Игуменское благословение




Послушница Настя Арбатова начала полнеть. Через пять месяцев все стало ясно. И поздно было виниться, и не делать же было аборт. Настя почти перестала выходить на улицу, сказываясь больной. К игуменье она идти страшно боялась: матушка была очень сурова. Но что скроешь в монастыре — наверняка кто-то уже все рассказал ей про настины дела, однако отчего-то она Настю не вызывала. На­ стя мучилась, а живот все рос да рос.

Наконец девушка не выдержала и сама пришла в игуменский кабинет. Глянув на нее, игуменья лишь обронила: — И что ты с этим будешь делать?

Настя всхлипнула и утерлась кулаком.

- Нашла ли ты себе акушерку? На что собира­ ешься кормить ребенка?

Настя ничего не отвечала.

Тогда игуменья наложила на нее епитимью:

Из монастыря тебе придется уйти. Как ро­ дишь. так душу положи, а воспитай дитятю в христианском духе. С деньгами тебе будем помо­ гать.

Настя замотала головой, но услышала:

А ты не отказывайся, я виновата, за тобой не уследила, это первый мой пред Богом долг, так что выкормим вас обоих. Потом, как войдет ребенок в совершенный возраст, отдашь его вместо себя в монастырь. Это моя тебе епитимья. Поняла ли?

Настя поняла, благодарила, плакала и обещала сделать все так. как велит игуменья.

Ехать ей было некуда, была она сиротой, из бе­ женцев, и Настя поселилась неподалеку от мона­ стыря, в небольшом городе.

Вскоре у нее родился мальчик, да такой удиви­ тельный! С младенческих лет больше всего на свете он любил играть в церковь, в дьякона, а на втором месте были книжки, по истории и биоло­ гии. Монастырь, по распоряжению игуменьи, по­ могал Насте материально, и мать с сыном не зна­ ли нужды. Жили они душа в душу, каждое вос­ кресенье посещали местную церковь. Настя ду­ -

ши не чаяла в своем Алеше. И чем старше он становился, тем беззаветней она его любила. И больше всего боялась, что сын как-нибудь узнает о ее давнем обещании отдать его в монастырь. Отда­ вать его ей совсем не хотелось, хотелось побыть бабушкой, понянчить внуков, в общем, пожить как все люди. И все шло хорошо, мальчик уже за­ канчивал школу, учился на подготовительных курсах во Владимире (ездил туда два раза в неде­ лю из городка). Вскоре до Насти дошла весть - игуменья, наложившая на нее епитимью, почила в Бозе, и словно камень упал у Насти с сердца.

Однако когда Алеше исполнилось семнадцать лет, как раз на следующий день после выпускно­ го вечера, он вдруг встал после ужина, поклонил­ ся матери в ноги и попросил благословить его на иночество.

Настя обмерла. Как он узнал? Неужели кто-то сказал ему?

— Кто тебе рассказал?

— Никто мне ничего не рассказывал, — отве­ чал Алеша, — просто, мама, я хочу стать мона­ хом.

Только туг Настя открыла сыну свою страш­ ную тайну про епитимью, которую столько лет скрывала от него. Алеша лишь усмехнулся в от­ вет: "Вот оно, игуменское благословение!". И че­ рез неделю уехал в далекую недавно возродившуюся обитель. А Настя, еще нестарая женщина, так и не вернулась в монастырь — видно, все-таки не ее это был путь. Она переехала в поселок, находящийся неподалеку от монастыря, в кото­ ром поселился ее Алеша, дождалась его хирото­ нии в архиепископы и после этого тихо сконча­ лась в мире с собой и Богом.

Балерина

Понимаешь ли, батюшка. — говорила одна послушница батюшке, — что-то мне в монасты­ ре скучно. А ведь я с четырех лет занималась ба­ летом, чуть не стала балериной, но когда уходила в монастырь выбросила и пуанты, и пачку, и фо­ тографии, на которых я танцую. Теперь же ино­ гда мне так хочется потанцевать.

Батюшка послушнице ничего не ответил, но через месяц на день ангела подарил ей подарочек — розовые атласные пуанты и настоящую пачку.

Послушница очень обрадовалась, примерила пуанты, и они оказались ей впору.

Когда вспомнишь ты про свое далекое про­ шлое, — сказал батюшка, — и захочется тебе встать в третью или шестую позицию, благослов­ ляю тебя надевать пуанты, пачку и танцевать, сколько пожелает твоя душа. Хоть в нашем кон­ ференц-зале, пока никого там нет. А ключ возьми у Евстафии. Но с тех пор танцевать послушнице расхоте­ лось. Ключа от зала она так и не попросила, сло­ жила пуанты и пачку в дальний сундучок, и не вспоминала о них долгие месяцы. Однако прохо­ дил год, и вечером своего прежнего дня ангела (потому что вскоре она стала монахиней, и имя ей поменяли) матушка открывала крышку, смот­ рела на батюшкины подарки, вспоминала его те­ пло. бесконечную любовь и молилась об упокое­ нии иеромонаха Андриана — батюшки давно уже не было в живых.

ЦИКЛ 8

Православные чудеса в XXI веке

Смерть грешника люта

Один мужик поехал в паломничество. Это его надоумила соседка, Сергеевна. Она сама недавно вернулась из паломничества, при этом с исцелен­ ной ногой. Ездила не так уж и далеко, в Бобренев монастырь. Никаких особых святынь в Бобрене­ ве не хранилось, была только икона Федоровской Божией Матери. Икона самая обыкновенная, на­ писанная в Софрино, но в народе давно уже по­ говаривали, что икона чудотворная. Сергеевна, подойдя к иконе, не знала о чем попросить, как- то все выскочило из головы, но вдруг вступило в ногу, и она попросила: «Матерь Божия, чтоб ко­ ленка моя прошла!». Наутро коленка совершенно прошла, отпустило, Сергеевна начала ходить, как девочка. И, вернувшись домой, поделилась с со­ седом чудом. Сосед помнил, как Сергеевиа хро­ мала, удивился, и хотя не поверил, тоже решил съездить. Интересно все-таки.

Приезжает, а подойти к иконе не может. Не пу­ скает его какая-то сила. Он уж и так, и эдак, и справа, и слева, и спереди! Стоп, и все тут. Ближе

чем за метр подойти не может. А все подходят: и дети, и бабы, и парень какой-то заполошлый, все. Только не он. И такая злость взяла мужика, что он аж лицом почернел. Идет к монаху, что свеч­ ки продает, спрашивает его, в чем дело. Может, слова какие надо знать особенные. А монах сквозь очечкн так посмотрел, и говорит:

Не допускает вас к себе Матерь Божия. Ви­ димо, за грехи.

За какие еще грехи! — заорал мужик. А монах ему снова сквозь очечки — сверк!

Кричать в храме Божием не положено. Мужик, что поделаешь, замолчал. А монах

дальше жмет, тоже разошелся уже.

Покайтесь. Завтра утром будет служба, в во­ семь начнется исповедь, подходите к исповеди. Вы раньше-то исповедовались?

Никогда.

Ну, вот и наступило время. Только вспом­ ните все хорошенько.

Хотел ему мужик сказать, что нечего ему вспо­ минать, да только плюнул. Правда, уже когда из церкви вышел. А потом как побежит обратно, на­ зад, прямиком к иконе, думал с налету взять.

За метр — бабах!— стена! И лбом об нее му­ жик ударился, вроде как об дерево, хотя стены-то никакой ие видать. Воздух один. Схватился му­ жик за лоб и ни на кого не глядя — на электричкy! "Вот тебе и икона. Собаки, а не люди". Вот что он думал, пока ехал домой. А дома смотрит, Сергеевна за забором в огороде картошку копает и не хромает. Мужик думает: подойду сзади и придушу. Но Cepгсевна его заметила, окликну­ ла, подбежала к изгороди, заворковала — как ты. да как иконочка, да как благодать. Ну, мужик по­ стоял, постоял, слова ей не сказал, развернулся и пошел. Всю неделю проходил он черный. И ни с кем ни о чем не говорил. А через неделю умер.

Сергеевна, конечно, не выдержала, поехала в монастырь выведывать, что ж такое с се соседом случилось, что вот даже умер человек. А в мона­ стыре как узнали про соседову смерть, головами закачали — как мужик ударялся о невидимую стену, многие видели. А тот, самый умный, в очечках, что свечки продавал, только плечами пожал: «А что тут удивительного?".

Из жизни молодых мам

Тоня залетела. Будущий десантник, из военно­ го училища, познакомились на дискотеке. Же­ ниться. конечно, не собирался. А Тоне семнад­ цать лет, на выпускном танцевала уже с животи­ ком. Мама как узнала, обрадовалась — хорошо, что не сделала аборт, дочка, ничего, выкормим. Вдруг врачи говорят: «Плод обвит пуповиной, очень неудачно, при родах задохнется». И стали советовать делать Тоне кесарево. Тут уж и мама с врачами заодно. А Тоне живот резать не хочет­ ся, свой все-таки, красивый такой животик, и вдруг его резать ножом! Тоня говорит врачам: "Боюсь". А врачи Тоне: "Убьете ребенка". И То­ ня затосковала. Но тут маме посоветовали — в Бобреневе, после окружной первый поворот на­ право, монастырь, там Федоровская икона, надо ей помолиться, и все будет хорошо. Но Тоня уже на девятом месяце, не сегодня-завтра родит, а транспорта до Бобренева не ходит никакого. Хо­ дит только до поворота, дальше три километра пешком по полю. На дворе зима, конец ноября. Но мама взяла Тоню за руку, доехали на автобу­ се, выходят, и вперед. Ветер дует, скользко, но ничего, как-то топают.

Еле дошли. Калитку чугунную толкнули — от­ крыто. Вошли на территорию, подходят к церк­ ви, а церковь закрыта. Тоня в слезы. Мама заме­ талась по монастырю. Тут выходит из какого-то каменного здания монах и объясняет: у нас служ­ ба только по воскресеньям, но приложиться, свсчку поставить — это мы никому не отказыва­ ем. И громадным ключом открывает церковь. Тоня как зашла — сразу к иконе, хотя никто ей не говорил, какая икона, но она как сердцем почув­ ствовала. Ну, постояли, перекрестились, поста­ вили свечку, а что дальше делать — непонятно.

Тоне все равно грустно и страшно очень. И еще ведь идти обратно по полю.

Монах, что им дверь открыл, подходит к ней и говорит:

Не знаю, что у тебя случилось. Но ты про­ сто постой здесь, или посиди, помолись, и все бу­ дет хорошо.

Тоня села на лавочку, мама рядом, посидели, отдохнули немного, ушли.

Через два месяца приходит мама в монастырь, рассказывает:

Только мы из монастыря в тот день вышли, Тоня вдруг, как закричит: «Мама, что со мной происходит!». Я подумала: схватки. «Тянет внизу живота?» «Нет, мама, нет! Тянет вверх-. И сама чуть не бежит. Я за ней. Тоня, скользко, Тоня, по­ дожди! Добежали до поворота. Тут же подъехал автобус. Через два дня и правда схватки. Маль­ чик. Здоровый, крепкий, 4 кг, врачи собрались со всего отделения, смотреть на Тоню и ребенка, один даже, вроде профессор, сказал: «Впервые в моей врачебной практике!» Только приехали до­ мой из больницы, из военного училища прихо­ дит курсант, друг того, непутевого, от кого ребе­ нок, и спрашивает: «Вам папа не нужен?». Мы растерялись. Он снова: «А муж?». Оказывается, он на Тоню давно глаз положил и давно бы уж пришел, но родители его были сильно против.

Но он их уговорил все-таки и сразу же прибежал к нам. Позавчера расписались.

Еще через месяц младенца привезли в монастырь крестить. Тоня была совсем другая, серьезная, но очень спокойная. На крестинах мальчик ни разу не вскрикнул, только тихо гулил. Маме очень хотелось, чтобы дочка сама все еще раз рас­ сказала. как и что было, но Тоня стеснялась. Ска­ зала только:

— Тогда, на поле, когда мы вышли из монасты­ ря, меня словно подхватило что-то, и радость просто невозможная началась. Тут я поняла, что бояться больше нечего.

Анютины глазки

Отец Антипа получил благословение на жи­ тельство в ближней пустынке, что располагалась в пяти километрах от монастыря. Озеленитель по своему мирскому образованию, отец Антипа пре­ вратил пустынку в чудный сад — каких только цветов не росло у него на клумбах, от первых ве­ сенних дней до глубокой осени. В ветреные дни благоухание от его сада доносилось до монастыр­ ских стен. Даже в келье он устроил небольшую оранжерею, вел переписку с Тимирязевской ака­ демией, получал в конвертах семена новых сор­ тов, при этом пребывая в непрестанной молитве, всегда оставаясь радостным и бодрым. Братья, навешавшие его в уединении, неизменно восхища­ лась плодами его трудов, но отец Антипа обычно отвечал: "Как желал бы я обонять благоухание цветов райских". Пришедший же к нему однажды один прозорливый авва отвечал ему на это: "Уже недолго тебе ждать". Через несколько месяцев отец Антипа умер. Стояла поздняя осень, падал первый снег, и Господь явил братии чудо. На сле­ дующий день после похорон батюшки-садовода на его свежей могиле прорости и расцвети анюти­ ны глазки. Так и цвели несколько дней, не увядая ни от холода, ни от ветра, пока снег не засыпал их совершенно.

Не зря

Нина Андреевна стала верующей в сорок лет. Ее оставил любимый муж, и сердце ее обратилось к Богу. У нее было трос детей, и она их очень люби­ ла. И ей было их очень жаль. Как и всякой мате­ ри, ей очень хотелось, чтобы жизнь их складыва­ лась светло и прямо. Чтобы Бог не взыскивал с них за ее и за отцовские грехи, которые, как она прочитала в одной православной книжке, накап­ ливаются и давят на многие поколения вперед. А в том, что грехов этих очень много, она не сом­ невалась — ее отец и бабушки с дедушками были безбожниками, а в роду ее мужа вообще было много неправославных и некрещеных.

 

И вот однажды от одной умершей женщины Нине Андреевне досталась старая и несколько странная икона с надписью "Царь". Стояло глу­ хое для церкви время — середина 1980-х, насто­ ящие, не софринские иконы, написанные краска­ ми на дереве, были редкостью. И Нина Андреев­ на иконе очень обрадовалась.

На иконе был изображен святой с копьем в ру­ ках, в багряной царской порфире — значит, это и был царь, только непонятно какой, имени его на­ писано не было. Тогда Нина Андреевна показала иконку знакомому священнику. Он прочел это странное слово и объяснил ей, что на иконе напи­ сано «Уаръ». Только по-церковно-славянски, поэ­ тому «у» похоже на «ц», а в конце стоит «ер». Ни­ на Андреевна отыскала в минеях житие этого свя­ того и узнала, что мученику Уару молятся о не­ крещеных родственниках, и живых, и усопших. Так что род твой, накопивший грехи, по ходатай­ ству мученика, от всех этих тяжких тонн безобра­ зия освобождается. Это было как раз то, что нуж­ но.

У того же батюшки, который помог ей прочи­ тать надпись, Нина Андреевна взяла благослове­ ние — каждый день читать мученику Уару канон, попутно поминая своих родных, и по линии му­ жа, и по своей. И так весь Великий пост. Каждый день. Батюшка ее благословил.

Весь день Нина Андреевна ждала не могла до­ ждаться позднего вечера. А вечером, сделав все дела и уложив детей спать, зажигала лампадку пе­ ред иконой Уара, открывала книжечку с каноном и молилась. И после каждой песни канона поми­ нала всех своих и мужниных родных, живых и умерших, всех, кого только помнила и знала, и чьи имена могла выяснить у родственников.

Молиться ей очень нравилось. В душе после канона теплилась радость, мир озарялся светом. Непонятно только было, отпускались ли всем по­ минаемым их грехи? Или пока нет? Прошло три недели, наступила крестопоклонная, Нина Анд­ реевна молилась. Но все чаше думала: «Господи, да не зря ли я все это делаю?».

И вот уже на пятой седмице поста, глубокой ночью она проснулась вдруг от страшного крика. «Мама! Открой окно!» — кричал ее младшим сын, семилетний Ванечка. Нина Андреевна побе­ жала в детскую, распахнула форточку, а Ванечка сидел на кровати и тер глаза.

Очень плохо пахнет, — уже намного тише сказал он.

Тебе что-то приснилось?

Это был как будто не сон. а правда. Я лежал здесь, на своей кровати, и вдруг вон в том уг­ лу, — Ванечка показал рукой, — появился он, в фиолетовой короне, только не настоящей, а из

бликов света. Он был совсем маленький, ростом с ладошку, но шел прямо на меня и говорил: «Будь проклят тот день, когда ты узнал имя Хри­ ста. Будь проклят тот день, когда ты крестил­ ся», — Ванечка вздохнул. — Но тут напротив по­ явился мученик Уар, такой же маленький, только от него исходили яркие лучи, и одним он попал в того, а фиолетовый извивался и все хотел увер­ нуться, но не мог — и вдруг лопнул!

Тут же по комнате разнеслась ужасная вонь, от которой Ваня проснулся.

Мама поцеловала сына в лоб, погладила по го­ лове, и мальчик уснул, крепко-крепко, тихо поса­ пывая во сне.

Всем, кого встречала и знала, Нина Андревна рассказывала про этот удивительный случай и ка­ ждый раз повторяла: «Никогда нельзя испыты­ вать Господа и задавать Ему глупые вопросы, по­ тому что никакое усилие не бывает напрасным".

 

Испорченный шкаф

Одна девушка тайно от родителей молилась Богу. Когда они ложились спать, она отодвигала книги с полки книжного шкафа, ставила иконки, зажигала лампаду и начинала читать правило и псалтырь. И вот однажды она так увлеклась мо­ литвой, что не заметила, как огонь лампады стал очень высоким и начал прожигать шкаф. Она за-

дула пламя, но было поздно — от огня в верхней панели шкафа образовалась черная дырка.

Девушка ужаснулась. Что скажут родители? И она начала молиться о том. чтобы дырка как- нибудь чудесным образом затянулась, а шкаф стал как новенький. "Верую, что Господь может сотворить это», — повторяла девушка. Она про­ стояла на молитве несколько часов, закрывала и открывала глаза в надежде, что чудо свершится, но черный круг так и не исчез. В скорби девушка легла спать.

Наутро она сразу же взглянула на полку — дыр­ ка была на месте. И скрыть се было невозможно, даже высокие книги не заслоняли ее. Девушка ждала разгрома. Но вот вошла ее мама, и ничего не заметила. Вошел папа, и тоже ничего не сказал. Они смотрели прямо на шкаф, и ничего не гово­ рили! Лишь спустя три года мама девушки обра­ тила внимание на то, что шкаф прожжен, к тому времени она и сама начала ходить в церковь, и все поняла. А шкаф все равно купили новый, этот со­ всем развалился.

Отец Павел и Агриппина

В далекие края

Жила-была девочка Груня. Роста она в благо­ честивой купеческой семье, росла и думала: вы-

подбежала. «Что, все двести верст будешь так бе­ жать?- Она ответила: «Буду». И ее посалили в сани.

Они сняли с отцом Павлом комнату в городе, посреди комнаты повесили веревку и разделили комнату простыней. Отец Павел служил литур­ гию. а Груня подпевала, и еще готовила еду. зани­ малась хозяйством, стирала. Однажды пьяный милиционер, казах, зашел к ним и стал требовать у отца Павла денег. Но денег у отца Павла не бы­ ло. Тогда милиционер выстрелил в батюшку в упор. Но не попал. Попал в Груню, потому что она успела загородить отца Павла собой. Пуля ударила ей в щеку, рана была не страшной, но все равно пришлось ехать в больницу. И опять отец Павел ругался: "Разве так можно? Что ты дела­ ешь?!".

{ЗДЕСЬ ПРОПУЩЕНА СТРАНИЦА! стр.170-171}

Сходи еще разок

Однажды зимой в доме кончилась вода. Груня взяла ведро. За окном выла вьюга, нести полное ведро было скользко и тяжело, и отец Павел ска­ зал: «Принеси полведра». Но придя на реку, Гру­ ня подумала: «Что же, я принесу полведра и пой­ ду второй раз? Нет уж, принесу-ка сразу полное!» И принесла полное. Отец Павел смотрит: ведро полное, не послушалась Груня! "Иди обратно, полведра вылей в реку".

 

Без слов

Больше двадцати лет отец Павел провел в ссылках и лагерях. В 1955 году он поселился в за­ творе в Тверской области. Кроме двух келейни­ ков и Агриппины Николаевны (конечно, уже не Груня) никто нс знал, где находится его дом. Из затвора отец Павел писал письма некоторым свя­ щенникам и мирянам. Гонения отступили, но жизнь священников была еще очень тяжела. Отец Павел помогал им идти верно, и писем его ждали, как встречи с Господом Богом, потому что батюшка знал волю Божию. Только одному человеку писем он не писал — Агриппине Нико­ лаевне. "Что писать, и так все ясно, я тебя люблю и за тебя молюсь. А остальное тебе скажет твой духовник", — так говорил ей отец Павел. И Аг­ риппина Николаевна не обижалась. Она верила, что так и нужно. И жила без писем. Все вокруг говорили: «Да вы же спасли ему жизнь!». Она от­ вечала: «О чем писать, и так все ясно. Батюшка меня любит и за меня молится. А остальное мне говорит мой духовник».

5. Спасите меня от Агриппины!

Отец Павел благословил 56-летнюю Агрип­ пину выйти замуж за больного старика, чтобы ухаживать за ним и не дать ему погибнуть без

ухода. Они не венчались и, конечно, были му­ жем и женой лишь на бумаге. Агриппина Ни­ колаевна ухаживала за ним до самой его смер ти.

А потом попала в дом к одному пожилому свя­ щеннику, очень хорошему и очень известному, Агриппина Николаевна стала его домработни­ цей и духовной дочерью. Отец Павел начал пи­ сать этому священнику письма. И почти в каж­ дом письме утешал его и просил не сердиться на его Агриппину. Потому что Агриппина-то оказа­ лась невозможной! Ее несгибаемый характер по­ вернулся другой стороной. Старенький священ­ ник, опытный, мудрый, интеллигентный, никак не мог с ней ужиться. И жаловался на нее отцу Павлу. Но отец Павел отвечал: "Это воля Божия, потерпи, воля Божия". А потом устал пи­ сать одно и то же и написал — можно отпустить ее и делать, как легче, но только... быть с ней во­ ля Божия.

Кончина

Агриппина Николаевна умерла глубокой ста­ рушкой, в 1992 году. 15 священников отпевали ее, и никак не могли решить, кто понесет гроб, — хотелось всем. Гроб носили вокруг церк­ ви. храма святителя Николая в Кузнецах, пели и плакали.

 

Видел, что хотел

Все это были истории про Агриппину Никола­ евну, а об отце Павле писать невозможно. Страшно.

Последние тридцать с лишним лет он провел в затворе, но видел то, что происходит за тысячи километров от него, слышал разговоры, которые говорили в других городах, читал мысли, кото­ рые человек никому никогда не открывал. Он пи­ сал письма тем, кого выбрал, иногда присылал телеграммы, и там пересказывал эти разговоры, называл фамилии людей, которых не встречал, посылал по адресам в места, где никогда не был. То есть и видел, и был, но как-то по-своему, не­ понятно как, можно сказать "духом", но от этого не станет ясней. Часто в письмах были ответы на вопросы, которые ему только собирались задать. Все конкретные примеры — из области научной фантастики.

Только один. Во время операции отца Всево­ лода Шпиллера Агриппина Николаевна как раз сидела у отца Павла в гостях, отец Павел уго­ щал ее чаем и между прочим спросил се о сыне отца Всеволода: «Почему это Иван Всеволодо­ вич все время стоит у двери в операционную?». Но потом спохватился: -Ах да, ты же этого не можешь видеть!» Все, конечно, так и было. Иван Всеволодович все время, пока опе­ -

рировали его отца, простоял у двери в операци­ онную.

Отец Павел умер в ноябре 1991 года и возрас­ те 98 лет. Никто не знает, где его могила и под каким именем он похоронен. Он как будто зашел в XX век в гости из времен Авраама и Иса­ ака, когда дух Святой дышал в ноздрях праотцев, и они слышали голос Божий также, как сейчас люди слышат звуки радио и шум машин под окном.

ЦИКЛ 9

Американские ИСТОРИИ

Ненависть

Саша Гундарев ненавидел попов. Вид их вы­ зывал у него такое глубокое отвращение, что ед­ ва их показывали по телевизору, или он видел их живьем, но особенно все-таки по телевизору, Саша программу сразу переключал, и долго еще потом плевался. А несколько раз даже бе­ жал тошнить в туалет.

За что ты так их ненавидишь? — со слезами спрашивала у него православная жена Вера.

Ты знаешь, — цедил Саша.

Вера и правда знала, и спрашивала Сашу из одного только отчаяния. Давным-давно Саша ей все про попов объяснил. Книжки он все Верины прочитал, был подкованный, и этими же книжками ее побивал. Во-первых, говорил Са­ ша, почему они такие самодовольные? Что они хорошего сделали? Ничего. Значит, нечем и надмсваться. Во-вторых, почему половина ан­ тисемиты? А вторая половина — национали­ сты, земле русская. Русский дурдом по треть­ ему каналу, а Англия и Франция тоже между прочим святые, и Испания, и Новая Гвинея, и Христос главный был интернационалист. Иска­ -

жают твои попы, Верочка, Священное писание. В-третьих, почему так любят власть, и светскую и духовную, хлебом не корми, дай только поуп­ равлять заблудшими душами, этим же бедным душам во вред, и поцеловать в компании прези­ дента икону. В-четвертых, почему так любят деньги? Почему не стесняются ездить на ино­ марках, почему строят четырехэтажные «доми­ ки» притча и говорят о гонениях на церковь? А народ голодает. Но тут Вере иногда удавалось Сашу убедить, что подальше от столиц, в глу­ бинке, вместе с этим народом и священники го­ лодают тоже.

—Дают им развалины, говорят «восстанови», а на что? И они тоже голодают, молоденькие маль­ чики из семинарии!! — кричала на Сашу Вера.

— Мальчики голодают и рвутся к власти! Что­ бы не голодать, — резал Саша. — Копят денеж­ ки на епископскую должность. Все продается и покупается, думаешь, я не знаю?

Но Вера и сама про это ничего не знала. И за­ молкала. А Саша не замолкал. И поправлялся, что попов, ладно, тем более мальчиков готов простить, но только не епископов и митрополи­ тов.

Тут Вера на собственную голову уговорила Са­ шу сходить с ней в -ий монастырь полюбоваться на службу архиерейским чином. Вера думала сра-

зитъ Сашу красотой и величием торжественной службы, но Саше все, наоборот, страшно не по­ нравилась. Особенно выражение лица епископа, надменное, как показалось Саше. И не понрави­ лось, что все вокруг этого епископа увивались, подавали ему расческу, бегали за ним со свечами. В общем Вера ни в чем Сашу убедить не могла. Только плакала и молилась о муже Богу.

И вот однажды Саша отправился на два месяца поработать в Америку и там случайно познакомил­ ся с одним русским по имени Peter Grigoryev. Петя оказался православным и в ответ на Сашину крити­ ку поповства предложил Саше посмотреть на их местного епископа.

— Не хочу я на них смотреть! — отрезал Саша.

Да мы уже приехали, — ответил его новый

друг.

И остановил машину возле какого-то зеленого дворика. Тут Саша рассмотрел над деревьями зо­ лотой куполок.

Только они с Петей вышли из машины и при­ открыли чугунную калитку, как увидели дворни­ ка. Пожилой дворник с белой бородой и в кожа­ ном фартуке мел метлой двор. Просто Пиросма­ ни какой-то, а не штат Пенсильвания. Увидев гостей, дворник страшно смутился, бросил мет­ лу и позвал пить чай. Но за чаем дворник был уже не в фартуке, а в черной рясе, потому что

оказался местным епископом. Весь чай Саша промолчал, а дворник-епископ, смеясь собствен­ ным шуткам, рассказывал гостям что-то про своих бабушек и дедушек из России. Он был дво­ юродным внуком известного русского пере­ движника и племянником не менее известного композитора. Только Саша слушать ничего не желал. И в воскресенье приехал на службу. Убе­ диться. что дворничество с метлой было одним маскарадом.

Но служил владыка не по-архиерейски, а как простой священник, «иерейским чином» — объ­ яснил Саше Петя. Без свечей, юношей и расче­ сок.

И трапезы никакой волшебной после службы не было, только чай с донатсами, типа русских пончиков, но по-американски. Сам владыка, как сообщил Петя, предпочитает овсяную кашку, ко­ торую и варит себе каждое утро.

Что, прям сам варит?

Хотели, конечно, помочь, много раз пова­ рих всяких к нему приставляли, но он их незаметненько прогонял...

Ну, хоть машина-то у него есть хорошая? — обреченно спросил Саша.

Машина есть. Без машины в Америке про­ падешь, — ответил Петя и кивнул в сторону.

В стороне стоял ветхий фольксваген.

 

1976-го года, — сообщил Петя. — Владыке на епископскую хиротонию подарили, вот он с ней с тех пор и не расстается. То одно поменяет, то другое. А мотор крепкий, до сих пор отлично

работает.

Да как ему не стыдно! — не выдержал Са­ ша. — Он же владыка!

Думаешь, ему не дарили хороших машин? Каждый год кто-нибудь дарит. Он благодарит, принимает, и даже недельку-другую ездит на ней. Ну, а потом... — Петя вздохнул. — Девает он их куда-то, а куда — никто не знает. Спраши­ вают его, а он как дурачок сразу сделается — разбил, простите, братья и сестры, старика, раз­ бил вашу красавицу, в металлоломе лежит. И на колени — бух! Простите, грешного маразмати­ ка!

Саше, конечно, все это очень понравилось. И владыка, и службы его скромные, и сам он, яс­ ный, веселый, бодрый такой старичок. Хоть и с хитрецой.

С Сашей владыка даже долго беседовал, про математику про Сашину, про людей американ­ ских, и незаметно дал один совет, Саша сразу не понял, к чему это владыка какую-то жизненную историю ему рассказал. А потом понял, и тоже так поступил, как в этой жизненной истории. После этого его пригласили и на следующий год

в Америку приехать, поработать над новым про­ ектом. Саша не отказался.

Конечно, не то чтобы Саша тут же поверил в Бога, начал ходить в церковь и полюбил попов, но смягчился. Возвращается в родную Россию, а там жена Вера ждет его не дождется, хоть и пра­ вославная, а все равно ж жена. И с тех пор Са­ ша попов ненавидеть перестал. Поставил фото­ карточку владыки на письменный стол, и толь­ ко по телевизору покажут какого попа, про­ граммы уже не переключает, а просто бежит к письменному столу «подышать свежим возду­ хом». Подышит, и ничего — опять добрый. Да­ же и скажет иногда Вере в утешение: «Просто менталитет у них советский, но лет через девя­ носто будут и у нас свои владыки, Верочка, так что ты не расстраивайся».

Отец Василий

Отец Василий был очень скромным. Несмотря на то, что был епископом. Правда, американским. Когда он начал приезжать из Америки в Россию и, идя после службы, гладил детей по голове, дарил им конфетки и тихо улыбался, все очень удивлялись: вот, какими, оказывается, бывают епископы. Однажды отец Василий ехал на машине к одному батюшке, в страшную глухомань, потому что батюшка служил в далекой деревне, но очень звал владыку в гости, посетить его храм, между прочим XVI века. И владыка согласился. Дорога пошла плохая, машину трясло, но все терпели, и вдруг водитель остановился. Ехать дальше было нельзя, только что здесь произошла авария. Мотоцикл врезался в грузовик. У мотоцикла вниз лицом лежал седой человек. Второй человек смотрел на него и, сжимая в руках шлем, плакал, потому что на земле лежал его собственный отец, от удара скончавшийся на месте.

— Если ваш отец был верующим, — сказал владыка, — можно отслужить панихиду.

— Да-да, — закивал молодой человек. — Мой отец всегда верил в Бога, молился. В церковь он не ходил, у нас тут вокруг все церкви давно разрушены, но всегда говорил, что у него есть духовник.

Из машины принесли облачение, отец Василий начал облачаться, но прежде, чем начать панихиду, спросил:

— И все-таки это удивительно — ваш отец никогда не ходил в церковь, кто же тогда был его духовником?

— Он ловил религиозные передачи из Лондона и слушал их почти каждый день. Вел эти передачи батюшка, имени не помню, а фамилия — Родзянко. Этого батюшку отец и называл своим

духовником, хотя, конечно, никогда не видел его. Отец Василий медленно опустился на колени перед своим духовным сыном, с которым встретился первый и последний раз в жизни.

 

{Здесь пропущены страницы 184-185}

 

особенного не делал, только молился, но всегда теперь был грязным. Он не жил больше дома, ночуя по подъездам, а в теплое время — на ули­ цах и в парках.

Прошло несколько лет. К Грише привыкли, он стал частью пейзажа, тем более, что поначалу в основном молчал. И вот однажды молодой свя­ щенник той самой церкви, где Гриша любил мо­ литься, начал сильно грешить одним тяжким грехом. Никто, разумеется, не знал об этом. Как- то раз батюшка проходил мимо Гриши, стоявше­ го, как всегда, у входа. Внезапно Гриша преградил ему путь и обругал его матом, пригрозив ему Су­ дом Божиим и назвав скороговоркой тот самый тайный батюшкин грех.

Батюшка Гришиному мату не внял. Тогда Гри­ ша помочился на его машину, прямо на передние стекла, и проколол ему шины. А батюшка после службы собирался ехать как раз туда, где совер­ шал свой грех. И поехать туда не смог. Но и пос­ ле этого он не вразумился. Съездил в шиномон­ таж, все заменил, снова начал ездить, как ни в чем ни бывало — и в храм и не в храм. Тогда Гри­ ша снова проколол ему шины, и заодно уж раз­ бил стекла. Батюшка как вышел после службы, как увидел во дворе свою в очередной раз опозо­ ренную машину, так вдруг как-то сразу устал. И себя ему стало жалко, и машину, да и денег откуда столько взять. А Грише покровительствовал сам отец настоятель, тоже его не тронь. К тому же он мог отцу настоятелю на этого самого ба­ тюшку настучать. И батюшка сначала решил Гри­ ше все-таки отомстить, засадить его в тюрьму, но потом подумал-подумал да и оставил свой грех. Грише об этом сообщать, конечно, не стал, но Гриша при встрече подарил вдруг батюшке крас­ ный тюльпанчик. От этого тюльпанчика у ба­ тюшки на сердце вовсе уже потеплело, и никогда он больше о грехе своем не жалел. Когда Гриша умер, батюшка эту историю сам всем смиренно рассказывал. Все слушали, разинув рот, и, конеч­ но, ждали, когда батюшка сообщит, что же это был за грех. Но этого батюшка так никогда и не рассказал.

 

2 Однажды Гриша надел шапочку в виде покемона, детскую кофточку с желтой мордочкой покемона, волосы со всех сторон заколол заколочками с мордочками покемонов, сапоги тоже надел с по- ксмонами. В руки он взял тетрадки с покемоном на обложке, и одного покемона посадил к себе на плечи. В таком виде Гриша отправился к воскрес­ ной школе. Занятия как раз кончились, дети вы­ сыпали на улицу и стали смеяться над Гришей. Тут Гриша достал йогурт с покемоном на крышке, от­ крыл его и стал есть прилагавшимся к йогурту па-

 

лочкой-поксмоном. А из карманов у него посыпа­ лись мячики-покемоны. Тут уж все совсем пока­ тились со смеху.

Родители же стали Гришу вежливо отгонять. А Гриша снял с плеч большого покемона, начал укачивать его, как ляльку, но потом вдруг бро­ сил его на землю, туда же полетели тетрадки, кофточка, сапоги с шапочкой и заколки. Гриша убежал босой. Дети с радостью начали подби­ рать тетрадки и мячики, но родители объясни­ ли им, что так юродивый обличал всеобщее ув­ лечение покемонами, и поэтому игрушки под­ бирать не надо. А Ромин папа даже крикнул, что покемоны — это бесы. Тогда дети быстро спрятали игрушки в карманы и разошлись по домам.

Только мальчик Рома, отличник воскресном школы, продумал целый воскресный вечер, а пе­ ред сном сказал маме: «Мама, Гриша обличал не только детей, которые увлекаются покемонами, но и родителей. Ведь он оставил их нам играть, чтобы родители не так уж сильно боялись покемонов». Но мама только приложила к губам пальчик и ответила: "Тс-с". В соседней комнате папа читал вечернее правило.

 

3 Мальчик Сеня не любил ходить в церковь. Но папа с мамой каждое воскресенье его туда все-таки

водили. И заставляли стоять от начала и до конца, хотя Сенс на службе было жутко скучно. То на одной ноге постоит, то на другой, то вста­ нет на колени, то закроет глаза, то откроет, то свечки посчитает, то с Вовкой Авдеевым на язы­ ке глухонемых пообщается. А служба все не кон­ чается.

И вот однажды во время воскресной литургии к Сене подошел Гриша и протянул ему серебри­ стую дудочку.

Подуди! — сказала Гриша.

Да ведь служба, как же я подужу? — уди­ вился Сеня.

Ну и что, что служба? Скучаешь, вот и по­ дуди. И всегда, как станет тебе скучно, дуди в дудку, она волшебная!

С этими словами Гриша растворился в толпе. А Сеня все-таки побоялся папу и маму и не стал дудеть во время службы, зато всласть надудслся дома. Папа с мамой, узнав, что дудка от Гриши, весь этот ужас терпели. Тем временем Сеня вскоре научился выдувать разные мелодии. И собственные, и чужие. Да так ловко, что ма­ ма отдала его в детский оркестр при Дворце творчества. И Сеня стал там местной звездой, без него не обходился ни один праздничный концерт. Правда концерты все проходили по воскресеньям, и на службы Сеня успевал все ре­ -

же. Мама с папой расстраивались, однако пони­ мали: у мальчика талант. Ну, а потом Сеня окончил музыкальное училище, консерваторию, играет теперь в Лондонском оркестре и по вос­ кресеньям, если не на гастролях, обязательно едет в церковь, в ту, где служил митрополит Ан­ тоний. Сеня его, конечно, застал, не раз слушал, и на службе всегда стоял не шелохнувшись. А Гришину дудочку, потертую и давно охрип­ шую, Сен я хранит в отдельном бархатном фут­ ляре, у себя в столе.

 

4 Однажды Гриша прямо в середине всенощной громко запел русскую народную песню «Что сто­ ишь, качаясь, тонкая <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: