«Общеизвестно, что для овладения стихией шахмат необходимо, прежде всего, уметь правильно оценивать позицию. Лишь тогда, когда шахматист вполне усвоил себе элементы оценки позиции, когда он уже в состоянии не только рассчитать варианты позиции, но и уяснить себе её требования, лишь тогда может он рассчитывать на дальнейшие успехи и стать даже мастером. Сухой шахматный «калькулятор» далеко не уйдет. Точный расчет, в сущности, необычайно труден, отнимает много времени и крайне неблагодарен.
Настоящий мастер уделяет гораздо меньше сил расчету, чем это принято думать, и в значительной мере полагается на свое чутье. Он приступает к точному расчету лишь тогда, когда чутье подсказывает ему, что в воздухе нависли комбинации.
Правильное понимание позиции необычайно важно. Это дается лишь опытом, отнюдь не врожденным чувством! Степень его зависит как от личных способностей, так и от усердия, с которым шахматист отдается своему искусству.
Словом — позиционное чутье можно в себе развить!
Для оценки позиции по чутью, прежде всего, требуется иметь представление об относительной ценности фигур. Каждый начинающий знаком, конечно, с абсолютной ценностью фигур, он знает, что ферзь равен двум ладьям, что слон и конь равноценны, что три пешки являются компенсацией за легкую фигуру. И всё же он знает ещё очень мало, так как эта абсолютная шкала ценностей служит лишь для первой грубой ориентировки в позиции! Ввиду того, что каждая позиция является комплексом из нескольких фигур, то очень редко случается, что эти фигуры действуют именно с той силой, которая приписывается им шкалой ценностей.
Обыкновенно фигуры мешают друг другу, нападают или защищают, занимают господствующее или скомпрометированное положение, так что их сила в данной боевой обстановке становится относительной и колеблется с каждым ходом. Позиционное чутьё и состоит в умении правильно определять относительную ценность фигур.
|
Относительная ценность фигур допускает бесконечные колебания, являет бесчисленные оттенки. Невозможно дать шкалу для ее определения, однако можно привести примеры, которые явятся отправными точками для выработки более или менее правильной оценки позиции.
К сожалению, рамки журнальной статьи лишают нас возможности подробно разработать эту обширную тему. Мы приведем примеры лишь на те, случаи, которые кажутся нам наиболее важными. Мы не коснемся случая «борьбы однородных фигур», который все же менее труден, и начнем сразу с «борьбы разнородных элементов». Шахматисту часто предстоит трудный выбор, когда представляется, возможность получить в результате какой-нибудь операции ту или иную компенсацию, и он не знает, даст ли эта операция выгоду или нет. Часто чрезвычайно трудно сделать правильный выбор. В этих случаях требуется большая логичность мышления и тонкое позиционное чутье. В дальнейшем мы займемся подобными случаями.
КОМПЕНСАЦИЯ ЗА ФЕРЗЯ.
Ферзь — сильнейшая фигура, за него возможны различные компенсации.
Обыкновенно считают его равным двум ладьям. Практика, однако, говорит за то, что две ладьи обыкновенно сильнее ферзя, хотя этого преимущества не всегда достаточно для выигрыша. Выигрыш возможен, например, в том случае, если ладьи содействуют продвижению проходной пешки.
|
В то время как ладьи почти всегда добиваются, в конце концов, превращения пешки в ферзя, ферзь с проходной пешкой выигрывает лишь в исключительных случаях. Двум ладьям обыкновенно удается сдвоиться позади проходной пешки и завоевать её или же, сдвоившись по горизонтали, препятствовать её продвижению. В этих случаях две ладьи настолько сильны, что они являются компенсацией даже за ферзя и две соединенные проходные пешки, если только им удалось сдвоиться позади пешек до того, как те успели продвинуться слишком далеко, и если им удалось отрезать неприятельского короля.
В практической партии часто представляется, возможность разменять ферзя за две ладьи и наоборот. Здесь очень важно представить себе дальнейшую обстановку и посмотреть, у кого будут лучшие перспективы — у ладей или у ферзя. Тот, кто отдает ладьи, должен помнить о том, что в общем две ладьи несколько сильнее ферзя при прочих равных условиях. Рассмотрим следующее положение:
Чигорин - Яновский
Карлсбад, 1907г.
Ход белых
Белые стоят плохо ввиду опасного положения короля. Кроме того, чёрные могут использовать линию «е». Бить на с7 нельзя: на С:с7 последует Лес8 с решающей связкой, после Ф:с7 у чёрных есть решающая комбинация — 1...СеЗ 2.Kрb1 Л:b2 3.Kр:b2 Фb4 4.Kpa1 C:f4, затем Се5, Лb8 и т. д. Чигорин решился поэтому сыграть:
1.Лhe1. Это предложение размена не приходится порицать, так как у белых всё равно плохое положение. Но если нет необходимости нападать на ферзя, вызывая размен, то не надо вообще помышлять об этом. Этот размен почти всегда выгоден для того, кто в конечном итоге остаётся с двумя ладьями, так как он почти всегда овладевает какой-нибудь открытой линией.
|
1... Ф:е1 2.Л:e1 Л:е1 3.Kpd2 Ле6.
Ладья по особым причинам отходит назад: слон с5 должен быть защищен хотя бы косвенным путем. Теперь угрожает Лd8 и т. д. Чёрные могли через несколько ходов форсировать выигрыш, однако упустили эту возможность, и белые сопротивлялись до 99- го хода. Затяжной эндшпиль пришел к следующему нужному для нас положению:
Пример беспомощности ферзя! Он должен сопровождать две — правда, разъединенные — проходные пешки, между тем как абсолютно невозможно взять барьер — 6-ю горизонталь. Тем временем неприятельская пешка «h» неудержимо продвигается. Чигорину удалось ещё отдать за пешку «h» обе свои пешки, но после этого решила партию пешка «g».
Нередко случается, что один из противников, овладев с самого дебюта атакой, связанной подчас с жертвами, получает возможность «выиграть» ферзя за две ладьи. В этих случаях выражение «выиграть» почти всегда уместно. Ладьи, которые должны заменить потерянного ферзя, обыкновенно ещё не развиты и не активны. Нападающий получает, как правило, возможность приобрести преимущество, пока подоспеют неприятельские ладьи. Обычно это преимущество выражается в завоевании пешек или же в комбинированной атаке ферзя и пешки. Следующая партия является классическим примером. Она игралась в международном турнире в Вене (1882 г.).
Чигорин - Мэкензи
1.е4 e5 2.d4 e:d4 3.Ф:d4 Кc6 4.ФеЗ g6 5.Cd2 Cg7 6.КсЗ d6 7.f4 Kge7 8.0-0-0 Се6 9.Кf3 Фd7 10. Kd5 0-0-0 11.СсЗ С:с3 12.Ф:сЗ Кb8 13.ФаЗ C:d5 14.e:d5 Фf5 15.g3 K:d5 16.Kd4 Фd7 17.Kb5 c6 18.K:a7+ Kpc7 19.Л:d5 c:d5 20.Cb5 Фе6 21.ФсЗ+ Крb6 22.Ле1 Кр:а7 23.Л:е6 f:e6 24.ФеЗ+ Кра8 25.ФаЗ+ Kа6 26.С:а6 b:а6 27.Ф:а6+ Kрb8 28.Фb6+ Крс8 29.b4 Лhe8 30.Фа7!, и белые выигрывают.
Заключительное положение поучительно и подтверждает сказанное выше. Преимущество белых выражается в лучшей позиции, а не в лишней пешке. Представим себе, что у белых нет пешек «а» и «g»,— они выиграли бы всё равно с такой же легкостью, так как комбинированная атака ферзя и пешки решает. Позиции, этого рода часто встречаются на практике. Их отличительные признаки: у нападающего обеспеченная позиция короля, активный ферзь и, обычно, проходная пешка на том фланге, где ведётся атака; защищающийся материально не слабее, но у него обнажён король, а его ладьи или не развиты или же обеспечены на пассивность, тогда как им, в первую очередь, необходимо заменить королю недостающие и прикрывающие его пешки. Нападающий почти всегда выигрывает.
Также довольно часто, но всё же реже, чем размен ферзя за две ладьи, встречается случай размена ферзя за ладью, легкую фигурзу и одну или две пешки. Здесь часто очень важно иметь в виду — является ли компенсирующая лёгкая фигурза слоном, или конем. Слон в этом случае, безусловно, сильнее. Если, кроме того, имеются две хорошие лишние пешки, а игра в остальном равна, то ферзь сверхкомпенсирован, и у обладателя Л+С+2 пешки явное преимущество. При соотношении Ф против Л+С+пешка шансы приблизительно равны, а против Л+K+пешка ферзь оказывается несколько сильнее. Достойно внимания, однако, что эти разменные операции редко предпринимаются без настоятельного к тому повода. По-видимому, причина заключается в том, что сила ферзя обычно переоценивается. Таким образом, на размен ферзя идут лишь в том случае, если он обещает прямую выгоду. Примеры, когда один из противников отдаёт ферзя за Л+K+пешку лишь для того, чтобы осложнить игру и сбить противника с проторенных путей, крайне редки.
Приведем пример, в котором в совершенно равном положении отдаётся ферзь за Л+С+пешку.