1. После окончания школы я поступил ________ подготовительный факультет.
2. В жаркую погоду люди едут ________ берег моря.
3. _______ печень кровь поступает по печёночной артерии.
4. Пищеварительные железы доставляют воду и другие вещества ____ пищеварительный тракт.
5. Гемолиз – это процесс, при котором оболочки эритроцитов разрушаются и выходят ________ окружающую среду.
6. Лимфатические сосуды печени, щитовидной железы и пищевода впадают _______ крупные лимфатические протоки.
7. Продукты обмена веществ вместе с тканевой жидкостью проникают _______ лимфатические капилляры.
Задание 10. Восстановите предложения, используя необходимые по смыслу предлоги.
1. Через мембрану ______________ (клетка) проникают питательные вещества.
2. По лимфатическим сосудам лимфа возвращается _____________ (кровь).
3. Во время спокойного вдоха _________________ (альвеолы) поступает 360 мл воздуха.
4. При остановке сердца ____________________________ (сердечная мышца) вводят адреналин.
5. Гормоны поступают непосредственно __________________ (кровь).
ЗАДАНИЕ 11. В следующих предложениях найдите слова, отвечающие на вопрос откуда?, и подчеркните их вместе с глаголом.
а)
1. Он вынул деньги из кармана.
2. После обеда все вышли из-за стола.
3. Ребёнок вытащил мяч из-под дивана.
4. Сверху что-то капает, наверное, дождь.
5. Отсюда можно доехать до Ялты на троллейбусе.
б)
1. Из свежей раны или царапины кровь вначале вытекает очень быстро.
2. Из лимфатических узлов выходят сосуды, которые формируют лимфатические стволы.
3. В тканевую жидкость из клеток выделяются продукты обмена веществ.
Задание 12. Восстановите предложения, используя необходимые предлоги.
1. Ручка лежит в сумке, возьми её _____________________ (сумка).
|
2. Цветы стоят на окне. Убери их _____________________ (окно).
3. Дети гуляли в парке. Они пошли _____________________ (парк) утром, а сейчас идут _____________________ (парк).
4. Машина стояла за домом. Сейчас она выехала ____________________________ (дом).
5. Моя тетрадь лежит под журналом. Возьми её _____________________________ (журнал).
6. Сейчас студенты на лекции. Через 10 минут они уйдут _____________________ (лекция).
7. Вчера я был у друга. Я пришёл _____________________ (друг) поздно.
Задание 13. Восстановите предложения, используя необходимые по смыслу предлоги.
1. Через мембрану _____________________ (клетка) удаляются вредные вещества.
2. Нервные клетки воспринимают раздражения _____________________ (внешняя среда).
3. Печеночная вена выходит _____________________ (печень).
4. Клетки организма поглощают питательные вещества _____________________ _____________________ (тканевая жидкость).
5. Неусвоенные питательные вещества выводятся _____________________ (организм).
Урок 6
Тема 6: | Позиционная структура простого предложения: обстоятельства со значением времени (не полностью занятого действием) |
А) календарное время: вопрос КОГДА?
ЗАДАНИЕ 1. Восстановите предложения. Даты пишите словами.
Модель: предлог В + П. п.
1. В (ХIХ век) антибиотики ещё не были известны.
2. В ____________ ____________ (1866 г.) И. М. Сеченов написал работу “Физиология нервной системы”.
3. Атомную энергию открыли в (ХХ век).
4. Луи Пастер родился (27, декабрь,1822 г.).
5. Я поступил в университет в (август, 2014 г).
6. Зимние каникулы бывают в (январь).
7. Я закончил школу в (прошлый год).
8. Мы будем сдавать экзамен по анатомии в (будущий год).
9. Экзамен будет (10, июнь).
|
10. Мы поедем домой (июль).
11. (январь) начинается новый год.
12. В (суббота и воскресенье) выходные дни.
13. Одноклеточные организмы были открыты Левенгуком
(1680 год).
14. _____________________________________________ (этот год) у нас будет только 2 экзамена.
15. ______________________________________________ (прошлый год) зима была очень тёплая.
Задание 2. Восстановите предложения, используя предлоги В или НА. Работайте по моделям:
Модель 1: предлог В + определение + месяц, год, век в П. п.
Модель 2: предлог НА + определение + неделя в П. п.
1. Международные соревнования по плаванию были (прошлый год).
2. (этот год) я не поеду домой.
3. (прошлая неделя) у нас было собрание.
4. (этот месяц) 31 день, а в (прошлый) было 30.
5. (будущая неделя) будет контроль по биологии.
6. (прошлый год) в наш институт приехали учиться студенты из Индии, Палестины и других стран.
7. (будущий месяц) мы должны сыграть в баскетбол с командой 1-го медицинского факультета.
8. (эта неделя) ко мне приезжает друг.
9. (прошлая неделя) я получил из дома 2 письма.
10. (прошлый год) моя сестра окончила школу и (будущий год) будет поступать в наш университет.
Б) время, не полностью занятое действием
ЗАДАНИЕ 3. Восстановите словосочетания и предложения.
Модель 1: В. п. без предлога (когда?)
Модель 2: предлог ПО + Д. п. (кому? чему?)
1. Я хожу в гости к друзьям (каждая суббота).
2. Ребёнок просыпается (каждый час).
3. Иностранным языком нужно заниматься (каждый день).
4. Зимой по (воскресенье) многие ездят в горы кататься на лыжах.
5. Врач принимает по (вторник, среда, четверг).
6. Декан вошёл в аудиторию во время (лекция).
|
7. В процессе (развитие) на организм действует внешняя среда.
В) время, полностью занятое действием
Таблица способов обозначения времени, полностью занятого действием
Вопрос | Модель | Значение | Примеры |
Сколько времени? | глагол + сущ. в В. п. | Называет действие и его течение без указания на результат. Обычно в конструкции использу-ются глаголы несовер-шенного вида. | Сутки больной находился в крайне опасном состоянии. Врачи не отходили от его постели всю ночь. |
За сколько времени? | глагол + ЗА + сущ. в В. п. | Обозначает отрезок времени, необходимый для достижения результата. Однократность действия передаётся глаголом СВ, многократность – глаголом НСВ. | Лабораторную работу мы выполнилиза два часа. Обычно такую работу мы выполняемза полтора часа. |
На сколько времени? | глагол + НА + сущ. в В. п. | Обозначает срок сохранения результатов действия. | Мне дали журнал на пять дней. Делегация приехала в Симферополь на две недели. |
НА.…………….. + НСВ (процесс)
ЗА | || + СВ (результат)
ЗАДАНИЕ 4. а) Кратко отвечайте на вопросы.
1. Он уехал в Киев на 2 недели. Сколько времени он будет находиться в Киеве?
2. Наша группа едет на практику на месяц. Сколько времени будет продолжаться практика?
3. Я взял у друга конспекты лекций на два дня. Сколько времени я буду их читать?
4. Я зашел к другу на полчаса. Сколько времени я буду у него?
5. Я поставил молоко в холодильник на сутки. Сколько времени молоко будет стоять в холодильнике?
6. Я включил телевизор на час. Сколько времени телевизор будет работать?
7. Врач дал мне освобождение на 3 дня. Сколько времени я не буду ходить на занятия?