Глоссарий других замечательных цветов




 


Библиография и литература для дополнительного чтения

Тем, кому интересно узнать больше о науке цвета и бурном натиске анилиновой революции, стоит прочесть Bright Earth Филипа Болла и Mauve Саймона Гарфилда. Тем, кто хотел бы отправиться по миру в поиске экстраординарных цветов в весьма красноречивой компании, достаточно обратиться к Colour Виктории Финли (в русском издании — «Тайная история красок»). А для тех, кого влечет темная сторона, нет лучшего выбора, чем исключительно поучительная работа Мишеля Пастуро Black (в русском издании — «Черный. История цвета») — моя любимая из его книг, посвященных отдельным цветам, — и The Story of Black Джона Харви.

 

A

 

Ainsworth, C. M., ‘Inks, from a Lecture Delivered to the Royal Society’, в: Journal of the Royal Society of Arts, Vol. 70, No. 3637 (Aug. 1922), с. 647–660.

Albers, J., Interaction of Colour. 50th Anniversary Edition. (New Haven, CT: Yale University Press, 1963) — вотечественномиздании: ДжозефАльбертс. Взаимодействиецвета. М.: КоЛибри: Азбука-Аттикус, 2017.

Alexander, H., ‘Michelle Obama: The «Nude» Debate’, в: Telegraph (19 May 2010).

Allaby, M., Plants: Food Medicine and Green Earth (New York: Facts on File, 2010).

Allen, N., ‘Judge to Decide who Owns £250 Million Bahia Emerald’, в: Telegraph (24 Sept. 2010).

Aristotle, Complete Works (New York: Delphi Classics, 2013).

Alter, A. L., Drunk Tank Pink, and other Unexpected Forces that Shape How we Think, Feel and Behave (London: Oneworld, 2013).

 

B

 

Bahn, P. G. and J. Vertut, Journey Through the Ice Age (Berkeley, CA: University of California Press, 1997).

Balfour-Paul, J., Indigo: Egyptian Mummies to Blue Jeans (London: British Museum Press, 2000).

Balfour-Paul, J., Deeper than Indigo: Tracing Thomas Machell, Forgotten Explorer (Surbiton: Medina, 2015).

Ball, P. Bright Earth: The Invention of Colour (London: Vintage, 2008).

Banerji, A., Writing History in the Soviet Union: Making the Past Work (New Delhi: Esha Beteille, 2008).

Bartrip, P. W. J., ‘How Green was my Valence? Environmental Arsenic Poisoning and the Victorian Domestic Ideal’, в: The English Historical Review, Vol. 109, No. 433 (Sept. 1994).

Barzini, L., Pekin to Paris: An Account of Prince Borghese’s Journey Across Two Continents in a Motor-Car. Trans. L. P. de Castelvecchio (London: E. Grant Richards, 1907).

Batchelor D., Chromophobia (London: Reaktion Books, 2000).

Baum, P. F. (trans.), Anglo-Saxon Riddles of the Exeter Book (Durham, NC: Duke University Press, 1963).

Beck, C. W., ‘Amber in Archaeology’, в: Archaeology, Vol. 23, No. 1 (Jan. 1970), с. 7–11.

Bemis, E., The Dyers Companion. Reprinted from 2nd edition (Mineola, NY: Dover Publications, 1973).

Berger, K., ‘Ingenious: Mazviita Chirimuuta’, в: Nautilus (July 2005).

Bessborough, Earl of (ed.), Georgiana: Extracts from the Correspondence of Georgiana, Duchess of Devonshire (London: John Murray, 1955).

Bhatia, A., ‘Why Moths Lost their Spots, and Cats don’t like Milk: Tales of Evolution in our Time’, в: Wired (May 2011).

Billinge, R. and L. Campbell, ‘The Infra-Red Reflectograms of Jan van Eyck’s Portrait of Giovanni(?) Arnolfini and his Wife Giovanna Cenami(?)’, в: National Gallery Technical Bulletin, Vol. 16 (1995), с. 47–60.

Blau, R., ‘The Light Therapeutic’, in Intelligent Life (May/June 2014), с. 62–71.

Blumberg, J., ‘A Brief History of the Amber Room’, Smithsonian.com (31 July 2007).

Bolton, E., Lichens for Vegetable Dyeing (McMinnville, OR: Robin & Russ, 1991).

Bornell, B., ‘The Long, Strange Saga of the 180,000-carat Emerald: The Bahia Emerald’s twist-filled History’, в: Bloomberg Businessweek (6 Mar. 2015).

Brachfeld, A. and M. Choate, Eat Your Food! Gastronomical Glory from Garden to Glut. (Colorado: Coastalfields, 2007).

Brassaї, Conversations with Picasso. Trans. J. M. Todd (Chicago: University of Chicago Press, 1999) — вотечественномиздании: Брассай. РазговорысПикассо. М.: АдМаргинем, 2015.

British Museum, ‘ Dr Dee’s Mirror’.

Britnell, R. H., Growth and Decline in Colchester, 1300–1525 (Cambridge University Press, 1986).

Broad, W. J. ‘Hair Analysis Deflates Napoleon Poisoning Theories’, в: New York Times (10 June 2008).

Brody, J. E., ‘Ancient, Forgotten Plant now «Grain of the Future»’, в: New York Times (16 Oct. 1984).

Brunwald, G., ‘Laughter was Life’, в: New York Times (2 Oct. 1966).

Bucklow, S., The Alchemy of Paint: Art, Science and Secrets from the Middle Ages (London: Marion Boyars, 2012).

Burdett, C., ‘Aestheticism and Decadence’, British Library Online.

Bureau of Indian Standards, ‘Flag Code of India’.

Burrows, E. G. and M. Wallace, Gotham: A History of New York City to 1898 (Oxford University Press, 1999).

 

C

 

Carl, K. A., With the Empress Dowager of China (New York: Routledge, 1905).

Carl, K. A., ‘A Personal Estimate of the Character of the Late Empress Dowager, Tze-’is’, в: Journal of Race Development, Vol. 4, No. 1 (July 1913), с. 58–71.

Cartner-Morley, J., ‘The Avocado is Overcado: How #Eatclean Turned it into a Cliché’, в: Guardian (5 Oct. 2015).

Carus-Wilson, E. M., ‘The English Cloth Industry in the Late Twelfth and Early Thirteenth Centuries’, в: Economic History Review, Vol. 14, No. 1 (1944), с. 32–50.

Cassidy, T., Environmental Psychology: Behaviour and Experience in Context (Hove: Routledge Psychology Press, 1997).

Cennini, C., The Craftsman’s Handbook, Vol. 2, Trans. D. V. Thompson (Mineola, NY: Dover Publications, 1954) — в отечественном издании: Ченнино Ченнини. Книгаобискусстве, илиТрактатоживописи. М.: Библиополис, 2016.

Chaker, A. M., ‘Breaking Out of Guacamole to Become a Produce Star’, в: Wall Street Journal (18 Sept. 2012).

Chang, J., Empress Dowager Cixi: The Concubine who Launched Modern China (London: Vintage, 2013) — вотечественномиздании: ЦзюнЧан. ИмператрицаЦыси. Наложница, изменившаясудьбуКитая. М.: Центрполиграф, 2016.

Chirimutta, M., Outside Colour: Perceptual Science and the Puzzle of Colour in Philosophy. (Cambridge, MA: MIT Press, 2015).

Choi, C. Q., ‘230-Million-Year-Old Mite Found in Amber’, в: LiveScience (27 Aug. 2012).

Clarke, K., ‘Reporters see Wrecked Buddhas’, BBC News (26 March 2001).

Clarke, M., ‘Anglo Saxon Manuscript Pigments’, в: Studies in Conservation, Vol. 49, No. 4 (2004), с. 231–244.

Clutton-Brock, J., A Natural History of Domesticated Mammals (Cambridge University Press, 1999).

Collings, M. R., Gemlore: An Introduction to Precious and Semi-Precious Stones, 2nd edition (Rockville, MD: Borgo Press, 2009).

Colliss Harvey, J., Red: A Natural History of the Redhead (London: Allen & Unwin, 2015).

Connolly, K., ‘How US and Europe Differ on Offshore Drilling’, BBC News (18 May 2010).

Conrad, P., ‘Girl in a Green Gown: The History and Mystery of the Arnolfini Portrait by Carola Hicks’, в: Guardian (16 Oct. 2011).

Copping, J., ‘Beijing to Paris Motor Race Back on Course’, в: Daily Telegraph (27 May 2007).

Corelli, M. Wormwood: A Drama of Paris (New York: Broadview, 2004).

Cowper, M. (ed.), The Words of War: British Forces’ Personal Letters and Diaries During the Second World War (London: Mainstream Publishing, 2009).

Cumming, R., Art Explained: The World’s Greatest Paintings Explored and Explained (London: Dorling Kindersley, 2007).

 

D

 

Daniels, V., R. Stacey and A. Middleton, ‘The Blackening of Paint Containing Egyptian Blue,’ в: Studies in Conservation, Vol. 49, No. 4 (2004), с. 217–230.

Darling, J. A., ‘Mass Inhumation and the Execution of Witches in the American Southwest’, в: American Anthropologist, Vol. 100, No. 3 (Sept. 1998), с. 732–752.

D’Athanasi, G., A Brief Account of the Researches and Discoveries in Upper Egypt, Made Under the Direction of Henry Salt, Esq. (London: John Hearne, 1836).

Delamare, F., and B. Guineau, Colour: Making and Using Dyes and Pigments (London: Thames & Hudson, 2000).

Delistraty, C. C., ‘Seeing Red’, в: The Atlantic (5 Dec. 2014).

Derksen, G. C. H. and T. A. Van Beek, ‘Rubia Tinctorum L.’, в: Studies in Natural Products Chemistry, Vol. 26 (2002), с. 629–684.

Deutscher, G., Through the Language Glass: Why the World Looks Different in Other Languages (London: Arrow, 2010) — вотечественномиздании: ГайДойчер. Сквозь зеркало языка. Почему на других языках мир выглядит иначе. М.: АСТ, 2016.

Doll, J., ‘The Evolution of the Emoticon’, в: The Wire (19 Sept. 2012).

Doran, S., The Culture of Yellow, Or: The Visual Politics of Late Modernity (New York: Bloomsbury, 2013).

Dusenbury, M. (ed.), Colour in Ancient and Medieval East Asia (New Haven, CT: Yale University Press, 2015).

 

E

 

Eastaugh, N., V. Walsh, T. Chaplin and R. Siddall, Pigment Compendium: A Dictionary and Optical Microscopy of Historical Pigments (Oxford: Butterworth-Heinemann, 2008).

Eckstut, J., and A. Eckstut, The Secret Language of Color (New York: Black Dog & Leventhal, 2013).

The Economist, ‘Bones of Contention’ (29 Aug. 2015).

The Economist, ‘Going Down’ (11 Aug. 2014).

The Economist, ‘The Case Against Tipping’ (26 Oct. 2015).

The Economist, ‘Why do Indians Love Gold?’ (20 Nov. 2013).

Edmonds, J., The History of Woad and the Medieval Woad Vat (Lulu.com, 2006).

Edmonds, J., Medieval Textile Dyeing (Lulu.com, 2012).

Edmonds, J., Tyrian or Imperial Purple Dye, (Lulu.com, 2002).

Eiseman, L. and E. P. Cutler, Pantone on Fashion: A Century of Colour in Design (San Francisco, CA: Chronicle Books, 2014).

Eiseman, L., and K. Recker, Pantone: The 20th Century in Colour (San Francisco, CA: Chronicle Books, 2011).

Eldridge, L., Face Paint: The Story of Makeup (New York: Abrams Image, 2015) — вотечественномиздании: ЛизаЭлдридж. Краски. Историямакияжа. М.: Исток, Одри, 2016.

Elliot, A. J. and M. A. Maier, ‘Colour and Psychological Functioning’, в: Journal of Experimental Psychology, Vol. 136, No. 1 (2007), с. 250–254.

 

F

 

Field, G., Chromatography: Or a Treatise on Colours and Pigments and of their Powers in Painting, &c. (London: Forgotten Books, 2012).

Finlay, V., Colour: Travels Through the Paintbox (London: Sceptre, 2002) — вотечественномиздании: ВикторияФинли. Тайнаяисториякрасок. СПб.: Амфора, 2010.

Finlay, V., The Brilliant History of Colour in Art (Los Angeles, CA: Getty Publications, 2014).

Fitzpatrick, J. C. (ed.), The Writings of George Washington from the Original Manuscript Sources, 1745–1799, Vol. 7 (Washington, DC: Government Printing Office, 1939).

Follett, T., ‘Amber in Goldworking’, в: Archaeology, Vol. 38 No. 2 (Mar./Apr. 1985), с. 64–65.

Franklin, R., ‘A Life in Good Taste: The Fashions and Follies of Elsie de Wolfe’, в: The New Yorker (27 Sept. 2004), с. 142.

Fraser, A., Marie Antoinette: The Journey (London: Phoenix, 2001) — вотечественномиздании: АнтонияФрэзер. МарияАнтуанетта. Жизненныйпуть. М.: АСТ: Хранитель, 2007.

Friedman, J., Paint and Colour in Decoration (London: Cassell Illustrated, 2003).

Friedland, S. R. (ed.), Vegetables: Proceedings of the Oxford Symposium on Food and Cooking 2008 (Totnes: Prospect, 2009).

Fussell, P., The Great War and Modern Memory (Oxford University Press, 2013) — вотечественномиздании: ПолФассел. Великая война и современная память. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015.

 

G

 

Gaetani, M. C., U. Santamaria and C. Seccaroni, ‘The Use of Egyptian Blue and Lapis Lazuli in the Middle Ages: The Wall Paintings of the San Saba Church in Rome’, в: Studies in Conservation, Vol. 49, No. 1 (2004), с. 13–22.

Gage, J., Colour and Culture: Practice and Meaning from Antiquity to Abstraction (London: Thames & Hudson, 1995).

Gage, J., Colour and Meaning: Art, Science and Symbolism (London: Thames & Hudson, 2000).

Gage, J., Colour in Art (London: Thames & Hudson, 2006).

Gannon, M., ‘100-Million-Year-Old Spider Attack Found in Amber’, в: LiveScience (8 Oct. 2012).

Garfield, S., Mauve: How One Man Invented a Colour that Changed the World (London: Faber & Faber, 2000).

Gettens, R. J., R. L. Feller and W. T. Chase, ‘Vermilion and Cinnabar’, в: Studies in Conservation, Vol. 17, No. 2 (May 1972), с. 45–60.

Gettens, R. J., E. West Fitzhugh and R. L. Feller, ‘Calcium Carbonate Whites’, в: Studies in Conservation, Vol. 19, No. 3 (Aug. 1974), с. 157–184.

Gilbert, M., Churchill: A Life (London: Pimlico, 2000) — вотечественномиздании: МартинГилберт. Черчилль. Биография. М.: КоЛибри: Азбука-Аттикус, 2015.

Gilliam, J. E. and D. Unruh, ‘The Effects of Baker-Miller Pink on Biological, Physical and Cognitive Behaviour’, в: Journal of Orthomolecular Medicine, Vol. 3, No. 4 (1988), с. 202–206.

Glazebrook, K. and I. Baldry, ‘The Cosmic Spectrum and the Colour of the Universe’, Johns Hopkins Physics and Astronomy blog.

Goethe, J. W., Theory of Colours. Trans. C. L. Eastlake (London: John Murray, 1840) — в отечественном издании: И. В. Гёте. Учение о цвете. Теорияпознания. М.: Либроком, 2011.

Gootenberg, P., Andean Cocaine: The Making of a Global Drug (Chapel Hill, NC: University of North Carolina Press, 2008).

Gorton, T., ‘Vantablack Might not be the World’s Blackest Material’, в: Dazed (27 Oct. 2014).

Goswamy, B. N., ‘The Colour Yellow’, в: Tribune India (7 Sept. 2014).

Goswamy, B. N., The Spirit of Indian Painting: Close Encounters with 101 Great Works 1100–1900 (London: Allen Lane, 2014).

Govan, F., ‘Spanish Saffron Scandal as Industry Accused of Importing Cheaper Foreign Varieties’, в: Telegraph (31 Jan. 2011).

Greenbaum, H. and D. Rubinstein ‘The Hand-Held Highlighter’ в: New York Times Magazine (20 Jan. 2012).

Greenfield, A. B., A Perfect Red: Empire, Espionage and the Quest for the Colour of Desire (London: Black Swan, 2006).

Greenwood, K., 100 Years of Colour: Beautiful Images and Inspirational Palettes from a Century of Innovative Art, Illustration and Design (London: Octopus, 2015).

Groom, N., The Perfume Handbook (London: Springer-Science, 1992).

Guéguen, N. and C. Jacob ‘Clothing Colour and Tipping: Gentlemen Patrons Give More Tips to Waitresses with Red Clothes’ в: Journal of Hospitality & Tourism Research цит. по: Sage Publications/ Science Daily (Aug. 2012).

Guillim, J., A Display of Heraldrie: Manifesting a More Easie Access to the Knowledge Therof Then Hath Hitherto been Published by Any, Through the Benefit of Method. 4th edition. (London: T. R., 1660).

Gunther, M., ‘Van Gogh’s Sunflowers may be Wilting in the Sun’, в: Chemistry World (28 Oct. 2015).

Gulley, R., The Encyclopedia of Demons and Demonology (New York: Visionary Living, 2009).

 

H

 

Hallock, J., Preferences: Favorite Color.

Hanlon, R. T. and J. B. Messenger, Cephalopod Behaviour (Cambridge University Press, 1996).

Harkness, D. E., John Dee’s Conversations with Angels: Cabala, Alchemy, and the End of Nature (Cambridge University Press, 1999).

Harley, R. D., Artists’ Pigments 1600–1835 (London: Butterworths 1970).

Harvard University Library Open Collections Program, ‘California Gold Rush’.

Harvey, J., The Story of Black (London: Reaktion Books, 2013).

Heather, P. J., ‘Colour Symbolism: Part I’ в: Folklore, Vol. 59, No. 4 (Dec. 1948), с. 165–183.

Heather, P. J., ‘Colour Symbolism: Part IV’ в: Folklore, Vol. 60, No. 3 (Sept. 1949) с. 316–331.

Heller, S., ‘Oliver Lincoln Lundquist, Designer is Dead at 92’, в: New York Times (3 Jan. 2009).

Herbert, Reverend W., A History of the Species of Crocus (London: William Clower & Sons, 1847).

Hicks, C., Girl in a Green Gown: The History and Mystery of the Arnolfini Portrait (London: Vintage 2012).

Hodgson, S. F., ‘Obsidian, Sacred Glass from the California Sky’, в: L. Piccardi and W. B. Masse (eds.), Myth and Geology (London: Geographical Society, 2007), с. 295–314.

Hoeppe, G., Why the Sky is Blue: Discovering the Colour of Life. Trans. J. Stewart (Princeton University Press, 2007).

Holtham, S. and F. Moran, ‘Five Ways to Look at Malevich’s Black Square’, Tate Blog.

Honour, H. and J. Flemming, A World History of Art (London: Laurence King, 2005).

Hooker, W. J. (ed.), Companion to the Botanical Magazine, Vol. 2 (London: Samuel Curtis, 1836).

Humphries, C., ‘Have We Hit Peak Whiteness?’ в: Nautilus (July 2015).

 

I

 

Iron Gall Ink Website.

 

J

 

Jackson, H., ‘Colour Determination in the Fashion Trades’, в: Journal of the Royal Society of the Arts, Vol. 78, No. 4034 (Mar. 1930), с. 492–513.

Johnson, K., ‘Medieval Foes with Whimsy’ в: New York Times (17 Nov. 2011), с. 23.

Jones, J., ‘The Masterpiece that May Never be Seen Again’, в: Guardian (22 Dec. 2008).

Josten, C. H., ‘An Unknown Chapter in the Life of John Dee’, в: Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, Vol. 28 (1965), с. 223–257.

Journal of the Royal Society of Arts ‘The British Standard Colour Card’, Vol. 82 No. 4232 (Dec. 1933) с. 200–202.

Just Style, ‘Just-Style Global Market Review of Denim and Jeanswear — Forecasts to 2018’ (Nov. 2012).

 

K

 

Kahney, L, Jony Ive: The Genius Behind Apple’s Greatest Products (London: Penguin, 2013) — вотечественномиздании: ЛиндерКани. Джони Айв. Легендарный дизайнер Apple. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.

Kapoor, A., интервьюв: Artforum (3 April 2015).

Kiple, K. F. and K. C. Ornelas (eds.) The Cambridge World History of Food Vol. 1 (Cambridge University Press, 2000).

Kipling, R., Something of Myself and Other Autobiographical Writings. Ed. T. Pinney (Cambridge University Press, 1991) — вотечественномиздании: РедьярдДжозефКиплинг. Немногоосебе. М.: Пропаганда, 2003.

Kittles, R., ‘Nature, Origin, and Variation of Human Pigmentation’, в: Journal of Black Studies Vol. 26, No. 1 (Sept. 1995), с. 36–61.

Klinkhammer, B., ‘After Purism: Le Corbusier and Colour’, в: Preservation Education & Research Vol. 4 (2011), с. 19–38.

Konstantinos, Werewolves: The Occult Truth (Woodbury: Llewellyn Worldwide, 2010).

Kowalski, M. J., ‘When Gold isn’t Worth the Price’, в: New York Times (6 Nov. 2015), с. 23.

Kraft, A., ‘On Two Letters from Caspar Neumann to John Woodward Revealing the Secret Method for Preparation of Prussian Blue’ в: Bulletin of the History of Chemistry, Vol. 34 No. 2 (2009), с. 134–140.

Kreston, R., ‘Ophthalmology of the Pharaohs: Antimicrobial Kohl Eyeliner in Ancient Egypt’ Discovery Magazine (Apr. 2012).

Kühn, H., ‘Lead-Tin Yellow’ в: Studies in Conservation, Vol. 13 No. 1 (Feb. 1968), с. 7–33.

 

L

 

Lallanilla, M., ‘Chernobyl: Facts About the Nuclear Disaster’, in LiveScience (25 Sept. 2013).

Languri, G. M. and J. J. Boon ‘Between Myth and Reality: Mummy Pigment from the Hafkenscheid Collection’ в: Studies in Conservation, Vol. 50, No. 3 (2005) с. 161–178.

Larson, E., ‘The History of the Ivory Trade’ в: National Geographic (25 Feb. 2013).

Leaming, B., Jack Kennedy: The Education of a Statesman (New York: W. W. Norton, 2006).

Lee, R. L., ‘Cochineal Production and Trade in New Spain to 1600’, в: The Americas, Vol. 4 No. 4 (Apr. 1948), с. 449–473.

Le Corbusier and A. Ozenfant, ‘Purism’ в: R. L. Herbert (ed.), Modern Artists on Art (Mineola, NY: Dover Publications, 2000) с. 63–64.

Le Gallienne, R., ‘The Boom in Yellow’ в: Prose Fancies (London: John Lane, 1896).

Lengel, E. G. (ed.), A Companion to George Washington (London: Wiley-Blackwell, 2012).

Lightweaver, C. (ed.), Historical Painting Techniques, Materials, and Studio Practice (New York: Getty Conservation Institute, 1995).

Litzenberger, C., The English Reformation and the Laity: Gloucestershire, 1540–1589 (Cambridge University Press, 1997).

Loeb McClain, D., ‘Reopening History of Storied Norse Chessmen’, в: New York Times (8 Sept. 2010), с. 2.

Lomas, S. C. (ed.), The Letters and Speeches of Oliver Cromwell, with Elucidations by Thomas Carlyle Vol. I (New York: G. P. Putnam’s Sons, 1904).

Lomazzo, G., A Tracte Containing the Artes of Curious Paintinge, Caruinge & Buildinge. Trans. R. Haydock (Oxford, 1598).

Long, B. S., ‘William Payne: Water-Colour Painter Working 1776–1830’, в: Walker’s Quarterly No. 6 (Jan. 1922), с. 3–39.

Loos, A., Gentlemen Prefer Blondes: The Illuminating Diary of a Professional Lady (New York: Liveright 1998).

Lucas, A. and J. R. Harris, Ancient Egyptian Materials and Industries, 4th edition (Mineola, NY: Dover Publications, 1999) — вотечественномиздании (предыдущееиздание): А. Лукас. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. М.: Издательство иностранной литературы 1958.

Luthi, A. L., Sentimental Jewellery: Antique Jewels of Love and Sorrow (Gosport: Ashford Colour Press 2007).

 

M

 

Madeley, G., ‘So is Kate Expecting a Ginger Heir?’, Daily Mail (20 Dec. 2012).

Maerz, A. and M. R. Paul, A Dictionary of Colour (New York: McGraw-Hill, 1930).

Maglaty, J., ‘When Did Girls Start Wearing Pink?’ Smithsonian.com (7 Apr. 2011).

Martial, M., Selected Epigrams. Trans. S. McLean (Madison, WI: University of Wisconsin Press 2014).

Mathews, T. F. and A. Taylor, The Armenian Gospels of Gladzor: The Life of Christ Illuminated (Los Angeles, CA: Getty Publications, 2001).

McCouat, P. ‘The Life and Death of Mummy Brown’, в: Journal of Art in Society (2013).

McKeich, C., ‘Botanical Fortunes: T. N. Mukharji, International Exhibitions and Trade Between India and Australia’ в: Journal of the National Museum of Australia Vol. 3, No. 1 (Mar. 2008), с. 1–12.

McKie, R. and V. Thorpe ‘Top Security Protects Vault of Priceless Gems’ в: Guardian (11 Nov. 2007).

McNeill, F. M., The Silver Bough: Volume One Scottish Folk-Lore and Folk-Belief, 2nd edition (Edinburgh: Canongate Classics, 2001).

McWhorter, J., The Language Hoax: Why the World Looks the Same in Any Language (Oxford University Press, 2014).

Menkes, S., ‘Celebrating Elsa Schiaparelli’ в: New York Times (18 Nov. 2013), с. 12.

Merrifield, M. P., The Art of Fresco Painting in the Middle Ages and Renaissance (Mineola, NY: Dover Publications, 2003).

‘Minutes of Evidence taken Before the Metropolitan Sanitary Commissioners’ в: Parliamentary Papers, House of Commons Vol. 32 (London: William Clowes & Sons, 1848).

‘Miracles Square’, OpaPisa website.

Mitchell, L., The Whig World: 1760–1837 (London: Hambledon Continuum, 2007).

Morris, E., ‘Bamboozling Ourselves (Parts 1–7)’ в: New York Times (May — June 2009).

Mukharji, T. N., ‘Piuri or Indian Yellow’ в: Journal of the Society for Arts, Vol. 32 No. 1618 (Nov. 1883), с. 16–17.

Munby, J., ‘A Figure of Jet from Westmorland’ в: Encyclopaedia Britannia, Vol. 6 (1975) с. 216–218.

 

N

 

Nabokov, V., Speak, Memory (London: Penguin Classics, 1998) — в отечественном издании: Набоков В. Память, говори // Собрание сочинений американского периода; Фонд поддержки книгоиздания «Петерб. кн.». [Т. 5]. СПб.: Симпозиум, 1999.

Nakashima, T., K. Matsuno, M. Matsushita and T. Matsushita, ‘Severe Lead Contamination Among Children of Samurai Families in Edo Period Japan’, в: Journal of Archaeological Science, Vol. 32, Issue 1 (2011), сс. 23–28.

Nagy, G., The Ancient Greek Hero in 24 Hours (Cambridge, MA, Belknap, 2013).

Neimeyer, C. P., The Revolutionary War (Westport, CN: Greenwood Press, 2007).

New York Times, ‘Baby’s First Wardrobe’ (24 Jan. 1897).

New York Times, ‘Finery for Infants’ (23 July 1893), с. 11.

New York Times, ‘The Pink Tax’ (14 Nov. 2014).

Newton, I, ‘A Letter to the Royal Society Presenting a New Theory of Light and Colours’ в: Philosophical Transactions, No. 7 (Jan. 1672) с. 4004–5007.

Niles, G., ‘Origin of Plant Names’ в: The Plant World, Vol. 5, No. 8 (Aug. 1902) с. 141–144.

Norris, H., Tudor Costume and Fashion Reprinted edition (Mineola, NY: Dover Publications, 1997).

 

O

 

O’Day, A., Reactions to Irish Nationalism 1865–1914 (London: Hambledon Press, 1987).

Olson, K., ‘Cosmetics in Roman Antiquity: Substance, Remedy, Poison’, в: The Classical World Vol. 102, No. 3 (Spring 2009), с. 291–310.

Oosthuizen, W. C. and P. J. N. de Bruyn ‘Isabelline King Penguin Aptenodytes Patagonicus at Marion Island’, в: Marine Ornithology, Vol. 37 Issue 3 (2010), с. 275–276.

Owens, M., ‘Jewellery that Gleams with Wicked Memories’, в: New York Times (13 Apr. 1997) Arts & Leisure, с. 41.

 

P

 

Pall Mall Gazette, ‘Absinthe and Alcohol’ (1 Mar. 1869).

Pastoureau, M., Black: The History of a Colour. Trans. J. Gladding (Princeton University Press 2009) — в отечественном издании: Мишель Пастуро. Черный. Историяцвета. М.: Новоелитературноеобозрение, 2017.

Pastoureau, M., Blue: The History of a Colour. Trans. M. I. Cruse (Princeton University Press 2000) — в отечественном издании: Мишель Пастуро. Синий. Историяцвета. М.: Новоелитературноеобозрение, 2017.

Pastoureau, M., Green: The History of a Colour. Trans. J. Gladding (Princeton University Press 2014).

Paterson, I., A Dictionary of Colour: A Lexicon of the Language of Colour (London: Thorogood, 2004).

Paulicelli, E., Writing Fashion in Early Modern Italy: From Sprezzatura to Satire (Farnham: Ashgate, 2014).

Peplow, M., ‘The Reinvention of Black’ в: Nautilus (Aug. 2015).

Pepys, S., Samuel Pepys’ Diary.

Pereira, J., The Elements of Materia, Medica and Therapeutics, Vol. 2 (Philadelphia, PA: Blanchard & Lea, 1854).

Perkin, W. H., ‘The History of Alizarin and Allied Colouring Matters, and their Production from Coal Tar, from a Lecture Delivered May 8th’ в: Journal for the Society for Arts, Vol. 27 No. 1384 (May 1879), с. 572–608.

Persaud, R. and A. Furnham ‘Hair Colour and Attraction: Is the Latest Psychological Research Bad News for Redheads?’ Huffington Post (25 Sept. 2012).

Phillips, S. V., The Seductive Power of Home Staging: A Seven-Step System for a Fast and Profitable Sale (Indianapolis, IN: Dog Ear Publishing, 2009).

Phipps, E., ‘Cochineal Red: The Art History of a Colour’, в: Metropolitan Museum of Art Bulletin Vol. 67, No. 3 (Winter 2010), с. 4–48.

Photos-Jones, E., A. Cottier, A. J. Hall and L. G. Mendoni, ‘Kean Miltos: The Well-Known Iron Oxides of Antiquity’ в: Annual of the British School of Athens, Vol. 92 (1997), с. 359–371.

Pines, C. C., ‘The Story of Ink’ в: American Journal of Police Science, Vol. 2 No. 4 (Jul./Aug. 1931), с. 290–301.

Pitman, J., On Blondes: From Aphrodite to Madonna: Why Blondes have More Fun (London: Bloomsbury 2004).

Poos, L. R., A Rural Society After the Black Death: Essex 1350–1525 (Cambridge University Press 1991).

Prance, Sir G. and M. Nesbitt (eds.), The Cultural History of Plants (London: Routledge, 2005).

Prestwich, P. E., ‘Temperance in France: The Curious Case of Absinth [sic]’ в: Historical Reflections, Vol. 6, No. 2 (Winter 1979) с. 301–319.

Profi, S., B. Perdikatsis and S. E. Filippakis ‘X-Ray Analysis of Greek Bronze Age Pigments from Thea’, в: Studies in Conservation, Vol. 22 No. 3 (Aug. 1977), с. 107–115.

Pryor, E. G., ‘The Great Plague of Hong Kong’ в: Journal of the Royal Asiatic Society Hong Kong Branch, Vol. 15 (1975), с. 61–70.

 

Q

 

Quito, A., ‘Pantone: How the World Authority on Colour Became a Pop Culture Icon’, in Quartz (2 Nov. 2015).

 

R

 

Ramsay, G. D., ‘The Distribution of the Cloth Industry in 1561–1562’, в: English Historical Review, Vol. 57, No. 227 (July 1942) с. 361–369.

Raven, A., ‘The Development of Naval Camouflage 1914–1945’, Part III.

Ravilious, K., ‘Cleopatra’s Eye Makeup Warded off Infections?’, National Geographic News (15 Jan. 2010).

Rees, G. O., Письмов The Times (16 June 1877).

Regier, T. and P. Kay, ‘Language, Thought, and Colour: Whorf was Half Right’ в: Trends in Cognitive Sciences, Vol. 13 No. 10 (Oct. 2009), с. 439–446.

Reutersvärd, O., ‘The «Violettomania» of the Impressionists’, в: Journal of Aesthetics and Art Criticism, Vol. 9, No. 2 (Dec. 1950), с. 106–110.

Richter, E. L. and H. Härlin, ‘A Nineteenth Century Collection of Pigment and Painting Materials’, в: Studies in Conservation, Vol. 19 No. 2 (May 1974), с. 76–92.

Rijksmuseum, ‘William of Orange (1533–1584) Father of the Nation’.

Roberson, D., J. Davidoff, I. R. L. Davies and L. R. Shapiro, ‘Colour Categories and Category Acquisition in Himba and English’, в: N. Pitchford and C. P. Bingham (eds.), Progress in Colour Studies: Psychological Aspects (Amsterdam: John Benjamins Publishing, 2006).

Rose, M., ‘«Look, Daddy, Oxen!»: The Cave Art of Altamira’, в: Archaeology, Vol. 53, No. 3 (May/June 2000), с. 68–69.

Rousseau, T., ‘The Stylistic Detection of Forgeries’, в: Metropolitan Museum of Art Bulletin Vol. 27, No. 6 (Feb. 1968), с. 247–52.

Royal Botanic Gardens, Kew, ‘Indian Yellow’ в: Bulletin of Miscellaneous Information, Vol. 1890 No. 39 (1890), с. 45–50.

Ruskin, J., The Two Paths: Being Lectures on Art and its Application to Decoration and Manufacture Delivered in 1858–1859 (New York: John Wiley & Son, 1869).

Ruskin, J., Selected Writings, ed. D. Birch (ed.) (Oxford University Press, 2009).

Russo, C., ‘Can Elephants Survive a Legal Ivory Trade? Debate is Shifting Against It’ в: National Geographic (30 Aug. 2014).

Ryzik, M., ‘The Guerrilla Girls, After 3 Decades Still Rattling Art World Cages’, в: New York Times (5 Aug. 2015).

 

S

 

Sachsman, D. B. and D. W. Bulla (eds.) Sensationalism: Murder, Mayhem, Mudslinging Scandals and Disasters in 19th-Century Reporting (New Brunswick, NJ: Transaction Publishers 2013).

Salisbury, D., Elephant’s Breath and London Smoke (Neustadt: Five Rivers, 2009).

Sample, I., ‘Van Gogh Doomed his Sunflowers by Adding White Pigments to Yellow Paint’ в: Guardian (14 Feb. 2011).

Samu, M., ‘Impressionism: Art and Modernity’ Heilbrunn Timeline of Art History (Oct. 2004).

Sánchez, M. S., ‘Sword and Wimple: Isabel Clara Eugenia and Power’, в: A. J. Cruz and M. Suzuki (eds.), The Rule of Women in Early Modern Europe (Champaign, IL: University of Illinois Press 2009), с. 64–79.

Savage, J., ‘A Design for Life’ в: Guardian (21 Feb. 2009).

Schafer, E. H., ‘Orpiment and Realgar in Chinese Technology and Tradition’ в: Journal of the American Oriental Society, Vol. 75 No. 2 (Apr. — June 1955), с. 73–80.

Schafer, E. H., ‘The Early History of Lead Pigments and Cosmetics in China’, в: T’oung Pao Vol. 44, No. 4 (1956), с. 413–438.

Schauss, A. G., ‘Tranquilising Effect of Colour Reduces Aggressive Behaviour and Potential Violence’, в: Orthomolecular Psychiatry, Vol. 8 No. 4 (1979), с. 218–221.

Schiaparelli, E., Shocking Life (London: V&A Museum, 2007) — вотечественномиздании: ЭльзаСкиапарелли. Мояшокирующаяжизнь. М.: Этерна, 2008.

Schwyzer, P., ‘The Scouring of the White Horse: Archaeology, Identity, and «Heritage»’ в: Representations, No. 65 (Winter 1999), с. 42–62.

Seldes, A., J. E. Burucúa, G. Siracusano, M. S. Maier and G. E. Abad, ‘Green, Yellow and Red Pigments in South American Painting, 1610–1780’, в: Journal of the American Institute for Conservation, Vol. 41, No. 3 (Autumn/Winter 2002) с. 225–242.

Sherrow, V., Encyclopedia of Hair: A Cultural History (Westport, CN: Greenwood Press, 2006).

Shropshire Regimental Museum, ‘The Hong Kong Plague, 1894–1895.

Silverman, S. K., ‘The 1363 English Sumptuary Law: A Comparison with Fabric Prices of the Late Fourteenth Century.’ Graduate thesis for Ohio State University (2011).

Slive, S., ‘Henry Hexham’s «Of Colours»: A Note on a Seventeenth-Century List of Colours’ в: Burlington Magazine, Vol. 103, No. 702 (Sept. 1961), с. 378–380.

Soames, M. (ed.), Winston and Clementine: The Personal Letters of the Churchills (Boston, MA: Houghton Mifflin, 1998).

Sooke, A., ‘Caravaggio’s Nativity: Hunting a Stolen Masterpiece’, BBC.com (23 Dec. 2013).

Stamper, K., ‘Seeing Cerise: Defining Colours in Webster’s Third’, в: Harmless Drudgery: Life from Inside the Dictionary (Aug. 2012).

Stanivukovic, G. V. (ed.), Ovid and the Renaissance Body (University of Toronto Press, 2001).

Stanlaw, J. M., ‘Japanese Colour Terms, from 400 ce to the Present’, в: R. E. MacLaury, G. Paramei and D. Dedrick (eds.), Anthropology of Colour (New York: John Benjamins, 2007), с. 297–318.

Stephens, J. (ed.), Gold: Firsthand Accounts from the Rush that Made the West (Helena, MT: Twodot 2014).

Stewart, D., ‘Why a «Nude» Dress Should Really be «Champagne» or «Peach»’, в: Jezebel (17 May 2010).

Stone, G. C., A Glossary of the Construction, Decoration and Use of Arms and Armor in All Countries and in All Times (Mineola, NY: Dover Publications 1999) — вотечественномиздании: ДжорджКамеронСтоун. Оружие и доспехи всех времен и народов. М.: Кладезь: АСТ: Астрель, 2008.

Summer, G. and R. D’Amato, Arms and Armour of the Imperial Roman Soldier (Barnsley: Frontline Books, 2009) — вотечественномиздании: РафаэллеД’Амато. Воин Рима. Эволюция вооружения и доспехов 112 г. до н. э. — 192 г. н. э. М.: Исток, 2012.

Summers, M., The Werewolf in Lore and Legend (Mineola, NY: Dover Occult, 2012).

Swigonski, F., ‘Why was Absinthe Banned for 100 Years?’ (Mic.com, 22 June 2013).

 

T

 

Tabuchi, H., ‘Sweeping Away Gender-Specific Toys and Labels’, in New York Times (27 Oct. 2015).

Taylor, L., Mourning Dress: A Costume and Social History (London: Routledge Revivals, 2010).

The Times, ‘ Absinthe’ (4 May 1868).

The Times, ‘The Use of Arsenic as a Colour’ (4 Sept. 1863).

Thompson, D. V., The Materials and Techniques of Medieval Painting. Reprinted from the first edition (Mineola, NY: Dover Publications, 1956).

Time, ‘Techniques: The Passing of Mummy Brown’ (2 Oct. 1964).

Townsend, J. H., ‘The Materials of J. M. W. Turner: Pigments’, в: Studies in Conservation, Vol. 38 No. 4 (Nov. 1993), с. 231–254.

Tugend, A., ‘If your Appliances are Avocado, they Probably aren’t Green’, в: New York Times (10 May 2008).

Twain, M., The Adventures of Tom Sawyer (New York: Plain Label Books, 2008) — вотечественномиздании: МаркТвен. ПриключенияТомаСойера. М.: Махаон 2012.

Tynan, J., British Army Uniform and the First World War: Men in Khaki (London: Palgrave Macmillan 2013).

Tynan, J., ‘Why First World War Soldiers Wore Khaki’, в: World War I Centenary from the University of Oxford.

 

U

 

UCL, Digital Egypt for Universities ‘Teaching of Ptahhotep’.

ur-Rahman, A. (ed.), Studies in Natural Products Chemistry: Volume 26: Bioactive Natural Products (Part G) (Amsterdam: Elsevier Science, 2002).

 

V

 

Vasari, G., The Lives of the Artists, J. Conaway Bondanella and P. Bondanella trans. (Oxford University Press, 1998) — в отечественном издании: Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (в 5 книгах). М.: КнижныйклубКниговек, 2011.

Vernatti, P., ‘A Relation of the Making of Ceruss’ в: the Royal Society, Philosophical Transactions No. 137 (Jan./Feb. 1678), сс. 935–936.

Vernon Jones, V. S. (trans.), Aesop’s Fables (Mineola, NY: Dover Publications, 2009).

 

W

 

Wald, C., ‘Why Red Means Red in Almost Every Language’, в: Nautilus (July 2015).

Walker, J., The Finishing Touch: Cosmetics Through the Ages (London: British Library, 2014).

Walton, A. G., ‘DNA Study Shatters the «Dumb Blonde» Stereotype’, в: Forbes (2 June 2014).

Ward, G. W. R. (ed.), The Grove Encyclopedia of Materials and Techniques in Art (Oxford University Press, 2008).

Warren, C., Brush with Death: A Social History of Lead Poisoning (Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press, 2001).

Watts, D. C., Dictionary of Plant Lore (Burlington, VT: Elsevier, 2007).

Weber, C., Queen of Fashion: What Marie Antoinette Wore to the Revolution (New York: Picador, 2006).

Webster, R., The Encyclopedia of Superstitions (Woodbury: Llewellyn Worldwide, 2012) — вотечественномиздании: РичардВебстер. Энциклопедиясуеверий. СПб.: Диля, 2009.

White, R., ‘Brown and Black Organic Glazes Pigments and Paints’, в: National Gallery Technical Bulletin, Vol. 10 (1986), сс. 58–71.

Whittemore, T., ‘The Sawâma Cemetaries’ в: Journal of Egyptian Archaeology, Vol. 1 No. 4 (Oct. 1914), с. 246–247.

Willett Cunnington, C., English Women’s Clothing in the Nineteenth Century (London: Dover, 1937).

Winstanley, W., The Flying Serpent, Or: Strange News Out of Essex (London, 1669).

Woodcock, S., ‘Body Colour: The Misuse of Mummy’, в: The Conservator, Vol. 20 No. 1 (1996), с. 87–94.

Woollacott, A., ‘«Khaki Fever» and its Control: Gender, Class, Age and Sexual Morality on the British Homefront in the First World War’ в: Journal of Contemporary History, Vol. 29 No. 2 (Apr. 1994), с. 325–347.

Wouters, J., L. Maes and R. Germer ‘The Identification of Haematite as a Red Colourant on an Egyptian Textile from the Second Millennium BC’, в: Studies in Conservation Vol. 35, No. 2 (May 1990), с. 89–92.

Wreschner, E. E., ‘Red Ochre and Human Evolution: A Case for Discussion’ в: Current Anthropology, Vol. 21, No. 5 (Oct. 1980), с. 631–644.

 

Y

 

Young, J. I., ‘Riddle 15 of the Exeter Book’ в: Review of English Studies, Vol. 20, No. 80 (Oct. 1944), с. 304–306.

Young, P., Peking to Paris: The Ultimate Driving Adventure (Dorchester: Veloce Publishing, 2007).

 

Z

 

Ziegler, P., Diana Cooper: The Biography of Lady Diana Cooper (London: Faber, 2011).

Zimmer, C., ‘Bones Give Peek into the Lives of Neanderthals’, в: New York Times (20 Dec. 2010).

Zuckerman, Lord, ‘Earl Mountbatten of Burma 25 June 1900–27 August 1979’, Biographical Memoirs of Fellows of the Royal Society, Vol. 27 (Nov. 1981), с. 354–364.

Благодарности

Я чрезвычайно благодарна людям, потратившим время на то, чтобы помочь мне с разными историями цвета, и направлявшим меня в моих исследованиях. Особенная благодарность — Седрику Идону, директору по коммуникациям в Schiaparelli; Мартину Босвеллу, куратору униформ, и Ричарду Слоукомбу, старшему куратору отдела живописи в Имперском военном музее. Профессорам Раману Шива Кумару и Б. Н. Госвами, а также доктору Марку Несбитту, смотрителю Королевских ботанических садов Кью, и персоналу Музея Виктории за помощь в моих изысканиях и попытке разгадать загадку индийского желтого. Хеннингу Рейдеру в музее Мюнхена и Сабине Хаманн в Stabilo. Спасибо также миссис Херрис и Дженни и Пьеру Лизерландам за то, что пустили меня в свой прекрасный дом, где я провела шесть очень счастливых недель, работая над книгой, а также Карле Беннедетти за то, что ухаживала за мной, пока я писала. Спасибо моим редакторам в John Murray — Джорджине Лейкок и Кейт Майлс, талантливому Джеймсу Эдгару, отвечавшему за дизайн книги; Аманде Джонс и Яссине Белкасеми, а также Имоджен Пеллам за все ее усилия, чтобы провести меня от концепта книги до ее издания. Особая благодарность — Мишель Огандеин и Эми Брэдфорд в Elle Decoration за то, что рискнули поставить мою первую колонку. Огромное спасибо всем друзьям, которые предложили свою помощь, советы, подсказки и стаканы вина, когда в них была необходимость. Отдельно хочу отметить Тима Кросса и моего брата Кайрина за то, что читали разнообразные черновики; моего отца, который всегда приходил мне на помощь, а также Фьямметту Рокко за ее бесконечную доброту и верные советы. И, наконец, отдельная благодарность — Оливье: не только за ежеутренний кофе, но и за то, что он читает все, что я пишу, за предложения, терпение, когда я думаю, что схожу с ума, поддержку, умную критику и безграничное воодушевление.

 


Примечания

«Шотландская шляпка» (Scotchbonnet) — это и жгуче-острый соус, и берет шотландских горцев, и (позднее) женская шляпка без полей. Прим. пер.

Кстати, радугу он разбил на семь цветов (достаточно произвольно, надо сказать) для того, чтобы цветовой спектр соответствовал его представлениям о теории музыки.

У других животных количество колбочек отличается. У собак, например, их меньше; они видят цвета так же, как их видел бы дальтоник. А вот у многих насекомых, бабочек например, их гораздо больше. Небольшой, ярко окрашенный рак-богомол с глазами, напоминающими мячи для гольфа на стебельках, имеет колбочки 16 разных типов — вдвое больше, чем любое известное нам существо. Это позволяет раку богомолу (теоретически) видеть мир в таких красках, которые мы не то что назвать — даже вообразить не способны.

P. Ball, Bright Earth: The Invention of Colour (London: Vintage, 2008), с. 163.

Эти принципы прекрасно описаны Джеком Лондоном в фантастическом рассказе «Тень и вспышка». Прим. пер.

J. Gage, Colour and Culture: Practice and Meaning from Antiquity to Abstraction (London: Thames & Hudson, 1995), с. 129.

Цветовая модель Пантон — стандартизованная система подбора цвета, разработанная американской фирмой Pantone Inc. в середине XX века. Прим. пер.

Copen (копен) — относительно светло-синий. Прим. пер.

K. Stamper, ‘Seeing Cerise: Defining Colours in Webster’s Third’, in Harmless Drudgery: Life from Inside the Dictionary. Available at: https://korystamper.wordpress.com/2012/08/07/seeing-cerise-defining-colors/

Цит. по: D. Batchelor, Chromophobia (London: Reaktion Books, 2000), с. 16 (прим. авт.). Здесь фрагмент из «Моби Дика» дан в переводе И. Бернштейн (прим. пер.).

В ренессансном понимании disegno — это не рисунок, а внутренний рисунок, лежащий в основе любого произведения живописи, то есть композиция. Присутствие внутреннего рисунка (что восходит через первообразы к божественному замыслу) подтверждало право живописи считаться свободным (высоким) искусством, а не сервильным, как прикладное искусство росписи керамики, тканей etc. Смысл споров был не в противопоставлении рисунка и цвета, а в противопоставлении disegno (внутреннего рисунка, замысла) и decoro (подобия). Прим. научн. ред.

Le Corbusier and A. Ozenfant, ‘Purism’, в: R. L. Herbert (ed.), Modern Artists on Art (New York: Dover Publications, 2000), с. 63.

Здесь речь не о спектральном составе с точки зрения сегодняшней науки, а об исторических представлениях о смешении красок. Прим. научн. ред.

Цветовой круг Ньютона — способ представления непрерывности перехода оттенков один в другой на плоскости. Прим. научн. ред.

Уильям Юарт Гладстон (1809–1898) — английский политический деятель и писатель, канцлер казначейства и четырежды премьер-министр Великобритании. Труд, о котором идет речь, — изданная в 1858 году историко-лингвистическая книга «Исследование о Гомере и его веке». Прим. пер.

Цит. по: G. Deutscher, Through the Language Glass: Why the World Looks Different in Other Languages (London: Arrow, 2010), с. 42 (прим. авт.). Здесь фрагмент в пер. Н. Жуковой из: Гай Дойчер. Сквозь зеркало языка. Почему на других языках мир выглядит иначе. М.: АСТ, 2016 (прим. пер.).

«Лингвистическая палитра» всех дальневосточных языков, находившихся в зоне культурного влияния китайской иероглифики (собственно китайского, корейского, японского и, возможно, вьетнамского), серьезно отличается от, скажем, европейской. Прежде всего тем, что отдельных слов для обозначения цветов и их оттенков в этих языках больше. Прим. пер.

Там же, с. 84.

Пер. И. Бернштейн.

Ball, Bright Earth, с. 169–171.

Там же, с. 382.

Пышная оборка в воланах или частых складках у воротника или на манжетах. По словарю Ушакова: то же, что и жабо. Прим. пер.

Batchelor, Chromophobia, с. 10.

Ripolin — первый коммерческий бренд эмалевой краски. Прим. пер.

B. Klinkhammer, ‘After Purism: Le Corbusierand Colour’, в: Preservation Education & Research, Vol. 4 (2011), с. 22.

Цит. по: Gage, Colour and Culture, с. 246–247. Здесь цит. по: К. Малевич. Из «Каталога десятой Государственной выставки. Беспредметное творчество и супрематизм». М., 1919, в: Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 1. Статьи, манифесты и другие работы 1913–1929. М.: Гилея, 1995.

L. Kahney, Jony Ive: The Genius Behind Apple’s Greatest Products (London: Penguin, 2013), с. 285.

C. Humphries, ‘HaveWe Hit Peak Whiteness?’, в: Nautilus (July 2015).

Цит. по: V. Finlay, The Brilliant History of Colour in Art (Los Angeles, CA: GettyPublications, 2014), с. 21.

P. Ah-Rim, ‘Colours in



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: