ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ В этом подразделе описан порядок снятия головки блока цилиндров с впускным и выпускным коллекторами в сборе. Это значительно сокращает время снятия, но при этом необходимо использовать грузоподъемный механизм. На двигателях с системой впрыска топлива перед демонтажом головки блока цилиндров снимите плавкий предохранитель топливного насоса из монтажного блока реле и предохранителей. Затем пустите двигатель и дождитесь его остановки. Это необходимо для снижения давления в системе впрыска. |
Снятие головки блока цилиндров выполняйте в следующем порядке:
– отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи;
– слейте охлаждающую жидкость;
– отсоедините рукава и шланги системы охлаждения от головки блока цилиндров;
– отсоедините и снимите высоковольтные провода вместе с крышкой распределителя зажигания. На двигателях DOHC снимите распределитель зажигания с головки блока цилиндров;
– отсоедините и снимите рукав подачи воздуха между воздушным фильтром или измерителем расхода воздуха и корпусом дроссельной заслонки;
– отсоедините рукав подачи теплого воздуха от выпускного коллектора;
– отсоедините шланг вентиляции картера двигателя от крышки головки блока цилиндров или впускного коллектора;
– отсоедините шланг вакуумного усилителя тормозов от впускного коллектора;
– промаркируйте электрические разъемы элементов системы впрыска топлива и датчиков для последующего их правильного подсоединения, затем отсоедините их;
отсоедините трос акселератора от корпуса дроссельной заслонки;
– отсоедините нагнетательную и возвратную магистрали от центрального блока впрыска (система Мопо-Jetronic), центральной топливной магистрали (система Digifant), топливных форсунок (система K-Jetronic или КЕ-Motronic) и пусковой форсунки;.
|
– отсоедините вакуумные шланги;
– снимите крышку головки блока цилиндров, верхний кожух ремня привода ГРМ и ремень с зубчатого шкива распределительного вала (см. подразд. 3.1.5). Распределительный вал можно не снимать;
– отсоедините выпускной коллектор от приемной выхлопной трубы;
– отсоедините разъем провода датчика кислорода;
– отверните болты крепления и снимите защитную пластину ремня привода ГРМ;
Рис. 3.14. Последовательность затяжки болтов крепления головки блока цилиндров |
– отверните болты крепления головки блока цилиндров в последовательности, обратной их затяжке (рис. 3.14), на один оборот за проход и снимите болты с шайбами;
– снимите головку блока цилиндров с помощью подъемного устройства;
– снимите прокладку головки блока цилиндров.
Установку головки блока цилиндров выполняйте в следующем порядке:
– установите прокладку головки блока цилиндров на установочные штифты блока цилиндров вверх надписью «OBEN» или «TOP». Перед установкой убедитесь, что прокладка соответствует модели двигателя. Проверьте, чтобы все отверстия прокладки совпали с отверстиями блока цилиндров;
– установите головку блока цилиндров;
– установите и затяните вручную болты крепления головки блока цилиндров с шайбами;
– затяните болты крепления головки блока цилиндров в последовательности, приведенной на рис. 3.14, в три этапа моментом (Н·м):
1-й – 40;
2-й – 60;
3-й — довернуть на 180°;
|
– установите толкатели и распределительный вал (распределительные валы), если их снимали;
– установите защитную пластину ремня привода ГРМ, ремень, нижнюю и верхнюю крышки ремня привода ГРМ;
– соедините все снятые электрические разъемы;
– подсоедините топливные магистрали, вакуумные шланги и рукава системы охлаждения;
– залейте охлаждающую жидкость;
– соедините приемную выхлопную трубу с выпускным коллектором;
– установите распределитель зажигания на двигателях DOHC;
– подсоедините трос акселератора и проверьте его регулировку;
– проверьте после пуска двигателя герметичность соединений топливной системы, систем охлаждения и выпуска отработавших газов.
3.1.7. Ремонт головки блока цилиндров
Разборка головки блока цилиндров выполняется в следующей последовательности:
– снимите головку блока цилиндров
(см. подразд. 3.1.6);
– отверните болты крепления впускного коллектора и гайки крепления выпускного, снимите коллекторы;
– снимите распределительный вал (распределительные валы) и гидравлические толкатели (см. подразд. 3.1.5);
Рис. 3.15. Сжатие пружин клапана специальным приспособлением и снятие сухарей клапана |
– сожмите пружины клапана специальным приспособлением и снимите сухари клапана (рис. 3.15);
Рис. 3.11. Головка блока цилиндров двигателя SOHC и механизм привода клапанов: 1 – распределительный вал; 2 – крышка подшипника № 1 распределительного вала; 3 – крышка подшипника № 2 распределительного вала; 4 – крышка подшипника № 3 распределительного вала; 5 – крышка подшипника № 5 распределительного вала; 6 – зубчатый шкив распределительного вала; 7 – болт крепления шкива распределительного вала; 8 – головка блока цилиндров; 9 – гидравлический толкатель; 10 – сухари клапана; 11 – тарелка пружины клапана; 12 – наружная пружина клапана; 13 – внутренняя пружина клапана; 14 – маслосъемный колпачок; 15 – нижняя тарелка пружины клапана; 16 – направляющая втулка клапана; 17 – клапан; 18 – манжета; 19 – заглушка; 20 – гайка крепления крышки подшипника; 21 – сегментная шпонка; А — место нанесения буквенной маркировки распределительного вала; Б – место нанесения цифровой маркировки распределительного вала |
– освободите пружины и снимите верхнюю тарелку 11 (см. рис. 3.11) пружин клапана и пружины 12 и 13;
|
– извлеките клапан из головки блока цилиндров со стороны камеры сгорания;
– снимите остальные клапаны таким же образом;
– снимите маслосъемные колпачки 14;
– снимите нижние тарелки 15 пружин клапанов;
– положите комплекты деталей для каждого клапана в отдельные промаркированные пакеты для последующей их установки на свои места.
Чистка и мойка деталей. Перед проверкой состояния деталей выполните следующие операции:
– удалите остатки старой прокладки и герметика с головки блока цилиндров деревянным или пластмассовым скребком;
– очистите полости в головке блока цилиндров проволочной щеткой;
– очистите камеры сгорания от нагара, промойте головку блока цилиндров растворителем;
– промойте и продуйте сжатым воздухом масляные каналы и каналы системы охлаждения головки блока цилиндров.
Дефектовка головки блока цилиндров включает следующие операции:
– проверка головки блока цилиндров на наличие сколов, трещин и других повреждений. При наличии трещин головку замените;
– проверка привалочной поверхности на наличие зазубрин, глубоких царапин и других повреждений. Если эти дефекты нельзя устранить шлифованием плоскости, то головку блока цилиндров замените;
Рис. 3.16. Проверка плоскостности привалочной поверхности головки блока цилиндров |
– проверка плоскостности привалочной поверхности головки блока цилиндров с помощью поверочной линейки и щупа (рис. 3.16). Если зазор между ребром линейки и поверхностью превышает 0,1 мм, головку необходимо заменить;
Рис. 3.17. Профиль седла впускного клапана: a = 37,20 мм (двигатели 1,6 л); a = 39,20 мм (двигатели 1,8 л); b = 2,0 мм | |
Рис. 3.18. Профиль седла выпускного клапана: a = 32,40 мм; b = 2,4 мм | |
Рис. 3.19. Расстояние от торца штока клапана до верхней поверхности головки блока цилиндров |
– визуальный осмотр седел клапанов. Если на седлах клапанов обнаружены следы износа или пригорания, то седла надо шлифовать. Профили седел клапанов показаны на рис. 3.17 и 3.18. После шлифовки седла необходимо вставить клапан, прижать его до упора к седлу и проверить расстояние A (рис. 3.19) от торца штока клапана до верхней поверхности головки блока цилиндров. Минимально допустимое значение этого расстояния для впускных клапанов 33,8 мм, для выпускных клапанов – 34,1 мм. Если оно меньше, то головку блока цилиндров необходимо заменить. После любой обработки седел клапанов необходимо выполнить их притирку с клапанами;
– замер значений внутреннего диаметра направляющих втулок клапанов. Если значения превышают максимально допустимую величину, замените направляющие клапанов на СТО.