Предлагаемая сегодня вниманию читателей статья гроссмейстера Р. Шпильмана написана им в 1927 году специально для издававшегося тогда журнала «Шахматы». В популярном очерке автор хотел отметить исторически сложившееся постепенное угасание идеи атаки в первой четверти XX века и начавшийся затем новый ее расцвет.
«Большие шахматные битвы наших дней являются ярким свидетельством того, что идеи атаки получают дальнейшее углубление и развитие. Уже давно слышатся в публике жалобы на то, что стиль партий мастеров стал бесцветным. С тех пор как Гутмайер в своих многочисленных писаниях стал отрицать почти у всех современных маэстро всякий дух предприимчивости и активности и назвал их декадентами, эта тема вообще выдвинулась на первый план. Как же в действительности обстоит дело с декадентством? Я попытаюсь в последующем изложении несколько осветить этот столь горячо дебатируемый вопрос. Гроссмейстеры! Гроссмейстерский стиль! Под этим парадоксальным обозначением шахматная публика разумеет часто такую манеру борьбы, которая лишена каких-либо пламенных идеалов победы, которая заключается в заботе исключительно о своей собственной безопасности и смотрит смело в глаза лишь «ничейной смерти». Нельзя отрицать, что успехи теории мало-помалу поставили шахматную игру на научный базис, и что интуиция, индивидуальность стали играть значительно меньшую роль, чем это имело место приблизительно полсотни лет тому назад. Однако специалист, правильно установивший причины, вследствие которых стиль игры постоянно изменяется, должен также признать, что этим «причинам», к сожалению, слишком охотно и слишком далеко идут навстречу.
|
Шахматная игра, остававшаяся в течение столетий в зачаточном, можно сказать, детском состоянии, за относительно короткоевремядостигла пышного расцвета и в лице Морфи дала гениальнейшего мастера атаки всех времен. Морфи значительно превосходил своих современников, но в смысле характера игры он был в полном смысле слова сыном своего времени. Все его современники были одушевлены тем же бурным духом атаки, – он был лишь лучшим полководцем среди них и потому мог легче и чаще осуществлять свою волю. После его заката, последовавшего за апогеем славы, Андерсен стал защищать знамя, и им был заложен краеугольный камень великого переворота. Появился Стейниц и выдвинул так называемую позиционную игру. Он открыл недостатки безоглядной игры на атаку и учил атаке после разумного построения игры, атаке, которая не обязательно имеет в виду неприятельского короля, но прежде всего, исходит из того, чтобы использовать маленькие слабости позиции противника. Более длинный и, особенно в те времена, менее оберегаемый ферзевый фланг давал гораздо больше возможностей атаки, чем королевский фланг. Отсюда – ферзевый гамбит. Черными Стейниц выигрывал многие партии вообще путем только одной защиты гамбитной пешки. Таким образом, ему удалось практически доказать, что стиль периода Морфи - Андерсена слишком рискован и не может служить залогом длительного успеха. Это стало, доказанным особенно наглядно тогда, когда Стейницу удалось дважды повергнуть гениального Чигорина, последнего рыцаря классической эры. Различие между этими двумя мастерами заключалось не в превосходстве одной индивидуальности над другою (как, например, между Морфи, и Андерсеном), но главным образом в том преимуществе, которое давал более экономичный стиль.
|
Едва, таким образом, прямой атакующий стиль уступил место позиционному, как появился Тарраш с проповедью новых принципов борьбы. Если проследить эти принципы по партиям Тарраша, то станет ясным, что здесь нет духа атаки. Медленно, страшно медленно, как бы подкрадываясь, движутся войска в бой. Их девиз – уклоняться, где только возможно, от открытого боя, и лишь осаждать противника, блокировать и ждать, пока истощатся его жизненные средства, пока выйдет вода и воздух, и тогда его медленно задавить. Этот метод долгое время пользовался чрезвычайным успехом. Противники или теряли терпение и истекали кровью в несвоевременных вылазках, или оставались пассивными и подвергались удушью. Эпоха героической наступательной войны миновала, осторожный «гроссмейстерский стиль» развивался все дальше и, наконец, достиг своего апогея в Капабланке.
Но раньше ещё этот период был прерван появлением своеобразнейшей и величайшей индивидуальности в лице Ласкера. В этом мастере соединилосьвсе,что дало шахматное искусство от Морфи до Капабланки. Хотя многие из его партий при переигрывании и производят на шахматных профанов впечатление сухих, тем не-менее в нём, несомненно, много духа атаки. Это проявляется у него главным образом в контратаке. Поэтому у Ласкера никогда не было стремления стеснять и стеснять своего противника в стиле Тарраша, наоборот, – он всегда любил полную, содержательную игру; он предпочитал предоставить противнику относительно лучшие шансы, чем самому лишиться некоторых возможностей атаки. Отразить с величайшим мастерством неприятельские атаки и потом быстро создать контрудар – в этом центр тяжести искусства Ласкера У Капабланки, выступившего позднее, стремления к атаке слабо выражены. Острые, живые атакующие положения ему совершенно не по душе. Он умеет в совершенстве защищаться, и именно этой своей способности он обязан большей частью своих успехов, сам же он ведет атаку лишь при особо благоприятных обстоятельствах. Партия, проигранная им на московском турнире 1925 г. Ильину-Женевскому, ясно показывает, что во время бурного течения партии чемпион мира не чувствует себя в своей стихии. И особенно радостно, что теперь, после столь долгого периода упадка агрессивности, современные мастера вновь провозглашают лозунг: «Атака! Атака!». Оба вождя современности, Алехин и Боголюбов – вдохновенные, блестящие мастера атаки в духе Морфи. Что их партии не так часто, как партии Морфи, заканчиваются среди грома и молнии блестящими комбинациями с пожертвованиями, – объясняется высоким уровнем техники нашего времени, которая по сравнению с временами Морфи сделала колоссальные шаги вперед и теперь в значительной мере усвоена сравнительно слабыми игроками. Поэтому атака большей частью следует путём Стейница и реже проявляется в прямом штурме короля. Но дух атаки здесь: после долгой зимней спячки он пробудился к новой жизни и славе. Под его солнцем шахматная игра опять волшебно расцветает, привлекает к себе толпы новых друзей и поклонников и идет навстречу будущему в качестве народной игры, как это уже имеет место в России.
|
В качестве иллюстраций к сказанному нам послужат следующие партии.
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ АТАКА.
Такая атака характерна не для отдельных мастеров, а для долгой эпохи, славнейшими представителями которой были Морфи, Андерсен, Чигорин и некоторые другие. Тогда безраздельно господствовала мысль об атаке, и прежде всего – об атаке против короля. Следующие две партии приведены не как лучшие, относящихся к этой эпохе. Найти таковые было бы очень трудно, и мнения об этом неизбежно были бы очень субъективны. Но они, во всяком случае, типичны, и этого для наших целей достаточно.
Мак-Коннель – Морфи
Нью-Орлеан, 1850г.