На практике лечение дисбиотических и воспалительных процессов часто не соответствует указанным принципам. Основными ошибками, как правило, будут.
· Гипердиагностика при оценке влагалищного биоценоза. Вследствие неадекватного применения диагностических методов ставят диагнозы бактериального вагиноза или вагинита. Например, определение патологического состояния слизистой на основании качественной ПЦР диагностики.
· Антибактериальная терапия даже при I и II степенях чистоты влагалища без культурального исследования количественных показателей инфектов и иммунных показателей женщины.
· Отсутствие контрольных исследований после лечения.
Таким образом, достижение нормобиоценоза влагалища возможно при элиминации патогенных бактерий, дотации лактобактерий и поддержании эубиоза кишечника.
Контрольные вопросы и задачи
· Что такое биоценоз?
· Что такое биотоп?
· Что такое эубиоз?
· Какие основные механизмы обеспечивают эубиоз половых путей женщины?
· Какие факторы относятся к анатомо-физиологическим механизмам обеспечения эубиоза половых путей женщины?
· Какие факторы относятся к гормональным механизмам обеспечения эубиоза половых путей женщины?
· Какие факторы относятся к иммунным механизмам обеспечения эубиоза половых путей женщины?
· Какие свойства позволяют бактериям вегетировать на слизистой оболочке влагалища?
· Какими микроорганизмами может быть представлена нормальная микрофлора влагалища?
· Какие методы исследования необходимо применять для оценки биоценоза гениталий?
· Что является причиной нарушений нормального биоценоза половых путей?
· Какими критериями необходимо руководствоваться для адекватного лечения вагинита, эндоцервицита, бактериального вагиноза?
· Какими лекарственными средствами проводится дотация лактобактерий?
· Каковы наиболее распространенные ошибки в лечении дисбиотических и воспалительных заболеваний половых путей женщины?
Выберите один или несколько правильных ответов
1. Каким термином обозначают количественные и качественные изменения эубиоза:
1) дисбактериоз;
2) дисэубиоз;
3) дисбиоз;
4) анабиоз;
5) симбиоз.
2. Какие основные механизмы обеспечивают эубиоз половых путей женщины:
1) анатомо-физиологические;
2) гормональные;
3) экологические;
4) иммунные;
5) симбиотические.
3. Какие факторы относят к анатомо-физиологическим механизмам:
1) разобщение влагалища и внешней среды;
2) разграничение нижнего и верхнего отделов полового тракта;
3) особенности кровоснабжения половых органов;
4) гормонозависимые циклические изменения;
5) особенности иннервации половых органов.
4. Какие свойства позволяют вегетировать бактериям на слизистой оболочке влагалища:
1) адгезивность;
2) вирулентность;
3) резистентность;
4) патогенность;
5) все перечисленное.
5. Что служит причиной дисбиотических изменений полового тракта:
1) нерациональное питание;
2) гипоэстрогения;
3) экстрагенитальные заболевания;
4) период постменопаузы;
5) антибактериальная терапия.
6. Каковы наиболее распространенные ошибки при лечении дисбиотических и воспалительных заболеваний полового тракта:
1) гипердиагностика;
2) лечение без диагноза;
3) широкое использование качественной ПЦР-диагностики;
4) контрольное исследование после лечения;
5) лечение без проверки на чувствительность к антибиотикам.
7. Какие группы препаратов содержат в своем составе живые микроорганизмы:
1) пребиотики;
2) синбиотики;
3) пробиотики;
4) эубиотики;
5) антибиотики.
8. Используя данные таблицы 1.3, определите к какому классу препаратов (про-, пре-, синбиотики) относят указанные в ней лекарственные средства.
9. Оцените результаты клинического обследования.
Бактериоскопия: много мелких грамположительных палочек, единичные кокки, лейкоциты — 3–5 в поле зрения, гонококки, трихомонады — abs.
Бактериология (количественная ПЦР-диагностика): lactobacillus — 107, staphylococcus — 103, mycoplasma — 102, prevotela — 103.
pH влагалищного содержимого — 4,5.
10. Оцените результаты клинического обследования.
Бактериоскопия: флора кокковая, лейкоциты — 5–10 в поле зрения, гонококки, трихомонады — abs.
Бактериология (количественная ПЦР-диагностика): lactobacillus — 103, staphylococcus — 105, mycoplasma — 102, gardnerella — 106, mobiluncus — 106.
pH влагалищного содержимого — 6,0.
11. Оцените результаты клинического обследования.
Бактериоскопия: флора кокковая, лейкоциты — 40–50 в поле зрения, гонококки, трихомонады — abs.
Бактериология (количественная ПЦР-диагностика): lactobacillus — 102, staphylococcus — 108, gardnerella — 107, mobiluncus — 106.
pH влагалищного содержимого — 7,5.
ГЛАВА 2
· Пропедевтика гинекологических заболеваний
Цель занятия: изучить методы обследования гинекологических больных, приобретение практических навыков обследования гинекологических больных.
Студент должен знать: особенности сбора анамнеза у гинекологических больных: жалобы, наследственность, перенесенные общие и гинекологические заболевания, условия труда, менструальная, половая, репродуктивная функции. Общие методы исследования гинекологических больных: тип конституции; типобиологическую оценку, построение морфограммы, оценку характера распределения жировой ткани; волосяного покрова по шкале Ferriman, формулу полового развития, состояние внутренних органов. Специальные исследования тазовых органов: осмотр шейки матки с помощью зеркал, влагалищное, бимануальное, ректальное, ректально-вагинальное исследования. Инструментальные методы исследования: кольпоцитология, хромодиагностика, биопсия, цитологическая диагностика, взятие и цитологическое исследование аспирата из полости матки, раздельное диагностическое выскабливание слизистой матки, цуг-соскоб специальными одноразовыми кюретками («Endozampler »), пункция брюшной полости через задний свод, ТФД, гормональные пробы. Рентгенологическое исследование тазовых органов: гистерография, гистеросальпингография (ГСГ), внутриматочная флебография, лимфография, рентгенография черепа и турецкого седла. Ультразвуковая диагностика. Допплерометрия. Термография. Эндоскопический метод исследования: кольпоскопия, кольпомикроскопия, гистероскопия, лапароскопия.
Студент должен уметь: собрать анамнез у гинекологической больной. Провести осмотр больной, дать оценку телосложения, определить формулу полового развития, индекс массы тела (ИМТ) по Bray, дать оценку оволосения по шкале Ferriman-Galway. Провести специальное гинекологическое исследование. Взять мазки на степень чистоты, кольпоцитологическое и онкоцитологическое исследование. Оценить меноциклограмму, данные ультразвукового исследования. Оценить рентгенологические снимки матки и маточных труб. Провести первичное клиническое гинекологическое обследование, правильно представить полученные данные в истории болезни или амбулаторной карте.
Место занятия: учебная комната, гинекологическое отделение.
Оснащение: медицинские карты гинекологических больных, наблюдающихся и получающих лечение в женской консультации и гинекологическом отделении, таблицы (шкала количественной характеристики гирсутизма по Ferriman), меноциклограммы, рентгенографические снимки матки и маточных труб, турецкого седла, снимки ультразвуковых исследований, набор гинекологических инструментов, кольпоскоп, гистероскоп.
План организации занятия.
· Организационные вопросы.
· Контроль исходного уровня знаний.
· Занятия в учебной комнате. Теоретическое изучение темы с использованием компьютерной презентации. Изучение методов обследования гинекологических больных.
· Самостоятельная работа студентов в гинекологическом отделении (освоение практических навыков).
· Обобщение занятия. Домашнее задание.
Диагностика и лечение гинекологических заболеваний основываются на данных анамнеза и объективного исследования, которое производится по определенной системе, позволяющей выявить главные факты и учесть все детали, необходимые для правильной постановки диагноза. Для обследования женщин, страдающих гинекологическими заболеваниями, используют сбор общего и специального гинекологического анамнеза, общее объективное исследование и специальные методы гинекологического исследования.