чтение для православных девиц, мечтающих выйти замуж




Брак на Небесах

Коля и Оля решили пожениться. Были они хоть и молоденькими, а верующими, и на такой серьезный шаг хотели испросить благословения почти что свыше. По крайней мере из рук духов­ ного авторитета. Близкие знакомые, прихожане того же храма, посоветовали им одну бабушку, хоть и жившую в Смоленской области, зато на­ стоящую, святой жизни. Все так и звали ее — блаженная. Блаженная сороковой год лежала не поднимаясь в постели, никуда не ходила, ничего не видела, но предсказывала людям будущее, бла­ гословляла их на разные дела, и дела после этого шли отлично.

Коля с Олей добрались до ее деревни с больши­ ми приключениями, но все-таки доехали, сразу же упали блаженной в ноги и говорят — хотим соединить наши судьбы. Блаженная как раз завт­ ракала свежей капустой. Хрумкает она капустой и говорит, не глядя на парочку, все равно ничего почти не видит: «Твоя невеста, Коль, в детском са­ ду пока, жди ее, а твой, Оль, жених вон он, Вов-

ка-тракторист, давно тебя поджидает И точно, за окошком шагает мужик в кирзачах, в серой ке­ почке — Вовка. Катя с Олей несколько изуми­ лись, как никак они друг друга любили, но с дру­ гой стороны — куда денешься.' Благословение блаженной. И поехал Коля обратно домой, в го­ род Питер, а Оля вышла замуж за Вову и стала жить с ним в его избушке. Вова Олю часто по пьяни бил, в том числе и беременную, но видно так надо было, для Олиного спасения, это, впро­ чем, только наши благочестивые догадки, потому что блаженная теперь, жившая в той же деревуш­ ке, завидев Олю, мычала нечленораздельное и Олю не принимала.

Дети у Оли с Вовой рождались в основном уроды, быстро умирали, но одна девочка вышла нормальная, умненькая, ласковая — в маму. Оля ее сберегла и, когда девочка немножко выросла, взяла с собой и от Вовы съехала. Практически без вещей. Приезжает Оля в Петербург, разыскивает Колю, а Коля в ожидании невесты из детского са­ да. теперь уже, видимо, школьницы» живет с те­ тенькой старше его на восемь лет и пьет горькую. Оле деваться некуда, она иногородняя, в Петер­ бурге только в институте училась. Ну. не к родителям же в Бийск возвращаться, тем более там все время наводнения. Устроилась в Питере на завод, стала ютиться в заводском общежитии.

в одной комнате с пятью такими же полубездомными женщинами, а девочку умненькую отдала в музыкальный кружок при библиотеке. Там ее обучили играть на аккордеоне, и стала она играть в переходах и на людных улицах, неплохо зараба­ тывала, хватало на жизнь и себе, и маме, и дяде Коле, когда Оля с ним из жалости виделась. Но потом Оля встретила доброго человека, уже не­ молодого, зато с жилплощадью, Антон Михалы­ ча, он разглядел в Оле красавицу, ей ведь было всего тридцать два года тогда, и теперь они жи­ вут счастливо. От венчания, правда, Оля наотрез отказалась, хотя Михалыч хотел — красиво. А умная Олина дочка вскоре окончила школу, поступила в университет, начала вдруг ходить в церковь, молиться, исповедоваться, но все это в страшной тайне от мамы. Потому что у мамы странность: только увидит икону или услышит что-нибудь про патриарха, православные чудеса в XX веке, блаженных, спасение души — царапа­ ет себе руки и плачет навзрыд.

Нормальный человек

Женя Снегирева никак не могла выйти замуж. Три года уже прошло после института, а все ми­ мо. И развлечений у Жени было только два — сходить на театральную премьеру, потому что с детства она любила театр, ну, и в церковь, пото­ -

му что на первом курсе Женя на всеобщем подъеме крестилась. В церкви Женя молилась только об одном, однажды даже наложила на себя трех­ дневный пост, по так никто и не подворачивался. Только Ваня Синицын, он в их туристической фирме работал агентом, но Ваня не считается, потому что Ваня Синицын оказался неверую­ щим. И Женин духовный отец Женю за Ваню за­ муж выходить не благословил. Ваня, правда, и не предлагал, они только обедать иногда ходили вместе, но Женя все равно решила запастись бла­ гословением, чтобы правильно среагировать в нужный момент. Не запаслась. «С неверующим жить — мука!» — так сказал ей батюшка.

Делать нечего, поехала Женя к старцу. В Трои- цс-Сергиеву Лавру, помолиться, поклониться преподобному Сергию, ну и к старцу. Старец был старенький, седой, все время тяжело взды­ хал, внимательно посмотрел на Женю и сказал:

Деточка, помолись Преподобному, он по­ может.

И Женя вышла утешенная. Туг же зашла в Тро­ ицкий храм, поклонилась мощам и помолилась.

Отче Сергие! Вымоли мне православного жениха!

Поставила свечку, послушала акафист, и на электричку, домой. А в электричке напротив нее молодой человек сидит, да такой прекрасный!

с усиками, в черном форменном пиджачке. И на Женю изредка посматривает. Женя раскраснелась и прямо вся изъерзалась. А молодой человек вдруг и говорит:

Вы из Лавры едете?

Женя только кивнула молча.

А я там учусь.

Слово за слово, познакомились, оказалось, что Андрей учился в семинарии, ехал на выходные домой. Поступил в семинарию не сразу после школы, еще работал и в армии отслужил, так что и по возрасту Жене подходил.

•Вот что значит молитва преподобного Сер­ гия! Вот что значит предстательство святого! А что ж? И буду матушкой-. — думала про себя Женя, диктуя Андрюше свой телефон.

И стала Женя с Андреем встречаться. Как и просила она в молитве. Андрей оказался совер­ шенно православным. Любил поговорить о спа­ сении души, святынях российской земли, масон­ ском заговоре, водил Женю на службы. На ли­ тургию, всенощную, молебны. Но предложения, между прочим, тоже пока не делал, видно, при­ глядывался, а пока для тренировки начал с ней обращаться как с будущей женой.

Говорил, как ей одеваться — только юбка и да­ же в помещении платок! Отругал ее, когда она съела в пост шоколадку. Сердился, когда она роб-

ко ему возражала и говорила, что в заговор не ве­ рит. А уж когда Женя предложила ему пойти в театр, завращал глазами и как закричит: бесов­ щина! Голые девки! Извращенцы! Вот что такое твой театр.

И Женя подумала—жених-то немного не в се­ бе. И пошла в театр одна, а Андрюша,. как узнал об этом, так и сказал ей: «Знаешь, я решил, что буду монахом, потому что монашеский путь вы­ ше». И больше уже не звонил.

Что поделаешь, поехала Женя снова к старцу: "Батюшка, вымолила я себе жениха, православ­ ного, а он оказался не такой!".

Но старец только улыбнулся и ничего не ска­ зал. Тут Женя догадалась, что сказать-то ему больше нечего, и снова обратилась за помощью к преподобному Сергию.

— Oтче Сергие! Пошли ты мне жениха, не на­ до уже и православного, просто хорошего, нор­ мального человека!

Едет обратно в электричке, во все стороны смотрит — по вокруг только старушки, пьяные мужички да матери с детьми. Ничего подходя­ щего. Приходит Женя на следующий день на работу, а там все те же — и Ваня Синицын на нее как всегда поглядывает, улыбается, а потом подошел к ее столу.

— Давно мы что-то не обедали вместе.

 

За обедом, допивая морс, Ваня вдруг и говорит Жене:

- Сегодня у Фоменки премьера, давай сходим

на лишний билетик, вдруг повезет?

Женя согласилась. И стали они ходить в теат­ ры и в кино, Ваня тоже оказался не чужд искус­ ству. Он дарил Жене цветы, водил ее изредка в кафе, держал за ручку, целоваться не лез, что Же­ не тоже очень нравилось. Случалось, они и в цер­ ковь заходили, слушали, как поют. Женя Ване кое-что про церковь и христианство рассказыва­ ла, а Ваня слушал, иногда спрашивал, иногда молчал, но в общем со всем соглашался. И одна­ жды вечером, провожая Женю домой, сказал: «Короче, я тебя люблю».

С неверующим жить мука! Да в том-то и дело, что вскоре Ваня крестился, а на Красную горку Женин батюшка их и обвенчал. Они жили долго и счастливо.

Фольклористка

Аня Мокроусова сильно увлекалась фолькло­ ром. Увлек ее Сергей Пармин, который объяснил Ане, что фольклор повсюду, только успевай запи­ сывать. И Аня записывала! Приходит к бабушке в больницу — записывает больничный фольк­ лор, разговаривает с младшей сестрой — записы­ вает школьный фольклор, стоит в очереди — за­

писывает фольклор магазинный, делают ей в квартире ремонт — записывает фольклор ма­ лярный. А Сережа все это время за ней ухаживал и наконец сделал ей предложение. Только очень странное.

— Видишь ли, Анечка, — объяснил ей Сере­ жа, — месяц назад я принял святое крещение и хочу, чтобы и ты, моя, надеюсь, будущая жена, то­ же его приняла, и стала ходить в церковь. А там и повенчаемся.

Аня давно уже заметила в Сереже неладное: то он отказывался вдруг от своих любимых пирож­ ков с мясом, то не приходил в гости, не говоря уж про то, что в какой-то момент почти перестал ее обнимать. Но Аня событий не форсировала и ждала, когда все само разрешится. И вот оно раз­ решилось!

— Что значит — стала ходить в церковь! — за­ кричала Аня. —Там одни полоумные! Ни за что.

И в церковь ходить не стала, и крещения свя­ того не приняла. Сережа над ней, конечно, рабо­ тал, подсовывал кассетки с проповедями митро­ полита Антония, приводил на собрания своей православной общины, свел с батюшкой, но все без толку. И тогда он Аню бросил. То есть даже и непонятно, кто кого бросил. Оба друг друга бро­ сили. Но Аня затаила обиду. Потому что считала, что разлучили их с Сережей церковь, правосла-

вие, девушки в черных юбках и розовощекий ба­ тюшка в железных очках.

Тут подступила аспирантура. В смысле. Сергей- то ее уже заканчивал, а Аня как раз в нее посту­ пила. И вскоре ее будто подменили, Аня стала хо­ дить в черной юбке до пят, в платочке, глаза дер­ жала долу и часто куда-то уезжала. И очень ско­ ро просочились слухи, что ездила она по святым местам! Только сама Аня да ее научный руково­ дитель знали, что весь ее внешний вид — удачное вхождение в образ, и уезжала она не в паломниче­ ства, а в научные экспедиции. Там Аня умелым обращением втиралась в доверие к паломникам, старицам, блаженненьким, обычным православ­ ным людям и внимательно слушала все, что они говорили. Они и говорили, очень охотно, про Спасителя, послушание и конец света, только не знали того, что к поясу у Ани был прикреплен портативный диктофончик, под курткой совер­ шенно не заметный.

Через три года научный мир пережил неболь­ шое потрясение. Аня написала кандидатскую диссертацию "Поэтика и композиция современ­ ного прихрамового фольклора в социокультур­ ном аспекте".

Все, что она видела и слышала в монастырях и общинах, было использовано в диссертации. Прихрамовые девушки, писала Аня, обязательно должны говорить особым тихим голосом, опустив глаза долу — это символизирует смирение и кротость. Прихрамовым юношам лучше носить длинные волосы, желательно завязанные сзади в узел, говорить печально, глухо и с некоторой вос­ паленностью во взоре — подчеркивает внутреннее горение, строгость подвигов, возможно, бессон­ ные ночи. Креститься нужно повсюду, на улице и в кафе, ничего не стесняясь. При этом очень бо­ яться конца света. Аня подробно описывала, когда и при каких обстоятельствах слышала разные предсказания о мировой катастрофе и конце света и как сроки все откладывались и откладывались, как прихрамовые люди, не исключая и Иоанна Кронштадтского, недолюбливают жидов, зато обожают Русь святую, как ждут не дождутся царя- спасителя, вспомнила и о том, как не постыдились когда-то опубликовать письма сионских мудре­ цов. Словом, она собрала в диссер все то, от чего затошнит любого нормального человека. И лико­ вала. Потому что рецензентом назначили Сергея Пармина. Но Сергей диссертацию очень хва­ лил — собран уникальный материал, описано не­ описанное, редкая наблюдательность, исключи­ тельная глубина. Аня бросала на Сергея недоумен­ ные взгляды. Диссертацию приняли единогласно.

На банкете Сергей подошел к Аньке, уже слег­ ка подвыпившей, очень веселый, сжал ей локоток и сказал: «Прости. Я был дураком-. Вскоре они поженились. Сергей о православии ни слова, а Аня на радостях почти сразу же и крестилась, хо­ тя н по-прежнему недолюбливала юбки. Во вре­ мя венчания Аня была в белом брючном костю­ ме, повенчал молодых один прогрессивный ба­ тюшка в центре Москвы. А спустя полгода Аня стала совсем уже верующая, православная, но, конечно, не какая-нибудь там прихрамовая, а просто. В церковь ходит в джинсах, без платка, все в то же прогрессивное место, судя по всему, ждет второго ребенка и уже третий год собирает материнский фольклор.

Женщина трудной судьбы

Одна девушка любила одного батюшку. И не могла без него жить. Казалось бы, за что уж так его любить? Косматый, какой-то пегий, совсем не красивый. Но она знала, за что. Когда-то, когда девушка училась на втором курсе и только начала ходить в церковь, она случайно попала к этому ба­ тюшке на исповедь. И покаялась в пьянстве. На­ кануне она была на дне рождения подружки, и там все надрались как свиньи, сама она выпила не так уж много, но во-первых, надо же было в чем-то каяться, а во-вторых, все-таки несколько раз за ночь она бегала попить водичку (сушняк!). А наутро отправилась в церковь. Батюшка не ска­ -

зал ей, что пьянство грех. Он только спросил ее, какие напитки она пила и на чьи они пили день­ ги. И это девушку потрясло. Никто никогда в жизни не задавал ей таких вопросов. Казалось бы. ну и что, на чьи деньги? Но девушка увидела в этом отеческую заботу. И полюбила батюшку.

Батюшка все это терпел, однако часто повто­ рял ей, что лучший путь для женщины — заму­ жество, рождение детей. Вскоре девушка и в са­ мом деле вышла замуж, за доброго, хорошего че­ ловека, компьютерщика, родила по очереди тро­ их детей. Но и батюшку не разлюбила, по-прежнему не могла без него жить. И если он надолго уезжал, тосковала. Любила ли она мужа? Она очень любила мужа. Но еще сильней она любила батюшку. Ведь батюшка открывал ей вещи, о ко­ торых не ведал се муж. По крайней мере, никогда ей не рассказывал. И еще батюшка понимал ее душу, а муж говорил только, что у нее замеча­ тельные сиськи, и целовал ее в уголки губ. То есть другая на месте девушки просто расплака­ лась бы от счастья, но девушка, она же давным- давно тетенька, хотела другого. И вот, с одной стороны, у нес был муж, который работал с утра до ночи программистом, кормил семью и за это требовал от нес в общем только одного, а с дру­ гой — был батюшка, негромкое пение церковно­ го хора и неземная радость. Но с первой стороны,

муж. И тетенька от всего этого ужасно устала. Она оставила троих детей — двух, четырех и пяти с половиной лет. Написала вполне идиот­ скую по содержанию записку, из которой можно было только понять, что она у всех просит про­ щения. И скрылась в неизвестном направлении.

Спустя два месяца родные разыскали ее в да­ леком сибирском монастыре, куда ее охотно приняли, потому что монастырь недавно от­ крылся, полупустовал и очень нуждался в рабо­ чей силе. К тому же, она была москвичка, а это почти как если бы монастырь посетил патри­ арх. Свое семейное положение тетя, разумеется, скрыла. Но вскоре все обнаружилось. Папа те­ ти, уже пожилой и очень ее любивший, приехал в монастырь, встал перед дочкой на колени, го­ ворил о детях, долге материнства и молил вер­ нуться. Мама просто всю дорогу всхлипывала. Муж остался в Москве с детьми. Игуменья, ко­ торой небедный папа для подстраховки предва­ рительно вручил благотворительный взнос, то­ же отправляла тетеньку домой. Не из-за взноса, разумеется, а потому что мать троих детей должна быть при детях. И мать троих детей вернулась.

Только какая-то полумертвая. Муж ее, конечно, простил, при встрече нежно обнял и даже запла­ кал. Дети радовались маме так, что другая бы на

ее месте сама уже разрыдалась и все поняла. Но напомним — она была не другая, ее звали Татья­ на Александровна Пушкарева, и Татьяна Алексан­ дровна Пушкарева не разрыдалась. Она всех рас­ целовала, всем улыбнулась — без всяких слез. После этого Таня пошла заниматься запущенным домашним хозяйством, перегладила гору стиран­ ного, но мятого белья, вымыла полы, сварила суп и вишневый компот, пожарила котлеты. Дети ели и даже не баловались за столом, а только смотре­ ли на маму. Как будто солнышко вернулось в дом. И во всех лицах это солнышко сияло, а в Танином нет. Ей расхотелось быть замужем, расхотелось растить детей, тем более возвращаться на работу, а хотелось только одного — жить тайной жизнью духа, и чтобы никто не мешал.

Батюшка снова возник на горизонте, увещевал ее и говорил все положенные в таких случаях сло­ ва — об ответственности, кресте, Страшном Су­ де. В ответ Тане хотелось кричать. Но кричать она не стала. Она стала растить детей, слушать про сиськи и ходить по субботам и воскресеньям в церковь. Так прошел год. На следующее лето она исчезла снова. Ее снова нашли, еще быстрее, чем в первый раз, хотя совсем в другом месте, в другом монастыре. Только на этот раз по дороге домой она сбежала. Просто на станции с длин­ ной остановкой не вернулась в вагон. Без денег, безо всего. Когда ее все-таки поймали и привели домой, детей она не узнала, мужа тоже, а вместо этого встала в коридоре на четвереньки и залая­ ла. Дети засмеялись, а взрослые отвезли Таню в сумасшедший дом. В сумасшедшем доме ее долго лечили, делали уколы, вели с нею психоте­ рапевтические беседы, и она в общем пришла в себя. Но с тех пор была уже малость странненькой, в семью так и не вернулась, поселилась при церкви (той самой, где служил ее батюшка), в крошечной комнатке без окон, стала уборщи­ цей, все время что-то тихо бормотала про себя, иногда как-то жалко поскуливала. Хотя полы мы­ ла очень чисто, подсвечники у нее блестели.

Бывший Танин муж нашел детям другую мать. Старшие помнили и прежнюю маму, сначала спрашивали, но им сказали, что мама преврати­ лась в собачку и живет теперь далеко-далеко, а вместо себя прислала новую маму, очень добрую. Новая и правда была хорошая, дети быстро ее по­ любили. Так прошел двадцать один год. Таня сильно сгорбилась, смотрела в землю, по-преж­ нему бормотала, по ночам из комнатки был слы­ шен тихий плач.

Некоторые стали почитать ее за блаженную и даже спрашивали, как им быть в жизни. Но в от­ вет Таня только улыбалась ненормальной улыб­ кой, а если это не помогало, гавкала. Батюшка, с

которым Таня больше не говорила, а лишь брала у него благословение, за это время сильно сдал, стал белый как лунь и ходил теперь чуть прихра­ мывая (артрит). Танины дети с Божьей помощью выросли, и с Таней с тех собачьих пор так нико­ гда и не встречались.

Но однажды, когда младшая Танина дочка воз­ вращалась с работы, к ней подошла пожилая гор­ батая женщина в черном и спросила ее имя. Де­ вушка ответила. Тогда женщина, на вид немного безумная, улыбнулась, и девушка увидела, что глаза у женщины очень ясные и видят ее на­ сквозь. Женщина отдала девушке два конверта, сказав, что один конверт для нее, но открыть и прочитать его можно не раньше сегодняшней но­ чи, а другой надо отнести вечером вон в тот двух­ этажный дом рядом с церковью (женщина пока­ зала на далекий крестик среди высоких зданий) и отдать такому-то хроменькому батюшке. После этого женщина поцеловала девочке руку и пошла прочь. Девушка немного оторопела, но все-таки сделала так, как просила ее эта ненормальная. Просто из сострадания, девушка была незлой.

Вечером хроменький батюшка открыл свое письмо, а девушка прочитала свое. Письма были короткие и очень похожие. Таня писала, что сего­ дня в ночь Бог возьмет ее душу, и просила мо­ литься за нее. Она признавалась дочери, что та ее дочь. просила прошения, а батюшке — что толь­ ко два года назад победила "боль любви" к нему и именно ради этой победы взяла на себя подвиг юродства. Наутро Таню нашли в каморке мерт­ вую. на коленях перед иконами.

Барышня-крестьянка

Слава Сорокин сильно страдал от одиночества. Он. конечно, ходил в церковь и все такое, но там как-то не удавалось ни с кем сблизиться. Так всё в основном "Спаси Господи". "С праздником" и "Со святым причащением", благочестивыми улыбками-поклонами и оканчивалось. И Славик грустил. Новых православных друзей он не при­ обрел, от институтских товарищей тоже как-то отстал, у них были другие интересы. Только с од­ ним пареньком из параллельной немецкой груп­ пы, Лешей Пирожковым, Слава иногда делится своими бедами. Главной же бедой были, понятно, не товарищи, а отсутствие в Славиной жизни женского общества. В институте все девчонки ку­ рили, ходили в мини-юбках и казались Славе слишком развязными, а в церкви, наоборот, юб­ ки были слишком длинные, платки на глаза, и вроде б уже не подступиться. Слава просто не знал, что делать. А ведь ему уже стукнуло 20.

И вот однажды Леша Пирожков признался Славе, что по ночам подрабатывает в одном приличном клубе охранником, и в этом клубе есть такая специальная служба, девушки на любой вкус... Слава только руками на Лешу замахал- «Это проститутки что ли?». «Да даже и не прости­ тутки, а просто...» — ответил Леша несколько не­ определенно. Но Слава снова повторил: «Мне нельзя, я в церковь хожу, ты что?». Леша уговари­ вать его не стал, а только заметил, что пилиться с девушкой не обязательно, можно просто прове­ сти вместе вечер, поболтать и разойтись, и все будут довольны...

Больше они к этому не возвращались, но Слава этот разговор запомнил. И вдруг решился. Резко так. Была пятница, лекции закончились, до сессии оставался еще месяц, все вокруг договаривались, куда-то дружно собирались, смеялись, а он шагал к автобусной остановке один. Тут-то его и нагнал Леша. Выяснилось, что сегодня Леша как раз за­ ступает в смену. И Слава сказал: «Я согласен, уст­ рой мне девушку. Только скажи, сколько это сто­ ит». Леша кивнул и ответил, что за просто погово­ рить в их клубе денег не берут.

Через несколько часов Леша провел Славу в клуб, без всякой там клубной карты, безо всего, усадил за столик и сказал, что сейчас к нему по­ дойдут.

Вскоре к Славе подошла девушка. Ничто не вы­ давало в ней представительницу племени вечных Сонечек! Скромный и красивый наряд — черный сарафан, легкая белая кофточка, открытое веселое лицо, едва заметный макияж. Славе даже показа­ лось, что эту девушку он где-то встречал однаж­ ды.

Соня, — скромно представилась девушка.

Слава.

Соня присела к Славе за столик.

Плавно подплыл официант.

Мне только мороженое, — улыбнулась Со­ ня, и Слава тут же исполнил этот детский заказ. Себе он заказал бутылочку пива и соленые ореш­ ки.

Они разговорились очень быстро. Через не­ сколько минут Славе казалось, что он знает Соню много лет. Девушка была явно не из простых, речь ее выдавала прекрасное образование, а манеры — воспитание. А уж когда Соня ввернула в свою речь несколько французских словечек, Славе, владевше­ му французским с детства, сразу же захотелось ее обнять. Но он сдержался. И тут же сокрушенно признался ей, что ходит в церковь, и поэтому... Со­ ня поняла все без слов.

Они заговорили о церкви, о том, возможно ли в одном сердце сочетание святости и порока. Го­ ворил, понятное дело, в основном Слава, горячо объясняя своей новой подруге основы христиан­ ства, пытаясь внушить ей понятия о грехе и глав­ -

ной христианской добродетели — смирении, перед которой меркнет даже... целомудрие. Девушка проявляла невероятную понятливость и угадывала некоторые мысли Славы. А Славе очень хотелось утешить ее, объяснить, что, несмотря на неравность их положений — студент престижного вуза и девочка для развлечений - они равны, равны! Истинное вдохновение охва­ тило его. Сонечка была так прекрасна, глаза ее смотрели на него так чисто и преданно. Она луч­ ше его, в тысячу раз чище и выше. Вокруг игра­ ла тихая музыка, кто-то выпивал, скользили офи­ цианты, клуб жил своей жизнью, а Слава и девушка все говорили и говорили.

В какой-то момент Слава начал вдруг расска­ зывать ей историю, которую сочинил однажды сам, потому что баловался иногда этим — сочи­ нял. Эта как нельзя более подходила случаю.

— Это было в то время, когда люди уже уви­ дели, как трудно служить Богу в этом прокажен­ ном, уродливом мире, за руки и за ноги оттяги­ вающем от мира духовных наслаждений, — на­ чал он тихим, проникновенным голосом, так что Сонечка даже отставила вазочку с мороженым (уже вторую по счету), — и побежали прочь. Они уходили в пустыни, горы, рыли себе подзе­ мелья, строили убогие лачуги и жили там, скрывшись на долгие годы от человеческого слова и взгляда, изнуряя свое тело подвигами жесто­ чайшей аскезы, сжав душу тисками молитв. Это были лучшие из лучших, честнейшие из честней­ ших. отважнейшие из смелейших. Весь мир не был их достоин, а они прятались, скрывались, как преступники, потому что мир гнал их кну­ том зла и порока, вытеснял и выдавливал их прочь, не умея ужиться с этой великой чистотой и дивной святостью. И вот один из таких провел в своей пещере многие годы. Он был благород­ ной фамилии, из богатого и славного александ­ рийского дома, но пренебрег всем. Из гибкого бодрого юноши он успел превратиться в седою старца, сморщилась кожа, ослабло тело. Его под­ виги стяжали ему славу не только среди людей, которые, прослышав про подвижника, начали стекаться к его пещере за советом и утешением, но и славу небесную. Мир невидимый был от­ крыт его духовному взору. Он видел ангелов, го­ ворил с Богом просто, как с собственным дру­ гом. небесные видения не раз посещали его. Но странное дело, чем дальше он подвигался к со­ вершенству, тем сильнее его мучили неясные со­ мнения и даже страхи. И вот однажды он обра­ тился к небу с вопросом, который занимал его все сильнее: "Господи, какой меры я достиг?".

Сонечка слушала его не дыша, так, будто пони­ мала и чувствовала каждое его слово. Официант,

 

до того время от времени подходивший к моло­ дым людям и интересовавшийся, не нужно ли че­ го, больше не приближался.

—Долго медлил Господь с ответом. — продол­ жала Слава, — шли дни и месяцы, а подвижник все не получал желаемого. Изо дня в день неустан­ но повторял он свою просьбу, исповедуя Господу жажду узнать, к какой ступени духовной лествицы он прикоснулся, пока наконец не был услышан. Как-то ночью подвижник ясно различил голос, го­ ворящий ему: «Иди в ближайший к твоей пещере большой город. Первый человек, с которым заго­ воришь, выше тебя». Как всякий опытный и осто­ рожный пустынник, он не стал спешить, желая удостовериться в том, что голос, услышанный им в ночи, истинный. Но еще дважды те же слова раз­ дались в его сердце, и дважды прозвучало то же странное заверение: «Первый человек, с которым ты заговоришь, выше тебя». Только тогда, ничего не взяв с собой в дорогу, ранним утром старец от­ правился в путь. К середине третьего дня он при­ близился к городу и движимый неясным опасени­ ем решил до поры хранить молчание и ни с кем не вступать в общение без нужды. Воля его была за­ калена, но сердце было нежно и мягко. Едва всту­ пив в город, старец увидел женщину, идущую по дороге с тяжелой корзиной. Женщина еле несла свою ношу, часто останавливаясь и тяжело взды-

хая. День выдался знойный, солнце палило, пот в три ручья струился с несчастной. Молча он подо­ шел к ней и положил руки на корзину, чтобы по­ мочь. Но женщина только громко закричала, ре­ шив, что подвижник хочет отнять поклажу. Нико­ го не было вокруг, старец тянул корзину к себе, а женщина кричала. Наконец, желая утешить ее, подвижник сказал: "Не бойся, мне ничего не нуж­ но, я только хочу помочь тебе". Женщина смолк­ ла, оглядела его с головы до ног, и отдала ему свою ношу. Молча подвижник донес ее до указанного места, молча поклонился женщине, жестами отказался от платы, и лишь отходя прочь понял, что уже успел поговорить с ней на дороге, в самом на­ чале встречи. Подвижник повернул назад и постучался в дверь дома, куда, как показалось ему, во­ шла эта женщина. Ему долго не открывали, но он был настойчив. Наконец дверь распахнулась, и — бордель! Настоящий бордель это был.

Старец удивился, пытался расспросить ее про подробности ее жизни, но узнал немногое. "Сты­ жусь я открывать тебе, по виду монаху и незнако­ мому человеку, подробности нашего ремесла", — отвечала женщина на все расспросы и. опечален­ ный, подвижник вернулся к себе в пещеру ни с чем.

Несколько дней он прожил точно в оцепене­ нии. Ведь это был его первый выход в город за

многие годы. Но, придя в себя, стал просить Господа о вразумлении.

— В чем же она превзошла меня. Господи?

вопрошал недоуменный старец. На этот раз ждать ему пришлось недолго. «В смирении и любви», — вот какой ответ ус­ лышал он с неба.

Славина притча настолько поразила Соню, что она сидела не шевелясь, опустив глаза и не смея поднять их на юношу.

Сонечка! — прошептал Слава. — Что с ва­ ми?

Сонечка подняла глаза. Смирение и любовь си­ яли в них — так показалось Славе, и ошибиться он не мог! И вновь ему почудилось, будто где-то он уже встречал эту девушку.

Я вас люблю, — просто сказал Слава. — Выходите за меня замуж.

Когда? — поинтересовалась сразу ожившая Соня.

Прямо завтра.

Приходите завтра вечером в свой храм, — отвечала Соня, — там и договоримся обо всем.

И даже услышав эти странные слова «в свой храм» (откуда Сонечка знала, что у него есть свой храм? Об этом он не сказал ей ни слова), Слава ни­ чегошеньки не заподозрил! Как во сие он покинул клуб, едва попрощавшись с Лешей, позабыв даже

 

поблагодарить его, и полночи продумал о таинст­ венной девушке, которую он вырвет из омута - или она его? Сонечка была мила его сердцу. С этим сладким чувством Става уснул.

Вечером Слава пришел в церковь, но Сонеч­ ки нигде не было. Тщетноо вглядывался Слава в лица входящих девушек — ни одна из них не была Сонечкой. Потерянный, убитый, простоял он всенощную, но вот прозвучал отпуст. люди начали расходиться. Слава корил себя. Как мог довериться он какой-то гулящей девке! Она сме­ ялась над ним! Тут стали спускаться девушки с клироса. Одна из них, в низконадвинутом тем­ ном платочке, подошла к Славе. Это была Со­ нечка! Только неузнаваемая, в длинной юбке, в платке по глаза. Но все же это была она. Вот по­ чему ее лицо еще вчера показалось ему знако­ мым.

Вы! — только и смог воскликнуть Става.

Идемте, — тихо отвечала ему девушка.

Они вышли из церкви, держась за руки. Стоял

тихий зимний вечер. Легкий снег порхал в возду­ хе, дети с криками катались с ледяной горы.

По дороге к метро Соня поведала Славе, что давно и искренне его любит, давно смотрит на него с клиросного балкончика, только вот он ни разу даже глаз на нее не поднял, стоял как столб, упершись взглядом в землю.

 

Сонечкина любовь к Славе росла, и она реши­ лась на хитрость. Леша Пирожков, охранник в клубе, был ее старшим братом, от него Сонечка знала, что Слава сильно тоскует от одиночества, однако никак не пытается его преодолеть. И Леша предложил сестре нехитрый план. Долго Сонечка не соглашалась на сомнительную хитрость, но вскоре терпение ее достигло предела. Остальное было делом техники и удачи!

Через месяц Слава с Сонечкой поженились. Леша был у них на свадьбе шафером.

Путь к Богу

Настя Трофимова вышла замуж по объявле­ нию. В совке делать было нечего, и она написала иностранцу. Он ответил и прилетел на четыре дня. Робу только что исполнился пятьдесят один. Невысокий, плешивый, зато богатый. А еще Роб хорошо, белозубо смеялся. У него было удиви­ тельное хобби — он собирал русские политиче­ ские анекдоты и даже немного читал по-русски. А вообще-то он был торговцем недвижимостью.

Настя продала квартиру и переехала в Канаду на ПМЖ. Вместе с пятилетнем сыном Андрюшей. Там ей делать, понятно, оказалось совсем не­ чего. Ну, приготовить любимому ужин, хотя он так привык за время своей холостяцкой жизни обедать в ресторанах, что ее изысканные блюда

оценить не мог, все они были хуже ресторанных. Ну, Андрюшу отвезти, а потом забрать из киндергартена, ну, посетить курсы английского два раза в неделю, вот, собственно, и все. И тут познако­ милась Настя с одной своей русской соседкой, и та отвезла ее в церковь, поглядеть. Церковь была русская, православная, только одеты все были по­ лучше, чем у нас: старички в пиджаках и белых рубашках, бабушки в шелковых платьях, дамы, господа, при них нарядные дети... Половина службы шла на английском, половина на русском. Так и стала Настя верующей, даже в хоре начала петь, и Андрюшенька за ней потянулся. Роб отно­ сился к этому спокойно, не возражал, бывало, да­ же сам заезжал в Russian Churche, обычно к кон­ цу службы, чтобы после поесть на общем обеде русские schi и kotleti, ну и, конечно, записать в блокнот свежий анекдот — от каких-нибудь но­ веньких эмигрантов или гостей.

История Любви

Петя Борисов женился рано, на своей одно­ класснице. С восьмого класса на всех уроках он смотрел на Люду Антонову не отрываясь, учите­ ля даже делали ему замечания, в девятом стал пи­ сать ей записки в стихах. Люда не отвечала — Женя Симонов нравился ей больше. Но вскоре Женя стал гулять с другой девочкой, и Люда на­

зло ему начала гулять с Петей. И очень скоро про Женю забыла, потому что Петя, как обнаружи­ лось, оказался очень хороший. Сразу после выпу­ скного Люда с Петей поженились и поступили в Институт стали и сплавов.

Жили они дружно и в общем свободно, Петя Люду ни к кому особенно не ревновал, а Люде ни­ кто кроме Пети не был нужен. Так прошло три года, после третьего курса Люда родила Анечку и даже не ушла в академ — сильно помогали ба­ бушки, и та и другая. И все было хорошо, Петя дочку обожал, нянчил, спал с ней ночами. Но на четвертом курсе с Петей свершился переворот. Он уверовал в Бога и в самом скором времени стал до того ревностным христианином, что Лю­ да только тихо постанывала. Сама она христиан­ ской становиться не собиралась, в церкви от запа­ ха ладана ей делалось нехорошо, попы казались обманщиками. Никакие Петины разговоры ее ни в чем не убеждали, а со временем стали и раздра­ жать. Она разрывается между учебой и ребенком, ждет не дождется, когда Петя вернется домой, а Петя, видишь ли, на всенощной! А в воскресенье, единственный день, когда можно погулять с утра всем вместе, его тоже нет — «кто не посещает ли­ тургию, отлучается от церкви».

Но Людиио недовольство, понятно, на Петю никак не действовало, он просто махнул на нее

 

рукой, и если бы не эта церковь, в остальном стал даже лучше прежнего, но Люду это не убеждало. Они закончили институт, Люда, конечно, с горем пополам, Петя с красным дипломом. Но, вместо того чтобы пойти в лабораторию, куда вообще просто так не попадали, а Петю звал его научный руководитель, Петя ни в какую лабораторию не пошел, а поступил в семинарию. Дома он стал бывать совсем редко, а Люда между тем родила второго, уже мальчика. И протест в ней стал по­ тихоньку ослабевать, как-то отвлеклась на мате­ ринские заботы, а тут Петя уже отучился и по­ звал жену и всех своих друзей на рукоположение. Люда пошла. Все рукоположение она проплака­ ла, ее родной Петя был от нес так далеко, и сов­ сем там про нее не думал, а кланялся, падал на колени, и его под руки водили два красивых че­ ловека, а под конец Петя вышел в белом облаче­ нии, весь сияющий и совершенно незнакомый. Людка подошла, как и все, к кресту, который он держал в руке, и поцеловала, как все, сначала крест, а потом руку мужа, и почувствовала, что это больше не муж.

Потом она догадалась — рука показалась ей чужой, потому что исчезло обручальное кольцо на Петином пальце. И Люда весь оставшийся день с Петей вообще не разговаривала. Но он будто этого не замечал. Легко ему было не замечать: дом у них был полон гостей, и всех их на­ до было накормить и напоить, и всем улыбать­ ся. А на следующий день рано утром Петя ушел, вернулся только поздно вечером и сказал Люде: «Стажировка. Чтобы я научился пра­ вильно служить». И Люда стала с ним снова разговаривать, потому что надо же было его на­ кормить, спросить, с майонезом он будет или с постным маслом — Петя постился вовсю. Ста­ жировка продолжалась полтора месяца, а еще через две недели отца Петра распределили, в Можайскую область, в деревню Пыпино, вос­ станавливать разрушенный храм. И Люде ниче­ го не оставалось, как поехать с ним. Детей пока пришлось оставить бабушкам, не везти же их на пустое место.

Пете выдали домик, небольшой, но крепкий, прямо около церкви. Церковь была — страшно посмотреть — внутри вся исчерченная, изгажен­ ная, но Петя сказал: стены



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: