Осмотрите тарелки клапанов. При наличии на них точечной коррозии, прожогов, трещин и износа замените клапаны.
Если состояние клапана удовлетворительное, измерьте диаметр стержня клапана микрометром в нескольких местах. При значительных расхождениях значений замеров, т.е. при износе стержня, замените клапан.
Перед установкой клапанов необходимо притереть их с использованием притирочной пасты — смеси мелкого абразивного порошка с моторным маслом. Нанесите пасту на поверхность седла, вставьте клапан, установите на него присос приспособления для притики и вращайте приспособление в обе стороны, периодически прижимая клапан к седлу. После окончания притирки очистите все детали от грязи и остатков пасты. Проверьте правильность прилегания клапана к седлу — на седле и тарелке клапана должны быть сплошные матовые пояски шириной примерно 2 мм.
Рис. 3.20. Проверка осевого отклонения пружин |
Осмотрите пружины клапанов. При наличии любых повреждений они подлежат замене. Измерьте значения длины пружин в свободном состоянии и сравните с такими значениями новых пружин. Установите пружины на плоской горизонтальной поверхности и проверьте их отклонения от осей (рис. 3.20). Если хоть одна из пружин клапана искривлена, замените обе его пружины.
Осмотрите сухари и проточки на стержнях клапанов для установки сухарей. При наличии любых повреждений замените детали.
Если при разборке головки блока цилиндров снимались маслосъемные колпачки, их необходимо заменить.
Сборка клапанных механизмов выполняется в следующей последовательности:
– смажьте стержень клапана и направляющую втулку чистым моторным маслом, вставьте клапан;
|
– установите нижнюю тарелку пружин клапана;
– сотрите моторное масло с верхней части стержня клапана;
– установите пластмассовую втулку или оберните липкой лентой проточку стержня клапана для установки сухарей для предохранения от повреждений рабочих кромок маслосъемного колпачка при его установке;
Рис. 3.21. Установка маслосъемного колпачка в монтажную оправку: 1 – монтажная оправка; 2 – маслосъемный колпачок |
– смажьте свежим моторным маслом рабочую кромку маслосъемного колпачка 2 (рис. 3.21) и установите его в монтажную оправку 1;
– напрессуйте до упора маслосъемный колпачок на конец направляющей втулки клапана осторожными ударами молотка по оправке, располагая оправку строго по оси направляющей втулки;
– снимите пластмассовую втулку или липкую ленту со стержня клапана;
– установите пружины клапана и их верхнюю тарелку;
– сожмите пружины клапана специальным приспособлением (см. рис. 3.15) и установите сухари, подпирая клапан со стороны камеры сгорания, затем медленно снимите приспособление для сжатия пружин;
– соберите оставшиеся клапанные механизмы подобным образом;
– ударьте по концу клапана медным молотком так, чтобы он приоткрылся и все детали клапанного механизма встали на свои места.
Маховик
Снятие маховика выполняется в следующей последовательности:
– снимите с автомобиля силовой агрегат (двигатель, сцепление и коробка передач в сборе);
– отсоедините от двигателя коробку передач и сцепление;
Рис. 3.22. Фиксация маховика специальным приспособлением |
– зафиксируйте маховик от проворачивания специальным приспособлением (рис. 3.22);
|
– отверните болты крепления и снимите маховик с хвостовика коленчатого вала;
– нанесите маркером метки на маховике и хвостовике коленчатого вала для последующей правильной установки маховика.
Рис. 3.23. Фиксация ведущего диска специальным приспособлением |
На моделях с автоматической коробкой передач (АКП) на хвостовике коленчатого вала установлен ведущий диск, к которому крепится гидротрансформатор. Последовательность снятия ведущего диска аналогична последовательности снятия маховика (рис. 3.23, 3.24).
Дефектовка маховика включает:
– осмотр зубчатого венца. При наличии сломанных или сильно изношенных зубьев необходимо заменить зубчатый венец или маховик;
– осмотр рабочей поверхности маховика — поверхности контакта с ведомым диском сцепления. При наличии на ней канавок, царапин или сильной выработки необходима шлифовка поверхности в специализированной мастерской с последующей балансировкой маховика или его замена.
Рис. 3.25. Положение метки момента зажигания: 1 – метка ВМТ; 2 – метка момента зажигания; A=14,5 мм |
Установка маховика выполняется в последовательности, обратной снятию. На новом маховике есть только метка ВМТ, метку момента зажигания необходимо нанести (рис. 3.25). Расстояние A равно 14,5 мм при угле опережения зажигания 6° до ВМТ. На резьбу новых болтов наносят специальное средство, препятствующее их отворачиванию.
Рис. 3.26. Измерение расстояния от задней плоскости блока цилиндров до установочной поверхности гидротрансформатора | |
Рис. 3.24. Ведущий диск: 1 – ведущий диск; 2 – болт крепления ведущего диска; 3 – прижимная пластина; 4 – регулировочная шайба |
При замене ведущего диска (на автомобилях с АКП) необходимо отрегулировать расстояние A (рис. 3.26) от задней плоскости блока цилиндров до установочной поверхности гидротрансформатора, которое должно быть 19,5–21,1 мм. Оно изменяется регулировочной шайбой 4 (см. рис. 3.24).
|
При установке рекомендуется установить новые болты крепления маховика или ведущего диска. Перед установкой нанесите специальный клей для фиксирования болтов от отворачивания. Перед затяжкой болтов крепления маховика зафиксируйте маховик от проворачивания (см. рис. 3.22, 3.23).
Промежуточный вал
Снятие промежуточного вала выполняется в следующей последовательности:
– снимите двигатель с автомобиля;
– снимите распределитель зажигания (двигатели SOHC);
– снимите ремень привода ГРМ (см. подразд. 3.1.4);
Рис. 3.2. Привод газораспредилительного механизма (ГРМ): 1 – верхняя крышка ГРМ; 2 – болты; 3 – верхняя защитная пластина; 4 – ремень привода распределительного вала; 5 – натяжной ролик; 6 – гайка крепления натяжного ролика; 7 – защитная пластина; 8 – ремень привода генератора и водяного насоса; 9 – шкив коленчатого вала; 10 – нижняя крышка ремня привода распределительного вала; 11 – зубчатый шкив коленчатого вала; 12 – болт крепления зубчатого шкива коленчатого вала; 13 – зубчатый шкив промежуточного вала |
– снимите защитную пластину 7 (см. рис. 3.2);
– отверните болты крепления и снимите кронштейн крепления генератора;
– отверните болт крепления зубчатого шкива промежуточного вала, удерживая шкив от проворачивания специальным приспособлением;
– снимите зубчатый шкив промежуточного вала и шпонку шкива;
Рис. 3.27. Блок цилиндров, коленчатый и промежуточный валы: 1 – болты крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала; 2 – крышка коренного подшипника коленчатого вала; 3 – вкладыш коренного подшипника коленчатого вала; 4, 6 – упорные полукольца; 5 – вкладыш центрального (упорного) коренного подшипника коленчатого вала; 7 – коленчатый вал; 8 – болт крепления крышки промежуточного вала; 9 – сальник промежуточного вала; 10 – крышка промежуточного вала; 11 – уплотнительное кольцо крышки промежуточного вала; 12 – промежуточный вал; 13 – передний сальник коленчатого вала; 14 – болты крепления передней крышки коленчатого вала; 15 – передняя крышка коленчатого вала; 16 – прокладка передней крышки коленчатого вала; 17 – блок цилиндров |
–отверните болты крепления 8 (рис. 3.27) и снимите крышку 10 промежуточного вала 12 с уплотнительным кольцом 11;
– снимите сальник 9 промежуточного вала 12;
– снимите промежуточный вал 12;
– очистите промежуточный вал и осмотрите его. При наличии повреждений его следует заменить.
Установка промежуточного вала выполняется в следующей последовательности:
– смажьте шейки промежуточного вала 12 и аккуратно вставьте вал в блок 17 цилиндров;
– смажьте рабочие кромки нового сальника 9 промежуточного вала и вставьте сальник в крышку 10 промежуточного вала осторожными ударами молотка по оправке;
– установите новое уплотнительное кольцо 11 на крышку 10;
– установите крышку 10 на блок цилиндров и затяните ее болтами 8;
– проверьте осевой люфт промежуточного вала с помощью индикатора часового типа.
Остальные операции выполните в последовательности, обратной снятию.
Масляный поддон
Снятие и установку масляного поддона выполняйте в следующей последовательности:
– затормозите автомобиль стояночным тормозом;
– поднимите переднюю часть автомобиля и установите ее на опоры;
– слейте моторное масло;
– отверните болты крепления и снимите нижнюю защитную пластину сцепления;
– отверните болты крепления масляного поддона;
– снимите масляный поддон и его прокладку;
– очистите сопрягаемые поверхности блока цилиндров и масляного поддона от остатков прокладки;
– положите прокладку на масляный поддон и зафиксируйте болтами поддон на блоке цилиндров;
– затяните болты крепления масляного поддона.
Остальные операции выполните в последовательности, обратной снятию.