Особенности организации предметно-пространственной среды




Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

- наличие в в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

- наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Примерный перечень материалов и оборудования для создания развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с возрастом детей представлен в приложении (см.приложение 19)

3.2.3 Особенности организации предметно-развивающей среды в разновозрастных группах — Монтессори

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда разновозрастной группы должна:

• соответствовать возрастным, физическим, психологическим особенностям и потребностям каждого ребенка разновозрастной группы, определенным сенситивным периодам развития;

• предоставлять возможность для проявления инициативы ребенка, для наиболее полной реализации творческих возможностей, раскрытия природного потенциала;

• быть источником информации для организации самостоятельной и совместной деятельности ребенка, для самообучения;

• предоставлять возможность детям свободно выбирать деятельность, реализовывать замысел, получать результат, а также оценивать, осознавать результат своей деятельности и отвечать за него;

• предоставлять возможность для широкого поля взаимодействия, общения со всеми членами сообщества группы и ДОУ на разных уровнях;

• удовлетворять потребности ребенка в создании личного пространства для деятельности, а при необходимости — уединения и релаксации;

• предоставлять возможность осознать себя значимой уважаемой личностью, способной адекватно оценивать себя, а также способной уважать и позитивно принимать других членов сообщества группы;

• предоставлять возможность развивать в себе самостоятельность, независимость, умение помогать и просить о помощи, иметь право на ошибки без страха их совершить, исправлять ошибки с помощью других и самостоятельно;

• способствовать формированию самодисциплины, умения следовать правилам;

• обеспечивать психологическую и физическую безопасность и защищенность каждого ребенка.

Основными разделами предметно-пространственной образовательной среды для группы детей от 3 до 7 лет являются:

• пространство с материалами для развития социальных навыков и навыков самообслуживания

• пространство с материалами для развития чувств (сенсорное развитие),

• пространство с материалами для развития математических представлений,

• пространство с материалами для развития речи,

• пространство с материалами для освоения природы и культуры

• пространство с материалами для развития художественных навыков,

• пространство с материалами для развития музыкальных способностей

• площадка со снарядами для развития движений

• пространство с предметами для сюжетно-ролевых игр.

Внутри каждой зоны материал должен располагаться в соответствии с принципом от простого к сложному. Каждый отдельный материал рассчитан на определенную степень сложности, но все вместе материалы связаны между собой и образуют единое целое.
Сами же материалы в каждой из зон должны соответствовать следующим требованиям:
-соответствие возрасту, силе, росту ребенка;

-эстетичность материалов;

- притягательность (материал должен вызывать интерес, побуждать к действиям с ним);
- все оборудование, к одному упражнению, находится в цветовом соответствии, выполнено в одной цветовой гамме.

Все материалы должны быть представлены в единичном экземпляре. Если у нескольких детей возникло желание работать с одним и тем же материалом, необходимо подождать, пока он освободится. У детей, в подобной ситуации развивается умение договариваться, терпеливо дожидаться своей очереди, занимаясь с другим материалом.

Обязательным элементом среды также является уголок уединения. В построении развивающей среды Монтессори- группы предусматривается возможность свободного перемещения детей, свободного общения их друг с другом и со взрослыми, выбора самостоятельной или совместной деятельности, реализации разных форм занятий, проводимых педагогами, — групповых, подгрупповых и индивидуальных.

Требования к Монтессори - материалам и способам работы с ним:
- материалы должны быть расположены так, чтобы четко прослеживались зоны, которые мы представляем в логопедической группе: зона упражнений в практической жизни, зона сенсорики и зона развития речи и подготовки руки к письму. Единственное, что составляет исключение – это стирка белья, мытье посуды и переливание из ведра в ведро. Эти 3 материала целесообразно расположить в туалетной комнате, радом с раковинами, а не в группе. Все материалы стоят на столах или невысоких стеллажах постоянно и доступны для работы детей в любое свободное время.

- каждый материал из зоны практической жизни должен быть выдержан в одном цвете (так называемый цветовой код, который создает ассоциативные связи у ребенка между внешним видом материала и способом действия с ним). Например, пересыпания из миски в миску ложкой могут быть оформлены в синем цвете: синие мисочки, ложка, поднос. При выборе цвета необходимо учитывать тот факт, что некоторые крупы или бобовые сливаются с емкостями, что затрудняет работу детей (например, белая манка на белом подносе).
- у каждого материала может быть только одна цель, то есть ребенок упражняется в овладении лишь одним навыком. Благодаря этому, у детей формируется четкое представление о функции каждого материала на столах, его назначении. Впоследствии дети приучаются использовать и предметы обихода только по своему прямому назначению: вилкой кушают, ножницами - режут, утюгом – гладят. Все навыки, полученные в процессе обучения по Монтессори - методу, должны переноситься в повседневную жизнь детей – это обязательное правило.
- презентации каждого материала должны быть краткими, понятными и даются только одному ребенку. Поскольку каждый материал имеет усложнение (упражнения), логопед должен внимательно наблюдать за детьми, которые уже освоили основную работу с материалом и готовы к овладению более сложных операций с ним.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда группы оборудована столами и стульями по росту детей, стойками с ковриками для индивидуальной работы. Низкие открытые полки для размещения дидактических материалов должны располагаться не выше уровня глаз ребенка.

Все дверные ручки в детском саду находятся на уровне, доступном ребенку. Туалетные комнаты приспособлены для детей. В рабочей зоне может быть низкая детская кухня с раковиной для упражнений в мытье посуды.

В спальне на окнах висят плотные шторы. Раздевалка оборудована шкафами для хранения одежды детей, скамейками и зеркалом, соответствующими СанПиН 2.4.1.3049-13. Все помещения озеленены и максимально приближены к домашним.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: