Как вы можете не веровать, если вам читаются знамения Аллаха, и среди вас Его Посланник? А тот, кто держится за Аллаха, то уже направлен на прямой путь




Пояснения

1. Путь к Аллаху открыт для любого.[42]

А тот, кто держится за Аллаха …

2. Само по себе существование закона еще недостаточно для того, чтобы положить конец неверию и греху. Необходимо еще и наличие лидера.

… и среди вас Его Посланник …

3. Просить защиты у кого-либо кроме Аллаха, будь то человек или власти предержащие, означает отступиться от веры.

4. отыскать прямой путь и вступить на него - вот самое главное. Это важнее даже, чем движение по нему.

… то уже направлен на прямой путь

5. Прочная опора на Аллаха означает сознательный выбор и усердное продвижение по пути святых подвижников, по пути Аллаха.

****


Аят: 102

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اتَّقُواْ اللّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ وَلاَ تَمُوتُنَّ إِلاَّ وَأَنتُم مُّسْلِمُونَ ﴿102﴾

102. О вы, которые уверовали! страшитесь Аллаха должным страхом, и не умирайте, не обратившись в Ислам!

Комментарий

Путь к достижению абсолютного совершенства в таких делах, как вера, знание и набожность, имеет свои этапы. Так, например, в Коране мы читаем: «Господи! Умножь мне знание!» [43]В «Макарим аль-ахлак» есть молитва, где мы просим нашего Господа: «Господи! Расширь мою веру до границ совершенства». [44]А рассматриваемый здесь аят гласит: «Страшитесь Аллаха, как должно…» По этому поводу Имам Садык (ДБМ) говорил: «Должная богобоязненность выражается в том, чтобы быть послушным Аллаху, а не противиться Его воле, поминать Его, а не забывать, благодарить Его, а не выказывать неблагодарность». [45] Из всего этого видно, что набожность имеет несколько ступеней.

Пояснения

1. Каждый день мы должны восходить на более высокую ступень.

О вы, которые уверовали! страшитесь Аллаха должным страхом …

2. Одной только веры недостаточно, но ее постоянное наличие является условием набожности. Не так важно начало, как конец.

…и не умирайте, не обратившись в Ислам!

3. Ислам учит нас не только тому, как жить, но и тому, как следует умирать.

4. Набожность представляет собой единственный ключ к счастливой судьбе.

****


Аят: 103

وَاعْتَصِمُواْ بِحَبْلِ اللّهِ جَمِيعًا وَلاَ تَفَرَّقُواْ وَاذْكُرُواْ نِعْمَةَ اللّهِ عَلَيْكُمْ إِذْ كُنتُمْ أَعْدَاء فَأَلَّفَ بَيْنَ قُلُوبِكُمْ فَأَصْبَحْتُم بِنِعْمَتِهِ إِخْوَانًا وَكُنتُمْ عَلَىَ شَفَا حُفْرَةٍ مِّنَ النَّارِ فَأَنقَذَكُم مِّنْهَا كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللّهُ لَكُمْ آيَاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَهْتَدُونَ ﴿103﴾

103. Держитесь за вервь Аллаха, не разделяйтесь и помните о милости Аллаха к вам в то время, когда вы враждовали друг с другом. Он примирил ваши сердца, и вы стали братьями по Его милости. А меж тем вы были на краю пропасти огненной, и Он спас вас от нее. Так разъясняет Аллах вам Свои знамения - может быть, вы ступите на прямой путь,

Комментарий

Приглашение к единению

В этом аяте говорится о важнейшем условии единения людей и предотвращения раздробленности. Он гласит:

Держитесь за вервь Аллаха, не разделяйтесь …

Среди толкователей нет единого мнения относительно выражения /хаблу-л-лах/ 'вервь Аллаха '. По-разному трактуется оно и в мусульманских хадисах и преданиях. Однако ни у кого нет сомнений относительно глубинной сути его смысла, ибо 'вервь Аллаха ' означает посредника, который связывает верующего с Пречистой Сущностью Аллаха, будь это Коран, Пророк (ДБАР) или его родные и потомки - Ахл аль-бейт (ДБМ).

Далее Священный Коран ведет речь о великом даре единства и братства среди мусульман. Он призывает их задуматься над тем жалким состоянием, в котором они пребывали в прошлом, и сравнить свою былую раздробленность с единением, которое даровал им Ислам. В нем говорится:

…и помните о милости Аллаха к вам в то время, когда вы враждовали друг с другом. Он примирил ваши сердца, и вы стали братьями по Его милости.

Здесь любовь и единение сердец верующих трактуется как милость Аллаха.

Он примирил ваши сердца, и вы стали братьями по Его милости

Ниспослав эту милость, Аллах явил чудо общественного устройства, основанного на Исламе. Ведь история вражды между арабскими племенами полна примеров того, как какое-нибудь едва заметное, ничтожное по своей сути событие могло послужить поводом для жесточайшего кровопролития. Эти примеры служат доказательством невозможности создать обычным путем единую нацию из раздробленных, невежественных и отсталых племен.

Значимость установления единства и братства между враждовавшими между собой арабскими племенами была очевидна даже для немусульманских историков и ученых, которые единодушно выражали свое глубочайшее восхищение этим явлением.

Далее Коран гласит:

А меж тем вы были на краю пропасти огненной, и Он спас вас от нее

Аллах, таким образом, уберег вас от ужасной бездны и привел туда, где вы будете целы и невредимы, то есть в лоно 'братства и любви'.

Арабское слово /нар/ 'огонь' используется в данном аяте в переносном смысле, обозначая войны и конфликты, которые в эпоху невежества вспыхивали среди арабов от малейшей искры.

В заключение аята для большей убедительности говорится:

Так разъясняет Аллах вам Свои знамения - может быть, вы ступите на прямой путь

****


Аят: 104

وَلْتَكُن مِّنكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ ﴿104﴾

104. и пусть образуется община из вас, которая будет призывать к добру, побуждать к благому и отвращать от дурного. Они то и есть благоденствующие.

Комментарий

Секрет появления этого аята, где говорится о 'побуждении к благому и отвращению от дурного', в окружении аятов, трактующих идею единения и разрозненности, кроется, возможно, в том, что в неконсолидированной социальной системе нет еще той влиятельной силы, которая призвала бы людей творить добро, либо призыв этот недостаточно убедителен и силен.

Акт побуждения к добру и отвращения от дурного может реализоваться в двух формах: 1 - он может приобрести форму общественного долга, который должен исполняться каждым членом общества в меру его собственных сил; 2 -такую обязанность может взять на себя некая сплоченная группа, которая будет настойчиво проводить в жизнь эту норму, используя все имеющиеся у нее силы и средства. Так бывает, когда кто-либо из водителей нарушает правила уличного движения. Другие водители с помощью световых и звуковых сигналов начинают выражать свой протест против такого поведения, и, наконец, в дело вмешивается дорожная полиция, которая решительно призывает нарушителя к порядку.

В мусульманской литературе есть множество преданий и высказываний на предмет побуждения к добру и отвращения от дурного. Здесь будет достаточно процитировать Имама Али (ДБМ), который говорил: «Не прекращайте побуждать к добру и отвращать от дурного, чтобы нечестивцы не смогли возобладать над вами, ибо, если такое случится, то ваши мольбы, возносимые во время молитвы, останутся без ответа». [46]

Пояснения

1. В мусульманском обществе обязательно должна быть группа инспекторов и контролеров, уполномоченных Исламскими властями, которая должна наблюдать за развитием ситуации в обществе, за отношением к общественным ценностям, за общественными движениями и контролировать их.

… и пусть образуется община из вас, которая будет призывать к добру, побуждать к благому и отвращать от дурного

2. В обществе призыв к милосердию стоит выше побуждения к благому.

3. Невозможно совершенствовать общество, препятствовать разложению нравов и бороться с нечестивцами без наличия центра власти и конкретной силы, ответственной за управление общественной жизнью.

4. Благоденствовать будет тот, кто с симпатией и поддержкой относится к идее развития и совершенствования общества.

Они то и есть благоденствующие

5. Призыв к милосердию, побуждение к добру и отвращение от дурного должны осуществляться в обществе непрерывно, а не носить временного или спорадического характера.

6. Секрет благоденствия кроется не только в личном спасении. Необходимым условием его является благоденствие и спасение других людей.

7. Тот, кто побуждает к милосердию и добру, должен быть приверженцем Ислама, знатоком человеческих душ и методов воздействия на них. Именно поэтому сказано, что на некоторых - а отнюдь не на всех - членов общества возложен особый долг.

8. Призыв к благому выше отвращения от дурного, ибо, когда путь к благому открыт, вероятность совершения дурных поступков становится крайне малой.


Аят: 105

وَلاَ تَكُونُواْ كَالَّذِينَ تَفَرَّقُواْ وَاخْتَلَفُواْ مِن بَعْدِ مَا جَاءهُمُ الْبَيِّنَاتُ وَأُوْلَـئِكَ لَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ ﴿105﴾

105. И не будьте таковы, как те, которые разделились и стали разногласить, после того как пришли к ним знамения ясные. Уготовано им наказание великое

Комментарий

Нам следует извлечь уроки из острых разногласий, возникавших в прошлом между представителями различных школ.

И не будьте таковы, как те, которые разделились …

Нужно понимать, что корни разобщенности не всегда лежат в невежестве, ибо и желания также способны породить разобщенность.

… и стали разногласить, после того как пришли к ним знамения ясные

Разобщенность и расхождение во мнениях не только подрывают ваши силы и, в конце концов, сводят их на нет в этом мире, но и грозят вам геенной огненной в мире Ином.

Уготовано им наказание великое

****


Аят: 106

يَوْمَ تَبْيَضُّ وُجُوهٌ وَتَسْوَدُّ وُجُوهٌ فَأَمَّا الَّذِينَ اسْوَدَّتْ وُجُوهُهُمْ أَكْفَرْتُم بَعْدَ إِيمَانِكُمْ فَذُوقُواْ الْعَذَابَ بِمَا كُنْتُمْ تَكْفُرُونَ ﴿106﴾

106. в день тот, когда просветлеют лики [одних] и потемнеют лики [других]. А тем, чьи лики потемнеют [, сказано будет]: «Неужели отступили вы от Веры после того, как уверовали? Так вкусите же наказание за то, что не веровали!»

Комментарий

Мысль о лицах, что просветлеют или потемнеют в день Страшного суда, которая содержится в этом аяте, наглядно иллюстрирует различие в степени духовности и набожности людей.

Того, кто принял идею господства Аллаха в этом мире, Всевышний выводит из тьмы к свету, и на Суд Божий он прибудет с просветленным лицом. Но того, кто отдал себя во власть ложных богов, эти боги увлекают от света во мрак плотских желаний, безбожия, язычества и невежества, и в день Воскресения он восстанет, окутанный мраком, с потемневшим ликом.

В Коране шестнадцать раз после веры и дважды после Ислама упоминается неверие, трижды после единобожия упоминается поклонение тельцу, а после знания и очевидности двадцать семь раз говорится об отрицании веры. Все эти цифры свидетельствуют о существовании опасности и настоятельно предостерегают нас от ее угрозы.

… в день тот, когда просветлеют лики [одних] и потемнеют лики [других]. А тем, чьи лики потемнеют [, сказано будет]: «Неужели отступили вы от Веры после того, как уверовали? Так вкусите же наказание за то, что не веровали!»

****


Аяты: 107-108

وَأَمَّا الَّذِينَ ابْيَضَّتْ وُجُوهُهُمْ فَفِي رَحْمَةِ اللّهِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ ﴿107﴾ تِلْكَ آيَاتُ اللّهِ نَتْلُوهَا عَلَيْكَ بِالْحَقِّ وَمَا اللّهُ يُرِيدُ ظُلْمًا لِّلْعَالَمِينَ ﴿108﴾

107. Те же, чьи лики просветлели, будут осенены милостью Божией, и будут пребывать они там вечно».

108. Это - аяты Аллаха. Возвещаем Мы их тебе доподлинно. Воистину, не желает Аллах несправедливости для обитателей миров.

Комментарий

Произнесение Божественных аятов - это провозглашение истины, не больше и не меньше. все действия и противодействия, добрые дела и награда за них, нечестивость и кара применительно к любой нации определяются единым принципом и реализуются в едином русле: Аллах не обременяет Своих рабов обязанностями сверх их возможностей и не изменяет Небесных законов и Своих подходов в зависимости от национальной принадлежности людей.

Пояснения

1. Аллах никого не притесняет и не желает никому страданий от несправедливости.

2. Просветление либо потемнение лика есть отражение веры самого человека, его мыслей и поступков.

Те же, чьи лики просветлели, будут осенены милостью Божией, и будут пребывать они там вечно

3. Несправедливость и притеснение исходят, как правило, от того, кто слаб, кто не может достичь цели праведными средствам, либо кто под действием зла, бесстыдства и совершенных им грехов пренебрег истинной верой, но ни в коем случае не могут ассоциироваться с Пречистым Аллахом. Может быть, именно поэтому второй аят подчеркивает, что Господь, Которому мы все принадлежим и к Которому все вернемся, не нуждается в том, чтобы быть несправедливым к кому бы то ни было.

Это - аяты Аллаха. Возвещаем Мы их тебе доподлинно. Воистину, не желает Аллах несправедливости для обитателей миров

****


Аят: 109

وَلِلّهِ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الأَرْضِ وَإِلَى اللّهِ تُرْجَعُ الأُمُورُ ﴿109﴾

109. Принадлежит Аллаху то, что в небесах, и то, что на земле; и возвращаются к Аллаху все дела.

Комментарий

Смысл этого аята перекликается с идеями, высказанными в предшествующем ему стихе.

Он разъясняет те причины, по которым несправедливость не может исходить от Аллаха, подчеркивая, что для Всевышнего и Достославного Аллаха не существует и не может существовать грани, которую Он мог бы преступить, ибо все в мире бытия принадлежит Ему.

Принадлежит Аллаху то, что в небесах, и то, что на земле; и возвращаются к Аллаху все дела

****


Мусульманская община возникла для блага всего человечества

Мусульманская община, в целом, была создана для блага всего человечества, и мусульманам не следует бояться иудеев – Сила иудеев станет причиной их падения.

Аят: 110

كُنتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَتُؤْمِنُونَ بِاللّهِ وَلَوْ آمَنَ أَهْلُ الْكِتَابِ لَكَانَ خَيْرًا لَّهُم مِّنْهُمُ الْمُؤْمِنُونَ وَأَكْثَرُهُمُ الْفَاسِقُونَ ﴿110﴾

110. Вы - лучшая из общин, явленная для людей; велите вы добро творить и запрещаете вершить зло и веруете в Аллаха. А если бы люди Писания уверовали, было бы это лучше для них. [Встречаются] среди них уверовавшие, но большая часть из них - нечестивцы.

Комментарий



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: