УСЫПАЛЬНИЦА, МОНУМЕНТ, ТРИБУНА 3 глава




 

Не могилою стало то место,–

 

воскликнул ганский поэт Джон Окай, стоя у Мавзолея.

 

Здесь особенно крепко пожатье руки,

И далеко нам видно с трибуны,

На которой написано:

ЛЕНИН!

 

Да, далеко. Отсюда видно, как советские люди, следуя немеркнущим ленинским заветам, строят на родной земле прекрасное коммунистическое общество. Отсюда видно, как они превращают космические стежки в оживленные небесные магистрали. Отсюда видно, как народы мира объединяются в дружную семью, девизом которой станет: «Мир, Труд, Свобода, Равенство, Братство и Счастье».

Хорошо видно!

 

 

У КРЕМЛЕВСКОЙ СТЕНЫ

 

 

 

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ НЕКРОПОЛЬ

 

 

КРАСНЫЕ ПОХОРОНЫ

 

Мавзолей Ленина высится в центре Революционного некрополя, который возник 10 ноября 1917 г. В тот далекий осенний день победившая трудовая Москва хоронила рабочих и солдат, погибших в ожесточенных семидневных боях за власть Советов.

С утра в городе царила необычная тишина. Не ходили трамваи, не работали заводы, не открылись магазины. «Но со всех сторон, – писал современник, – издалека и вблизи был слышен тихий и глухой шум движения, словно начинался вихрь».

В 9 часов грозную тишину Москвы разорвали траурные марши. Из Лефортова, Замоскворечья, Хамовников, Сокольников, Симоновки, Марьиной Рощи – со всех рабочих окраин медленно двинулись бесконечные потоки людей, со знаменами и траурными венками. Двинулись к центру – на Красную площадь. Впереди каждой процессии ехал на коне распорядитель с красно‑черной лентой через плечо.

Десятки тысяч москвичей заполнили тротуары и смотрели на середину улиц и площадей, где среди бескрайнего моря голов, леса знамен и штыков плыли длинные вереницы красных гробов.

«Потрясающее впечатление, – писали газеты, – произвела процессия из Пресненского района, которая несла гробы со своими павшими героями открытыми. Их мертвые, застывшие тела были трагическими символами совершившегося столкновения общественных классов». За ними «шел батальон Красной гвардии. Стройные ряды красногвардейцев, их мерный и твердый шаг производили впечатление стальной крепости и силы».

Безбрежная лавина рабочих, работниц и солдат залила улицы и площади. В их суровых песнях звучали горе утраты, вера в правоту своего великого дела, в победу светлого будущего. Как победный гимн, гремело пророчество: «Кто был ничем, тот станет всем».

Многие «бывшие» не рискнули появиться в эти часы на улице и отсиживались дома. «Ворота больших домов на запоре, – писали „Известия Московского Совета“, – За железными решетками толпятся существа, на лицах которых написаны испуг и любопытство… Приближаются новые людские лавины, сурово блестит лес штыков Красной гвардии… Расступайтесь! Новый мир идет!»

 

Около 10 часов утра до Красной площади издалека донесся траурный марш. Он звучал все сильней и сильней. У тысяч людей, заполнивших площадь, больней сжимались сердца… Наконец из темнеющей арки Иверских ворот показалось скорбное шествие. Первым несли гроб с красным крестом: провожали в последний путь молодую санитарку…

 

«ЖЕРТВАМ –

ПРОВОЗВЕСТНИКАМ

ВСЕМИРНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ

РЕВОЛЮЦИИ!»

 

– было начертано на гигантском красном знамени, свисавшем с зубцов Кремлевской стены до самой земли. Лозунги на других знаменах на стене славили великое дело, за которое погибли герои:

«ДА ЗДРАВСТВУЕТ РАБОЧЕ‑КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕСПУБЛИКА!»

«ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЧЕСТНЫЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ МИР!»

«ДА ЗДРАВСТВУЕТ БРАТСТВО РАБОЧИХ ВСЕГО МИРА!»

 

На песчаной насыпи у Кремля, отдавая последние почести павшим товарищам, стояли члены Московского военно‑революционного комитета, исполкома Моссовета, городского комитета большевиков. Тут же делегаты Петрограда, Нижнего Новгорода, Иваново‑Вознесенска, Харькова, Одессы, Рязани, Тулы, иностранные журналисты.

Из арки двигалась бесконечная лента красных гробов с солдатскими фуражками и рабочими шапками на крышках. И огромная площадь стала вдруг маленькой… Медленно склонились знамена. Навеки уснувших бойцов, бережно передавая гробы с рук на руки, понесли к Кремлевской стене.

И в эту минуту рабочий хор запел: «Вы жертвою пали в борьбе роковой». Павшие борцы любили эту мужественную песню гнева и борьбы. Не раз на демонстрациях и митингах вдохновенно звучали их голоса: «Настанет пора – и проснется народ, великий, могучий, свободный…» И теперь хор исполнял эту революционную песню. Обращаясь к погибшим, он впервые пел ее по‑новому:

 

Настала пора – и проснулся народ,

Великий, могучий, свободный.

Прощайте же, братья, вы честно прошли

Свой доблестный путь, благородный!

 

Они погибли в боях, которые решали судьбу революции.

 

«…В МОСКВЕ РЕШАЛИ СУДЬБУ И КИЕВОВ И ТИФЛИСОВ»

 

В ночь на 28 октября 1917 г. московские юнкера перешли в наступление. Потерпев жестокое поражение в Петрограде, буржуазия хотела дать генеральный бой революции в Москве. Сюда устремились бежавшие из Петрограда бывшие министры Временного правительства, их помощники, контрреволюционные генералы и офицеры. Они рассчитывали создать здесь новое правительство и повести решительную борьбу за восстановление власти эксплуататоров.

На рассвете юнкера захватили Кремль. Утром они заняли телеграф, почтамт, телефонную станцию и прервали связь красного штаба, находившегося в центре города в Московском Совете, с рабочими районами. Тесня слабые красногвардейские отряды, юнкера энергично развивали наступление на Брянский и Александровский вокзалы (ныне Киевский и Белорусский), чтобы обеспечить прием подкреплений с фронта.

Повзводно, поротно, в сопровождении броневиков юнкера растекались по улицам и переулкам, прилегающим к Московскому Совету.

Там, на Скобелевской площади (ныне Советской), билось сердце восстания, там находились Военно‑революционный комитет, Московский комитет партии большевиков, Центральный штаб Красной гвардии. К вечеру 28 октября площадь перед Московским Советом уже обстреливалась со всех сторон.

На стенах московских домов расклеивали приказ командующего контрреволюционными войсками полковника Рябцева: «Кремль занят. Главное сопротивление сломлено…»

В эти критические часы В. И. Ленин, внимательно следивший за событиями во второй столице и в полной мере учитывавший огромные размеры надвинувшейся опасности, потребовал «немедленно ликвидировать выступления юнкеров в Москве. Иначе всероссийская контрреволюция превратит ее в свой центр и возьмет нас за горло». Еще в сентябре, нацеливая партию на восстание, вождь революции писал: «Взяв власть сразу и в Москве и в Питере… мы победим безусловно и несомненно» [3]. 29 октября Ленин распорядился «тотчас послать в Москву сильный отряд из лучших наших людей и телеграфировать в Тверь, в Тулу, в Ярославль, в Иваново‑Вознесенск, в Нижний Новгород о срочной отправке в Москву Красной гвардии». Перед отъездом первого эшелона, спешно сформированного из 500 балтийских матросов, В. И. Ленин прибыл на вокзал и, напутствуя красных моряков, говорил, что Москва должна быть советской, «иначе революцию не спасти».

 

Когда

Октябрь орудийных бурь,–

писал Маяковский,–

по улицам

кровью лился,

я знаю,

в Москве решали судьбу

и Киевов

и Тифлисов.

 

Московский военно‑революционный комитет и городской Совет профсоюзов призвали рабочих и солдат встать на защиту революции.

Утром 28 октября над пролетарскими окраинами Москвы поплыли тревожные звуки гудков. Завод за заводом, фабрика за фабрикой прекращали работу. Пролетарские отряды, плохо вооруженные, но сильные революционным духом, двинулись к центру города. Юнкера, уже окружившие было Московский Совет, сами оказались в железном кольце. Красногвардейцы выбили их с вокзалов, с почтамта, телеграфа, телефонной станции… Бойцы рабочих отрядов геройски дрались, нередко не имея пищи, испытывая острый недостаток оружия и патронов… С каждым часом нарастал поток красногвардейцев и революционных солдат, прибывавших на помощь восставшей Москве из Петрограда, Серпухова, Клина, Тулы, Щелкова, Владимира, Коврова и других городов страны.

Зажатые в каменных лабиринтах жилых кварталов, юнкера отчаянно отбивались. Ни днем, ни ночью не затихали сражения на улицах и площадях. На седьмой день боев после трехчасового артиллерийского обстрела красногвардейцы и солдаты ворвались в окутанный дымом и изрешеченный пулями «Метрополь». В 13 часов 25 минут 2 ноября революционные войска заняли находившиеся неподалеку здания городской думы, Исторического музея и через Иверские ворота вышли на Красную площадь. Наступавшие к центру города рабочие Замоскворечья и Хамовников выбили контрреволюционные отряды с Пречистенки и Остоженки. Юнкера отступали, стягивая силы к Кремлю и к Александровскому военному училищу на Знаменке (ныне улица Фрунзе).

Но положение контрреволюции стало безнадежным. Члены Комитета общественной безопасности бежали из городской думы и укрылись за высокими стенами Кремля. Председатель комитета Руднев, лишь несколько дней назад, 28 октября, торжественно заявивший, что «можно считать мятеж в Москве подавленным», вынужден был запросить у Военно‑революционного комитета условия капитуляции.

Переговоры проходили в помещении губернской управы. В 17 часов 2 ноября Руднев подписал капитуляцию. Первый пункт гласил: «Комитет общественной безопасности прекращает свое существование»; второй: «Белая гвардия возвращает оружие и расформировывается…»

Власть Советов в Москве восторжествовала. Победа была завоевана в тяжелой борьбе благодаря героизму и стойкости революционных масс – рабочих и солдат, беззаветно шедших за партией большевиков.

 

«НАШ ЦАРЬ – НАРОД…»

 

4 ноября Московский военно‑революционный комитет впервые обсудил вопрос о похоронах павших борцов революции. Сохранился предельно лаконичный протокол, большинство слов которого, к сожалению, зачеркнуто или написано сокращенно. У новой власти было много острых неотложных дел, обсуждали их быстро и энергично. Секретарь не успел ни подробно записать прения, ни обработать стенограмму. Если попытаться восстановить зачеркнутое и сокращения, то запись в протоколе будет выглядеть так:

«Грандиозная демонстрация и похороны у… Замоскворецкому району ответить, что на воскресенье 5. XI мы подготовить демонстрацию не можем и обсудим этот вопрос о похоронах на общем собрании революционных комитетов и штабов».

Видимо, Замоскворецкий район предложил провести похороны 5 ноября, но эта дата была отклонена, так как оставалось очень мало времени – всего сутки. Кроме того, надо было узнать мнение представителей других районов, а также уточнить число подлежащих погребению, ибо некоторые убитые уже были похоронены родственниками или однополчанами на городских кладбищах.

В тот же день, 4 ноября, совместное заседание представителей Московского и районных ВРК впервые назвало Красную площадь местом вечного упокоения павших борцов. В резолюции говорилось: «УСТРОИТЬ ПОХОРОНЫ12 НОЯБРЯ. МОГИЛЫУСТРОИТЬ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ».

Поздно вечером, в 22 часа 30 минут, МВРК поручил члену исполкома Моссовета Ф. Н. Ильюшину создать «комиссию по организации похоронной процессии с привлечением в нее т. Малиновского и представителей районов». На следующий день Ф. Н. Ильюшин докладывал ревкому, что в комиссию кроме архитектора П. П. Малиновского включены член исполкома Моссовета А. Ф. Вимба, солдат П. С. Пальгунов, Дикарев, представительница Красного Креста А. О. Прохорова, Л. И. Каменская (секретарь) и др.

Чтобы уточнить число жертв, трижды – 5, 7 и 8 ноября – в газете «Социал‑демократ», органе Московского комитета РСДРП(б), публиковалось обращение ко всем учреждениям и частным лицам, «где есть убитые и раненые, сообщить в редакцию по возможности все сведения, выясняющие их личность и партийную принадлежность».

Дата похорон обсуждалась еще несколько раз. 7 ноября на утреннем заседании Московский военно‑революционный комитет постановил: «УСТРОИТЬ БРАТСКУЮ МОГИЛУ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ МЕЖДУ НИКОЛЬСКИМИ И ТРОИЦКИМИ[4]ВОРОТАМИ ВДОЛЬ СТЕНЫ. ПОХОРОНЫНАЗНАЧИТЬ НА ПЯТНИЦУ, 10 НОЯБРЯ, В 12 ЧАС. ДНЯ…»

Членам похоронной комиссии были выданы специальные удостоверения и предоставлено право «принятия мер для устройства братской могилы жертв революции, получения автомобилей и необходимых строительных материалов».

Немедленно в другие города России были посланы телеграммы, извещавшие, что 10 ноября Москва хоронит борцов революции на Красной площади.

8 ноября 1917 г. у стен Кремля появились сотни рабочих и солдат с лопатами и кирками.

– Здесь, в этом священном месте, – сказал студент американскому журналисту Джону Риду, – в самом священном по всей России, похороним мы наших святых. Здесь, где находятся могилы царей, будет покоиться наш царь – народ…

Площадь наполнилась гулом голосов и стуком ломов и лопат. Рядом с Кремлевской стеной быстро росли горы булыжника и земли. Рабочие и солдаты рыли две Братские могилы между стеной и лежавшими параллельно ей трамвайными рельсами. Одна могила начиналась почти у Никольских ворот и тянулась до Сенатской башни, затем шел промежуток примерно в ширину основания башни, далее копали вторую – длиною почти до Спасских ворот.

В тот же день, 8 ноября, «Известия Московского Военно‑Революционного Комитета» сообщили, что в день похорон «должны быть закрыты все фабрики, заводы, а также торговые предприятия, помимо пищевых». Позднее было объявлено о закрытии всех театров, кинематографов и увеселительных заведений. 9 ноября газеты опубликовали подробные маршруты траурных процессий 11 городских районов и часы их прибытия на Красную площадь[5]. Свой путь большинство колонн начинало от районных Советов.

Учитывая возможность белогвардейских провокаций, Московский военно‑революционный комитет постановил вооружить винтовками всех солдат – участников похорон. В специальном воззвании к жителям Москвы ВРК предупреждал, что «контрреволюционерами ведется усиленная агитация за устройство погромов в день похорон жертв революции», и заявлял о решимости прибегнуть «к самым крайним мерам против зачинщиков погромов и их попустителей».

 

ДВЕСТИ СОРОК

 

Медленно, один за другим опускали гробы в Братские могилы… 100… 150… 200… «Начали прибывать рабочие фабрик и заводов отдаленнейших районов… – писал Джон Рид, – через ворота лился бесконечный поток знамен всех оттенков красного цвета с золотыми и серебряными надписями, с черным крепом на верхушках древков. Было и несколько анархистских знамен, черных с белыми надписями. Оркестр играл революционный похоронный марш, и вся огромная толпа, стоявшая с непокрытыми головами, вторила ему…

Между рабочими шли отряды солдат также с гробами, сопровождаемыми воинским эскортом – кавалерийскими эскадронами и артиллерийскими батареями, пушки которых увиты красной и черной материей… А за гробами шли… женщины – молодые, убитые горем, или морщинистые старухи, кричавшие нечеловеческим криком».

Казалось, вспоминал участник похорон А. Я. Аросев, стены Кремля, в котором испокон веков хоронили царей, поднялись, стали выше, они как бы гордились, что им доверили беречь прах революционных бойцов.

В эти скорбные часы народного прощания с павшими борцами сотни тысяч людей мысленно были с ними, на Красной площади. Собрание раненых и служащих московского госпиталя № 1765 приняло резолюцию: «Товарищам‑героям в день их похорон мы шлем наш пламенный привет: вечная память вам, герои…» Телеграфисты Лосиноостровских мастерских передали по аппарату: «Дорогие товарищи! Посылаем вам последний привет – последний прощальный взор. Земля покроет вас… Но то великое дело, за которое вы пали жертвой, на страницах истории воздвигнет вам памятник несокрушимый и бессмертный». 600 крестьян села Богородского Московской губернии, почтив память героев вставанием и пением «Вы жертвою пали в борьбе роковой», поклялись «охранять заветы погибших товарищей, отстаивая завоевания революции своей кровью».

Весь день, до сумерек, лился к Кремлевской стене поток красных знамен, на которых были написаны слова надежды и братства. Как писал Джон Рид, «знамена развевались на фоне пятидесятитысячной толпы, а смотрели на них все трудящиеся мира и их потомки отныне и навеки…».

Красная площадь видела, как казнили «бунтовщиков», восставших против гнета господствующих классов. Но впервые на ней торжественно хоронили восставших против строя буржуазии и помещиков и победивших.

В Братские могилы было опущено 238 гробов.

В 17 часов прошли последние колонны. 200 рабочих взялись за лопаты. Застучали смерзшиеся комья земли по крышкам уложенных в два ряда гробов. К ночи засыпать Братские могилы не удалось, и добровольцы работали до утра.

14 ноября замоскворецкие рабочие на скрещенных ружьях принесли к Кремлевской стене свою любимицу – 20‑летнюю Люсик Лисинову. Ее не похоронили 10‑го: ждали родителей из Тифлиса.

Как клятва гремел «Интернационал».

– Кого это хоронят? – спрашивали прохожие. – Солдата?

– Нет, не солдата.

– Рабочего?

– Нет, курсистку.

– А как же это она за такое дело погибла?

– За какое?

– Да за мужицкое, рабочее?

– Есть и такие среди студенчества, – ответил рабочий.

Гроб с телом молодой революционерки опустили в разрытую Братскую могилу на другой гроб, на крышке которого лежала измятая рабочая кепка…

17 ноября у Кремлевской стены вновь грянул прощальный ружейный залп: лефортовские красногвардейцы хоронили рабочего Яна Вальдовского, умершего в госпитале от ран.

Вскоре повалил густой снег. Казалось, «с высоты кто‑то осыпает белые цветы». Они покрыли пышным ковром Братские могилы и посеребрили более 200 венков.

 

«ОТРЕЧЕМСЯ ОТ СТАРОГО МИРА…»

 

Создание Революционного некрополя у Кремлевской стены вызвало яростную злобу реакции, особенно церковников.

11 ноября – на следующий день после похорон борцов Октября – на заседании Всероссийского церковного собора разгорелись бурные страсти. Граф Олсуфьев – бывший член Государственного Совета – заявил, что гражданские похороны большевиков у стен «русской святыни Кремля» являются кощунством и потребовал выразить «резкое осуждение» их организаторам. На нескольких заседаниях ряд епископов кричали об «оскорблении народного духа и всех святынь». Другой «радетель за народ» – Боголюбов сокрушался, что «под Кремлем стонут души погребенных без отпевания».

В эти дни «Известия Московского Совета рабочих депутатов» дали достойный отпор контрреволюционерам: «И Кремль, и безмятежный сон наших товарищей они готовы использовать в целях возбуждения темных инстинктов и натравливания масс на Советы. Товарищи! На их злобные зовы ответим проявлением глубокой любви к памяти павших героев…»

Продолжая грязную политическую игру, собор постановил: известить Московский военно‑революционный комитет о желании церкви совершить «заупокойное моление» над Братскими могилами на Красной площади. 16 ноября президиум Московского Совета рабочих и солдатских депутатов ответил собору, что совершение церковных обрядов – дело совести верующих и что он «не считает возможным… вмешиваться в совершение религиозных обрядов над Братской могилой павших за дело революции, похороненных без церковных обрядов…». Президиум Моссовета, гласило опубликованное в газетах заявление, просит духовенство заранее сообщить «о времени совершения религиозного обряда на Братской могиле».

Такой ответ не устраивал соборных витий и их вдохновителей, надеявшихся, что Моссовет отвергнет их просьбу и они смогут после этого усилить контрреволюционную кампанию, восстановить против рабоче‑крестьянской власти тех верующих, которые ее поддерживали.

Эта попытка не удалась, и группа членов собора во главе с епископом Гермогеном потребовала ликвидировать Братские могилы у Кремлевской стены и перенести останки борцов на кладбище в село Всехсвятское (ныне район станции метро «Сокол»). Они заявили, что «в противном случае отпевание будет не отпеванием, а второй революционной демонстрацией…». Собор, усердно ратовавший за продолжение мировой войны «до победного конца», теперь потребовал «немедленно снять со стен Кремля громадный красный плакат с революционной, угрожающей мировым кровопролитием надписью, а также красные знамена и флаги».

Трудовая Москва игнорировала эти требования реакционеров.

21 ноября знаменитый самокатный батальон, отличившийся в октябрьских боях, пришел к Братским могилам, чтобы отдать честь «павшим за освобождение рабочего класса, за мир и братство народов товарищам». Пришел в полном вооружении, с оркестром, красными знаменами и лозунгами: «Долой войну!», «Да здравствует братство народов!», «Мир хижинам! Война дворцам!», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Серая лента шинелей застыла между Спасскими и Никольскими воротами. Стихли звуки революционного марша.

В этот момент со стороны Спасской башни показалась коляска патриарха Тихона в сопровождении торжественной процессии духовенства. Недавно избранный в Кремле глава русской православной церкви совершал традиционный объезд вокруг его стен. Когда коляска приблизилась к самокатчикам, патриарх стал благословлять их и окроплять «святой водой». Испокон веков так поступали церковные владыки, проезжая сквозь раболепные толпы верующего народа на Красной площади. Но 21 ноября в ответ, заглушая молитвы попов, солдаты запели:

 

Отречемся от старого мира,

Отряхнем его прах с наших ног.

 

Так встретились на Красной площади, у Братских могил, два мира – старый, одряхлевший и новый, полный веры в правоту своего справедливого дела.

Реакционные церковники не могли понять, что пробудившемуся народу, разорвавшему цепи многовекового гнета, не нужны теперь ни молитвы, ни попы, ни сказки о загробном царстве. Не могли понять, что этот народ, в котором проснулись гигантские творческие силы, хочет сам строить свое светлое будущее на земле.

 

КЛЯТВЫКРАСНЫХ ПОЛКОВ

 

Похороны борцов революции 10 ноября 1917 г. резко изменили общественное значение Красной площади.

Ее главной, лицевой стороной, дважды менявшейся за восемь веков, окончательно стала западная – та, где высилась Кремлевская стена с расположенными у подножия Братскими могилами. Храм Василия Блаженного со стоящей перед ним трибуной – Лобным местом и Верхние торговые ряды с высившимся у их фасада памятником Минину и Пожарскому потеряли значение смыслового центра Красной площади.

Погребение борцов Октября было фактически первой общегородской демонстрацией трудящихся Москвы после победы революции. Отныне Красная площадь, на которой всего четыре года назад пышно праздновалось 300‑летие династии Романовых, на которой еще два месяца назад принимали присягу на верность буржуазному Временному правительству «батальоны смерти», становится традиционным местом революционных митингов, демонстраций и парадов.

Еще больше возросла роль Кремля и Красной площади с марта 1918 г., когда в Москву переехало Советское правительство во главе с В. И. Лениным. Кремль вновь стал политическим центром страны, стал штабом революции. К Красной площади вернулась роль общегосударственного форума. Одновременно возросло и значение Революционного некрополя. Постепенно из городского он превращается в общенациональный пантеон, а после сооружения Мавзолея Ленина приобрел мировое значение.

Первый год после победы Октября торжества на Красной площади носили преимущественно траурно‑мемориальный характер – ни одно празднество, ни одно торжество в Москве не мыслилось без преклонения перед могилами павших борцов революции.

Состоявшаяся 9 января 1918 г. крупнейшая общегородская демонстрация рабочих, красногвардейцев и солдат в память жертв Кровавого воскресенья 1905 г., а также в поддержку Советского правительства стекалась к Братским могилам на Красной площади, где под звуки траурного марша начался грандиозный митинг.

И первомайская демонстрация 1918 г. на Красной площади была, вопреки утвердившемуся в литературе мнению, не столько праздничной, сколько торжественно‑траурной. Комиссия Московского Совета, обсудив план предстоящих торжеств, постановила: «При вступлении на Красную площадь пение умолкает, оркестр играет „Интернационал“ и революционные марши. Процессии, проходя Братские могилы, салютуют (склоняют) знамена…» Лишь оттуда колонны шли на Ходынское поле, где был намечен праздничный парад. В день международной солидарности трудящихся освобожденные массы несли прежде всего свой поклон погибшим за свободу борцам.

1 Мая Владимир Ильич Ленин, наблюдая за шествием с 19‑метровой Кремлевской стены, хорошо видел любовно украшенный некрополь: могилы героев, прибранные зеленью и огороженные досками, задрапированными красной материей. На высоком постаменте – огромный венок с надписью на ленте: «Слава павшим борцам пролетарской революции!» Мимо некрополя двигались с приспущенными знаменами колонны – представители районов и воинских частей. Вот склонилось в боевом салюте знамя ВЦИК. Четкий мерный шаг пехоты сменился громыханием артиллерии. Медленно двигались автомобили, увешанные гирляндами цветов и красных знамен. Под барабанную дробь подошли латышские стрелки… Все новые и новые колонны в благоговейном молчании двигались мимо Кремлевской стены. Отдав долг павшим, рабочие и солдаты поднимали знамена.

С пролетевшего аэроплана посыпались листовки. На грузовиках, украшенных хвойными гирляндами, ехали дети, размахивая флажками и платочками. Они символизировали новую, светлую жизнь, за которую погибли герои и за которую сражаются их товарищи.

Спустившись на площадь, Ленин поднялся на трибуну у Кремлевской стены и в своей речи призвал рабочих и красноармейцев зорко оберегать завоевания революции.

В первые годы Советской власти в дни крупнейших праздников – 7 Ноября и 1 Мая у Братских могил выставляли почетный воинский караул.

В Революционном некрополе уходившие на фронт отряды клялись разгромить врагов и отстоять завоевания Октября.

«Построившись в каре перед могилами коммунаров у Кремлевской стены, – вспоминал командир 21‑го стрелкового полка М. М. Златоверов, – полк на штыках и клинках дал клятву верности нашей партии и революционному пролетариату Москвы». Сформированный осенью 1918 г. из красногвардейцев Пресненского, Сокольнического и Городского районов, роты чехов, взводов венгров, немцев, поляков, из сербов, латышей и эстонцев, этот полк символизировал братство народов, вышедших в битву за землю, за волю, за лучшую долю. Красные воины сдержали клятву, данную перед Братскими могилами: в первом же бою они выбили белых из Новохоперска, а 31 декабря 1918 г. «поздравили» их с Новым годом, уничтожив три полка. Враги боялись героев 21‑го и редко решались сражаться полк на полк.

Клятва 21‑го полка в Революционном некрополе не первая и не последняя. 30 апреля 1918 г. перед Братскими могилами присягал на верность революции Финляндский советский полк. 12 октября 1918 г. на Красной площади принял знамя 38‑й Рогожско‑Симоновский пехотный полк, сформированный из пролетариев заводов Гужона, АМО, «Динамо». Более тысячи рогожско‑симоновских рабочих обагрили своей кровью подступы к Царицыну, поля Дона и Кубани. В жестокой сече с белой конницей горстка уцелевших героев, израсходовав все патроны, спасла знамя, врученное им у стен Кремля, и под свист пуль казачьей погони вывезла его на тачанке[6].

12 октября 1918 г. у Братских могил принимал присягу инженерный полк, 2 октября 1920 г. – выпускники военных школ.

Приезжавшие в Москву красноармейцы и партизаны, трудовые казаки и комиссары, зарубежные пролетарии, все революционеры считали своим долгом поклониться героям, спящим у Кремлевской стены.

11 июля 1918 г. делегаты закончившегося V съезда Советов – участники разгрома мятежа левых эсеров – с пением «Интернационала» пришли к Братским могилам и поклялись «продолжать святое дело установления социалистического порядка в России».

– Мы говорим вам, павшие товарищи, – сказал оратор, – революция идет вперед! И если история потребует от нас еще раз столько же жертв, которые бы заняли могилами всю Красную площадь, мы их принесем. Но не отдадим, не уступим ни одной пяди завоеваний нашей социалистической революции.

14 апреля 1918 г. возложили венок на Братские могилы делегаты Всероссийского съезда военнопленных. «Многотысячной стройной процессией, – писала „Правда“, – военнопленные двинулись к Братским могилам на Красной площади. Гордо развеваются красные знамена, бодро и стройно идут рядовые „великой армии труда“.

„Долой коронованных бандитов!“ – кричит надпись одного флага. „Да здравствуют Ленин и Карл Либкнехт!“ – отвечает другая надпись реющего знамени.

Плывут знамена. Колышет их весенний ветер. Улыбается небо весенне‑синее, безбрежное.

 

Добьемся мы освобожденья

Своею собственной рукой.

 

Мощно кричат шаги многотысячной массы пролетариев всех стран».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: