****
Аят:7
لِّلرِّجَالِ نَصيِبٌ مِّمَّا تَرَكَ الْوَالِدَانِ وَالأَقْرَبُونَ وَلِلنِّسَاء نَصِيبٌ مِّمَّا تَرَكَ الْوَالِدَانِ وَالأَقْرَبُونَ مِمَّا قَلَّ مِنْهُ أَوْ كَثُرَ نَصِيبًا مَّفْرُوضًا ﴿7﴾
7. Принадлежит мужчинам доля из того, что оставили родители и близкие. И женщинам принадлежит доля из того, что оставили родители и близкие: и из малого, и из многого - таков удел установленный.
Обстоятельства ниспослания
После смерти одного из сподвижников Пророка (ДБАР) его двоюродные братья поделили между собой все его состояние, хотя покойный оставил после себя жену и малолетних детей. Ни жена, ни дети ничего не получили в наследство. согласно обычаю, унаследованному от доисламской эпохи невежества, родственники покойного считали, что правом наследования обладают только те, кто способен сражаться. Именно тогда Посланнику Аллаха (ДБАР) был явлен этот аят, и он, откликаясь на жалобу вдовы своего сподвижника, призвал к себе его двоюродных братьев и велел им возвратить имущество прямым наследникам покойного.
Комментарий
1. По мусульманскому закону, право наследования имеют не только мужчины, но и женщины, и религия охраняет права женщин наряду с правами мужчин.
|
Принадлежит мужчинам доля из того, что оставили родители и близкие. И женщинам принадлежит доля из того, что оставили родители и близкие
2. Ислам запрещает делить наследство по принципу силы и способности сражаться.
3. Принципиально важным является справедливый раздел наследуемого имущества, а не его количество.
…и из малого, и из многого...
4. Установленный порядок раздела наследства является неизменным и непоколебимым.
...таков удел установленный
****
Аят:8
وَإِذَا حَضَرَ الْقِسْمَةَ أُوْلُواْ الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينُ فَارْزُقُوهُم مِّنْهُ وَقُولُواْ لَهُمْ قَوْلاً مَّعْرُوفًا ﴿8﴾
8. Если при разделе наследства присутствуют близкие [родственники], сироты и бедняки, одарите их долей из него и словом добрым.
Комментарий
Нравственный долг
Не вызывает сомнений тот факт, что настоящий аят был ниспослан после аята, устанавливающего принцип раздела наследства, ибо в нем говорится:
Если при разделе наследства присутствуют [родственники], сироты и бедняки, одарите их долей из него…
Несмотря на то, что слова 'сироты' и 'бедняки' используются вроде бы в самом общем смысле, на самом деле имеются в виду сироты и бедняки из числа родственников.
|
Завершается аят словами:
…и словом добрым
****
Аят:9
وَلْيَخْشَ الَّذِينَ لَوْ تَرَكُواْ مِنْ خَلْفِهِمْ ذُرِّيَّةً ضِعَافًا خَافُواْ عَلَيْهِمْ فَلْيَتَّقُوا اللّهَ وَلْيَقُولُواْ قَوْلاً سَدِيدًا ﴿9﴾
9. Пусть страшатся те, коим придется оставить после себя потомков немощных, за которых опасаются они и пусть боятся Аллаха, пусть говорят им слова благоразумные.
Комментарий
Как указывают мусульманские источники, присвоение имущества сирот имеет свои последствия как в этом, так и в Ином мире. В этом мире, как гласит рассматриваемый аят, возмездие настигнет потомков, а в потустороннем мире оно примет форму геенны огненной (о чем речь пойдет в следующем аяте).[69]
Идея аята состоит, очевидно, в том, чтобы не допустить выделения излишне щедрой доли наследства на благотворительные цели и в вакуфную собственность в ущерб малолетним и слабосильным детям, которые из-за этого могут оказаться в нищете после смерти своего кормильца.[70]
С другой стороны, в этом аяте можно усмотреть рекомендацию тем, у кого есть дети, страдающие физическими пороками, разумно распределять свое состояние, чтобы обеспечить их будущее.[71]
Пояснения
1. чтобы лучше понять боль и страдание другого человека, мы должны уметь поставить себя на его место.
|
Мы должны относиться к сиротам так, как мы хотели бы, чтобы другие люди отнеслись к нашим детям, осиротевшим после нашей смерти.
Пусть страшатся те, коим придется оставить после себя потомков немощных, за которых опасаются они …
2. Всякий, кто совершит злой поступок, впоследствии неизбежно пожнет его плоды.
Обидев сегодня чужого сироту, вы закладываете основу обычая, который, утвердившись в обществе, завтра скажется на ваших собственных детях.
3. Пропагандируя истину, проявляйте доброту и учитывайте внутреннее состояние тех, к кому вы обращаетесь.
…те, коим придется оставить после себя потомков немощных...
4. Помимо одежды и пищи, сироты нуждаются также и в любви, доброте и наставлении.
…пусть говорят им слова благоразумные
5. Нельзя обманывать сирот при разделе имущества, лишать их возможности учиться и говорить с ними грубо и оскорбительно.
пусть боятся Аллаха
****
Аят: 10
إِنَّ الَّذِينَ يَأْكُلُونَ أَمْوَالَ الْيَتَامَى ظُلْمًا إِنَّمَا يَأْكُلُونَ فِي بُطُونِهِمْ نَارًا وَسَيَصْلَوْنَ سَعِيرًا ﴿10﴾
10. Воистину, те, кто пожирает имущество сирот, несправедливость совершая, поистине, наполняют брюхо свое огнем и очень скоро они будут гореть в пламени адском.
Комментарий
В комментарии «Аль-мизан» этот аят толкуется как свидетельство физического воплощения мирских деяний в Ином мире.[72] Пожираемое сегодня имущество сирот обернется в Судный день пламенем ада.
Присвоение собственности сирот, если при этом нарушаются принципы справедливости и благочестия, противоречит законам Ислама. Однако если все делается без злого умысла, в рамках общепринятых норм и не наносит ущерба сиротам и их имуществу, то такие действия допустимы. Коран гласит:
…то они братья вам. Аллах отличает негодяя от добродетельного человека [73]
Пояснения
Проедание имущества сирот - это лишь внешняя оболочка проступка. Истинная же его сущность проявится в Ином мире в виде адского пламени.
****
Законы наследования
Аят: 11
يُوصِيكُمُ اللّهُ فِي أَوْلاَدِكُمْ لِلذَّكَرِ مِثْلُ حَظِّ الأُنثَيَيْنِ فَإِن كُنَّ نِسَاء فَوْقَ اثْنَتَيْنِ فَلَهُنَّ ثُلُثَا مَا تَرَكَ وَإِن كَانَتْ وَاحِدَةً فَلَهَا النِّصْفُ وَلأَبَوَيْهِ لِكُلِّ وَاحِدٍ مِّنْهُمَا السُّدُسُ مِمَّا تَرَكَ إِن كَانَ لَهُ وَلَدٌ فَإِن لَّمْ يَكُن لَّهُ وَلَدٌ وَوَرِثَهُ أَبَوَاهُ فَلأُمِّهِ الثُّلُثُ فَإِن كَانَ لَهُ إِخْوَةٌ فَلأُمِّهِ السُّدُسُ مِن بَعْدِ وَصِيَّةٍ يُوصِي بِهَا أَوْ دَيْنٍ آبَآؤُكُمْ وَأَبناؤُكُمْ لاَ تَدْرُونَ أَيُّهُمْ أَقْرَبُ لَكُمْ نَفْعاً فَرِيضَةً مِّنَ اللّهِ إِنَّ اللّهَ كَانَ عَلِيما حَكِيمًا ﴿11﴾
11. Предписывает вам Аллах завещать детям вашим [следующим образом]: сыну принадлежит доля, равная доле двух дочерей. Если дети оставшиеся - женщины числом более двух, достается им две трети наследства. Если же осталась всего одна дочь, то причитается ей половина завещаемого имущества. А родителям умершего, если к тому же имеется от него ребенок, принадлежит каждому по одной шестой от того, чем владел он. Если же умерший бездетен и наследуют ему родители, то матери достается одна треть наследства. Если же у умершего были братья, то матери принадлежит одна шестая после вычета по завещанию и выплаты долгов. Не знаете вы, кто больше приносит пользы вам - родители ваши или сыновья, [потому] и установил Аллах закон. Ведь Всеведущий Аллах, Наимудрейший.
Комментарий
В других религиях тоже есть установления, регулирующие раздел наследства. Так, например, в Торе, в книге Числа (27:8-11), упоминаются некоторые законы наследования. Там, в частности, говорится:
8 - И сынам Израилевым объяви и скажи: если кто умрет, не имея у себя сына, то передавайте удел его дочери его.
9 - Если же нет у него дочери, передавайте удел его братьям его.
10 - Если же нет у него братьев, отдайте удел его братьям отца его.
11 - Если же нет братьев отца его, отдайте удел его близкому его родственнику из поколения его, чтоб он наследовал его; и да будет это для сынов Израилевых постановлено в закон, как повелел Господь Моисею.
Следует отметить также, что Иисус (ДБМ) одобрил эти установления, на что имеются указания в Библии.
Согласно мусульманским обычаям, если у покойного не осталось наследников, то выморочное имущество отдается в распоряжение судье и имаму.
У арабов доисламской эпохи женщины и несовершеннолетние дети были лишены права наследования.