Ширах: Во время прошедших двух дней я просмотрел эти месячные отчеты и относительно их должен сказать в принципе следующее: на первой странице имеются инициалы Др. Фшр, это — инициалы Фишера, а сверху написано не мной, а моим чиновником от имени регирунгспрезидента «в дело».
Додд: Я не говорю о том, что ваши инициалы стоят на подобных документах, я говорю, что эти документы прибыли в ваше управление и поступили к одному из ваших главных помощников.
Ширах: Если бы они мне были бы представлены, там была бы пометка: «представлено рейхсляйтеру», и ниже была бы пометка референта. Если бы я принял их к сведению, то там стояли бы мои инициалы с пометкой «K.g».
Додд: Да. Я хочу напомнить вам дату отчета — это февраль 1942 года. Я хочу напомнить, что также и здесь Гейдрих сообщал, сколько евреев они убили в Минске. Затем однажды вы произнесли речь в Польше о польской или восточной политике Германии. Вы помните об этом?
Ширах: В Польше?
Додд: Да, в Польше.
Ширах: В Польше в 1939 году я был некоторое время проездом, а позже, мне кажется, не бывал там.
Додд: Сегодня утром у вас что-то исключительно плохая память. Вы не помните свою речь в Катовицах 20 января 1942 г.?
Ширах: В Верхней Силезии?
Додд: Да, в Верхней Силезии, вы помните эту речь?
Ширах: Да я припоминаю, в Катовицах я произнес речь.
Додд: Говорили ли вы о гитлеровской политике на восточных территориях?
Ширак: Я не помню, что я тогда сказал. Я произносил много речей.
Додд: Что же, я попрошу, чтобы вам показали Д-664, который стал США-873. Вы обращались тогда к партийным руководителям и к руководителям германской молодежи?
Ширах: Да.
|
Додд: В седьмом абзаце говорится о задачах германской молодежи на Востоке. «Гитлерюгенд» должен был проводить политическое обучение согласно принципам восточной политики фюрера, и вы говорили о том, что чрезвычайно благодарны фюреру за то, что он заставил германский народ повернуться лицом к Востоку, потому что Восток был судьбой ваших людей. Что вы тогда понимали под восточной политикой фюрера и вообще хорошо ли вы ее понимали в то время?
Ширах: Речь была произнесена в Верхней Силезии в благодарность за то, что мы получили обратно эту область.
Додд: Я спрашивал вас, понимали ли вы тогда достаточно хорошо «восточную политику» фюрера, когда вы произносили эту речь?
Ширак: Тогда я, естественно, под впечатлением нашей победы над Польшей и возвращения германской земли относился положительно к политике на Востоке.
Додд: Вы не только ее поддерживали, я хочу знать, действительно ли вы ее понимали?
Ширах: Я не знаю, как я могу ответить на этот вопрос. По-видимому, Гитлер понимал под политикой на Востоке нечто совершенно иное, чем я.
Додд: Но суть моего вопроса заключается в том, что он говорил с вами об этом, не правда ли, до того, как вы произнесли свою речь?
Вы лучше снова взгляните на документ СССР-172, который находится
у вас в руках. Вы обнаружите, что после того, как вы, Франк, Кох и Гитлер закончили разговор о выселении евреев из Вены, фюрер тогда сказал вам, что он намеревается сделать с поляками. Это не очень красивая история, но вы все-таки посмотрите на этот документ.
Ширах: Гитлер говорит здесь:
|
«Идеальная картина такова: поляк имеет право иметь лишь небольшие участки земли, которые в известной степени, обеспечивают питание только ему и его семье. Все остальные средства, которые ему нужны на одежду, дополнительное питание и т. д. он должен заработать в Германии. Генерал-губернаторство — это главная контора по найму неквалифицированных рабочих, в особенности сельскохозяйственных рабочих; существование этих рабочих обеспечивалось бы, так как их всегда можно использовать как дешевую рабочую силу. О сельскохозяйственных рабочих для Польши больше не будет речи».
Додд: Разрешите мне прочесть вам те места, которые, мне кажется, вы пропустили:
«Фюрер затем подчеркнул, что поляки, в отличие от германских рабочих, рождены для тяжелого труда...» и т. д. «Жизненный уровень в Польше должен быть и оставаться чрезвычайно низким».
И затем на следующей странице:
«Мы, немцы, с одной стороны, имеем перенаселенные промышленные районы и, с другой стороны, мы нуждаемся в рабочей силе в сельском хозяйстве. Там мы можем использовать поляков. Для достижения этой цели имеются достаточные ресурсы в генерал-губернаторстве, так что каждый год мы можем фактически получать оттуда рабочую силу. Следует помнить, что не должно быть никаких польских земельных собственников. Как бы это ни звучало жестоко, там где они есть, они должны быть уничтожены. Насколько я понимаю, нельзя также допускать смешения крови с поляками».
Далее, он еще раз подчеркнул, что
«над поляками должен быть один господин — это немцы. Два хозяина не могут существовать одновременно. Все представители польской интеллигенции должны быть уничтожены. Это звучит жестоко, но таков закон жизни».
|
Вы, как вы заявили Трибуналу, представитель культуры. Можете ли вы сейчас сказать, какое впечатление на вас произвела политика фюрера, изложенная им в такой форме?
Ширах: С этим намерением фюрера я никогда не был согласен, я разговаривал с ним относительно политики на Украине в 1943 году. В 1942 году я говорил в Катовицах перед немецким населением, но я не подозревал об этой жестокой польской политике Гитлера.
Додд: Но вы знали об этом, когда вы произносили вашу речь, не так ли?
Ширак: После двух лет я уже не помнил об этом, и я не имел этого в виду, когда произносил свою речь.
Додд: Вы забыли, что Гитлер сказал вам, что он должен уничтожить польскую интеллигенцию, что вы должны были быть господами этих людей, что они должны продолжать жить на очень низком уровне? Это все так легко исчезло из вашей памяти?
Ширах: В этой речи в Катовицах, о которой я хорошо помню, я говорил о совершенно других вещах, и я полагаю, что обвинение имеет стенограмму этой речи. Ее и надо было предъявить здесь. Здесь же только небольшие выдержки из нее.
Додд: Но видите ли, дело в том, что, зная, в чем заключалась восточная политика, я хотел бы, чтобы вы сказали Трибуналу, как вы могли пропагандировать и восхвалять эту политику среди групп молодежи во время своего выступления в Катовицах?
Ширах: Политика, которую я рекомендовал в своей речи руководителям молодежи, это не была та политика, о которой говорил Гитлер.
Додд: Вы сказали в своей речи, что это была политика фюрера и вы, знали, какова она была, но я не буду больше настаивать, если вы отвечаете таким образом.
Ширах: Об этом я уже говорил. Может быть, я очень часто следовал политике Гитлера в силу ошибочной преданности ему. Я знаю, что это было неверно.
Додд: Это то, что я хочу знать. Вы действовали, не правда ли, в порыве преданности фюреру. Сейчас вы признаете, что это было ошибочным, и это все, о чем я вас спрашиваю; и если вы скажете это Трибуналу, я буду вполне удовлетворен.
Ширах: Да, я готов признать это.
Додд: Не должны ли вы сказать Трибуналу, что все эти вопросы, затронутые в вашем письме в «Der Sturmer», касавшиеся еврейского народа, которые вы ставили перед молодежью, и это медленное, но верное стимулирование расовой ненависти к евреям, сотрудничество с СС, ваше обращение с евреями в Вене, все это то, за что вы несете ответственность?
Ширах: Нет.
Додд: Наконец, господин Председательствующий я хочу представить, как доказательство несколько отрывков из еженедельных отчетов СС, о которых я кратко говорил. Они должны быть представлены Трибуналу. Их всего 55, и следуют они неделя за неделей. На всех имеется штамп учреждения подсудимого, поскольку он их получал. Затем имеются ежемесячные отчеты, начиная с того времени, как они стали выходить; они поступали ежемесячно.
У нас нет всех их переведённых или мимеографированных[2266], и если подсудимый пожелает взять какие-либо из них мы их конечно, предоставим. Из этих отчетов мы выбрали некоторые примеры для того, чтобы проиллюстрировать характер этих еженедельных отчетов.
Я хотел бы их представить: начиная с 1 мая 1942 г. — отчет № 1, отчет № 4, отчеты № 6, 7, 9, 38, 41, 49.
Сейчас я хочу разъяснить вам этот вопрос. Кроме заявлений, касавшихся того, что произошло с евреями, вы найдете в этих еженедельных отчетах ряд обзоров о действиях партизан на Востоке. Эти отрывки преимущественно связаны с тем, что происходило с евреями; у нас мало отчетов, относящихся к деятельности партизан. Однако все же у нас имеются отчеты о действиях партизан, а не евреев, так что мы хотим, чтобы не было никаких сомнений в том, как мы используем эти еженедельные отчеты. Я хочу только спросить вас в отношении этих еженедельных отчетов: признаете вы сегодня, что вы получали их каждую неделю в вашем учреждении?
Ширах: Это ведь не мое учреждение. У меня было центральное бюро. Референт этого бюро, которым руководил регирунгспрезидент, переписывал, как это следует из заметок и что сможет подтвердить всякий
сведущий немецкий чиновник, переписывал документ, бюро представляло его регирунгспрезиденту, а тот писал на нем: «в дело» — и ставил на нем свои инициалы. Так что я мог совсем не знать этих документов.
Додд: Минуточку. Вы были рейхскомиссаром обороны этих территорий? Не правда ли?
Ширах: Да.
Додд: И это ваша печать на этих еженедельных отчетах, да?
Ширах: Да.
Додд: Так что же вы тогда говорите, что это не ваше учреждение?
Ширах: Корреспонденция, которую я получал, подобно тому, как она поступает в бюро министра, попадала ко мне в центральное управление. Если она была получена, там должны иметься соответствующие отметки. Теперь я понимаю, что регирунгспрезидент, учитывая мою загруженность работой, дела, которые не имели никакого отношения к Вене и к моей деятельности и носили лишь информационный характер и касались событий в России — на 90 процентов они касались борьбы с партизанами в России, — вообще не представлял мне.
Додд: Я снова вас спрашиваю, как я уже много раз делал во время этого допроса, был ли Дальбрюгге, который ставил свои инициалы на этих отчетах, вашим главным заместителем? Да или нет?
Ширах: Да. Он был одним из моих трех заместителей.
Додд: И он был также членом СС и значит это был ваш другой принципиальный помощник, как мы спрашивали на днях.
Ширах: Дальбрюгге был одним из высших командиров СС, он был особо доверенным лицом рейхсфюрера СС.
Додд: Как получилось, что он работал с вами?
Ширах: Он был назначен мне туда.
Додд: Господин Председательствующий, я не думаю, что необходимо зачитывать какие-либо выдержки из этих еженедельных докладов. Они переведены на четыре языка и — что же, меня неправильно проинформировали. Я думал они были переведены. Тогда я думаю было бы лучше, если бы мы переведём их и представим их позднее нежели буду тратить время зачитывая их сейчас.
У меня больше нет вопросов.
Председательствующий: Вы хотите провести повторный допрос? Нам лучше прерваться.
(Объявлен перерыв)
Александров [2267]: Вы признаете, что «Гитлерюгенд» ставила своей задачей внедрение своей идеологии немецкой молодежи и детям, начиная с девятилетнего возраста?
Вы меня слышите?
Ширах: Я понял вопрос в таком смысле: признаю ли я, что я прививал гитлеровской молодежи в возрасте от 10 до 14 лет фашистские идеи?
Как я уже говорил в своих показаниях дня два тому назад, я считал своим долгом и своей обязанностью воспитать немецкую молодежь гражданами национал-социалистского государства…
Председательствующий: Это не ответ на вопрос. Вам совершенно не нужно повторять то, что вы говорили уже во время предыдущих допросов. Отвечайте только на вопрос: вы признаете, что вы прививали гитлеровской молодежи идеи Гитлера? Да или нет?
Ширах: Я не могу ответить на это «да», потому что между фашизмом и национал-социализмом есть большая разница. Поэтому я не могу ответить «да». Я воспитывал немецкую молодежь в национал-социалистическом духе. На это я отвечаю: «Да».
Александров: Я хочу теперь, чтобы вы повторили показания, которые вы дали на допросе 16 ноября 1945 г. Вы тогда сами следующим образом определили свое личное отношение к Гитлеру (цитирую ваши показания): «Я являлся восторженным приверженцем Гитлера и относился ко всему тому, что он говорил и писал, как к откровению». Вы подтверждаете эти показания?
Ширах: Я не говорил такого, и это не тот протокол, который представили мне. Я никогда не говорил о Гитлере как о божестве. Вы меня тогда спросили, был ли я восторженным приверженцем Гитлера. Я ответил утвердительно на этот вопрос. Я имел в виду время, когда я впервые стал участником этого движения. Я никогда не приводил этого сравнения, которое сейчас здесь приводится, сейчас я возражаю переводу и я никогда не говорил о том, что я верил в Гитлера как в божество.
Александров: Вы меня неправильно поняли. Здесь о божестве не говорится. В ваших показаниях записано (я повторяю): «Я являлся восторженным приверженцем Гитлера и относился ко всему тому, что он говорил и писал, как к откровению».
Вы подтверждаете это заявление? Отвечайте на вопрос прямо.
Ширах: Перевод не совсем точный. Могу я попросить вас снова задать вопрос?
Александров: Я снова процитирую «Я являлся восторженным приверженцем Гитлера и относился ко всему тому, что он говорил и писал, как к откровению». Это правильно?
Ширах: Сейчас я обвинён в том, что говорил: «Я был восторженным приверженцем Гитлера и рассматривали всё сказанное и написанное им воплощением истины». Я так это понял, и я должен сказать, что я никогда не произносил такой бессмыслицы.
Серватиус [2268]: Могу я дать объяснение этому переводу? Я думаю, что по-немецки было бы правильно: «Я рассматривал сказанное Гитлером манифестом истины», а не «воплощением правды»; тогда она была бы связанной. Есть ошибка в переводе.
Александров: Ваш защитник, вероятно, поможет вам ответить на мой вопрос.
Ширах: Генерал, это был не мой защитник, а защитник подсудимого Заукеля. Если в переводе «манифестом истины», тогда конечно весь отрывок имеет смысл, и также грубо соответствует тому, что я говорил вам, когда я описывал период своей юности.
Александров: Очень хорошо.
Вы в своей книге «Hitler Jugend» писали, на странице 17 «Книга Гитлера «Mein Kampf» была нашей библией». Вы это подтверждаете? Вы это писали?
Ширах: Но я кое-что прибавил в своей книге «Гитлерюгенд — его судьба и организация». Я хочу сказать, прежде всего, что я написал эту книгу. Я написал её…
Александров: Я хочу вас прервать. Мне не нужны такие подробные объяснения, я хотел, чтобы вы ответили, написана эта фраза в вашей книге или нет?
Ширах: Я только что подтвердил это, но к этому подтверждению я должен дать разъяснение, которое я и хочу сейчас сделать. Я говорил в моей книге, которую я писал в 1933 году и которая была опубликована в 1934 году, следующее: «Мы не могли еще в подробностях обосновать наше мировоззрение. Мы просто верили. И, когда появилась книга Гитлера «Mein Kampf», эта книга стала библией, которую мы учили почти наизусть, чтобы суметь ответить на вопросы сомневающихся и располагающих большим материалом критиков».
Да, я тогда так писал. Это правильно.
Александров: Теперь я хочу задать вам следующий вопрос. Вы признаете, что «Гитлерюгенд» была политической организацией, которая под руководством НСДАП проводила политику этой партии в отношении немецкой молодежи?
Ширах: «Гитлерюгенд» была крупной воспитательной организацией на политической основе, но я не могу признать, что её вела партия; она велась мною. Я был членом исполнительного комитета партии, и в этом смысле можно говорить о партийном влиянии. Но я не вижу причины подтверждать это, поскольку я уже свидетельствовал об этом.
Если смысл вашего вопроса в этом, я это подтверждаю.
Александров: Да, я это и имел в виду.
Я напомню вам теперь, какие задачи ставил Гитлер в деле воспитания немецкой молодежи. Об этом говорится в книге Раушнинга[2269]. Эта книга была уже представлена Трибуналу в качестве документального доказательства под номером СССР-378. Я цитирую со страницы 252 этой книги:
«Мы вырастим молодежь, перед которой содрогнется мир, молодежь резкую, требовательную, жестокую. Я этого хочу. Молодежь должна обладать всеми этими качествами, она должна быть безучастной к страданию. В ней не должно быть ни слабости, ни нежности. Я хочу видеть в ее взоре блеск хищного зверя».
И вы воспитали немецкую молодежь в соответствии с этими требованиями Гитлера, вы это признаете?
Ширах: Я не признаю того, что пишет господин Раушнинг. Я совершенно случайно был свидетелем одного разговора между Гитлером и Раушнингом и должен сказать: то, что он пишет в своей книге, является неправильной передачей высказываний Гитлера. Между прочим я был лично свидетелем такого разговора.
По вопросу о воспитании Гитлер мне не давал таких директив, которые господин Раушнинг трактует как задачи «Гитлерюгенда», поставленные передо мной Гитлером.
Александров: От вас не требуется таких пространных объяснений. Я хочу вашего кратко ответа на вопрос, поставленный вам, с целью сократить время допроса. Вы здесь утверждали что «Гитлерюгенд» не воспитывала в немецкой молодежи духа милитаризма и не подготовляла ее к будущим агрессивным войнам. Я напомню вам некоторые ваши высказывания из той же вашей книги «Гитлерюгенд»; на странице 83 этой книги, говоря о младшем поколении «юнгфольк», вы писали:
«Они носители национал-социалистического характера. Торговцы игрушками волнуются, что этим детям не нужно более игрушек. Их интересуют походные палатки, копье для метания, компас и карта. Это особенность нашей молодежи. Все, что против нашего единства, должно быть предано огню».
Не руководствовались ли этими вашими директивами воспитанные «Гитлерюгенд» солдаты немецкой армии, поджигая дома мирных жителей на оккупированных территориях? Это написано в вашей книге, то, что я сейчас прочитал?
Ширах: То, что здесь лежит передо мной, написано в моей книге, а того, что мне перевели, — в ней нет.
Александров: Внесите свои поправки.
Ширах: Для этого я должен просить разрешения огласить подлинник этого текста:
«Торговцы игрушками жаловались мне, что эти мальчики, речь идёт о Юнгфольк, не хотят более иметь дело с игрушками; их интересуют географические карты, компасы, плащ-палатки и копья для метания. Я не могу помочь этим торговцам игрушками, потому что время индейцев, давно прошло. Что такое «Старый Шаттерхэнд[2270]«, что такое охотник в прериях Америки в сравнении с нашим войсковым командиром. Жалкий, пыльный образец из деревянного сундука наших отцов. Не только торговцы детскими игрушками жалуются теперь, но и фабриканты, производящие детские шапочки. Кто сейчас носит школьную фуражку? Кто теперешние школьники, мальчики или девочки? В некоторых городах мальчики собрались вместе и публично сожгли школьные фуражки. Фактически, сжигание — это специальность новой молодежи. Границы малых государств империи также были превращены в пепел огнем молодежи.
«Это простая, но героическая философия; все, что против нашего единства, должно быть брошено в пламя».
Генерал это выражение, из «бури и натиска[2271]«в котором молодёжь нашла своё особое единство.
Александров: Философия сводится, по вашему мнению, к тому, что дети должны бросить играть в игрушки. Так я вас понял? Я не вижу существенной разницы между тем, что я сказал, и тем, что вы прочитали.
Ширах: Могу я сказать, что я думаю, что военная подготовка молодёжи в Германии гораздо отстаёт от Советского Союза.
Александров: Это недопустимое сравнение. На странице 98 вашей книги, рассказывающей о «Гитлерюгенде», вы писали:
«Они стремятся быть политическими солдатами. Их образец Адольф Гитлер».
Вы это написали?
Ширах: Я не нашёл место; это страница 98?
Председательствующий: Свидетель признал, что он написал всю книгу, не так ли?
Александров: С целью не затягивать слушания мы перейдем к другому вопросу.
Вы уже здесь говорили о специально созданной организации моторизованном «Гитлерюгенде»; вы утверждали, что эта организация преследовала только спортивные цели. Так вы говорили?
Ширах: В связи с обучением моторизованных отрядов гитлеровской молодежи я говорил о занятиях спортом и езде на пересеченной местности. Я сказал также, что я признаю, что моторизованные отряды гитлеровской молодежи обучаются в духе допризывной подготовки. Я ничего в этом не оспаривал.
Председательствующий: В перекрестном допросе господина Додда свидетель очень долго рассказывал об этих вопросах особых подразделений «Гитлерюгенда» и нет ничего хорошего в том, чтобы снова это проходить.
Александров: Господин Председательствующий, несколько положений которые не были объяснены будут разъяснены последующими вопросами.
Вам было известно, что в 1938 году организация моторизованных отрядов гитлеровской молодежи состояла из 92 подразделений, численностью в 100 тысяч юношей?
Ширак: Состояла ли она из 92 отделов, я сейчас на память не могу сказать, потому что слово «Abteilung[2272]«— таким был перевод — не обозначало каких-либо наших подразделений «Гитлерюгенда». Я в своих показаниях своему защитнику или господину Додду говорил об общей численности моторизованных отрядов «Гитлерюгенд» и приводил самые точные данные, относящиеся к 1938 году.
Александров: Я говорю о 1938 годе и называю цифру 100 тысяч юношей, которые состояли в моторизованных и спортивных отрядах молодежи. Вам известно об этом?
Ширах: Я не могу на память сказать, объединяли ли в 1938 году моторизованные отряды гитлеровской молодежи 100 тысяч юношей или нет. Может быть, их было 60 тысяч, а может быть, и 120 тысяч. Я не знаю этого, у меня нет данных об этом.
Александров: Да, но я цитирую эту цифру приведённую журналом «Das Archiv». Я хочу напомнить вам задачи этих организаций так как они излагались в этом журнале в ноябре-декабре 1939. Я цитирую:
«Предварительная подготовка моторизованного «Гитлерюгенда» должна осуществляться в особых подготовительных группах, и позднее в особых школах моторизации национал-социалистического моторизованного корпуса[2273]«.
Я цитировал этот отрывок в соответствии с документальной книгой защиты, документ 20, страница 50 русского текста. Я повторяю:
«Предварительная подготовка моторизованного «Гитлерюгенда» должна осуществляться в особых подготовительных группах, и позднее в особых школах моторизации национал-социалистического моторизованного корпуса, но это относиться только к молодёжи, которая достигла возраста 17 или старше. Ход инструктажа включает механику мотора, экзамены на водительские удостоверения, полевые испытания, а также идеологическое обучение. Те кто успешно участвует в этих инструкторских курсах будут допускаться в национал-социалистический моторизованный корпус».
Это не вполне согласуется с вашим заявлением о том, что целью был спорт, не так ли?
Председательствующий: Мы слышали долгий комментарий об этих особых подразделениях и мы действительно не хотим больше об этом слушать. Если у вас есть какие-либо вопросы по новым предметам, с которыми не разобрался господин Додд, мы с радостью их заслушаем, но мы не хотим слышать о том было ли 60 000 или 70 000 или 100 000 или 120 000 в моторизованных подразделениях «Гитлерюгенда»
Александров: Я лишь процитировал, то, что ещё не упоминалось.
Председательствующий: Генерал, мы не хотим это слушать. Мы не хотим это заслушивать.
Александров: Я перехожу к другому вопросу.
Вами было издано наставление о национальной подготовке членов «Гитлерюгенд», так называемая «"Гитлерюгенд" на службе». В этом наставлении были предусмотрены такие занятия с молодежью: теория оружия, теория стрельбы, упражнения по прицеливанию, учебная стрельба, строевая подготовка, топографическая подготовка, прикладная
топография, упражнения на местности. Кроме того, в приложении даны: памятка для пользования походным компасом и памятка для пользования угломером. Вам известно это наставление? По вашему мнению, оно также не преследовало цели боевой подготовки немецкой молодежи?
Ширах: Я по вопросу о воспитании гитлеровской молодежи говорил уже здесь очень подробно и, в частности, о подготовке по стрельбе, которая в моей книге занимает сорок страниц, и в связи с этим заметил, что это обучение стрельбе проводилось по правилам, установленным для международной спортивной стрельбы из мелкокалиберных винтовок, и что
британская комиссия по образованию рекомендовала всем бойскаутам[2274] эту книгу и эти правила. Для этих целей я издал эту книгу, которая служила для воспитания гитлеровской молодежи. Я уже говорил это на днях.
Александров: Вы отрицали здесь, что «Гитлерюгенд» играла немаловажную роль в создании «пятой колонны» на территории Польши. Подобные же методы применялись и на территории Югославии. Правительство Югославии предоставило в распоряжение советского обвинения документы, устанавливающие участие немецкой организации молодежи под руководством «гитлерюгенд» в создании «пятой колонны» на территории Югославии. Вам об этом известно что-нибудь? Вы знаете что-нибудь по этому поводу?
Ширах: Гитлеровская молодежь никогда не участвовала в деятельности «пятой колонны» ни в Югославии, ни где-либо в другом месте.
Александров: Я привожу выдержки из официального правительственного югославского доклада. Этот документ был уже представлен Трибуналу, я цитирую страницу 3 русского текста этого документа:
«Правительство рейха и гитлеровская партия тайным образом организовали немецкое меньшинство. С 1920 года они имели свою массовую организацию «Союз культуры». Уже в 1932 году доктор Якоб Авендер[2275] стоял на точке зрения фашизации «Союза культуры», и в 1935 году он становится во главе активной молодежи, которая вскоре после этого стала называться «обновленцами». Вам известно что-нибудь по этому поводу?