Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
|
- наличие в в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
- наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Примерный перечень материалов и оборудования для создания развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с возрастом детей представлен в приложении (см.приложение 19)
3.2.3 Особенности организации предметно-развивающей среды в разновозрастных группах — Монтессори
|
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда разновозрастной группы должна:
• соответствовать возрастным, физическим, психологическим особенностям и потребностям каждого ребенка разновозрастной группы, определенным сенситивным периодам развития;
• предоставлять возможность для проявления инициативы ребенка, для наиболее полной реализации творческих возможностей, раскрытия природного потенциала;
• быть источником информации для организации самостоятельной и совместной деятельности ребенка, для самообучения;
• предоставлять возможность детям свободно выбирать деятельность, реализовывать замысел, получать результат, а также оценивать, осознавать результат своей деятельности и отвечать за него;
• предоставлять возможность для широкого поля взаимодействия, общения со всеми членами сообщества группы и ДОУ на разных уровнях;
• удовлетворять потребности ребенка в создании личного пространства для деятельности, а при необходимости — уединения и релаксации;
• предоставлять возможность осознать себя значимой уважаемой личностью, способной адекватно оценивать себя, а также способной уважать и позитивно принимать других членов сообщества группы;
• предоставлять возможность развивать в себе самостоятельность, независимость, умение помогать и просить о помощи, иметь право на ошибки без страха их совершить, исправлять ошибки с помощью других и самостоятельно;
• способствовать формированию самодисциплины, умения следовать правилам;
|
• обеспечивать психологическую и физическую безопасность и защищенность каждого ребенка.
Основными разделами предметно-пространственной образовательной среды для группы детей от 3 до 7 лет являются:
• пространство с материалами для развития социальных навыков и навыков самообслуживания
• пространство с материалами для развития чувств (сенсорное развитие),
• пространство с материалами для развития математических представлений,
• пространство с материалами для развития речи,
• пространство с материалами для освоения природы и культуры
• пространство с материалами для развития художественных навыков,
• пространство с материалами для развития музыкальных способностей
• площадка со снарядами для развития движений
• пространство с предметами для сюжетно-ролевых игр.
Внутри каждой зоны материал должен располагаться в соответствии с принципом от простого к сложному. Каждый отдельный материал рассчитан на определенную степень сложности, но все вместе материалы связаны между собой и образуют единое целое.
Сами же материалы в каждой из зон должны соответствовать следующим требованиям:
-соответствие возрасту, силе, росту ребенка;
-эстетичность материалов;
- притягательность (материал должен вызывать интерес, побуждать к действиям с ним);
- все оборудование, к одному упражнению, находится в цветовом соответствии, выполнено в одной цветовой гамме.
Все материалы должны быть представлены в единичном экземпляре. Если у нескольких детей возникло желание работать с одним и тем же материалом, необходимо подождать, пока он освободится. У детей, в подобной ситуации развивается умение договариваться, терпеливо дожидаться своей очереди, занимаясь с другим материалом.
Обязательным элементом среды также является уголок уединения. В построении развивающей среды Монтессори- группы предусматривается возможность свободного перемещения детей, свободного общения их друг с другом и со взрослыми, выбора самостоятельной или совместной деятельности, реализации разных форм занятий, проводимых педагогами, — групповых, подгрупповых и индивидуальных.
Требования к Монтессори - материалам и способам работы с ним:
- материалы должны быть расположены так, чтобы четко прослеживались зоны, которые мы представляем в логопедической группе: зона упражнений в практической жизни, зона сенсорики и зона развития речи и подготовки руки к письму. Единственное, что составляет исключение – это стирка белья, мытье посуды и переливание из ведра в ведро. Эти 3 материала целесообразно расположить в туалетной комнате, радом с раковинами, а не в группе. Все материалы стоят на столах или невысоких стеллажах постоянно и доступны для работы детей в любое свободное время.
- каждый материал из зоны практической жизни должен быть выдержан в одном цвете (так называемый цветовой код, который создает ассоциативные связи у ребенка между внешним видом материала и способом действия с ним). Например, пересыпания из миски в миску ложкой могут быть оформлены в синем цвете: синие мисочки, ложка, поднос. При выборе цвета необходимо учитывать тот факт, что некоторые крупы или бобовые сливаются с емкостями, что затрудняет работу детей (например, белая манка на белом подносе).
- у каждого материала может быть только одна цель, то есть ребенок упражняется в овладении лишь одним навыком. Благодаря этому, у детей формируется четкое представление о функции каждого материала на столах, его назначении. Впоследствии дети приучаются использовать и предметы обихода только по своему прямому назначению: вилкой кушают, ножницами - режут, утюгом – гладят. Все навыки, полученные в процессе обучения по Монтессори - методу, должны переноситься в повседневную жизнь детей – это обязательное правило.
- презентации каждого материала должны быть краткими, понятными и даются только одному ребенку. Поскольку каждый материал имеет усложнение (упражнения), логопед должен внимательно наблюдать за детьми, которые уже освоили основную работу с материалом и готовы к овладению более сложных операций с ним.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда группы оборудована столами и стульями по росту детей, стойками с ковриками для индивидуальной работы. Низкие открытые полки для размещения дидактических материалов должны располагаться не выше уровня глаз ребенка.
Все дверные ручки в детском саду находятся на уровне, доступном ребенку. Туалетные комнаты приспособлены для детей. В рабочей зоне может быть низкая детская кухня с раковиной для упражнений в мытье посуды.
В спальне на окнах висят плотные шторы. Раздевалка оборудована шкафами для хранения одежды детей, скамейками и зеркалом, соответствующими СанПиН 2.4.1.3049-13. Все помещения озеленены и максимально приближены к домашним.