До сих пор партия ничего замечательного не представляет. Гамбит Эванса, который белые разыграли недостаточно сильно, и черные удержали пешку при хорошем положении. Для методиста путь черных к выигрышу теперь ясен: упрощать и упрощать игру до тех пор, пока лишняя пешка не приобретёт решающего значения. Когда Морфи играл эту партию, ему было всего 13 лет. Но партия эта показывает, что его склонность к атакам уже пробудилась и что его искусство к ведению атаки заметно улучшилось. Тактическое искусство, с каким он изящно и остро использовал шансы, которые дал ему противник своим ходом 15.Ф:а5 (лучше было 15.Ф:е5), достойно восхищения.
15... Фg5! Угрожая выиграть ферзя ходом Kf3+ и получая, таким образом, важный темп.
16.Крh1 Ce4! 17.f3 C:f3! 18.g:f3 Фg3 19.Кd2 Кf5 20.Лае1 Ф:h3+ 21.Kpg1 Лfе8 22.Лf2 Фg3+ 23.Kpf1 Kd3 24.Л:е8+ Л:е8 25.C:f7+ Kph8. Белые сдались.
Жаль, что гениальному Морфи сравнительно редко удавалось так искусно доводить партии до их логического конца. Большей частью противники его делали гораздо более грубые ошибки, чем белые в настоящей партии, и потому выигрыш, хотя бы и очень изящный, не требовал такой тонкости и мастерства в ведении атаки, как здесь. Уже играя 15...Фg5, чёрные должны были ясно учитывать все последствия дальнейшего пожертвования фигуры.
В наше время подобную игру можно наблюдать главным обраэом в партиях Алехина, который всегда стремится решить партию быстрейшим путем и средством для достижения цели охотнее избирает атаку, чем технику.
Теперь – партия Чигорина. Морфи, и Чигорин – наиболее яркие представители периода «непосредственной атаки».
Чигорин – Поллок
Нью-Йорк, 1889.
1.е4 е5 2.Кf3 Kc6 3.Сс4 Cc5 4.b4 C:b4 5.c3 Сс5 6.0-0 d6 7.d4 e:d4 8.c:d4 Сb6 9.Кс3 Ка5 10.Сg5 f6 11.Сf4 K:с4 12.Фа4+ Kpf7 13.Ф:c4+ Се6 14.d5 Cd7 15.Ke2 Фe8 16.a4 Кe7 17.Се3 Kg6 18.С:b6 c:b6.
|
Чигорин, играя гамбит Эванса,несравненнымзнатоком которого он был, получил сильноеатакующее положение.В игре черных особеннодостойно порицания то, чтоонине предупредили необходимости хода 18... cb. Теперь следует напряженная часть партия. Белые развивают атаку гигантскими шагами и, наконец, комбинацией стихийной силы уничтожают последнее сопротивление противника.
19.Фb4. Благодаря слабости d6 белые развертывают атаку широким фронтом.
19…Фе7 20.Кg3 Лhc8 21.Кd4 Лc5 22.f4 Лас8 23.Фd2 Лс4 24.Ке6 Kh4. Печальная защита от угрозы Kg3 – f5; очевидно, что черный конь стоит на h4 плохо и скоро должен будет отступить. Ничего лучшего, однако, не было.
25.Фе2 С:е6. Белые грозили Фh5+ и т. д.
26.d:e6+ Kpg8. Брать пешку, конечно, нельзя было. Например: 26…Ф:e6 27.Фh5+ Kg6 28.f5. 27.Фg4 Kg6 28.Кf5. Белые сильнейшим способом продолжают атаку против короля. Заманчивое h2 – h4 было слабее, так как тогда черные успевали очистить поле е7 для коня; именно этому препятствуют теперь белые.
28… Фс7 39.е7! Всё служит целям атаки на короля. Конь g6 связан, грозит страшное h2 – h4 – h5.
Однако многие мастера позднейшего «осторожного» времени едва ли решились бы лишить контакта с соседками эту далеко продвинутую проходную пешку, которая одна служит залогом победы.
29... Kpf7 30.Лаd1 Фc5+ 31.Kph1 Лc6. Это, ослабляет восьмую линию. Белые создают теперь гениальный прорыв.
32.е5!! Хватая быка за рога! Сильнейший пункт в лагере противника – е5. Белые атакуют его один раз, черные – четырежды. Прорвать неприятельский фронт в его, казалось бы, сильнейшем пункте – высшее мастерство ведения атаки. Чигорин идет на это, так как таким путем он достигает решающего открытия линий.
|
32...f:е5. После 32... d:e5 решало 33. Лd8. 33.К:d6+! Л:d6 34.f:e5+ Лf6 35.е8Ф+! Последнее звено!
35... Кр:е8 36.Фd7+ Kpf8 37.e:f6. Чёрные сдались.
Грандиозность замыслов Чигорина и энергия его атаки действуют чарующе: каждый ход дышит творческой силой и непреодолимой волей к победе!
Наоборот, сколько сановничьей размеренности слышится в одном высказанном в более позднее время замечании Тарраша: «Как Руссо не мог обходиться без мурлыкания своей кошки, которая всегда должна была находиться возле него, так я не могу играть в шахматы без королевского слона. В моем восприятии игра тогда мертва и пуста, в ней нет животворящих моментов, и я не могу создать никакого плана атаки».
Приведенную партию Чигорин с 12-го хода играл без королевского слона, – его атака была результатом вдохновения гения, но не продуктом метода.
УСЛОВНАЯ АТАКА.
Стейниц – Ласкер Матч 1894 г.
1.е4 е5 2.Kf3 Kc6 3.Cb5 Kf6 4.d3 d6 5.c3 Cd7 6.Ca4 g6 7.Kbd2 Cg7 8.Кс4 О-О 9.Ке3 Ке7 10. Сb3 с6 11.h4 Фс7 12.Kg5 d5 13.f3 Лad8 14.g4 d:e4 15.f:e4 h6 16.Фf3!.
Белые начали острую атаку, которую продолжают посредством правильного пожертвования фигуры. Если конь будет взят, то белые выигрывают, продолжая 17.h:g5 Kh7 18.Kf5!! g:f5 19.Фh3! и т. д.
Однако и в постановке партии, и в характере ведения атаки есть существенные отличия от классического стиля. Центр – более скромный, но зато и более прочный (13.f3!) – играет лишь роль базы для атаки на фланге. Самая атака не является попыткой сразу же сокрушить противника (гамбитный стиль), но заключается в позиционной игре. Своеобразной особенностью является отсрочка рокировки. Это - выжидательный момент. Таких элементов спокойствия в классическом штурме не было. Выбор сравнительно спокойного дебюта показывает, что белые лишь условно играют на атаку, сохраняя за собой возможность ведения позиционной игры. В противоположность классической непосредственной атаке здесь мы будем говорить об атаке условной. Само собой разумеется, такой стиль реже приводит к острым атакам, однако по сравнению с классическим стилем он обещает лучшие результаты: хотя меньше побед, но зато и меньше поражений.
|
16... Се8 17.Сс2 Kd7 18.Кh3 Кс5 19.Kf2 b5 20.g5 h5 21.Kf5!
G:f5?
На 19-м ходу черным лучше было сыграть f7-f6. Теперь принятие пожертвования ведет к быстрому проигрышу, между тем после 21...Кс8 черные еще могли оказать сопротивление.
22.e:f5 f6 23.g6 K:g6. Очевидно, вынужденно.
F:g6 C:g6 25.Лg1 е4.
Черные не играют сразу Kpg8 – h7, желая парировать 26.Л:g6 с последующим 27.d4+ и т. д. Белые всё же выигрывают две фигуры за ладью!
26.d:e4 Kph7 27. Л:g6! Kp:g6 28.Фf5+ Kpf7 29.Ф:h5+ Kpg8 30.Ф:с5. Чёрные сдались.
ОСАДА (УДУШЕНИЕ).
Тарраш – Марко
Вена, 1898 г.
Е4 е5 2.Kf3 Kf6 3.K:е5 d6 4.Kf3 K:е4 5.d4 Ce7 6.Cd3 Kf6 7. О-О О-О 8.h3 Се6 9.с4 с6 10.Kg5 Kа6 11.Kс3 Кc7 12.f4 h6 13.Kf3 Фс8 14.Фс2 Лb8 15.f5 Cd7 16.Cf4 b5 17.b3 с5 18.d5 b4 19.Kе2 а5 20.g4 Kh7 21.h4 Фd8 22.Сg3 а4 23.Kph1 Ла8 24.Лае1 Ке8 25.Kf4 Cf6
26.Kе6!
Эта партия опять совершенно другого характера, чем предыдущие. Собственно атаки здесь вообще нет; есть только приготовления и приготовления. Главная цель – взять противника измором, не давая ему возможности хорошего развития, не говоря уже об атаке. Всякая, хотя бы мельчайшая или даже только назревающая угроза тотчас старательно парируется, атака же предпринимается только тогда, когда противник методически доведён уже до совершенно беспомощного состояния. Предлагаемая партия является яркой иллюстрацией такой игры. Начало было разыграно совершенно бесцветно, чёрные могли получить приблизительно равную позицию (играя на 8-м или 9-м ходу d6 – d5), но не воспользовались этой возможностью. После этого в распоряжении белых оказывается большая часть доски, и они увеличивают находящееся в их обладании пространство до тех пор, пока противник не оказывается в таком положении, что ему уже почти нечем ходить. Для достижения этой цели белые, насколько возможно, избегают разменов фигур (13-й и 24-й ходы), отказываются даже от возможного ходом 18.d:c5 выигрыша пешки. Чёрным же приходится удовлетворяться лишенным всякого смысла передвижением фигур в собственном лагере, и они, в конце концов, попадают в такое положение, что белые решают партию путем остроумного, хотя и несложного, тактического манёвра. Если чёрные берут коня, то сразу решает 27.f:e6; поэтому чёрные должны отдать качество. После этого белые, на стороне которых теперь и материальный перевес, наносят, наконец решающий удар.
26... a:b3 27.а:b3 Фb6 28.K:f8 Kp:f8 29.g5 h:g5 30.h:g5 K:g5 31.Фh2 Kpg8 32.K:g5 C:g5 33.f6 g6 34.С:g6. Чёрные сдались.