ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ – В КОНТРАТАКЕ.




В противоположность Таррашу в лице Ласкера опять выступает большой мастер с ярко выраженной склон­ностью к атаке. Как мы уже отметили во вступлении к настоящей статье, характер­ной чертой Ласкера являет­ся искусство контратаки. Это имеет свои основания. Ласкер чрезвычайно осмот­рительно защищается, ос­торожнее Стейница, но в то же время смелее Тарраша. Классики со своими непо­средственными атаками да­вали защищающемуся сли­шком много шансов на вы­игрыш. Стейниц вследствие своей прямолинейности так­же оставлял много шансов атаковавшим его, сверхос­торожная игра Тарраша да­вала противникам его чрез­вычайно много шансов на ничью, – Ласкер, избегая всех этих крайностей, из­брал наиболее правильный путь, в особенности, чтобы уклониться от ничьей. Он охотно давал своим против­никам заманчиво много воз­можностей атаки. Как не раз отмечали, дебют Лас­кер разыгрывает не хоро­шо. Однако, если бы он играл дебют так же хоро­шо, так же корректно,какТарраш, то именно Ласкер никогда бы не мог появить­ся, так как он не мог бы проявлять свое искусство в защите с последующей контратакой.

Следующая партия пока­зывает высокое искусство Ласкера в ведении атаки. Атака начинается незамет­ным образом в положении, которое кажется пассив­ном, обречённым на обо­ронительную тактику; она неожиданно быстро разра­стается и сокрушает про­тивника с силой урагана.

Яновский – Эм. Ласкер

Матч 1909 г.

Е4 е5 2.Kf3 Кс6 3.Кс3 Kf6 4.Cb5 Cb4 5.0-0 0-0 6.d3 d6 7.Cg5 С:c3 8.b:с3 Ке7 9.Cc4 Kg6 10.Kh4 Kf4 11.С:f4 е:f4 12.Kf3 Cg4.

Тарраш считает необхо­димым здесь 12…Се8 - е6!, чтобы или избавиться от сдвоенной пешки (после Cc4:е6), или подготовить продвижение d6 – d5. Два радикально противопо­ложных понимания игры сказываются в одном про­стом ходе: у одного – тщательная забота об уп­рощении, у другого – стремление к усложнени­ям.

H3 Ch5 14.Лb1 b6 15.Фd2.

У Яновского сильный центр, и он хочет атако­вать по линии «g» – план вполне естественный.

Тарраш полагает, что белым следовало играть 15.g4, чтобы после 15...f:g3 (вынужденно) 16.f:g3 по­лучить лучшую игру. Лас­кер, однако, в своих рас­четах принимал во вни­мание еще один ход: 16... d6 – d5!, и черные стоят хорошо.

15...С:f3 16.g:f3 Kh5 17.Kph2 Фf6 18.Лg1 Лае8 19.d4 Kph8 20.Лb5 Фh6 21.Лbg5 f6 22.Л5g4 g6 23.Cd3 Ле7 24.с4 Kg7!

Тактических возможно­стей Ласкер не упускает почти никогда. Черный конь стоял плохо, так как должен был защищать пешку f4, и Ласкер хочет прочно укрепить её хо­дом g6 – g5. На момент пешка f4 жертвуется, од­нако, если бы белые взя­ли её, черные ходом Kg7 – е6 с явной выгодой отыграют пешку d4. Интересно, как позиция белых, только что казав­шаяся прекрасной, раз­рушается как бы по мано­вению волшебного жезла.

 

 

25.с3 Ке6! Опять тонкость: если 25.d5, то 25... Кс5, и пешку f4 нельзя брать ввиду угрозы сло­ну d3.

26.Cf1 f5! Гораздо сильнее, чем сразу g6 – g5.

27.Л4g2 Лf6! Цель хо­да вскоре будет ясна.

28.Сd3 g5! Наконец этот ход сделан, но не как защита, а как решаю­щая атака. Грозит Ф:h3+ и, затем мат, который сле­дует всего одним ходом позже, если белые берут теперь на f5.

29.Лh1 g4! 30.Се2 Kg5! 31.f:g4 f3 32.Лg3 f:e2. Белые сдались.

Блестящая ласкеровская партия!

МЕРТВЫЙ ПУНКТ.

В лице Капабланки стрем­ление к атаке дошло до максимального упадка. До­минирует техника, искусст­во атаки забыто. Партий нынешнего чемпиона мира на атаку в собственном смысле слова мы почти не знаем, у него атака – если вообще таковая имеет ме­сто – появляется лишь как следствие техники. Капабланка почти никогда не отваживается идти на те, не поддающиеся точному рас­чету атакующие положения, в которых приходится руко­водствоваться только чуть­ем (а если идет на них, то тогда, когда отчаивается в своей партии, например в партии против Тартаковера из Лондонского турнира 1922 г.).

Следующая партия – один из крайне редких слу­чаев, когда он делает это без необходимости, и эта партия ясно показывает, что такой характер игры ему совершенно не свойственен, вероятно, просто не по ду­ше. В этой субъективной черте Капабланки причина того, что сравнительно лег­ко развертывающуюся ата­ку он плохо продолжал и подверг свою партию опас­ности проигрыша.

Капабланка – Боголюбов

Москва, 1925 г.

1.d4 d5 2.с4 е6 3.Kf3 d:c4 4.e4 с5 5.С:с4 c:d4 6.К:d4 Kf6 7.Кс3 Сс5 8.Се3 Kbd7? 9.С:е6! f:e6 10.К:е6 Фа5 11.0-0! С:е3 12.f:e3 Kpf7 13.Фb3 Kpg6.

14.Лf5!

Боголюбов – все, что угодно, но не игрок на ничью. Тогда, когда игра­лась эта партия, Боголюбов шел во главе турнира, и ни­чья почти обеспечивала ему первое место. Он и пытает­ся играть на ничью, однако при такой игре, не соответ­ствующей его стилю, быстро попадает в проигрышное по­ложение. Но тогда неожи­данно выясняется, что у Ка­пабланки

 

тоже объективно выгодное, а субъективно, пожалуй, еще более непри­ятное положение: он дол­жен остро атаковать. В те­чение нескольких ходов дело идет хорошо, но по­том он начинает нервничать, хочет сразу заматовать, гру­бо просчитывается и, в кон­це концов, лишь благодаря случайности не только спа­сается, но даже выигрывает партию.

14... Фb6 15.Kf4+ Kph6 16.g4?

После 16.Фf7! g6 17.Ke6! Ф:e6 18.Ф:e6 g:f5 19.Kd5 Лe8 20.Фd6 Kpg7 21.Kc7 белые легко выигрывали. Теперь же игра переходит в эндшпиль.

16... g5!

Этот довольно очевид­ный ход белые просмотре­ли. Теперь их положение печально: одну фигуру они пожертвовали, другая их фигура атакована, гро­зит размен ферзей. Бе­лые находят относительно лучшее продолжение, ко­торое при правильной контригре дало бы им, од­нако, только некоторые шансы на ничью.

Ф:b6 a:b6 18.Лd1 Лg8?

Это и есть случайность! Из-за того, что чёрные не берут коня, белые опять, несмотря на упрощения, получают сильную атаку. Следовало играть 18...g:f4 с продолжением 19.g5+ Kpg7! 20.g:f6+ K:f6 21.Лg5+ Kpf7 22.e:f4 h6!, и белые должны очень бес­покоиться, чтобы не проиг­рать.

19.Kfd5 К:g4 20.Ке7 Лg7 21.Лd6+ Kph5 22.Лf3 Kgf6 23.Лh3+ Kpg4 24.Лg3+ Kph5 25.Kf5 Лg6 26.Ке7 g4?

Черные, по-видимому, думают ещё о выигрыше, между тем они должны были бы радоваться воз­можности ничьей через повторение ходов. Сомни­тельно, конечно, удовлет­ворились ли бы этим бе­лые, так как положение их опять очень сильно. На 26... Лg7 могло бы пос­ледовать 27.Kcd5!, и чер­ные не могут меняться на d5 ввиду мата в 2 хода: Лh6+ и Лh3х.

27.K:g6 Kp:g6? (правильно 27…h:g6!) 28.Л:g4+ Kpf7 29.Лf4 Kpg7 30.е5 Ке8 31.Ле6. Чёрные сдались.

В этой партии Капабланка упустил атаку, и она вновь получилась благодаря слу­чайности. Партия из того же турнира против Ильина-Же­невского окончилась для не­го не так благополучно: он не нашел правильного про­должения победоносной атаки м проиграл.

РЕНЕССАНС АТАКИ.

В следующих двух парти­ях атаку ведут лучшие ма­стера атаки в наше время Алехин и Боголюбов.

Алехин – Вольф

Пьештяни, 1922 г.

1.d4 d5 2.Kf3 c5 3.с4 c:d4 4.c:d5 Kf6 5.K:d4 а6 6.е4! К:е4 7.Фа4+ Cd7 8.Фb3 Кс5 9.Фе3 g6 10.Kf3! Фс7 11.Фс3! Лg8 12.Се3 b6 13.Kbd2 Cg7 14.Cd4 C:d4 15.Ф:d4 Сb5 16.C:b5+ a:b5 17.0-0 Ла4 18.b4 Фd8 19.а3 Kbd7 20.Лfe1 Kpf8 31.d6! Ке6. Конечно, нельзя брать пешку.

 

22.Л:е6!! Эта краси­вая жертва качества яв­ляется кульминационным пунктом атаки и делаетеёнеотразимой.

F:e6 23.Kg5 Фb8.

23...e5 не спасало партии: тогда белые вы­игрывали бы, продолжая 24.Фd5 Фе8 25.Ке6+ Kpf7 26.Кс7+ е6 27.Фf3+ т. д.

24.K:е6+ Kpf7 25.Kg5+ Kpf8.

Если бы черные отсту­пили королем на е8, то бе­лые продолжали бы атаку ходомЛе1.

26.Фd5! Лg7 27.Kе6+ Kpg8 28.K:g7+ Kp:g7 29.d:e7 Kf6 30.Ф:b5 Лa7 31.Ле1 Фd6 39.e8К+.

Чёрные упорно и непло­хо защищались, но спа­стись они не могут.

Бросается в глаза сход­ство с приведенной в на­шей статье партией Чи­горин – Поллок: проход­ная пешка е7 жертвуется в интересахбыстрейшегодостижения победы.

32... К:e8 33.Ф:е8 Ф:d2 34.Фе5+ Kpf7 35.h4 Л:а3? 36.Фе8+ Kpg7 37.Ле7+ Kph6 38.Фf8+ Kph5 39.Ле5+ Kpg4 40.Лg5+. Чёрные сдались.

Алехин разыграл дебют очень интересно и с боль­шим подъемом. Небольшую ошибку противника, ход 5...а6, он использовал образцо­во. Он не побоялся слабо­сти изолированной пешки d5, но сумел сделать её си­лой своей позиции.Свобод­ноот всяких шаблонов раз­вернулось его искусство к ве­дению атаки. Это показыва­ют четыре хода ферзем – все очень тонкие и чрезвы­чайно сильные. Например, Таррашу никогда не при­шло бы в голову, что в та­кой ранней стадии партии можно успешно атаковать одним ферзем! Потому что он – метод, Алехин – ин­туиция.

Четвертыйход ферзем (11. Фс3) явно показывает, что белые переиграли про­тивника, который уже ли­шился рокировки и возмож­ности целесообразного раз­вития. Эта типичная совре­менная партия – особенно характерна для стиля Але­хина. Как создание атаки, так и оригинальность поста­новки партии, и обилие вы­явленных тонкостей – всё здесь замечательно и до­стойно величайшего восхищения.

После того, как таким пу­тем позиция противника подготовлена к наступлению на неё, начинается класси­ческая часть партии – пря­мая атака на короля, кото­рую Алехин проводит с классическим искусством.

Боголюбов – Земиш

Пьештяни, 1922 г.

1.Кс3 c5 2.е4 е6 3.Kf3 а6 4.d4 c:d4 5.K:d4 Фс7 6.Сd3 Kf6 7.0-0 Се7 8.Kph1 b5 9.f4 d6 10.e5 d:e5 11.f:e5 Ф:е5 12.Фf3 Cd6 13.g3 Ла7 14.Cf4 Ф:d4 15.Се3 Сb7 16.С:d4 С:f3+ 17.Л:f3 Лс7 18.C:f6 g:f6 19.Ke4 Ce5 20.K:f6+ Kре7 21.Лаf1 С:b2 22.K:h7.

Стили игры Боголюбова и Алехина родственны лишь в основном – в том, что оба стремятся к атаке. Однако способы и пути ведения атаки у обоих различны. Игру Алехина характеризует изящество и тонкость, Бого­любова же – стремитель­ность и непосредственность. Дан­ную партию он с самого на­чала вёл в старинном стиле, напоминающем бурный гам­бит. Его не смутило, что противнику удалось рано разменять ферзей, – он продолжал атаку с неосла­бевающей энергией и пред­принял смелое пожертво­вание фигуры, рассчитать последствия которого было невозможно, и на которое Боголюбов решился, лишь руководствуясь своим чутьём атаки. А это чутье за последнее время у шах­матных маэстро в значи­тельной мере атрофирова­лось. Лишь у наших совре­менников, в особенности у Боголюбова, оно вновь проявляется с юношеской свежестью.

Следующая часть партии восхищает неудержимо со­крушающей деятельностью белых ладей. Атака очень трудна, но Боголюбов всё время находит сильнейшие ходы и, наконец, выигрыва­ет фигуру, а с нею и пар­тию. Тотчас же по оконча­нии партии некоторые из присутствовавших маэстро утверждали, что на стороне чёрных было преимущест­во, но при разборе пар­тии с Боголюбовым дока­зать это не удалось никому. Это говорит больше, чем длинные анализы. Белые вполне правильно поступи­ли, когда в надежде на свою изобретательность и силу жертвовали коня.

 

22... f5 23.Kg5 Cf6. Само собой разумеется, белые предусматривали, что их конь окажется за­пертым, и его необходимо будет жертвовать.

24.K:е6! Kр:e6 25.C:f5+ Kрd6 26.Се4 Сc3 27.Лd1+ Kрe5 28.Ле3 b4 29.Лd5+ Kpf6 30.Cd3 Kс6 31.Лf5+ Kpg7 32.Ле4 Лf7 33.Лg5+ Kpf8 34.Kpg2 Лh6 35.Сc4 Лg7 36.Лf5+ Лf6 37.Л:f6+ C:f6 38.Ле6 Kd4 39.Л:f6+ Kpe7 40.Л:а6 Лg5 41.h4. Чёрные сдал­ись.

Все напечатанные выше партии приведены мною только для иллюстра­ции высказанных в начале статьи мыслей. Они освеще­ны лишь со стороны веде­ния атаки, но я не ставил себе задачей дать полные комментарии к ним. Точно также и говоря о различ­ных маэстро, я не ставил себе целью дать исчерпывающие характеристики их, но отмечал лишь различия в их игре с точки зрения ведения атаки.

Тема велика, места мало.Поэтому я должен ограничиться наиважнейшим и коснуться лишьтех из великих мастеров, в ведении атакикоторых имеются какие-либо характерные осо­бенности. Мы видели эво­люцию атаки в разные эпо­хи. Мы видели её безраздельное господство в клас­сический период, мы вида­ли упадок её в следующие эпохи, – то вследствие осторожности,то вследст­виебоязливости, – видим современноенам блестя­щее возрождение её. Ста­ринныеидеалы эпохи бури и натиска опять заняли центральноеместо в шах­матном творчестве: быть может, мы увидим и Морфи наших дней, быть может, он уже среди нас. Нужно лишь поискать его».

 

ВЕНА, октябрь 1926 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: