1. Абу Талха Ансари был владельцем самого большого числа финиковых пальм во всей Мекке, и его сад был для него дороже всего на свете. Сад этот располагался прямо напротив мечети Пророка, и посреди него бил источник с целебной водой. Сам Пророк (ДБАР), бывало, заходил в этот сад, чтобы выпить воды из источника. Сад был так хорош, так красив и приносил такой большой доход, что люди всегда говорили о нем с большим почтением. Когда же был ниспослан приведенный выше аят, Абу Талхах пришел к Пророку (ДБАР) и сказал: «мой сад для меня дороже и любимей всего на свете. Я хотел бы пожертвовать его во имя Аллаха».
Святой Пророк (ДБАР) ответил: «Ты сотворил доброе дело! Это - богатство, которое обернется для тебя прибылью».
А затем Посланник Аллаха (ДБАР) продолжил свои речи и сказал: «Мы приняли от тебя это пожертвование, но возвращаем его тебе, чтобы ты передал его как благотворительный дар своим родственникам». Абу Талха согласился с этим и добровольно разделил свой сад между своими родными. [34]
2. Когда ее светлость Фатима Захра (ДБМ) в брачную ночь направлялась в дом своего супруга, нищая попросила дать ей что-либо из ношеной одежды. Фатима (ДБМ), памятуя приведенный выше аят, отдала ей свое новое свадебное платье.[35]
3. Однажды к Абу Зарру Каффари пришел гость. Хозяин, у которого было несколько верблюдов, был в этот момент занят и попросил гостя сходить и привести ему самого лучшего верблюда из его стада. Гость вышел и вернулся, ведя за собой тощего верблюда. Абу Зарр упрекнул гостя в том, что тот не выполнил его просьбу, но тот ответил, что самого лучшего верблюда он, конечно, нашел, однако подумал, что наступит день, когда он может понадобиться хозяину. В ответ на это Абу Зарр произнес: «Такой день наступит, когда меня положат в могилу, ибо Аллах сказал 'Вы никогда не достигнете благочестия, если не будете жертвовать тем, что любите'». [36]
|
4. Однажды весьма богатый, но щедрый мусульманин по имени Абдалла ибн Джафар зашел на пальмовую плантацию, где трудился чернокожий раб. Когда наступило время приема пищи, к рабу подошла собака, и тот бросил ей лепешку хлеба. собака ее съела. Тогда раб бросил ей еще одну лепешку, а затем и еще одну, и она все их съела.
Увидев это, Абдалла спросил раба, сколько тому в день полагается пищи. «Все, что ты видел», - ответил раб. «Так зачем же ты отдал ее собаке?» - удивился Абдалла. Раб ответил, что собака эта пришла сюда издалека, потому что была голодна, и он не хотел, чтобы она возвращалась туда, где ей плохо.
И Абдалла сказал себе, что раб оказался щедрее его. Он выкупил плантацию со всем инструментом, что был на ней, и самого раба, а затем отпустил раба на волю и подарил ему и сад, и инструмент.[37]
****
Аят: 93
كُلُّ الطَّعَامِ كَانَ حِـلاًّ لِّبَنِي إِسْرَائِيلَ إِلاَّ مَا حَرَّمَ إِسْرَائِيلُ عَلَى نَفْسِهِ مِن قَبْلِ أَن تُنَزَّلَ التَّوْرَاةُ قُلْ فَأْتُواْ بِالتَّوْرَاةِ فَاتْلُوهَا إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ ﴿93﴾
|
93. Любая пища была дозволена сынам Израиля, кроме той, что запретил себе Израиль (Иаков) до ниспослания Торы. Скажи: «Так несите же Тору и читайте ее, если вы правдивы».
Комментарий
В некоторых книгах толкования Корана рассказывается, что сыны Израилевы выступали с упреками в адрес Пророка Ислама (ДБАР), заявляя, что если в своем учении он следует заветам прежних Пророков: Авраама, Моисея, Исаака (ДБМ), - то почему тогда не объявит запрета на употребление в пищу верблюжьего молока и мяса.
В ответ на эти упреки был ниспослан приведенный выше аят, где говорится, что израильтянам была дозволена любая пища, кроме тех ее видов, на которые наложил запрет сам Израиль (Иаков).
Любая пища была дозволена сынам Израиля, кроме той, что запретил себе Израиль до ниспослания Торы. Скажи: «Так несите же Тору и читайте ее, если вы правдивы»
Как утверждает ряд достоверных комментариев на эту тему, такое отношение к еде объяснялось тем, что, употребление в пищу некоторых продуктов (в том числе мяса и молока верблюда), вызывало у Израиля физическое недомогание. Он, естественно, стал избегать этой пищи, а сыны Израилевы восприняли это как вечный религиозный запрет на ее употребление.[38]
Арабским словом /та‘ам/ 'еда' обозначается то, что вкусно для человека. Коранический термин /хилл/ означает 'свободный, освобожденный от чего-либо'. Таким образом, выражение /та‘ам аль-халал/ означает 'дозволенную пищу'.
|
****
Аят: 94
فَمَنِ افْتَرَىَ عَلَى اللّهِ الْكَذِبَ مِن بَعْدِ ذَلِكَ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ ﴿94﴾
94. А те, кто после этого возвел на Аллаха ложь, - они то и есть нечестивцы
Комментарий
В этом аяте говорится: теперь, когда они отказались принести Тору и подтвердили тем самым ложность своих утверждений в адрес Аллаха, им следует осознать, что возводящий напраслину на Аллаха - нечестивец, ибо он делает это намеренно, понимая, что творит. И аят гласит:
А те, кто после этого возвел на Аллаха ложь, - они то и есть нечестивцы
****
Аят: 95
قُلْ صَدَقَ اللّهُ فَاتَّبِعُواْ مِلَّةَ إِبْرَاهِيمَ حَنِيفًا وَمَا كَانَ مِنَ الْمُشْرِكِينَ ﴿95﴾
95. Скажи: «Аллах глаголет истину. следуйте же вере общины Авраама, ханифа, ибо он не был многобожником».
Комментарий
Этот аят адресован Пророку (ДБАР) и призывает его в свидетели того, что Слова Аллаха истинны и что в чистой религии Авраама (ДБМ) не было места лживым измышлениям. А потому нужно следовать религии Авраама (ДБМ), который был честным в своей вере и не был из тех, кто ставит иных богов в один ряд с Аллахом.
Скажи: «Аллах глаголет истину. Следуйте же вере общины Авраама, ханифа, ибо он не был многобожником»
Другими словами, теперь, когда вы убедились в истинности моего призыва, следуйте моей вере, которая есть то же, что и чистая религия Авраама, единобожника. Он никогда не был идолопоклонником, а потому утверждения арабов-язычников о том, что они якобы следуют его вероучению, не имеют под собой ни малейшего основания. Как неизмеримо далеки друг от друга идолопоклонник и ниспровергатель кумиров!
****
Аят: 96
إِنَّ أَوَّلَ بَيْتٍ وُضِعَ لِلنَّاسِ لَلَّذِي بِبَكَّةَ مُبَارَكًا وَهُدًى لِّلْعَالَمِينَ ﴿96﴾
96. Воистину, первый дом, который был воздвигнут для людей, - это тот, который в Бакке. Он благословен и служит руководством к истине для обитателей миров.
Комментарий
Один из моментов, вызывавших возражение сынов израилевых, состоял в том, что мусульмане избрали для себя в качестве киблы Каабу, предпочтя ее Иерусалиму, который был воздвигнут Соломоном за 1500 лет до рождества Христова. В данном аяте содержится ответ на эти возражения и говорится, что Кааба существовала испокон веков и что именно она была первым молитвенным домом, более древним, чем все прочие места поклонения.
В книге толкования Корана «Аль-мизан» (том 3, стр. 583, перевод на персидский) говорится, что существует множество преданий, рассказывающих о расширении земли /дахв аль-ард/[39]. При этом нет никаких научно обоснованных причин отвергать это явление, как нет и аятов Корана, которые расходились бы с этими преданиями.
В «Нахдж аль-балага» (проповедь 192) Повелитель правоверных Али (ДБМ) говорит: «…Всевышний Аллах испытывал камнями [Каабы] всех людей от первого до последнего, начиная от самого Адама…» [40]
Эти слова следует понимать как указание на то, что Кааба существовала и во времена Адама (ДБМ) и что она уходит своими корнями в древность глубже любого другого из мест поклонения.
В Коране и в высказываниях Ахл аль-бейт (ДБМ) приводится много различных синонимов для названия Каабы. Вот наиболее известные из них:
1. Кааба - это первый Дом (сура Али Имран ( Семейство Имрана) - 3:96).
2. Кааба - это опора для людей (сура Аль-Маида (Трапеза) -5:97).
3. Кааба - это древний Дом (сура Хаджж - 22:29).
4. Кааба - это прибежище и безопасный приют для людей (сура Аль-Бакара (Корова) - 2:125.
5. Кааба - это знамение Ислама («Нахдж аль-балага»).
Пояснения
1. Кааба, будучи всеобщей киблой, таит в себе секрет наставления человека на путь истинный, руководства для всего человечества. Она той же породы, что и Священный Коран и Пророк Ислама (ДБАР): первый был явлен, а второй послан Аллахом служить всем людям.
2. Когда того пожелает Аллах, камни Каабы обретут благословение и поведут людей по праведному пути. Кроме того, само созерцание Каабы представляет собой акт поклонения, а роль служителей ее, по воле Господа, исполняют Авраам и Исмаил (ДБМ).
3. Коран, Посланник Аллаха и Кааба ни от кого не зависят, ибо принадлежат одному лишь Аллаху. Как Коран не был создан и усовершенствован человеческой рукой, как Пророк никому не присягал на верность, так и Кааба не принадлежит никому из смертных.
4. Кааба - это главная из сторон света.
5. Кааба - это первый Дом, построенный для отправления обрядов поклонения.
6. Благодать и святость Каабы - достояние не одних только мусульман. Они - для всех.
Воистину, первый дом, который был воздвигнут для людей, - это тот, который в Бакке. Он благословен и служит руководством к истине для обитателей миров.
Аят: 97
فِيهِ آيَاتٌ بَيِّـنَاتٌ مَّقَامُ إِبْرَاهِيمَ وَمَن دَخَلَهُ كَانَ آمِنًا وَلِلّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلاً وَمَن كَفَرَ فَإِنَّ الله غَنِيٌّ عَنِ الْعَالَمِينَ ﴿97﴾
97. В нем (т.е. в том Доме) - ясные знамения [для людей]. Это - место стояния Авраама. Тот, кто войдет в него, будет в безопасности. аллах обязывает тех людей, кто в состоянии совершить путь, отправляться в хадж к Дому. А если кто-либо не верует, то ведь Аллах не нуждается в обитателях миров.
Комментарий
Мекка и Кааба являют собой знамение Аллаха и свидетельство Его могущества. Их история полна памятных случаев и событий, а потому одно лишь их созерцание служит уроком и увещеванием для верующего. При строительстве Каабы Авраам был ее зодчим, а Исмаил трудился как простой рабочий. Ее не смогло разрушить войско Абрахи с его слонами, которое затем разогнали птицы Абабиль. К моменту рождения его светлости Али (ДБМ) стены Каабы разверзлись и впустили внутрь его мать, чтобы она родила там сына, который в скором будущем низверг всех идолов Каабы. Черный абиссинский раб Балал на глазах изумленной городской знати Мекки, поднявшись на стену Каабы, призвал верующих к молитве. И, наконец, наступил день, когда Свидетель Аллаха, опершись о стену Каабы, провозгласил освобождение человечества и призвал людей мира принять Ислам.
Да, Мекка - это священный город, где каждый пришедший чувствует себя в полной безопасности. Вступив внутрь священной мечети, человек обретает право неприкосновенности, даже если это закоренелый убийца. Единственное, что можно предпринять в отношении такого человека, это создать такую обстановку, чтобы он сам покинул пределы священной мечети.
Неподалеку от Каабы находится место стояния Авраама. Согласно мусульманским источникам, в месте стояния Авраама лежит тот самый камень, который служил ему подставкой для ног при возведении стен Каабы и на котором с тех пор остались следы его ступней. Этот камень со следами ступней появился задолго до Христа (ДБМ) и Моисея (ДБМ) и, пережив все перемены, которые происходили с Каабой и окружающей ее местностью в результате набегов, наводнений и разрушений, служит одним из символов могущества Аллаха.
Всевышний Аллах призывает людей совершать хадж. Арабское слово /хаджж/ означает 'намерение, сопровождаемое движением', а производное от того же корня /махаджжа/ - 'прямой путь, ведущий человека к цели'.
Это слово в мусульманском лексиконе используется для выражения намерения отправиться к священному Дому и совершить предписанные ритуалы и обряды.
Итак, Кааба, воистину, является средоточием знамений могущества Аллаха, где собираются вместе поклоняющиеся Единому Богу - монотеисты. Они преодолевают высокие обрывистые горы, пересекают безжизненную высохшую пустыню, чтобы прийти сюда и сказать /лаббайк/.
Пояснения
1. Священный Дом является средоточием многих ясных знамений (в нем царит дух святости и веры, он чудесным образом хранит в себе память обо всех Пророках, начиная с Адама (ДБМ) и кончая последним из Пророков Мухаммадом Мустафой (ДБАР), он является тем местом, вокруг которого Пророки совершали ритуальный обход, к нему обращены лица всех молящихся).
В нем (т.е. в том Доме) - ясные знамения [для людей]. Это - место стояния Авраама
2. Одной из привилегий Ислама является то, что для него на земле было найдено безопасное место, куда могут прийти все угнетенные люди мира, чтобы вознести отсюда свою мольбу.
Тот, кто войдет в этот Дом, будет в безопасности
3. Человеку предписано нести ответственность и исполнять свой долг в меру имеющихся у него возможностей (будь то финансовые средства, физические силы или пределы личной безопасности). Точно так же условием совершения хаджа является наличие для этого соответствующих возможностей.
Аллах обязывает тех людей, кто в состоянии совершить поездку, отправляться в хадж к Дому
В книге, озаглавленной «Ман ла йахдуруху аль-факих» (том 4, стр. 368), говорится, что однажды Пророк Ислама (ДБАР) сказал его светлости Али (ДБМ): «Если человек отказывается от хаджа, будучи в силах его совершить, то он - неверный».
Тот, кто из года в год до самой смерти откладывает хадж, так и умрет, словно был иудеем или христианином.
5. Совершение хаджа представляет собой согласие принять приглашение Авраама (ДБМ) и откликнуться на его призыв. Ведь именно ему Аллах повелел: «Провозгласи людям хадж». [41] Первый из обрядов паломничества к Священному Дому состоит в смене одежд, сопровождаемой словами /лаббайка/, означающими 'Я готов, о Господи!'
6. Все плоды исполнения повелений Аллаха несомненно достанутся самому верующему, ибо Аллах ни в чем не испытывает нужды.
…то ведь Аллах не нуждается в обитателях миров
7. Данный аят является единственным, где говорится о том, что совершение хаджа является обязанностью для всех, кому это позволяют его возможности. Это означает, что всякий, у кого имеется достаточно физических сил и финансовых средств, обязательно должен совершить обряд паломничества. Все остальные ритуалы, связанные с хаджем, изложены в мусульманской правовой литературе, посвященной священным обрядам хаджа.
8. На человека, способного отправиться в хадж и обязанного совершить его, возлагается больше ответственности, чем на других.
9. Аллах призывает совершать хадж, но Ему не нужно одолжений.
Аллах обязывает… людей… отправляться в хадж к Дому. А если кто-либо не верует, то ведь аллах не нуждается в обитателях миров
10. Выполнение обязательных предписаний является долгом верующего.
Аллах обязывает …. отправляться в хадж
11. Аллах совершенно самодостаточен.
… аллах не нуждается в обитателях миров
****
Аят: 98
قُلْ يَا أَهْلَ الْكِتَابِ لِمَ تَكْفُرُونَ بِآيَاتِ اللّهِ وَاللّهُ شَهِيدٌ عَلَى مَا تَعْمَلُونَ ﴿98﴾
98. Скажи: «О люди Писания! Почему вы отвергаете знамения Аллаха? Ведь Аллах видит то, что вы творите».
Комментарий
Данный аят представляет собой вопрос с оттенком упрека, но в очень корректной форме, что является наилучшей формой для пропаганды идей. В то же время в нем отмечается, что если вы будете помнить об Аллахе и сознавать, что Он видит все ваши дела, то это поможет вам избежать нечестия.
Скажи: «О люди Писания! Почему вы отвергаете знамения Аллаха? Ведь Аллах видит то, что вы творите»
****
Аят: 99
قُلْ يَا أَهْلَ الْكِتَابِ لِمَ تَصُدُّونَ عَن سَبِيلِ اللّهِ مَنْ آمَنَ تَبْغُونَهَا عِوَجًا وَأَنتُمْ شُهَدَاء وَمَا اللّهُ بِغَافِلٍ عَمَّا تَعْمَلُونَ ﴿99﴾
99. Скажи: «О люди Писания! Почему вы сбиваете с пути Аллаха тех, кто уверовал, стремясь их искривить? Ведь вы зрите [истину] воочию! Аллаху ведомо то, что вы творите».
Комментарий
В предыдущем аяте задавался вопрос о неверии людей Писания. Новый же аят, подвергая критике их прежние поступки, спрашивает у них: разве они уже не верят самим себе и знамениям Аллаха, что сбивают верующих с пути Аллаха. Но им следует помнить, что Аллах никогда не остается в неведении относительно того, что они делают.
Скажи: «О люди Писания! Почему вы сбиваете с пути Аллаха тех, кто уверовал, стремясь их искривить? Ведь вы зрите [истину] воочию! Аллаху ведомо то, что вы творите»
Пояснения
1. Ваши враги всегда пытаются отвратить вас от пути истины.
… стремясь их искривить
2. Ваши враги знают о вашей набожности и видят воочию ваше благочестие.
Ведь вы зрите [истину] воочию
3. Враги Ислама, возможно, знают о том, что Аллаху ведомы их деяния, и что Он готовит для них кару.
Аллаху ведомо…
4. Если мы будем знать, что ни наша душа, ни наши поступки ни на мгновение не остаются без присмотра свыше, то, может быть, перестанем творить зло.
Аят: 100
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوَاْ إِن تُطِيعُواْ فَرِيقًا مِّنَ الَّذِينَ أُوتُواْ الْكِتَابَ يَرُدُّوكُم بَعْدَ إِيمَانِكُمْ كَافِرِينَ ﴿100﴾
100. О вы, которые уверовали! если вы последуйте за некоторыми из людей, коим даровано было Писание, то они, после того как вы уверовали, обратят вас в неверных.
Комментарий
В нескольких комментариях к Корану приводится рассказ о том, как некий иудей по имени Ша’c ибн Кайс проходил как-то мимо группы мусульман из племен Аус и Хазрадж и увидел, что они весьма дружелюбно расположены друг к другу. Это вызвало у него беспокойство, поскольку, как сказал он сам себе, раньше эти племена враждовали, а теперь под руководством Мухаммада (ДБАР) и под влиянием его учения они стали жить в мире. Если это продолжится, решил он, то под угрозой окажется самое существование иудеев.
Он стал собирать вокруг себя своих сторонников, а затем поручил одному молодому человеку проникнуть в среду упомянутых мусульман и начать подстрекать их, пробуждая воспоминания о битве при Бигате (местечко, где эти племена сражались друг против друга), чтобы вновь разжечь в них пламя былой вражды. Но Пророк Ислама (ДБАР) своими мягкими речами остудил их пыл и раскрыл коварный замысел врага. Тогда они опустили мечи и дружески обнялись друг с другом, проливая слезы сожаления и раскаяния.
Согласно утверждениям комментаторов, именно тогда были ниспосланы этот и два предыдущих аята, содержащие упреки и обвинения в адрес людей Писания и предостережения мусульманам.
О вы, которые уверовали! если вы последуйте за некоторыми из людей, коим даровано было Писание, то они, после того как вы уверовали, обратят вас в неверных
Аят: 101
وَكَيْفَ تَكْفُرُونَ وَأَنتُمْ تُتْلَى عَلَيْكُمْ آيَاتُ اللّهِ وَفِيكُمْ رَسُولُهُ وَمَن يَعْتَصِم بِاللّهِ فَقَدْ هُدِيَ إِلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ ﴿101﴾
101. Как вы можете не веровать, если вам читаются знамения Аллаха, и среди вас Его Посланник? А тот, кто держится за Аллаха, то уже направлен на прямой путь.
Комментарий
Причиной отхода или неверия может быть либо отсутствие прямого пути, либо отсутствие должного руководства. Но если есть Писание, сложившиеся нормы, религиозные установления, посланные свыше наставники, то откуда взяться неверию и греху?
Упование и опора на Аллаха, на его помощь и поддержку являются залогом безопасности от всех соблазнов и прегрешений.