точно воспроизводится речь от лица автора. В косвенной речи пересказывается её содержание.
ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте предложения. Подчеркните в них слова автора (одной чертой) и прямую речь (двумя чертами). Обозначьте субъекты (S) и предикаты (P).
1. Врач спросил больного: «Когда у вас начал болеть зуб?»
2. «Мы вылечим вашу дочь!» – пообещали врачи родителям.
3. Врач записал: «При пальпации отмечается боль в эпигастральной области».
4. Медсестра пожаловалась врачу: «Больной не выполняет ваших назначений».
5. «Лягте на правый бок», – сказал врач.