Рабочая программа дисциплины
«МОДУЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ»
направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция
(уровень бакалавриата)
Калининград
Лист согласования
Составители: канд. экон. наук, доц. кафедры экономики и менеджмента Института экономики и менеджмента И.В. Никифорова
Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры теории и истории государства и права юридического института БФУ им. И. Канта.
Протокол № 1 от «30» августа 2017 г.
Заведующий кафедрой: ____________________к.ю.н., доц. В.Н. Хорьков
Рабочая программа согласована с директором Издательско-библиотечного центра БФУ им. И. Канта
Директор
Издательско-библиотечного центра______________________ В.Ю. Курпаков
Рабочая программа одобрена методическим советом юридического института БФУ им. И. Канта.
Протокол №1 от «4» октября 2017 г.
Председатель методического совета:________________ О.А. Заячковский
Ведущий менеджер ООП ______________________ Е.С. Фадеева
Содержание рабочей программы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4
1.1. Наименование дисциплины.. 4
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы.. 4
1.3. Объем дисциплины.. 4
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 4
2. Содержание дисциплинЫ, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий.. 5
2.1. Тематический план. 5
Б1.В.ДВ.11.03 Модуль предпринимательский. 5
2.2. Содержание дисциплины.. 6
Модуль предпринимательский. 6
3. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 8
|
3.1. Электронные учебно-методические материалы.. 8
3.2. Темы семинаров. 8
4. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 9
4.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.. 9
4.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. 11
4.3. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. 17
4.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций. 20
5. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 22
5.1. Основная учебная литература. 22
5.2. Дополнительная учебная литература. 22
6. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ». 23
7. Методические указания для обучающихся по освоению ДИСЦИПЛИНЫ 23
8. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 30
9. ОПИСАНИЕ Материально-техническоЙ БАЗЫ... 31
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наименование дисциплины
Б1.В.ДВ.11.03 Модуль предпринимательский.
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в Minor Б1.В.ДВ.11 (5 СЕМЕСТР) вариативной части программы бакалавриата.
Объем дисциплины
Очная форма обучения | |
Зачетных единиц, всего по дисциплине | |
Часов, всего по дисциплине | |
Количество академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем | |
Б1.В.ДВ.11.03 Модуль предпринимательский | |
Лекции | |
Практические | |
Контролируемая самостоятельная работа (КСР) | |
Часов аудиторных занятий, всего |
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
|
Компетенция | Результаты обучения (содержание компетенции) | Технологии формирования | Оценочные средства |
ОК-6 – способность к самоорганизации и самообразованию | 1. Знать: - основные теории функционирования инновационной экономики и технологического предпринимательства; - принципы организации, управления и оценки инновационно-предпринимательской деятельности. 2. Уметь: - формировать проектные команды; - планировать и проектировать варианты коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в форме стартапа, коммерческого контракта, лицензионного договора. 3. Владеть: -навыками выявления, изучения и оценки наиболее значимых изменений в технологическом предпринимательстве; - навыками проведения переговоров с инвесторами и публичных презентаций проектов (питчей); - навыками социальной коммуникации при решении учебных задач. | Проблемное обучение; демонстрация; информационные технологии (работа с поисковыми системами, базами данных, АИС и т.д.); дискуссия; проектная работа в команде; мозговой штурм; тестирование. | Тестовые задания; творческие задания; ситуационные задачи (кейсы); деловые игры; балльно-рейтинговая оценка |
ПКУ-1 – способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новейшие и технологические достижения в области саморазвития и/или построении карьеры и/или педагогики | 1. Знать: - меры государственной поддержки инновационной деятельности и развития инновационной экосистемы; - основы коммерциализации инноваций и развития высокотехнологического бизнеса. 2. Уметь: - определять пути и методы решения профессиональных задач (на примере проблематики технологического предпринимательства); - выбирать бизнес-модель и разрабатывать бизнес-план; - анализировать рынки и прогнозировать продажи, исследовать потребительское поведение, разрабатывать IP-стратегии проекта, проводить оценку эффективности инновационной деятельности, оценивать риски развития компании. 3. Владеть: - навыками поиска и отбора информации, необходимой для решения конкретной профессиональной задачи (на примере проблематики технологического предпринимательства); - приемами работы на рынке коммерциализации высоких технологий с использованием моделей product development и customer development; - навыками использования технологий бережливого стартапа (lean) и гибкого подхода к управлению (agile), технологии разработки финансовой модели проекта; - навыками формулировки и аргументации вариантов решений профессиональной задачи (на примере проблематики технологического предпринимательства). | Проблемное обучение; демонстрация; информационные технологии (работа с поисковыми системами, базами данных, АИС и т.д.); дискуссия; проектная работа в команде; мозговой штурм; тестирование. | Тестовые задания; творческие задания; ситуационные задачи (кейсы); деловые игры; балльно-рейтинговая оценка |
|
Содержание дисциплинЫ, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
2.1. Тематический план
Б1.В.ДВ.11.03 Модуль предпринимательский | ||||||
Темы | Количество часов | |||||
Аудиторные занятия | Самостоят. работа | |||||
Всего аудиторных | в том числе | |||||
Лекции | Практ. занятия | Лаб. занятия | ||||
Тема 1. Введение в инновационное развитие. Инновационная экосистема. Государственная инновационная политика | ||||||
Тема 2. Формирование и развитие команды | ||||||
Тема 3. Бизнес-идея, бизнес-модель, бизнес-план | ||||||
Тема 4. Маркетинг. Оценка рынка | ||||||
Тема 5. Product Development. Разработка продукта | ||||||
Тема 6. Customer Development. Выведение продукта на рынок | ||||||
Тема 7. Нематериальные активы и охрана интеллектуальной собственности. Трансфер технологий и лицензирование | ||||||
Тема 8. Создание и развитие стартапа. Коммерческий НИОКР | ||||||
Тема 9. Инструменты привлечения финансирования | ||||||
Тема 10. Оценка инвестиционной привлекательности проекта. Риски проекта | ||||||
Итоговая презентация группового проекта (питч-сессия) | — | — | ||||
Итого часов | - | |||||
Форма контроля — зачет | ||||||
Итого по дисциплине, включая 2 ч. КСР | 5 з.е. / 180 часов | |||||
Содержание дисциплины
Модуль предпринимательский
Тема 1. Введениев инновационное развитие. Инновационная экосистема
Сущность и свойства инноваций; классификация инноваций; инновационный процесс и инновационная деятельность; инновационное предпринимательство; базисные инновации и технологические уклады; основные этапы развития теории инноваций; модели инновационного процесса: линейная, модель давления рыночного спроса, интерактивная модель; гипотезы инновационного процесса: «технологического толчка» (от науки — к рынку), «давления рыночного спроса» (от потребностей рынка — к науке), «интерактивной модели» (дуальная модель, объединяющая два предыдущих подхода); способы выхода инноваций на рынок: парадигма «закрытых инноваций», модель «открытые инновации»; соответствие бизнес-модели инновационному процессу; понятие и структура инновационной среды; схема построения национальных инновационных систем; инновационная инфраструктура России; сущность государственной инновационной политики и этапы ее трансформации; современные инструменты инновационной политики.
Тема 2. Формирование и развитие команды
Понятие предпринимательской команды; эффективность команды; командное лидерство; мотивация команды; распределение командных ролей и функций; развитие команды; поддержание командного духа; учет психологических особенностей личности; технологии командообразования.
Тема 3. Бизнес-идея, бизнес-модель, бизнес-план
Содержание процессов генерирования бизнес-идей; алгоритм креативного рождения идеи бизнеса с ее последующим развитием в систему решений (бизнес-модель); базовые положения создания и применения бизнес-моделей: понятие и виды моделей бизнеса (бизнес-модель М. Джонсона, К. Кристенсена, Х. Кагерманна), ключевые этапы формирования бизнес-модели; механизм выбора бизнес-модели компании; ключевые элементы, функциональные блоки бизнес-модели; концепция ценностного предложения А. Остервальдера; переход от бизнес-модели к бизнес-плану.
Тема 4. Маркетинг. Оценка рынка
Специфика маркетинговых исследований в сфере инноваций; методы и подходы к оценке рынка в разных отраслях; критерии оценки привлекательности сегмента; инструменты маркетинговых исследований: алгоритмы, методы исследования и методы сбора информации; особенности маркетинга высокотехнологичных стартапов; особенности продаж инновационных продуктов.
Тема 5. Product development. Разработка продукта
Концепция жизненного цикла продукта; основные подходы к разработке продукта — метод водопада (каскадный метод) и метод гибкой разработки; теория решения изобретательских задач; теория ограничений; процесс улучшения характеристик существующих видов продукции; разработка новых видов продукции; техническое сопровождение проекта создания нового продукта (технологии) от предпроектных разработок до проектирования, создания и использования; инструменты современного процесса product development: анализ конкурентной среды, технический аудит, разработка технико-экономического обоснования, технической документации, управляющих программ.
Тема 6. Customer development. Выведение продукта на рынок
Основы понятия Customer development, по С. Бланку и Б. Дорфу; составляющие Customer development: выявление потребителей, верификация потребителей, расширение клиентской базы, выстраивание компании; изучение потребностей и запросов потребителей; методы моделирования потребностей потребителей; факторы поведения потребителя; приемы привлечения внимания потребителя; оценка эффективности проводимых мероприятий и оптимизация маркетинговой деятельности предприятия; специфика поведения индивидуальных и корпоративных потребителей.
Тема 7. Нематериальные активы и охрана интеллектуальной собственности. Трансфер технологий и лицензирование
Понятие интеллектуальной собственности, ее основные юридические свойства и система охраны, понятие и содержание интеллектуальных прав, их соотношение с понятием нематериальных активов; IP-стратегия инновационного проекта и ее составляющие; различия между двумя основными режимами правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности — авторским правом и патентным правом; патентование, системы и процедуры патентования в России, за рубежом, на международном уровне; понятия «формула изобретения (полезной модели)», «приоритет», «уровень техники», «патентный поиск», «патентная чистота»; существующие правовые способы приобретения и коммерциализации интеллектуальной собственности; основные особенности секретов производства (ноу-хау) и средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий; понятия «трансфер технологий» и «лицензирование» как правовые институты в сфере интеллектуальной собственности.
Тема 8. Создание и развитие стартапа. Коммерческий НИОКР
Определение и сущность стартапа; методика «бережливого стартапа»; модель SPACE; HADI-цикл — методика цикличного процесса проверки гипотез. Этапы развития стартапа. Техника проведения переговоров и формирование партнерств с индустриальными компаниями; механизмы планирования работы с индустриальными партнерами по направлению коммерческого НИОКР; программы повышения международной активности транснациональных корпораций в области НИОКР; особенности организации деятельности трансграничных венчурных фондов; горизонты и механизмы принятия решений в индустриальных компаниях относительно покупки результатов НИОКР.
Тема 9. Инструменты привлечения финансирования
Источники финансирования проекта: средства бюджета и внебюджетных фондов, государственных институтов развития, компаний, индивидуальных предпринимателей, частных, институциональных и иностранных инвесторов, кредитно-финансовых организаций, научных и образовательных учреждений; инструменты финансирования: инвестиции бизнес-ангелов и венчурных фондов, гранты, субсидии; выбор и обоснование источников финансирования инновационного проекта; финансовое моделирование проекта; технологии переговоров с инвесторами о финансировании проекта.
Тема 10. Оценка инвестиционной привлекательности проекта. Риски проекта
Статические и динамические методы оценки экономической эффективности инновационных проектов; принципы оценки эффективности проектов; чистая прибыль инновационного проекта как критерий экономической эффективности; сравнительный анализ различных видов оценки. Риски, возникающие при осуществлении инновационного проекта; идентификация риска; качественный и количественный анализ вероятности возможного влияния риска на проект; применение методов и средств для снижения рисков и последствий от рисковых событий; мониторинг рисков по проекту; методы оценки проектных рисков.