По уровню охвата рынка для решения задач проникновения на рынок распределение делится на три типа:
• интенсивное;
• избирательное (селективное, выборочное);
• исключительное (эксклюзивное).
При интенсивном распределении — (много продавцов на многих рынках) предприятие стремится реализовать свой товар в максимальном числе магазинов, чтобы охватить как можно больше потенциальных потребителей. Применяется в основном для товаров массового спроса, таких, как продукты питания, сигареты, зубная паста и др. Достоинства интенсивного распределения заключаются в достижении наибольшей доступности товаров и высокой доли рынка. Изготовитель выигрывает за счет масштаба производства. Однако увеличиваются сбытовые издержки, утрачивается контроль продаж, затрудняется использование привлекательного имиджа и др.
Избирательное распределение ~ (несколько продавцов на одном рынке) предполагает использование ограниченного числа посредников. Используется для товаров, покупка которых требует предварительного выбора, например предметы одежды, многие бытовые машины и приборы и т.д. При выборе торгового посредника учитываются его объемы продажи, качество торговых услуг, квалификация и компетентность персонала и др. Преимущества избирательного распределения связаны с более эффективным функционированием канала распределения, снижением затрат. В то же время недостатком является неполный охват рынка, возможность появления конкурентов, потеря потенциально возможных продаж и др.
При исключительном распределении — (один продавец на одном рынке) только один торговец может представлять изготовителя на одном географическом рынке. Он получает статус «уполномоченного дилера». Используется при организации продаж дифференцированных товаров, высокого качества, модных и престижных и т.п. Отбор торгового посредника более тщательный, ему запрещается торговать товарами конкурентов. От посредника требуются активные действия на рынке, поддержание необходимых товарных запасов, развитие торговых услуг и др. Как метод исключительного распределения в современных условиях активное развитие получает франчайзинг. Преимущества исключительного распределения заключаются в лучшем обслуживании покупателей, низком уровне затрат, контроле продаж и т.д. Недостатки сводятся к небольшому охвату рынка, связанности обязательствами.
|
Решения по выбору типа распределения в конечном счете связаны с оценками:
• настоятельности потребности (чем выше настоятельность, тем ближе к интенсивному типу);
• характера потребности (удовлетворяется с помощью товаров массового или эпизодического спроса);
• желаемого охвата (доли) рынка.
Охват рынка характеризует уровень доступности товаров для конечного потребителя. Используются показатели:
• интенсивного (невзвешенного) распределения (ИР);
• эффективного (взвешенного) распределения (ЭР);
• относительного покрытия рынка (ОПР);
• средней доли в обороте (СДО);
• доли рынка (ДР).
Интенсивное распределение характеризует доступность товара как отношение числа магазинов, в котором представлена данная марка товаров, к общему числу магазинов, где представлены подобные товары, выраженное в процентах. (Интенсивное распределение часто называют числовым распределением.)
|
Эффективное распределение характеризует доступность товара в магазинах с учетом размера их товарооборота (т.е. взвешенную через оборот). Исчисляется как отношение общего оборота торговцев определенного товара, реализующих в том числе данную марку, к общему обороту определенного товара, выраженное в процентах.
Относительное покрытие рынка данной маркой товара характеризуется отношением показателей эффективного распределения к интенсивному распределению (ОПР называют также индикатором размера или индикатором выбора). Если показатель выше единицы, то это говорит о том, что выбраны крупные магазины.
Средняя доля в обороте показывает, какую долю занимает данная марка товара в выбранных магазинах, и рассчитывается как отношение оборота данной марки товара в выбранных магазинах к общему обороту подобных товаров в выбранных магазинах.
Доля рынка данной марки представляет собой обобщенный показатель ее доступности и может быть исчислена следующим образом: ИР ´ ОПР´ СДО или ЭР ´ СДО.
21. Виды распределения. Организация продажи товаров.
Виды распределения. Различают проталкивание (push) и протягивание (pull), как виды распределения.
Когда предприятие не может обойтись без посредников, оно прибегает к распределению в виде проталкивания, используя торговые скидки, конкурсы по продажам, сотрудничество в рекламе, обучение персонала.
При протягивании маркетинговые решения фокусируются на потребителях с использованием активной рекламы, пропаганды торговой марки, выставок и т.п. То есть, путем непосредственного обмена с потенциальными потребителями организация стремится воздействовать на посредников и принудить их к сотрудничеству.
|
В силу того, что экономические интересы участников рыночных отношений (производителей, посредников, конкурентов) не совпадают, в каналах распределения могут возникать различные конфликты между производителями и посредниками (потеря имиджа, удорожание услуг, слабая реклама).
Организация продажи товаров.
Комплекс работ, проводимых в розничном торговом предприятии, носит название мерчендайзинг. К комплексу таких работ относится:
Развитие активных форм продажи товара; Гибкая политика цен; Выкладка и демонстрация товара; Использование упаковки и маркировки; Внутримагазинная реклама; Дополнительные торговые услуги; меры по стимулированию спроса.
Мерчендайзинг предназначен для организации рационального использования торговой площади и повышения эффективности торговли.
Прямых продаж (директ-маркетинг)
Продажа товаров по каталогу (возможность обсудить и выбрать товар дома в кругу семьи; магазин на диване) - Почтовая рассылка (отправка предложений, напоминаний, объявлений по конкретному адресу; преимущество в персональном обращении; непрямая рассылка – письмо в каждый почтовый ящик; конверт с обратным адресом) - Телемаркетинг (предложения по телефону, живое общение позволяет показать товар с выгодной стороны, использовать психологическое воздействие на покупателя) - Формирование банка данных о покупателях (списки покупателей целевых групп – имена и адреса покупателей, их демографические характеристики, сфера интересов, сведения о приобретенных в прошлом товарах) |
- Электронный магазин (содержит каталог товаров и описание магазина, состояние компании и информацию по каждому продукту, данные для свзи магазином и заказа товаров) -Форумы (для общения в режиме реального времени по специальной подписке) - Конференции (общение в рамках темы конференции) - Электронные доски (сетевые службы по тематикам и группам пользователей) - Электронная почта (дает возможность задавать вопросы, получать консультации, высказывать предложения) |
- Определение важнейших потреби - Выделение для работы с каждым потребителем обученного менеджера - Прогнозирование и планирование работ с клиентами - Контроль деятельности менеджеров по взаимоотношениям |
22. Прямой маркетинг: маркетинг прямых продаж; маркетинг в компьютерных сетях; маркетинг отношений.
23. Продвижение в комплексе маркетинга: процесс коммуникаций; коммуникативные средства маркетинга; решения по коммуникациям.