Семинары служат закреплению полученных знаний, активизируют творческое мышление, создает предпосылки к заинтересованному обсуждению проблем инновационной экономики и технологического предпринимательства, содействует формированию компетенций.
Выбор тем семинаров и объем времени, выделяемый на них, обусловлены соответствующим тематическим планом. В каждой теме выделяются: план (основные вопросы) семинара; дополнительные проблемные вопросы и задания; список источников и литературы; методические советы. В ходе семинарских занятий обсуждаются дискуссионные проблемы, решаются ситуационные задачи (кейсы), выполняются письменные задания, творческие задания. Семинарские занятия проводятся в академических группах, работа на семинарах осуществляется как индивидуально студентом, так и в составе небольших (3-7 человек) групп.
Основное внимание в тематике семинарских занятий уделено основным этапам технологического предпринимательства. Работа на практических занятиях проходит в форме решения кейсов, выполнения упражнений, творческих заданий, тестов и деловых игр. Целью проведения кейсов и деловых игр выступает развитие креативных, творческих способностей студентов, необходимых для работы по проекту; формирование у них способности к моделированию определенных ситуаций и их анализу.
Немаловажную часть семинаров занимает отработка определенного раздела технологического стартапа. Это предполагает предварительное ознакомление с информацией к соответствующей теме – до семинара (как домашнее задание). Выполнение домашних заданий по групповому проекту (в форме командных работ) является важнейшим инструментом формирования практических компетенций студента в области планирования инновационно-предпринимательской деятельности. Домашнее задание по каждой теме должно быть сдано каждой командой преподавателю в начале каждого последующего занятия по курсу. Презентация группового проекта по выбранной студентами технологии является важнейшим практико-ориентированным элементом курса. Групповая работа в течение семестра над домашними заданиями позволяет студентам применить все полученные знания на практике, поработать совместно над проектом и представить перед экспертами результаты своей деятельности.
|
При самостоятельной подготовке к семинару необходимо:
- ознакомиться с методическими советами, которые призваны сориентировать студента в работе над темой;
- изучить рекомендованные, а также самостоятельно подобранные источники и литературу, используя конспектирование, составление опорных записей, схем и т.п.;
- расположить собранный материал по вопросам плана;
- ответить на проблемные вопросы и выполнить задания.
Рекомендуется завести специальную тетрадь для семинарских занятий, которая будет носить рабочий характер. В ней следует фиксировать ход дискуссий на семинарских занятиях, разбор заданий и т.д. Такая форма работы также поможет при подготовке к различным видам аттестации по дисциплине.
Решение ситуационных задач (кейсов)
Групповая работа по решению ситуационных задач в первую очередь требует внимательного изучения задания и поставленных в нем вопросов каждым членом группы индивидуально. В дальнейшем рекомендуется сделать общее обсуждение содержания задания для выяснения однозначности понимания изложенного материала и поставленных вопросов. В случае ограниченности во времени рекомендуется назначить формального «руководителя», отвечающего за готовность группы к презентации и «контролера», отслеживающего регламент. В случае серьезного расхождения во взглядах на решение поставленной задачи, во время презентации группа может доложить о наличии особого мнения. Презентация должна быть готова в электронном виде (Microsoft Power Point), быть краткой и информативной.
|
Решение кейсов.
Решение кейсов как процедура оценивания может быть выполнено группой или индивидуально, в зависимости от целей оценки, быть самостоятельной процедурой или входить как часть в зачет или экзамен.
По времени Решение кейса может занимать от 20-30 минут до 2-3 часов. В качестве требований к содержанию кейса рекомендуется отсутствие однозначных решений проблемы, побуждающее студентов к поиску оптимальных решений, их аргументации и обоснования.
В качестве критериев оценки результатов индивидуального или группового решения кейсов могут выступать следующие параметры:
– уровень обоснования собственного решения, которые отличают данное решение кейса от других решений.
– глубина анализа, четкие и ясные формулировки проблем, заложенных в кейсе;
– демонстрация адекватных аналитических методов при работе с информацией кейса;
– использование дополнительных источников информации для решения кейса;
– выполнение всех необходимых расчетов.