2. Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Царь зверей (вместо «лев»). Туманный Альбион (вместо «Англия»). Ср. у Пушкина: певец Гяура и Жуана (Байрон), певец Литвы (Мицкевич), творец Макбета (Шекспир).
парные глаголы. Глаголы, образующие видовую пару. Делать — сделать, пускать — пустить, строить — построить, украшать — украсить
парные согласные. Согласные, соотносительные по глухости -
звонкости: [б — п], [б’—п’], [в—ф], [в’—ф’], [г—к], [г’ —к’], [д—т], [д’—т’], [ж — ш], [ж’—ш’], [з—с], [з’—с’];
по твердости-мягкости: -[б—б’], [в—в’], [д—д’] и т.д.
парные союзы. То же, что двойные союзы.
паронимия. Близость двух или более слов по звучанию при различии их значения, создающая почву для их смешения в речи (см, паронимы)
паронимы (от греч. para — возле + onyma, onoma — имя). Однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении. Ароматный — ароматический — ароматичный; банковский—банковый; встать— стать; героический — геройский; драматический — драматичный; значение — значимость: интеллигентный — интеллигентский; кабинетный — кабинетский; надеть — одеть; оплатить — уплатить; освоить — усвоить; пометы — пометки; проблемный — проблематический — проблематичный; романический — романтический — романтичный; стилевой — стилистический; существо — сущность Некоторые исследователи к паронимам относят также разнокоренные слова, близкие по звучанию и вследствие этого допускающие смешение в речи. Кампания — компания (омофоны), экскаватор — эскалатор.
парономазия (греч. paronomasia от para — возле + onomazo — называю). Стилистическая фигура, заключающаяся в постановке рядом слов, близких по звучанию, но разных по значению. Не глух, а глуп.
|
партитивный (от лат. pars, partis — часть). Имеющий количественно-разделительное значение. Партитивное значение родительного падежа (см. родительный части в статье родительный падеж).
парцеллят. Речевая единица, присоединяемая при парцелляции к основной части высказывания.
парцелляция (восходит к франц. parcelle от лат. particula — частица). Такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего (Гл. Успенский). У Елены беда тут стряслась. Большая (Панферов). Флеров — все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже (Горький). Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился (Н. Ильина). Парцелляция широко используется в современной художественной литературе как средство изобразительности, особый стилистический прием, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений. От присоединения парцелляция отличается тем, что парцеллируемые части всегда находятся вне основного предложения, тогда как присоединительные конструкции могут быть как в рамках основного предложения, так и за его пределами (в последнем случае парцелляция и присоединение фактически совпадают).
пассивные органы речи см. органы речи.
пассивный оборот. То же, что страдательный оборот.
пассивный словарь (пассивный словарный запас). Слова понятные, знакомые, но не употребляемые говорящим в обычном речевом общении. Ср.: активный словарь.
|
патронимия (от греч. pater, patros — отец + onyma — имя). Образование личного имени от имени отца.
пауза (лат. pausa от греч. pausis — прекращение). Временная остановка звучания, -разрывающая поток речи, вызываемая разными причинами и выполняющая различные функции. Пауза несинтаксическая. Остановка в речи, вызываемая физиологическими причинами (во время пауз говорящий вдыхает воздух, необходимый для продолжения речи), психологическими причинами (волнение говорящего), обрывом в логическом развитии мысли и не выражающая синтаксической зависимости между частями предложения. Стоять я не могу.. мои колени слабеют... душно... душно... Где ключи? Ключи, ключи мои... (Пушкин). Жена его... впрочем, они были совершенно довольны друг другом (Гоголь).
Пауза предупредительная. Пауза, служащая для предупреждения о последующем продолжении речи, в котором обычно содержится разъяснение предшествующей части предложения (после обобщающего слова перед перечислением однородных членов; в бессоюзном сложном предложении, в котором вторая часть в каком-то отношении дополняет, конкретизирует и поясняет первую). Гости говорили о многих приятных и полезных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах (Гоголь).
Пауза разделительная. Пауза конца предложения. Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все покрыто было снегом. Солнце садилось (Пушкин).
|
Пауза синтаксическая. Пауза, выражающая определенные синтаксические отношения между разделяемыми ею частями предложения (обычно совместно с другими элементами интонации). Смелые побеждают—трусливые погибают (пословица) (отношения сопоставления). Смерти бояться — на свете не жить (пословица) (отношение обусловленности).
Пауза сказуемого. Пауза, выражающая предикативную связь (в предложениях с распространенным составом подлежащего — перед последующим сказуемым любого типа; в предложениях с нераспространенным составом подлежащего — перед именным сказуемым при нулевой связке). Все стоявшие у избушки || всматривались через реку (Фурманов). Бал— вещь хорошая (Грибоедов).
Пауза соединительная. Пауза, совпадающая по функции с союзом (между однородными членами предложения, соединенными бессоюзной связью или повторяющимися союзами; между частями перечислительных бессоюзных предложений). Песня бьется о камень стены, стонет, плачет, оживляет сердце тихой болью, будит тоску (Горький). Вот уж и стука, и крика, и бубенцов не слыхать (Тургенев). Был тихий мороз, заря догорала, высоко лежали пуховые снега (Панова).
пейоративный. Содержащий отрицательную оценку, придающий неодобрительный оттенок значения (например, уничижительные суффиксы). Инженеришка, книжонка, старикашка.
первообразные междометия см. междометия первообразные (в статье междометие).
первообразные предлоги см. предлоги первообразные (в статье предлог).
первообразные союзы см. союзы первообразные (в статье союз).
перевод. Передача содержания устного высказывания или письменного текста средствами другого языка.
Перевод дословный. Перевод иноязычного текста на другой язык путем механической подстановки на место слов языка-источника их эквивалентов в языке, на который делается перевод, при сохранении иноязычной конструкции.
Перевод свободный. Передача общего содержания иноязычного текста без проникновения в смысловые детали и эмоционально-экспрессивные оттенки, выраженные языковыми средствами языка-источника.
Перевод художественный. Перевод, сохраняющий тонкости содержания иноязычного текста, его образную систему, сделанный с учетом семантических и выразительных возможностей и особенностей как языка-источника, так и языка-объекта.
перегласовка. Чередование гласных как средство образования грамматических форм.
передненёбные согласные. То же, что переднеязычные согласные.
переднеязычные согласные. Зубные и нёбно-зубные согласные (см. эти термины в алфавитном порядке).
передний ряд см. ряд 2.
перекрещивающийся тип позиционной мены звуков см. непараллельное чередование звуков.
переносное значение. Производное, вторичное, неосновное значение, приобретаемое словом и функционирующее в нем наряду с прямым значением, которое непосредственно направлено на предметы и явления действительности. В отличие от прямого значения, которое, если иметь в виду непроизводные слова, необъяснимо, переносное значение мотивировано через прямое. Перенос значения происходит на основе сходства предметов по форме, по цвету, по характеру движения, на основе выполняемой предметом функции, на основе ассоциации по смежности (пространственной, временной и т.д.). См. метафора, метонимия, синекдоха.
переразложение. Перемещение границ морфем в составе слова, в результате чего основа слова, оставаясь производной, членится сейчас иначе, чем когда-то (единая прежде морфема могла превратиться в сочетание двух морфем, и, наоборот, сочетание двух и более морфем могло слиться, на основе опрощения, в одну морфему). Так, в слове живность с точки зрения современных словообразовательных связей выделяется суффикс -ность (а не -ость, ср. нов-ость), так как вышло из употребления прилагательное живный, от основы которого было образовано названное. существительное. Прежнее членение жив-н-ость заменилось членением жив-ность (суффикс -ность является производным по отношению к суффиксу -ость и представляет собой сочетание суффикса -н-, оторванного от основы прилагательного, и суффикса существительного - ость). Примером такого же поглощения одним словообразовательным элементом другого, представляющего собой часть производящей основы, может служить слово удилище; в нем выделяется сейчас суффикс -лищ- (а не -ищ-, ср. город-ищ-е), в состав которого вошел суффикс -л-, принадлежавший слову удило, утраченному в современном языке. Как результат слияния аффиксов появились не только новые суффиксы, но и новые приставки (явление, правда, весьма редкое); недо-, обез- (обес-), ср.: недовыработать, обезлесить. Переразложение возможно не только в результате утраты производящей основы, но и под влиянием аналогии. Окончания форм множественного числа имен существительных мужского и среднего рода -ом, -ими, -их (столам, столами, столах; селам, селами, селах) появились по образцу соответствующих форм имен существительных женского рода (сторонам, сторонами, сторонах), т.е. появилось стол-ам вместо стол-ом (ср. сохранившуюся форму в наречии поделом). Гласный а оказался в составе окончания, и под влиянием аналогии всей парадигмы склонения прежнее членение сторона-мъ, сторона-ми, сторона-хъ, при котором а принадлежало основе, заменилось членением сторон-ам, сторон-ами, сторон-ах, с расширением флексии за счет основы.
перестановка. То же, что метатеза.
переходные (транзитивные) глаголы. Глаголы со значением действия, которое направляется на предмет, изменяет или производит этот предмет — объект действия, выраженный винительным падежом без предлога. Проверить работу, укоротить платье, вырыть яму. Помимо глаголов конкретного действия, к переходным глаголам относятся многие глаголы речи, мыслительной деятельности, чувственных восприятий и т.д. Говорить правду, рассказать эту историю, задумать что-то неладное, слышать шум, чувствовать боль. Объект действия при переходном глаголе может быть выражен формой родительного падежа в двух случаях:
1) для обозначения части объекта (выпить воды, купить яблок);
2) при наличии отрицания перед глаголом (не знать правил, не получать сведений, не иметь возможности). К числу синтаксических особенностей переходных глаголов относится также способность к сильному управлению, т.е. естественное наличие при них управляемого слова.
Переходные глаголы (как и непереходные) обычно не имеют особых морфологических признаков. Однако некоторые типы глагольного словообразования являются показателями переходности глагола. Так, к переходным принадлежат глаголы, образованные от основ имен прилагательных при помощи суффикса -и(ть), имеющие значение «делать таким, каким обозначает основа прилагательного»: белить, бледнить, синить, чернить и т.п. (ср. непереходность глаголов, образованных от тех же основ при помощи суффикса -е(ть), имеющих значение «становиться таким, каким обозначает основа прилагательного»: белеть, бледнеть, синеть, чернеть и т.п.). Разграничиваются также отыменные глаголы с приставкой обез- (обес-): при наличии суффикса -и(ть) они являются переходными, а при наличии суффикса -е(ть) — непереходными; ср.: обессилить—обессилеть, обезлюдить — обезлюдеть, обескровить — обескроветь и т.п. В отдельных случаях присоединение приставки к непереходному глаголу превращает его в переходный; ср.: идти по улице — перейти улицу.
В зависимости от лексического значения один и тот же глагол может быть переходным или непереходным; ср.: бросить камень (значение объекта: бросить камень в воду) — бросить камнем (значение орудия действия: бросить камнем в собаку; вертеть пальцы (крутить, причиняя им боль) — вертеть пальцами (от нечего делать); двигать ногу (чтобы ступить) — двигать ногой (во сне); косить глаза на что-либо — косить на оба глаза (быть косоглазым); наблюдать что-либо (проводить наблюдения: наблюдать солнечное затмение) — наблюдать за чем-либо (иметь надзор: наблюдать за поведением учеников); торговать что-либо (прицениваться: торговать лошадь) — торговать чем-либо (вести торговлю: торговать фруктами); удовлетворять что-либо (исполнять просьбы, желания, требования: удовлетворять потребности населения) — удовлетворять чему-либо (быть вполне отвечающим чему-либо: удовлетворять вкусу).
При отсутствии в предложении прямого дополнения переходный глагол выступает в функции непереходного. Ученик хорошо читает (указывается присущее данному лицу свойство).
Переходные глаголы иногда называют прямопереходными или собственнопереходными (ср.: косвенно-переходные глаголы).
период (греч. periodos—обход, круг, круговращение). Сильно распространенное простое предложение или многочленное сложное предложение, характеризующееся со стороны содержания значительной полнотой и законченностью выражения мысли, единством темы, а со стороны интонации распадением на две части: повышение (греч. протазис) и понижение (греч. аподозис). Первая часть произносится с постепенно нарастающим повышением голоса, затем следует явно выраженная пауза, после которой наступает заметное понижение голоса. Такое интонационное оформление образует как бы кольцо, круг: период открывается и замыкается одинаковым способом спокойного произношения. В больших по объему периодах повышение и понижение, в свою очередь, подразделяются на части посредством пауз меньшей длительности; эти части называются членами периода. Благодаря емкости и изяществу формы, легкости восприятия заключенного в нем содержания период получил распространение в различных стилях и жанрах: в художественной прозе, в поэзии, в ораторских выступлениях, в публицистической речи.
Период временной. Период, в одной из частей которого указывается время действий, явлений, событий, представляющих собой предмет речи в другой части. До чтения, до письма ли было тут, когда душистые черемухи зацветают, когда пучок на березах лопается; когда черные кусты смородины опушаются беловатым пухом распускающихся сморщенных листочков; когда все скаты гор покрываются подснежными тюльпанами, называемыми «сон», лилового, голубого, желтого и белого цвета; когда полезут везде из земли свернутые в трубочки травы и завернутые в них головки цветов; когда жаворонки с утра до вечера висят в воздухе над самым двором, рассыпаются в своих журчащих, однообразных, замирающих в небе песнях, которые хватали меня за сердце, которых я заслушивался до слез; когда божьи коровки и все букашки выползают на божий свет, крапивные и желтые бабочки замелькают, шмели и пчелы зажужжат; когда в воде движение, на земле шум, в воздухе трепет; когда и луч солнца дрожит, пробивается сквозь влажную атмосферу, полную жизненных начал!.. (Аксаков).
Период заключительный. Период, в понижении которого указывается следствие из сказанного в повышении. Я так был весел и горд весь этот день, я так живо сохранял на моем лице ощущение Зинаидиных поцелуев, я с таким содроганием восторга вспоминал каждое ее слово, я так лелеял свое неожиданное счастье, что мне становилось даже страшно, не хотелось даже увидеть ее, виновницу этих новых ощущений (Тургенев).
Период определительный. Период, в одной из частей которого определяется лицо, предмет, явление, представляющие собой предмет речи в другой части. Кто бродил ночью по руднику и видел, как, преображенные лунным светом, хорошеют трогательные беленькие шахтерские хаты; кто видел степь под луной — серебристую и оживленную, с шумными приливами и отливами сизых ковыльных волн; кто жадно вдыхал горячие, многоструйные запахи ночи, слушал далекие звуки гармоники — а без нее не бывает летних вечеров на шахте,— словом, кто любил, и страдал, и надеялся, и не ведал покоя, тот знает, как греет лунный свет! (Горбатов).
Период предикативный. Период, в повышении которого помещается подлежащее, а в понижении — сказуемое. Степи, которым нет конца, где все раздалось в ширину и беспредельную равнину, где человек встречается как будто для того, чтобы собою увеличить еще более окружающее пространство; степи, шумящие травою, почти равняющеюся ростом с деревьями; степи, где пасутся табуны и стада, которых от века никто не считал и владельцы не знают настоящего количества,— эти степи увидели среди себя Чингисхана, давшего обет перед толпами узкоглазых, плосколицых, широкоплечих, малорослых монголов завоевать мир (Гоголь).
Период причинный. Период, между частями которого имеются причинно-следственные отношения.
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца,
Лишь только вдоль большой дороги
Заслышат их домашни дроги,—
Поступком оскорбясь таким,
Все дружбу прекратили с ним.
(Пушкин.)
Период противительный. Период, в котором понижение выражает нечто противоположное сказанному в повышении Иногда осенял его [художника Черткова] внезапный призрак великой мысли, воображение видело в темной перспективе что-то такое, что, схвативши и бросивши на полотно, можно было бы сделать необыкновенным и вместе с тем доступным для всякой души; какая-то звезда чудесного сверкала в неясном его тумане, потому что он точно носил в себе призрак таланта,— но, боже! Какое-нибудь незначащее условие, знакомое ученику, анатомическое правило — и мысль замирала, порыв бессильного воображения цепенел, не рассказанный, не изображенный; кисть его невольно обращалась к затверженным формам, руки складывались в один заученный манер, голова не смела сделать необыкновенного поворота, даже складки платья отзывались вытверженными и не хотели повиноваться и драпироваться на незнакомом положении тела (Гоголь).
Период соединительный. Период, в понижении которого содержится нечто добавочное к сказанному в повышении. Мало того, что осуждена я на такую страшную участь; мало того, что перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыносимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою — мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и услышать слова и любовь, какой не видала я (Гоголь).
Период сопоставительный. Период, в котором между повышением и понижением имеются сопоставительные отношения.
Чем чаще празднует лицей
Свою святую годовщину,
Тем робче старый круг друзей
В семью стесняется едину,
Тем. реже он; тем праздник наш
В своем веселии мрачнее;
Тем глуше звон заздравных чаш,
И песни наши тем грустнее.
(Пушкин.)
Период сравнительный. Период, в котором одна часть поясняет другую путем сравнения. Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов сильными крылами, вдруг останавливается, распластанный среди воздуха на одном месте, и бьет оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-перепела,— так Тарасов сын Остап налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею веревку (Гоголь).
Период условный. Период, в повышении которого излагаются условия осуществления того, о чем говорится в понижении.— Если когда-нибудь,— сказал он,— сердце ваше знало чувство любви, если вы помните ее восторги, если вы хоть раз улыбнулись при плаче новорожденного сына, если что-нибудь человеческое билось когда-нибудь в груди вашей, то умоляю вас чувствами супруги, любовницы, матери,— всем, что ни есть святого в жизни,— не откажите мне в моей просьбе (Пушкин)
Период уступительный. Период, в повышении которого содержатся условия, препятствующие совершению того, о чем говорится в понижении. Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц,— весна была весною даже и в городе (Л. Толстой)
периодическая речь. Речь, построенная в виде периодов. Противопоставляется отрывистой речи, имеющей иное построение, иную интонацию, иную ритмомелодику, что связано с наличием в ней отдельных предложений (или предикативных частей сложного предложения), преимущественно повествовательного характера, которые произносятся спокойным тоном, с естественными равномерными паузами между образующими их синтаксическими единицами. Ср. два предложения:
1) Если б гуманизм буржуазии был правдив, если б он искренне стремился разбудить и воспитать в людях, порабощенных им, чувство человеческого достоинства, сознание их коллективной силы, сознание человеком его значимости, как организатора мира и сил природы,— гуманизм должен был бы внушать не подленькую идейку неизбежности страдания, не пассивное чувство сострадания, а воспитывать активное отвращение ко всякому страданию, вызванному социально-экономическими причинами (Горький) — периодическая речь.
2) В 60-х годах все ликовали, приветствуя «нового человека» и совершенно забыв, что «новому человеку» негде встать, что он родился в болоте и принужден строить воздушные замки, но здоровый социальный скептицизм не обманул Щедрина, и он еще в то время злейшим образом осмеивал и нигилистов и славянофилов, прекрасно понимая, что стране нужны не они, а прежде всего люди, умеющие работать, и люди искреннего демократизма (Горький) — отрывистая речь.
перифраз и перифраза. То же, что парафраз и парафраза.
персонификация (от лат. persona—лицо + facio—делаю). Троп, состоящий в перенесении признаков и свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. К ней прилегла в опочивальне ее сиделка — тишина (Блок). См. олицетворение.
перфект (лат. perfectum—совершенное). Глагольная форма в индоевропейских языках, в частности в древнерусском, обозначавшая действие, полностью осуществившееся в прошлом, до момента речи, причем результат этого действия длится в настоящем. От сложной формы перфекта путем отпадения вспомогательного глагола и сохранения только второй части — причастия на -л образовалась теперешняя форма прошедшего времени. Перфект имеется в современных западноевропейских языках в значении формы прошедшего результативного времени.
перфективация. Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида при помощи приставок или при помощи суффикса -ну-. Делать — сделать, слепнуть — ослепнуть. душить — задушить, строить — построить, прыгать — прыгнуть.
пиктографическое (рисуночное) письмо см. письмо пиктографическое (в статье письмо).
пиктография. То же, что пиктографическое письмо.
письменная речь см. формы речи.
письменность. 1. Совокупность письменных памятников какой-либо эпохи. Древнерусская письменность.
2. Система графических знаков, употребляемых для фиксации речи на письме.
письмо. Дополнительное к звуковой речи средство общения при помощи системы графических знаков.
Письмо звуковое (письмо алфавитное, письмо буквенное, письмо буквенно-звуковое). Письмо, при котором графический знак, как правило, обозначает отдельный звук речи. Сначала звуковое письмо было слоговым, затем стало буквенным (современный тип письма у большинства народов).
Письмо идеографическое (от греч. idea — понятие + grapho — пишу) (письмо иероглифическое). Письмо, при котором графический знак (в виде условного изображения или отвлеченного рисунка) служит символом, знаком понятия, передает значение, которое стоит за словом, а не его звучание. Ср. современные знаки четырех арифметических действий (+,—,´,: и др.), цифры, черную рамку, в которую заключается фамилия умершего человека, дорожные знаки и т.п. Письмо пиктографическое (от лат. pictus — живописный, писанный красками + греч. grapho — пишу) (письмо рисуночное, письмо картинное). Письмо, при котором графический знак (в виде рисунка или условного изображения) служит для передачи содержания речи — жизненной ситуации, событий, связанных с живыми существами, вещами и т.д., но не отражает языковых форм (фонетических и грамматических). Ср. современные рисунки в изобразительной рекламе.
Письмо начертательное. Письмо, использующее графические знаки (картинки, рисунки, значки, буквы, цифры) в отличие от символической и условной сигнализации при помощи вещей (шнурки с узелками, пояс или жезл с прикрепленными или нанизанными ракушками разного цвета и размера; ср. современные рекламы из предметов одежды, коробок для конфет или консервных банок на витринах, семафоры, светофоры, морские сигналы флагами и фонарями и т.п.). К начертательному письму относятся пиктография, идеография, звуковое письмо.
Письмо слоговое (письмо силлабическое) Письмо, при котором графический знак служит для передачи слога (предшествовало буквенному письму).
плавные согласные. Сонорные согласные [р], [р’] и [л], [л’]
план выражения. Рассмотрение высказывания со стороны способов выявления значений имеющихся в нем языковых средств, т.е. выяснение внешней стороны языкового знака (означающего в противоположность означаемому). Ср.: план содержания.
план содержания. Рассмотрение высказывания со стороны значений имеющихся в нем языковых средств, т.е. выяснение внутреннего элемента языкового знака (означаемого в противоположность означающему). Ср.: план выражения.
плеоназм (греч. pleonasmos—излишество). Многословие, выражение содержащее однозначные и тем самым излишние слова (если только это не связано со стилистическим заданием, например в градации, построенной на синонимах). Каждая минута времени (минута всегда связана с понятием времени); в апреле месяце (в слове апрель уже заключено понятие месяца); промышленная индустрия (индустрия— то же, что промышленность); отступить назад (отступить значит «отойти, отодвинуться назад»); своя автобиография (в слове автобиография уже содержится понятие «своя»); впервые знакомиться (знакомиться означает именно первую встречу) и т.п.
pluralia tantum. Разряд имен существительных, употребляемых только во множественном числе (около 600 слов в современном русском языке). Сюда относятся:
1) некоторые отвлеченные существительные, обозначающие сложные действия (выборы, проводы), явления природы (потемки, сумерки), бытовые обряды (именины, смотрины), различные игры (жмурки, прятки), отрезки времени (каникулы, сутки) и т.д.;
2) некоторые вещественные существительные, обозначающие или самое вещество, материал, или его отходы, остатки (белила, дрожжи, дрова, духи, консервы, макароны, опилки, отруби, сливки, стружки, чернила и т.д.);
3) некоторые конкретные существительные, обозначающие составные, в том числе парные, предметы (брюки, вилы, грабли, качели, ножницы, очки, перила, тиски, часы, шахматы, шашки, щипцы, и т.д.);