Е4 е5 2.Kf3 Kс6 3.Сс4 Сс5 4.b4 C: b4 5.с3 Са5 6.0-0 Kf6 7.d4 0-0 8.d:e5 K:е4 9.Сa3 d6 10.e:d6 K:d6 11.Cb3 Cg4 12.h3 Ch5 13.Фd5 Cg6 14.Kе5 K:е5 15.Ф:a5.




До сих пор партия ничего замечательного не представляет. Гамбит Эванса, который белые разыграли недостаточно сильно, и черные удержали пешку при хорошем по­ложении. Для методиста путь черных к выигрышу теперь ясен: упрощать и упрощать игру до тех пор, пока лишняя пешка не приобретёт решающего значения. Когда Морфи играл эту партию, ему было всего 13 лет. Но партия эта показывает, что его склонность к атакам уже пробудилась и что его искусство к ведению атаки заметно улучшилось. Тактическое искусство, с каким он изящно и остро использовал шансы, которые дал ему противник своим ходом 15.Ф:а5 (лучше было 15.Ф:е5), достойно восхищения.

15... Фg5! Угрожая вы­играть ферзя ходом Kf3+ и получая, таким образом, важный темп.

16.Крh1 Ce4! 17.f3 C:f3! 18.g:f3 Фg3 19.Кd2 Кf5 20.Лае1 Ф:h3+ 21.Kpg1 Лfе8 22.Лf2 Фg3+ 23.Kpf1 Kd3 24.Л:е8+ Л:е8 25.C:f7+ Kph8. Белые сдались.

Жаль, что гениальному Морфи сравнительно редко удавалось так искусно доводить партии до их логического конца. Большей частью противники его делали гораздо более грубые ошибки, чем белые в настоящей партии, и потому выигрыш, хотя бы и очень изящный, не требовал такой тонкости и мастерства в ве­дении атаки, как здесь. Уже играя 15...Фg5, чёрные должны были ясно учиты­вать все последствия дальнейшего пожертвования фигуры.

В наше время подобную игру можно наблюдать главным обраэом в партиях Алехина, который всегда стремится решить партию быстрейшим путем и средством для достижения цели охотнее избирает атаку, чем технику.

Теперь – партия Чигорина. Морфи, и Чигорин – наиболее яркие представители периода «непосредственной атаки».

Чигорин – Поллок

Нью-Йорк, 1889.

1.е4 е5 2.Кf3 Kc6 3.Сс4 Cc5 4.b4 C:b4 5.c3 Сс5 6.0-0 d6 7.d4 e:d4 8.c:d4 Сb6 9.Кс3 Ка5 10.Сg5 f6 11.Сf4 K:с4 12.Фа4+ Kpf7 13.Ф:c4+ Се6 14.d5 Cd7 15.Ke2 Фe8 16.a4 Кe7 17.Се3 Kg6 18.С:b6 c:b6.

Чигорин, играя гамбит Эванса,несравненнымзнатоком которого он был, получил сильноеатакующее положение.В игре черных особеннодостойно порицания то, чтоонине предупредили необходимости хода 18... cb. Теперь следует напряженная часть партия. Белые раз­вивают атаку гигантскими шагами и, наконец, комбинацией стихийной силы уничтожают последнее со­противление противника.

19.Фb4. Благодаря слабости d6 белые развер­тывают атаку широким фронтом.

19…Фе7 20.Кg3 Лhc8 21.Кd4 Лc5 22.f4 Лас8 23.Фd2 Лс4 24.Ке6 Kh4. Печальная защита от угрозы Kg3 – f5; очевидно, что черный конь стоит на h4 плохо и скоро должен будет отступить. Ничего лучшего, однако, не было.

25.Фе2 С:е6. Белые грозили Фh5+ и т. д.

26.d:e6+ Kpg8. Брать пешку, конечно, нельзя было. Например: 26…Ф:e6 27.Фh5+ Kg6 28.f5. 27.Фg4 Kg6 28.Кf5. Белые сильнейшим способом продолжают ата­ку против короля. Заман­чивое h2 – h4 было сла­бее, так как тогда черные успевали очистить поле е7 для коня; именно этому препятствуют теперь бе­лые.

 

28… Фс7 39.е7! Всё служит целям атаки на короля. Конь g6 связан, грозит страшное h2 – h4 – h5.

Однако многие мастера позднейшего «осторожно­го» времени едва ли ре­шились бы лишить контакта с соседками эту далеко продвинутую проходную пешку, которая одна служит залогом побе­ды.

29... Kpf7 30.Лаd1 Фc5+ 31.Kph1 Лc6. Это, ослабляет восьмую линию. Белые создают теперь ге­ниальный прорыв.

32.е5!! Хватая быка за рога! Сильнейший пункт в лагере противника – е5. Белые атакуют его один раз, черные – четыреж­ды. Прорвать неприятель­ский фронт в его, казалось бы, сильнейшем пункте – высшее мастерство веде­ния атаки. Чигорин идет на это, так как таким пу­тем он достигает решаю­щего открытия линий.

32...f:е5. После 32... d:e5 решало 33. Лd8. 33.К:d6+! Л:d6 34.f:e5+ Лf6 35.е8Ф+! Последнее зве­но!

35... Кр:е8 36.Фd7+ Kpf8 37.e:f6. Чёрные сдались.

Грандиозность замыслов Чигорина и энергия его атаки действуют чарующе: каждый ход дышит творче­ской силой и непреодоли­мой волей к победе!

Наоборот, сколько сановничьей размеренности слы­шится в одном высказанном в более позднее время за­мечании Тарраша: «Как Руссо не мог обходиться без мурлыкания своей кошки, которая всегда должна была находиться возле него, так я не могу играть в шахматы без королевского слона. В моем восприятии игра тогда мертва и пуста, в ней нет животворящих мо­ментов, и я не могу создать никакого плана атаки».

Приведенную партию Чи­горин с 12-го хода играл без королевского слона, – его атака была результатом вдохновения гения, но не продуктом метода.

УСЛОВНАЯ АТАКА.

Стейниц – Ласкер Матч 1894 г.

1.е4 е5 2.Kf3 Kc6 3.Cb5 Kf6 4.d3 d6 5.c3 Cd7 6.Ca4 g6 7.Kbd2 Cg7 8.Кс4 О-О 9.Ке3 Ке7 10. Сb3 с6 11.h4 Фс7 12.Kg5 d5 13.f3 Лad8 14.g4 d:e4 15.f:e4 h6 16.Фf3!.

Белые начали острую атаку, которую продолжа­ют посредством правиль­ного пожертвования фигу­ры. Если конь будет взят, то белые выигрывают, продолжая 17.h:g5 Kh7 18.Kf5!! g:f5 19.Фh3! и т. д.

Однако и в постановке партии, и в характере веде­ния атаки есть существенные отличия от классиче­ского стиля. Центр – более скромный, но зато и более прочный (13.f3!) – иг­рает лишь роль базы для атаки на фланге. Самая ата­ка не является попыткой сразу же сокрушить против­ника (гамбитный стиль), но заключается в позиционной игре. Своеобразной осо­бенностью является отсроч­ка рокировки. Это - выжи­дательный момент. Таких элементов спокойствия в классическом штурме не было. Выбор сравнительно спокойного дебюта показы­вает, что белые лишь ус­ловно играют на атаку, сох­раняя за собой возмож­ность ведения позиционной игры. В противоположность классической непосредственной атаке здесь мы бу­дем говорить об атаке ус­ловной. Само собой разу­меется, такой стиль реже приводит к острым атакам, однако по сравнению с классическим стилем он обещает лучшие результа­ты: хотя меньше побед, но зато и меньше поражений.

16... Се8 17.Сс2 Kd7 18.Кh3 Кс5 19.Kf2 b5 20.g5 h5 21.Kf5!

G:f5?

На 19-м ходу черным лучше было сыграть f7-f6. Теперь принятие по­жертвования ведет к быст­рому проигрышу, между тем после 21...Кс8 черные еще могли оказать сопротивление.

22.e:f5 f6 23.g6 K:g6. Очевидно, вынужденно.

F:g6 C:g6 25.Лg1 е4.

Черные не играют сра­зу Kpg8 – h7, желая пари­ровать 26.Л:g6 с после­дующим 27.d4+ и т. д. Белые всё же выигрыва­ют две фигуры за ладью!

26.d:e4 Kph7 27. Л:g6! Kp:g6 28.Фf5+ Kpf7 29.Ф:h5+ Kpg8 30.Ф:с5. Чёрные сдались.

ОСАДА (УДУШЕНИЕ).

Тарраш – Марко

Вена, 1898 г.

 

Е4 е5 2.Kf3 Kf6 3.K:е5 d6 4.Kf3 K:е4 5.d4 Ce7 6.Cd3 Kf6 7. О-О О-О 8.h3 Се6 9.с4 с6 10.Kg5 Kа6 11.Kс3 Кc7 12.f4 h6 13.Kf3 Фс8 14.Фс2 Лb8 15.f5 Cd7 16.Cf4 b5 17.b3 с5 18.d5 b4 19.Kе2 а5 20.g4 Kh7 21.h4 Фd8 22.Сg3 а4 23.Kph1 Ла8 24.Лае1 Ке8 25.Kf4 Cf6

 

26.Kе6!

Эта партия опять совер­шенно другого характера, чем предыдущие. Собст­венно атаки здесь вообще нет; есть только приготов­ления и приготовления. Главная цель – взять про­тивника измором, не давая ему возможности хороше­го развития, не говоря уже об атаке. Всякая, хотя бы мельчайшая или даже толь­ко назревающая угроза тотчас старательно пари­руется, атака же предпри­нимается только тогда, ког­да противник методически доведён уже до совершен­но беспомощного состоя­ния. Предлагаемая партия является яркой иллюстра­цией такой игры. Начало было разыграно совершен­но бесцветно, чёрные могли получить приблизительно равную позицию (играя на 8-м или 9-м ходу d6 – d5), но не воспользовались этой возможностью. После этого в распоряжении белых ока­зывается большая часть до­ски, и они увеличивают на­ходящееся в их обладании пространство до тех пор, пока противник не оказы­вается в таком положении, что ему уже почти нечем ходить. Для достижения этой цели белые, насколько воз­можно, избегают разменов фигур (13-й и 24-й ходы), отказываются даже от воз­можного ходом 18.d:c5 вы­игрыша пешки. Чёрным же приходится удовлетворяться лишенным всякого смысла передвижением фигур в собственном лагере, и они, в конце концов, попадают в такое положение, что бе­лые решают партию путем остроумного, хотя и неслож­ного, тактического манёвра. Если чёрные берут коня, то сразу решает 27.f:e6; поэто­му чёрные должны отдать качество. После этого бе­лые, на стороне которых те­перь и материальный пере­вес, наносят, наконец реша­ющий удар.

26... a:b3 27.а:b3 Фb6 28.K:f8 Kp:f8 29.g5 h:g5 30.h:g5 K:g5 31.Фh2 Kpg8 32.K:g5 C:g5 33.f6 g6 34.С:g6. Чёрные сдались.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: