Этот аят, так же, как и следующий, был ниспослан в связи с упреками и обвинениями иудеев в адрес Пророка (ДБАР).
Пророк (ДБАР) написал иудеям племени Бани Кинка письмо, в котором призывал их совершать молитвы, платить 'закат', и давать взаймы Аллаху (последнее подразумевает пожертвования во имя Аллаха, но облечено в такую иносказательную форму для того, чтобы глубже затронуть чувства людей).
Посланец Пророка (ДБАР) вошел в дом, где располагалась религиозная иудейская школа, называвшаяся 'Бейт аль-мадарис', и вручил послание Фанхасу, иудею, известному своей ученостью. Прочитав письмо, ученый иудей сказал с издевкой: «Если все, что ты говоришь, правда, то следует признать, что Аллах беден, а мы богаты, ведь не будь он бедным, не стал бы Он просить у нас взаймы».
«кроме того, - говорил он, - Мухаммад (ДБАР) считает, что Аллах запретил вам (мусульманам) ростовщичество, но в то же время обещает прибыль и увеличение богатства тому, кто жертвует на благотворительные цели».
Когда же эти два аята были ниспосланы Пророку (ДБАР), Фанхас отказался признаться, что произнес эти слова.
Комментарий
В этом аяте говорится:
Ведь слышал Аллах речи тех, кто говорил: «Воистину, беден Аллах, а мы богаты»
А это означает, что отрицать однажды сказанное бесполезно. Аллах говорит, что Он не только слышал их речи, но, как гласит далее аят:
Запишем Мы и то, что говорили они, и убиение незаконное ими Пророков…
Итак, все их дела будут записаны и собраны вместе, дабы они увидели их перед собой в Судный день и пожали плоды того, что сотворили.
…и скажем им: «Вкусите муку огня [адского]…
****
Аят: 182
ذَلِكَ بِمَا قَدَّمَتْ أَيْدِيكُمْ وَأَنَّ اللّهَ لَيْسَ بِظَلاَّمٍ لِّلْعَبِيدِ ﴿182﴾
|
182. в наказание за то, что уготовили вы сами себе, ибо не обижает Аллах рабов Своих».
Комментарий
В этом аяте говорится, что та мучительная кара, которую вы испытываете, есть ни что иное, как дело ваших собственных рук. Это ведь сами вы поступили так жестоко по отношению к своим душам, ибо Аллах никогда не бывает несправедливым.
в наказание за то, что уготовили вы сами себе, ибо не обижает Аллах рабов Своих
Более того, если таких преступников, как вы, не постигнет возмездие за их злые дела, и если будут они поставлены в один ряд с благодетельными, то это и будет самой большой несправедливостью. Поступи Аллах таким образом, Он был бы самым несправедливым из всех.
****
Аят: 183
الَّذِينَ قَالُواْ إِنَّ اللّهَ عَهِدَ إِلَيْنَا أَلاَّ نُؤْمِنَ لِرَسُولٍ حَتَّىَ يَأْتِيَنَا بِقُرْبَانٍ تَأْكُلُهُ النَّارُ قُلْ قَدْ جَاءكُمْ رُسُلٌ مِّن قَبْلِي بِالْبَيِّنَاتِ وَبِالَّذِي قُلْتُمْ فَلِمَ قَتَلْتُمُوهُمْ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ ﴿183﴾
|
183. Тем, кто утверждает: «Воистину, заповедал нам Аллах, чтобы не уверовали мы в Посланника, пока не явится он к нам с жертвой, огнем опаленной», - скажи: «Приходили к вам до меня Посланники со знамениями ясными и с тем, о чем говорите вы. Так почему же убили вы их, если вы правдивы?»
Комментарий
Отказываясь принять Ислам, некоторые из неверных прикрывались утверждениями, что Аллах якобы заповедал им поверить только тому Пророку, который придет к ним с жертвенным животным, а небесный пламень на глазах у всего народа опалит эту жертву. Только тогда они могут быть уверенными в истинности Пророка.
Ниспосланный аят содержал наставление Пророку (ДБАР) дать отповедь этим упрямым спорщикам, сказав: «если ваши слова верны, то почему же тогда вы не поверили другим Пророкам, приходившим до Пророка Ислама? Ведь эти Пророки творили для вас всякого рода чудеса и приходили к вам, как вы и требовали, с опаленной жертвой».
Пояснения
1. История всех племен и народов, их прошлое являются наилучшим источником аргументов для опровержения надуманных доводов и предлогов.
…скажи: «Приходили к вам до меня Посланники со знамениями ясными и с тем, о чем говорите вы…»
2. Не пытайтесь оправдать свой отказ от истинного учения религиозными мотивами.
Тем, кто утверждает: «Воистину, заповедал нам Аллах…»
|
Принесение в жертву барана упоминается в Торе (книга Левит, 9:2), где говорится: «…и сказал Аарону: возьми себе из волов тельца в жертву за грех и овна во всесожжение, обоих без порока, и представь пред лице Господне;»
3. Упрямцы во все времена человеческой истории прибегали к одним и тем же надуманным требованиям.
…и с тем (самым чудом), о чем говорите вы
4. Человек, которого обуял дух гордыни, непременно начинает принижать Аллаха («Воистину, заповедал нам Аллах…») и отказывается признавать Пророков («… чтобы не уверовали мы в Посланника…»). Такие люди ожидают, что чудеса им будут демонстрировать по их желанию.
****
Аят: 184
فَإِن كَذَّبُوكَ فَقَدْ كُذِّبَ رُسُلٌ مِّن قَبْلِكَ جَآؤُوا بِالْبَيِّنَاتِ وَالزُّبُرِ وَالْكِتَابِ الْمُنِيرِ ﴿184﴾
184. Если опровергли они тебя, то ведь и до тебя опровергали они Посланников, приходившие со знамениями ясными, с книгами Священными и Писанием озаряющим.
Комментарий
Этим аятом Аллах утешает Пророка (ДБАР) и говорит ему, что если эти спорщики будут искать предлог, чтобы уличить тебя во лжи, то нет в этом ничего нового или неожиданного: ведь и до тебя Посланники отвергались и изгонялись.
Если опровергли они тебя, то ведь и до тебя опровергали они Посланников...
А ведь прежние Посланники приходили к людям с ясными знамениями и несомненными чудесами.
…приходившие со знамениями ясными...
Не только знамения несли с собой эти Посланники, но и книги Священные,
и Писание озаряющее.
…с книгами Священными и Писанием озаряющим
****
Аят: 185
كُلُّ نَفْسٍ ذَآئِقَةُ الْمَوْتِ وَإِنَّمَا تُوَفَّوْنَ أُجُورَكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ فَمَن زُحْزِحَ عَنِ النَّارِ وَأُدْخِلَ الْجَنَّةَ فَقَدْ فَازَ وَما الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلاَّ مَتَاعُ الْغُرُورِ ﴿185﴾
185. Всякая душа вкусит смерть. И, воистину, в день Воскресения будете вознаграждены вы сполна. Тот, кто будет отрешен от огня и введен в рай, обретет блаженство. Жизнь же земная - лишь утеха обольщением.
Комментарий