Образование
Ключевые проблемы отрасли:
– значительная часть выпускников школ округа поступает в инорегиональные образовательные учреждения;
– образовательные интересы абитуриентов не всегда соответствуют потребностям рынка труда;
– недостаточное взаимодействие и согласованность различных уровней системы профессионального образования в решении стратегических задач социально-экономического развития округа, что приводит к наличию деформированной структуры и объемов подготовки кадров по уровням образования;
– недостаточно активное участие и уровень заинтересованности работодателей округа в адаптации образовательным программ к особенностям их деятельности, в определении направлений и тем научных исследований, курсовых и дипломных работ, в организации раннего трудоустройства, создании базовых кафедр и пр.;
– проблемы в обеспеченности учебных заведений научно-педагогическими кадрами.
Стратегической целью в развитии системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2036 г. с перспективой до 2050 г. должно стать достижение и сохранение доступности качественного образования на основе цифровой трансформации отрасли, подготовки конкурентоспособных кадров для обеспечения требований инновационного развития экономики, актуальных потребностей общества и жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Задачисоциально-экономического развития образования:
‒ создание условий для подготовки конкурентоспособных граждан в соответствии с социально-экономическими потребностями автономного округа;
‒ обеспечение «цифровой зрелости» отрасли образования;
‒ достижение качества образования на уровне не ниже мирового;
|
‒ повышение эффективности реализации молодежной политики;
‒ обеспечение цифрового единства образования и науки для перехода на DDM (управление, основанное на данных);
‒ создание малых инновационных предприятий на базе образовательных организаций среднего профессионального образования;
‒ создание материально-технической базы для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей в школах, расположенных в сельской местности и малых городах;
‒ внедрение программ воспитания в образовательные программы всех уровней;
‒ обеспечение возможностей изучения предметной области «технология» и других предметных областей на базе организаций, имеющих высокооснащенные ученико-места, в т.ч. детских технопарков «Кванториум», а также создание детских технопарков;
‒ участие детей в открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию;
‒ обновление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом в образовательных организациях, расположенных в сельской местности;
‒ создание центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе участвующих в создании научных и научно-образовательных центров мирового уровня;
‒ проведение конкурсов, направленных на развитие добровольчества в школах, повышение уровня мотивации школьников и педагогов к участию в волонтерской деятельности.
|
Долгосрочными приоритетами (перспективами) социально-экономического развития сферы образования можно назвать следующие:
1. Создание условий для внедрения современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания цифровой платформы.
2. Внедрение обновленных примерных основных общеобразовательных программ, их мониторинг.
3. Оценка качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.
4. Внедрение программ профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс, с учетом продолжительности программ не более 6 месяцев.
5. Обновление информационного наполнения и функциональных возможностей открытых и общедоступных информационных ресурсов (официальных сайтов в сети Интернет) всех образовательных организаций, реализующих основные и (или) дополнительные общеобразовательные программы.
6. Предоставление возможностей обучающимся 5–11 классов освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения.
|
7. Реализация программ профессиональной переподготовки руководителей образовательных организаций по внедрению и функционированию в них целевой модели цифровой образовательной среды.
8. Создание сети центров непрерывного повышения профессионального мастерства и квалификации педагогов.
9. Создание центров (сообществ, объединений) поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений.
10. Создание и внедрение системы социальной поддержки граждан, систематически участвующих в добровольческих (волонтерских) проектах.
В области образования реализация Стратегии предусматривает достижение следующих показателей:
1. Доступность и охват дошкольного образования составит к 2036 году 100% для всех детей дошкольного возраста.
2. Доля организаций, реализующих общеобразовательные программы в сетевой форме составит в 2036 году 75,5%, в 2050 году – 77%.
3. Доля выпускников СПО, получивших работу по специальности составит в 2036 году 77,5%, в 2050 году – 85%.
Здравоохранение
Ключевые проблемы отрасли:
– замедление темпов естественного прироста населения, волатильность миграционного прироста; наметившиеся признаки снижения рождаемости, тенденция снижения численности женщин фертильного возраста;
– недостаточный уровень цифровой грамотности работников сферы здравоохранения.
Формирование и реализация в округе программы, проектов и мероприятий обусловлено следующими территориальными и демографическими особенностями региона.
Во-первых, диспропорции в доступности медицинских услуг ввиду низкой плотности населения, отдалённости, разбросанности и труднодоступности населенных пунктов, сезонности функционирования транспортных путей (наличие водных преград, болот), отсутствие и недостаточная развитость транспортной инфраструктуры. В таких условиях актуальным является дальнейшее развитие в регионе направления телемедицины, а также создание условий для повышения мобильности медицинских услуг.
Во-вторых, относительно положительная динамика убыли населения, рождаемости. Это обуславливает необходимость завершения процедур ввода в эксплуатацию Сургутского центра материнства и детства, крупнейшего центра в регионе, рассчитанного на 10 тыс. родов и обеспечивающего комплексные специализированные и высокотехнологичные услуги в сфере сопровождения деторождения, передового лечения и профилактики внутриутробных заболеваний, неонатальной хирургии.
В-третьих, рост (более чем в 2 раза) лиц пенсионного возраста, следствием чего является рост сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, инвалидности и смертности. Это диктует необходимость реорганизации коечного фонда в соответствии с потребностями населения, открытия паллиативных и геронтологических коек.
Для обеспечения устойчивого развития округа необходимо принимать во внимание новые комплексные и более эффективные подходы к обеспечению здоровья и благополучия населения – междисциплинарные подходы, которые охватывают и другие сферы, оказывающие непосредственное влияние на здоровье (качество городской среды, уровень медицинской грамотности, подготовка специалистов, вопросы социального обеспечения и другие).