Внутренние половые органы получают кровь из парных сосудов (рис. 1.30), являющихся ветвями аорты (яичниковые артерии) или ветвями подвздошных артерий (маточные артерии).
ЫВерстка! Вставить рисунок №1.30. из файла «Ris_Гинекология_Радзинского» КИГ Ы
Рис. 1.30. Артерии тазовых органов. 1 — aorta abdominalis; 2 — a. mesenterica inferior; 3 — a. iliaca communis; 4 — a. iliaca externa; 5 — a. iliaca interna; 6 — a. glutea superior; 7 — a. glutea inferior; 8 — a. uterina; 9 — a. umbilicalis; 10 — aa. vesicales; 11 — a. vaginalis; 12 — a. pudenda interna; 13 — a. perinealis; 14 — a. rectalis inferior; 15 — a. clitoridis; 16 — a. rectalis media; 17 — a. uterina; 18 — r. tubarius; 19 — r. ovaricus; 20 — a. ovarica; 21 — a. sacralis mediana
Маточная артерия (a. uterina) идет по ребру матки и, снабжая ее кровью, отдает ветви широкой и круглой связкам своей стороны, маточной трубе, яичнику и верхнему отделу влагалища.
Яичниковые артерии (a. ovarica), ветви которых обеспечивают кровоснабжение яичников, труб и отчасти матки, образуют анастомозы с ветвями маточной артерии.
Верхняя часть влагалища кровоснабжается из парной влагалищной артерии (a. vaginalis), являющейся ветвью маточной артерии. В средней части кровоснабжение осуществляется влагалищными ветвями парных нижней пузырной артерии (a. vesicalis inferior) и средней прямокишечной артерии (a. rectalis media) — ветви внутренней подвздошной артерии (a. iliaca interna).
Нижняя часть влагалищной трубки получает кровь из парных внутренней срамной артерии (a. pudenda interna) и средней прямокишечной артерии (a. rectalis media), также отходящих от внутренней подвздошной артерии (a. iliaca interna).
Венозный отток осуществляется по одноименным венам, образующим сплетения в толще широких связок между маткой и яичниками (plexus uteroovaricus) и между мочевым пузырем и влагалищем (plexus vesicovaginalis).
Иннервация внутренних половых органов осуществляется от нервных сплетений, находящихся в брюшной полости и малом тазу:
|
Ú верхнего подчревного;
Ú нижнего подчревного (тазового);
Ú влагалищного;
Ú яичникового
Тело матки преимущественно получает симпатические волокна, шейка матки и влагалище — парасимпатические.
Контрольные вопросы и задачи
Выберите один или несколько правильных ответов.
1. К наружным половым органам относится:
1) большие и малые половые губы;
2) преддверие влагалища;
3) влагалище;
4) шейка матки;
5) матка.
2. Что находится в преддверии влагалища?
1) шейка матки;
2) отверстие мочеиспускательного канала;
3) парауретральная железа.
3. Кровоснабжение наружных половых органов осуществляется:
1) ветвями внутренней подвздошной артерии;
2) ветвями наружной подвздошной артерии;
3) маточной артерией;
4) ветвью маточной артерии (a.vaginalis);
5) яичниковой артерией.
4. К фиксирующему аппарату матки относятся:
1) седалищно-пещеристая мышца;
2) лобково-пузырная связка;
3) крестцово-маточные связки;
4) широкая маточная связка;
5) седалищно-копчиковая мышца.
5. Кровоснабжение внутренних половых органов осуществляется:
1) маточной артерией;
2) запирательной артерией;
3) наружной семенной артерией;
4) яичниковой артерией.
6. К подвешивающему аппарату матки относятся:
1) поперечная (главная, кардинальная) связка матки;
2) поверхностная поперечная мышца промежности;
3) седалищно-копчиковая мышца;
4) широкая маточная связка;
5) собственная связка яичника.
7. К внутренним половым органам относятся:
1) яичники;
2) матка;
3) малые половые губы;
4) клитор;
|
5) девственная плева.
1.3. Нормальный менструальный цикл
Цель занятия: ознакомить студентов с регуляцией нормального МЦ.
Студент должен знать: определение функциональной системы, принципы и виды обратной связи, физиологию регуляции нормального МЦ, роль гонадолиберина (ГнРГ), фоллитропина (ФСГ), лютропина (ЛГ), пролактина (ПРЛ), андрогенов, эстрогенов, прогестерона, простагландинов, гормонов коры надпочечников, щитовидной железы; критерии нормального МЦ, механизм менструального кровотечения; тесты функциональной диагностики (ТФД) и гормональные исследования при нормальном МЦ.
Студент должен уметь: производить взятие материала для тестов функциональной диагностики, оценивать их показатели и данные гистологического исследования эндометрия, гормональные показатели.
Место проведения занятия: учебная комната.
Оснащение: таблицы, слайды, презентации, эхограммы яичников и матки.
План организации занятия.
· Организационные вопросы, обоснование темы.
· Контроль исходного уровня знаний студентов.
· Теоретическое изучение темы с использованием компьютерной презентации.
· Обобщение занятия в учебной комнате, ответы на вопросы. Домашнее задание.