Список использованных словарей 17 глава




Основа производная. Основа, образованная от другой ос­новы, т.е. такая, в составе которой для данного состояния языка вы­деляется живой аффикс (аффиксы) и которая обычно обозначает пред­меты и явления действительности опосредованно, мотивированно, через установление их связи с другими пред­метами. Надомн-ый, ком­натушк-а, холодноват-ый, побелевш-ий, посмотре-ть, перевоспита-ть, завтрашн-ий.

Основа производящая (образующая). Основа (простая или производная), служащая источником дальнейшего словообразования Дом- для домашний, надомный; холод- для холодный, а холодн- для холодноватый; бел- для белеть, беле- для побелеть, побеле- для по­белевший; чита- для прочитать, прочита- для прочитав.

Основа свободная. Непроизводная основа, встречающаяся не только в составе производных основ родственных слов, но и вне их, образуя в соединении с формообразующим аффиксом само­стоятельное слово. Основа гор- встречается не только в производных родственных словах гористый, нагорный, пригорок, но и вне их, образуя слово гора. Таковы же основы желт- (ср.: желтизна, пожелтеть — жел­тый), нес- (ср.: принести, унести — несу).

Основа связанная. Непроизводная основа, встречающая­ся только в составе производных основ родственных слов, т.е. непре­менно в соединении со словообразовательными аффиксами или дру­гой основой. Основа -бав- встречается только в составе производных основ (добавить, надбавить, отбавить, подбавить, прибавить, раз­бавить, сбавить, убавить, надбавка, прибавка), основа социал- ис­пользуется только в производных основах слов социалист, социализм, социальный, социал-демократ и др. Ср. также -верг- (извергнуть, оп­ровергнуть, отвергнуть, подвергнуть, свергнуть), -вык- (отвыкнуть, привыкнуть).

основная часть предложения. Часть предложения за вычетом имеющихся в ней обособленных оборотов, вводных слов и пред­ложений, вставных конструкций, обращений и т.п.

основное ударение. То же, что главное ударение.

основной вид фонемы. Разновидность фонемы, выступающая в позиции наименьшей обусловленности. Так, из четырех разно­видностей звука [а] в словах примат, мать, мятный, мять основным видом фонемы является [а] в первом слове, как не обусловленное ни последующей, ни предшествующей, ни той и другой мягкостью согласного.

основной словарный фонд. Лексическая база языка, наиболее устойчивый пласт его лексики, куда вошли в первую очередь первообразные, наи­более важные и необходимые, прочно вошед­шие в жизнь народа и общеупотребительные наименования пред­метов, явлений, процессов, связанных с реальной действитель­ностью. Это названия предметов и явлений природы, характери­зующихся своей устойчивостью: вода, земля, солнце, луна, поле, лес, гора, ветер, дождь, снег, гром, молния, гроза и др.; названия, связанные с животным миром: человек, конь, корова, бык, овца, свинья, волк, лиса, заяц, медведь; петух, курица, гусь, ворона, кукушка, воробей; лещ, щука, судак; пчела, оса, жук и др.; названия частей тела: голова, рука, нога, плечо, глаза, уши и др.; названия предметов растительного мира: дуб, сосна, ель, береза; цве­ток, трава, рожь, овес, ячмень, лен, конопля и др.; названия орудий труда: борона, соха, плуг, топор, нож и др.; названия трудовых про­цессов: пахать, жать, косить, молотить и др.; на­звания, связанные с повседневным бытом: дом, крыша, окно, дверь, пол и др.; названия предметов питания: хлеб, мясо, масло, соль, мед и др.; общенародные термины родства: отец, мать, брат, сестра, сын, дочь и др.; тер­мины, связанные с ремес­лом: кузнец, пастух, пахарь, ткач и др.; на­звания, связанные с поселением: город, деревня, село и др.; названия действий и состояний: ходить, лежать, сидеть, спать, говорить, думать, строить и др.; названия качеств, свойств, признаков: белый, большой, высокий, широкий, умный, веселый и др.; местоимения, чис­лительные, первообразные предлоги, простые союзы и т.д. Основ­ной словарный фонд характеризуется значительной устой­чивостью, но с течением времени, вместе с развитием общества, претерпевает некоторые изменения: часть слов выпадает из него, еще большее ко­личество слов его пополняет. Наиболее устой­чивыми являются на­звания предметов и явлений природы, пред­ставителей животного и растительного мира. Более изменчиво в основном словарном фонде то, что связано с производством, бытом, семейными отношениями (ср. судьбу таких слов, как соха, весь (деревня), деверь, золовка и т.п.). Обогащение основного словарного фонда происходит благодаря по­явлению слов — наименований новых реалий, новых форм про­из­водства, новых общественных отношений и т.д. Значительную роль при этом играет словопроизводство на базе слов данного языка, а также иноязычные заимствования.

Основной словарный фонд русского языка, сложившийся в от­дален­ном прошлом, составляют исконно русские слова, к которым впослед­ствии стали примешиваться слова иного происхождения, что было естественным следствием экономических, политиче­ских, культурных взаимоотношений русского народа с другими народами.

основосложение. Вид словосложения, при котором новые слова создаются посредством объединения в одно слово двух и более основ (несамостоятельных слов). См. слитное сложное слово.

основы глагола. Две основы, от которых посредством формообразующих суффиксов и окончаний образуются все глагольные формы, за исклю­чением будущего сложного и сослагательного наклонения: 1) ос­нова настоящего времени, которая определяется путем от­деления окончания 3-го лица множествен­ного числа настоящего или будущего простого времени, например: пиш -ут, реж -ут, зна j -ут (знают), корм’-ат (кормят); 2) основа инфинитива (или прошедшего времени), которая определяется путем отделения аффиксов инфинитива -ть, -ти, -сть, -сти или суффикса прошедшего времени , например: писа -ть, реза -ть, зна -ть, вез -ти, кла -сть, гре -сти. У некоторых глаголов основа инфинитива и основа прошедшего времени не совпадают; ср.: бере-чь — берег, берег-ла; грес-ти — греб, греб-ла; сохну-ть — сох, сох-ла.

отвлечённая связка см. связка отвлеченная (в статье связка).

отвлечённые существительные см. существительные отвлеченные (в ста­тье имя существительное).

отглагольные образования. Слова разных частей речи, образован­ные от глагольной основы.

Отглагольные наречия. Наречия, образованные от дееприча­стия, утратившего видо-временное и залоговое значения. Лежа, сидя, стоя, играючи, крадучись.

Отглагольные предлоги см. предлоги отглагольные (в статье предлог).

Отглагольные прилагательные.

1. Прилагательные, образованные от глагольной основы суф­фиксаль­ным способом, сохраняющие только генетическую связь с глаголами. Дубильный, копировальный, купальный, обручаль­ный, сушильный, то­чильный (с суффиксом -льн-ый). Восклица­тельный, гадательный, же­лательный, избирательный, изобре­тательный, наблюдательный, одобрительный, оскорбительный, прохладительный, раздражитель­ный, употребительный (с суф­фиксом -тельн-ый). Бывалый, вялый, горелый, запоздалый, зрелый, обледенелый, окаменелый, оцепенелый, полинялый, пре­лый, спелый (с суффиксом -л-ый, восходят к древнерус­ским причастиям). Висячий, горючий, гремучий, кипучий, колючий, лежачий, летучий, стоячий, сыпучий, ходячий (с суффиксами -ач- (-яч-), -уч- (-юч-), восходят к древнерусским причастиям).

2. Отпричастные образования, т.е. причастия, утратившие видо-вре­менное и залоговое значения, а также глагольное управление (адъективированные причастия). Вареный, граненый, дареный, дра­ный, жареный, званый, мороженый, раненый, рваный, соленый, су­шеный (с суффиксами -н-, -ен-). Взволнованный, желанный, изыскан­ный, истощенный, квалифицированный, преданный, рас­терянный, сдержанный, уверенный, умеренный, усиленный (с суф­фиксами -нн-, -енн-). Допустимый, заменимый, излечимый, ис­копаемый, невыноси­мый, недосягаемый, неизгладимый, непод­ражаемый, непромокаемый, несгораемый, неувядаемый, осязае­мый (с суффиксами -им-, -ем-). Бле­стящий, вызывающий, живо­трепещущий, многозначащий, начинаю­щий, подходящий, потря­сающий, приходящий, сверкающий, угро­жающий (с суффиксами -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), иногда сложные об­разования). Падший, прошедший (с суффиксом -ш-). Избитый (оборот речи), надтреснутый (голос), отпетый (негодяй), смятый (костюм), сплюснутый (нос), спертый (воздух) и т.п. (с суффиксом -т-).

Отглагольные существительные. Существитель­ные, обра­зованные от глагольных основ и обозначающие опредмеченное дей­ствие (состояние, процесс), т.е. представляющие его в отвлеченном смысле. Отглагольные существительные обра­зуются:

а) безаффиксным способом словообразования: ввоз, взмах, вы­воз, за­плыв, нагрев, накал, обжиг, обмолот, отлов, отстрел, подрыв, про­воз, прогул, прокат, распад;

б) суффиксальным способом словообразования: арендование, барах­танье, блуждание, бурение, возвращение, высказывание, награжде­ние, овладение, оказание, окончание, появление, приобретение, раз­брасывание, управление, установление (с суффик­сами -ни-е (-нь-е-), -ани-е, -ени-е); бритье, вздутие, взятие, закры­тие, мытье, нажатие, развитие (с суффиксом -ти-е (-ть-ё) мало­продуктивным); варка, вклейка, возка, заливка, заправка, засол­ка, кройка, прокладка, про­ходка, разбивка, чистка, читка (с суф­фиксом -к-а); грабеж, дележ, платеж (с суффиксом -ёж-); бомбежка, дележка, зубрежка, кор­межка (с суффиксом -ежк-а); молотьба, пальба, резьба, стрельба, ходьба (с суффиксом -б-а). Отглагольные существительные широко используются во всех стилях речи (научном, официально-деловом, публицистическом, разговорном). В них выработались разнообразные синоними­ческие отношения (дележ — дележка, нагрев — нагревание, про­ход—проходка), особенно между словами на -ние и -ка (варе­ние — варка, корчевание — корчевка, плавление — плавка, реза­ние—резка, шлифование—шлифовка). Однако их использова­ние требует осторож­ности, так как отсутствие у них основных глагольных категорий мо­жет привести к неясности высказывания. Ср.: «На повестке дня во­прос о выполнении плана» (непонятно, пойдет ли речь об итогах вы­полнения, о ходе выполнения или о мероприятиях по его выполне­нию). В языке художественной литературы иногда создаются искусст­венные образования, исполь­зуемые как прием пародийной стилиза­ции под канцелярскую речь. Губернское правление, получив этот ра­порт, вошло в такого рода рассуждение: так как влетение и разби­тие стекол вороною показы­вает ясную небрежность со стороны, лиц, смотрению которых не­посредственно подлежат присутствен­ные места, то израсходован­ную сумму возложить на виновных... (Писемский). Умерщ­вление произошло по причине утонутия (Чехов).

открытые структуры. Сложные предложения, образующие незамкну­тый ряд, состоящие из двух, трех и более частей, количество которых по­тенциально может быть увеличено добавлением новых частей. Свет­леет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля (Тургенев). То хлопнуло где-то, то раздался вдруг вой, то словно кто-то прошел по коридору, то пролетело по комнате какое-то ду­новение и даже по лицу задело (Салтыков-Щедрин). Ср.: закрытые структуры.

открытый гласный. Гласный, при произнесении которого высшая точка поднятой части языка находится несколько ниже, чем при произнесе­нии соответствующих закрытых гласных. Открытые [э]и [о] в некото­рых западноевропейских языках. Ср.: закрытый гласный.

открытый словесный ряд. То же, что и незамкнутый словесный ряд.

открытый слог. Слог, оканчивающийся гласным звуком. Ко-ло-да, стра-то-сфе-ра, до-ска, ни-тка, ла-вка, ве-дро, у-по-рно. См. слогораздел.

относительно-вопросительное подчинение. То же, что косвенно-вопроси­тельное подчинение.

относительное время. Глагольная форма времени, определяющаяся не со­отношением с моментом речи, а соотношением с другой временной формой в предложении. Секретарь сказал, что директор находится у себя в кабинете (форма настоящего времени находится указывает на совпадение времени действия не с мо­ментом речи, а с временем действия, выраженного глаголом сказал). Ср.: абсолютное время.

относительное подчинение см. подчинение относительное (в статье подчи­нение предложений).

относительное слово. То же, что союзное слово.

относительные местоимения см. местоимения вопросительно-относи­тельные (в статье местоимение).

относительные прилагательные см. прилагательные относительные (в статье имя прилагательное).

отпричастные прилагательные см. отглагольные прилагательные (в статье отглагольные образования).

отрицание. Выражение при помощи лексических, фразеологических, синтак­сических средств того, что связь между членами предложе­ния мыс­лится как реально не существующая. Отрицание выражается:

1) при помощи частицы не. Увы, он счастия не ищет и не от сча­стия бежит (Лермонтов). Нельзя было не верить тому, что он гово­рил (Л. Толстой) — двойное отрицание (см. обще­отрицательное предложение);

2) при помощи частицы ни (одиночной или повторяющейся). В де­ревне теперь ни души: все в поле (Фадеев). Ни ветра, ни бодрого, свежего звука, ни облачка (Чехов). Сам он ни богат, ни знатен, ни умен (Тургенев) (устарелая конструкция, если повторяющаяся частица ни выступает в функции отрицания при сказуемом);

3) при помощи отрицательного слова нет. Молока у матери нет, кормить нечем (Горький);

4) при помощи сочетаний вовсе не, далеко не, отнюдь не. Он этого вовсе не говорил. Плохие иллюстрации к книге вовсе не нужны. Вовсе нет. Звонарев с удивлением смотрел на далеко не героическую фигуру Блохина (Степанов). Безыменная скала, у которой мы стали на якорь, защищает нас только от северных, но отнюдь не от южных ветров (Гончаров);

5) при помощи отрицательных местоимении и наречий в сочета­нии с частицей не (усиленное отрицание). Больше я ничего от него до­биться не мог (Тургенев). И тем не менее, Воропаев никак не мог от­делаться от неприязни к этому говорливому администратору (Павленко);

6) при помощи интонации (экспрессивное выражение отрица­ния в утвердительном предложении). Как же, дожидайся, буду я молчать! (А. Островский) (в значении «не буду молчать»). Стану я пса кор­мить... пес — животное умное, сам найдет себе пропитанье (Тургенев) (в значении «не стану я пса кор­мить»). Какие там щи, если раков варить будем! (Шолохов) (в значении «никаких щей не будет»).

отрицательное предложение. 1. Предложение с отрицательным сказуемым. См. общеотрицательное предложение.

2. Предложение, в котором связь между какими-либо членами отме­чается как реально не существующая. См. частноотрицательное пред­ложение.

отрицательные местоимения см. местоимения отрицательные (в статье местоимение).

отрицательные частицы см. частицы отрицательные (в статье частицы).

отрывистая речь см. периодическая речь.

отступ (рекурсия). Третья (последняя) фаза артикуляции звука, когда органы речи выходят из занятого ими положения; ср.: приступ, выдержка.

отточие. То же, что многоточие.

отымённые образования. Слова с производной основой, образован­ной от основы имени существительного.

Отымённые глаголы. Обедать, лентяйничать, учительство­вать, беседовать, горевать, группировать, пылить, каменеть. Отымённые прилагательные. Брезентовый, ситцевый, во­локнистый, крикливый, обманчивый, железный, искусственный, тра­диционный, дырявый, рогатый, губастый, бугорчатый, имени­тый, деловитый, голубиный, институтский, переводческий, пензен­ский, молодецкий, смертельный, бесплатный, внеплановый, до­историче­ский, заоблачный, межконтинентальный, надземный, пожизненный, пришкольный, послеоперационный, сверхчелове­ческий, отглагольный.

Отымённые предлоги см. предлоги отыменные (в статье предлог).

 

П

падеж. 1 (категория падежа). Грамматическая категория имени существи­тельного, выражающая отношение обозначаемого им предмета к дру­гим предметам, действиям, признакам. Отмирание в романских язы­ках категории падежа, присущей латинскому языку-основе.

2 (форма падежа). Форма имени существительного, выражающая его отношение к другим словам в словосочетании и предложении. Это синтаксическое отношение может выражаться падежной формой са­мостоятельно или в сочетании с другими лексическими либо грамма­тическими средствами (предлоги, интонация, порядок слов). Одна и та же форма именительного падежа может выполнять различную син­таксическую функцию в условиях контекста: в предложении Река те­чет существитель­ное река занимает позицию подлежащего; в пред­ложении Вол­га — самая большая река в Европе слово река занижает позицию сказуемого, в предложении Волга, крупнейшая река Европы, имеет протяженность 3531 километр слово река находится в пози­ции приложения. Количество падежных форм не соответствует коли­честву выражаемых ими значений (разные значения укладываются в одну и ту же форму), но иногда для отдельных значений используются особые формы. Так, в предложном падеже некоторые грамматисты выделяют два падежа: изъяснительный (говорить о лесе, о бе­реге) и местный (находиться в лесу, на берегу). Два падежа выде­ляют и в пределах родитель­ного падежа: собственно роди­тельный (история народа, плантации чая) и количест­венно-разделительный (много народу, стакан чаю). Ср. также разные значения творительного падежа при единстве формы: рубить топором (инструментальное значение), заниматься вечерами (временное значение), идти лесом (пространственное значение) и т.д. Расхождение между количеством падежных форм и разнообразием выражаемых ими значений усиливается еще и в связи с тем, что у разных типов склонения имеется различное количество форм: сущест­вительное страна имеет в единственном числе пять форм (страна, страны, стране, страну, страной), а существительное того же жен­ского рода область — только три различные формы (область, об­ласти, областью). Подравнивание парадигм разных типов склоне­ния, с одной стороны, и под­ведение частных значений под более об­щие, объединяемые единством формы,— с другой, привело к тому, что в русском языке закрепилась шестипадежная система (после отпа­дения звательного падежа, по форме совпавшего с именительным).

падение редуцированных. Исчезновение в XI—XIII вв. существо­вавших в древнерусском языке гласных неполного образования. См. редуциро­ванные гласные во 2-м значении.

палатализация (от лат. palatum— нёбо). Дополнительный к основной арти­куляции подъем средней части языка к твердому нёбу, резко повы­шающий характерный тон н шум (так называемое смягчение соглас­ных).

палатализованные звук. Согласные звуки, при образовании которых ос­новная артикуляция, соединяется с дополнительной среднеязычной (йотовой) артикуляцией (см. палатализация), (д’эн’], [п’т’].

палатальный звук. Звук, образуемый поднятием спинки языка к твердому нёбу. Палатальный согласный [j], для которого средне­язычная артику­ляция является основной (ср.: палатализованные звуки).

палеоазиатские языки. Языки народов, населяющих Восточную Сибирь и Дальний Восток: луораветланский (чукотский), ительменский (камчадальский), нивхский (гилякский) и др.

палеография (от греч. palaios — древний + grapho — пишу). Наука, зани­мающаяся изучением внешней стороны древних рукописей (способ написания, особенности материала, на котором писали, формы букв, их видоизменения и т.д.) с целью определить время и место проис­хождения рукописи, выявить имеющиеся ошибки в тексте, установить причины их появления и т.п.

палиндром (от греч. palindromeo — бегу назад). Слово, фраза или стих, имеющие одинаковый смысл при чтении слева направо и справа на­лево («перевертень»). Кот — ток. Нос — сон. Хорош — шорох. Атака заката Я — идиллия... я иль Лидия? (Брюсов). А роза упала на лапу Азора (Фет).

парадигма (греч. paracteigma — пример, образец). 1. Система флективных изменений, являющихся образцом формообразования для данной части речи. Парадигма первого склонения имен существительных. Парадигма мягкого склонения имен прилага­тельных. Парадигма вто­рого спряжения глагола.

2. Совокупность форм словоизменения одного и того же слова. Пара­дигма имени существительного стол.

парадигма предложения. Система форм структурной схемы простого пред­ложения. Студент учится, студент учился, студент будет учиться, студент учился бы, если бы студент учился!, студент, учись... (в значении «должен учиться»), пусть студент учится.

парадигматика. Рассмотрение единиц языка как совокупности структурных единиц, связанных отношениями противопоставле­ния, но сопостав­ляемых друг с другом, включение их в ряды «по вертикали» — стол­бики (падежные формы одного склоняемого слова или личные формы одного глагола, один и тот же корень в разных аффиксальных окруже­ниях, ряд позиционно чередую­щихся звуков). Ср.: синтагматика.

паралингвистика (от греч. para — возле, при + лингвистика). Раздел языко­знания; изучающий такие характерные для данного языка свойства звучащей речи, как степень громкости, диапазон модуляций голоса, специфическая экспрессивно-эмоциональная окраска и т.д., то есть свойства, не входящие в систему соб­ственно дифференциальных фо­нологических противопоставлений, и занимающийся в целом сферой несловесной коммуникации изучением факторов, сопровождающих речевое общение и участ­вующих в передаче информации (жесты, ми­мика, ситуация речи и т.д.).

параллелизм (от греч. parallelos — рядом идущий). Одинаковое синтаксиче­ское построение (одинаковое расположение сходных членов предло­жения) соседних предложений или отрезков речи. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (Лебе­дев-Кумач). Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы (Брюсов).

Когда идешь по снежным гребням ты,

Когда по грудь ты входишь в облака,—

Умей глядеть на землю с высоты!

Не смей глядеть на землю свысока!

(Островой.)

Параллелизм отрицательный. Параллелизм, постро­енный на отрицательном сравнении.

То не чудо сверкает над нами,

То не полюса блеск огневой,—

То бессмертное Ленина знамя

Пламенеет над старой Невой.

(Тихонов.)

параллельное подчинение см. подчинение параллельное (в статье подчи­нение предложений).

параллельное соподчинение см. соподчинение параллельное (в статье со­подчинение).

параллельное чередование звуков (параллельный тип позиционной мены звуков). По учению Московской фонологической школы, позиционное чередование, образующее параллельные ря­ды, не имеющие общих членов.

Параллельное чередование ударных гласных. Че­редование, зависящее от соседства твердых и мягких со­гласных. Пат [а] — гласный среднего ряда между твердыми со­гласными; спать [а˙] — гласный перед мягким согласным после твердого согласного, более передний в конце своей длительности, спят [˙а]—гласный после мяг­кого согласного перед твердым со­гласным, более передний в начале своей длительности; пять [ä] — гласный между мягкими согласными, более передний на всем протяжении своей длительности. То же са­мое: плот [о], плоть [о˙], плётка [˙о], в переплёте [ö]; полуда [у], лу­дить [у˙], люд [˙у], люди [ý]. При параллельном чередовании ударных гласных образуются вариации основных гласных фонем, разли­чаю­щиеся между собой в зависимости от положения в слове (в абсо­лютном начале или в абсолютном конце его) и от положения по от­ношению к согласным звукам.

Параллельное чередование согласных. Че­редование по твердости-мягкости заднеязычных согласных со среднеязычными (наиболее частый вид этого типа чередова­ния). Рука — руке [к — к’], нога — ноге [г — г’] соха — сохе [х — х’].

параллельные синтаксические конструкции. Конструкции, близкие по значению, но выраженные различными синтаксическими единицами (ср.: синонимические конструкции). Обычно парал­лельные синтакси­ческие конструкции образуются придаточными предложениями и членами простого предложения, чаще всего — обособленными обо­ротами. Ученики, которые окончили восьми­летнюю школу — ученики, окончившие восьмилетнюю школу — ученики, окончив восьмилетнюю школу — ученики по окончании восьмилетней школы — ученики, после того как окончили восьми­летнюю школу. Внутри такого ряда выделя­ются конструкции, более близкие между собой по выражаемому ими содержанию и грамматической функции: 1) придаточное предложе­ние опре­делительное и причастный оборот: 2) придаточное предло­жение обстоятельственное и деепричастный оборот (к ним примы­кает конструкция с отглагольным существительным).

Параллельные конструкции отличаются одна от другой смысловы­ми оттенками и стилистической окраской. Придаточные пред­ложения обладают большей смысловой нагрузкой, так как они образуют преди­кативную единицу в составе сложного предло­жения, тогда как парал­лельные им обособленные обороты выступают в функции членов простого предложения. Это связано с ролью глагола в предложении: в придаточном предложении, независимо от его типа, сказуемое обычно выражается личной (спрягаемой) формой глагола, которой присущ ряд глагольных категорий (категория лица, категория числа, категория времени, категория наклонения), поддерживающих значе­ние действия-состояния (ср.: ученики, которые окончили восьмилет­нюю школу; ученики, после того как окончили восьмилетнюю школу). В дее­причастном обороте (ученики, окончив восьмилетнюю школу) глагол выполняет уже функцию второстепенного сказуемого и имеет только категорию вида с оттенком временного значения. В причаст­ном обороте (ученики, окончившие восьмилетнюю школу) значение действия еще более ослаблено, так как в гибрид­ной форме причастия существенную роль играет значение пред­метного признака, обычно выражаемого именем прилагательным. Наконец, в отглагольном су­ществительном (ученики по окончании восьмилетней школы) глаголь­ность еще больше убывает, значе­ние действия носит отвлеченный ха­рактер и на первый план в этой конструкции выдвигается значение времени.

Стилистические различия между параллельными конструкциями свя­заны с их использованием в различных речевых стилях. Обособлен­ные обороты являются главным образом достоянием книжной речи; книжный, иногда канцелярский характер придает высказыванию употребление отглагольных существительных; придаточные предло­жения представляют собой межстилевые конструкции.

параллельный тип позиционной мены звуков см. параллельное чередова­ние звуков.

паратаксис (греч. parataxis—выстраивание рядом). То же, что сочинение предложений. Ср.: гипотаксис.

парафраз и парафраза (от греч. paraphrasis — описательный оборот, описа­ние). 1. Выражение, являющееся описательной передачей смысла дру­гого выражения или слова. Пишущий эти строки (вместо <я» в речи автора).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: