Ключевые проблемы отрасли:
– высокая стоимость покупки и аренды торговых площадей; высокая чувствительность арендных ставок на коммерческую недвижимость к экономической ситуации (возможны резкие взлеты и падения стоимости);
– низкий спрос в сегментах выше среднего;
– высокая чувствительность спроса к общеэкономической ситуации, резкое снижения в результате действия негативных факторов (санкции, падение стоимости нефти, эпидемии);
– высокие затраты бизнеса на исполнение требований законодательства;
– снижение реальных располагаемых денежных доходов;
– более длительный отопительный период (он радикально повышает долю затрат на отопление в себестоимости производимых товаров);
– низкий уровень организации логистики, недостаток современных оптовых продовольственных рынков, распределительных центров и иных объектов оптовой дистрибуции;
– низкая доля присутствия югорской продукции в общем ассортименте реализуемой продукции;
– слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли и большим количеством посредников в товаропроводящей цепи;
– невысокая доля присутствия товаров местных производителей на полках предприятий сетевого формата;
– недостаточно сформированная конкурентная среда в некоторых сферах торговли, а также в целом ряде муниципальных образований;
– отсутствие единого информационного пространства;
– недостаточный уровень правовой грамотности и культуры в сфере торговли как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей;
– недостаточная квалификация кадров и культура обслуживания.
В качестве стратегической цели развития сферы торговли и общественного питания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры выступает всестороннее развитие сектора услуг торговли, общественного питания и бытовых услуг как важнейшего фактора повышения качества жизни населения, а также как одного из направлений развития малого и среднего бизнеса и точки диверсификации и роста экономики Югры.
|
Для устойчивого развития и достижения поставленной стратегической цели необходимо решение следующих приоритетных стратегических задач:
1. Устранение недостаточной эффективности и чрезмерности государственного регулирования торговой отрасли: усиление системности в действующей нормативной правовой базе, регулирующей отношения в сфере торговли; устранение избыточности правового регулирования отдельных аспектов торговой деятельности; недостатков в организации и осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора) в сфере торговли и общественного питания.
2. Повышение уровня обеспеченности населения торговыми площадями и посадочными местами в объектах общественного питания в отдельных муниципальных образованиях.
3. Разработка и реализация комплексных мер по контролю за качеством товаров и услуг, по стимулированию маркетинговых исследований в сфере торговли и общественного питания.
4. Развитие системной поддержки изготовления и процессов реализации товаров под брендами Югры.
5. Разработка и внедрение организационных инноваций, логистических решений и новых типов кооперации с поставщиками.
6. Поддержка реализации проектов, связанных с созданием современных логистических центров.
|
7. Содействие конкуренции, а также развитию малого и среднего бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
8. Содействие дальнейшему развитию инфраструктуры торговли и услуг при формировании Сургутской и Нижневартовской агломераций.
9. Создание консалтинговых структур в сфере маркетинга и изучения потребительских рынков.
В ходе реализации Стратегии в области торговли и общественного питания планируется достижение следующих ключевых показателей:
1. 1. Оборот розничной торговли на душу населения увеличится с 258 тыс.руб. в 2020 году до 571 тыс.руб.в 2036 году и до 933 тыс.руб. в 2050 году.
2. 2. Оборот общественного питания на душу населения вырастет с 18,3 тыс.руб. в 2020 году до 40 тыс.руб. в 2036 году и до 66 тыс.руб.в 2050 году.
3. Маркетплейс и интернет торговля.
Бытовые услуги
Ключевые проблемы отрасли:
– недостаточность действующих нормативно-правовых документов в области предоставления бытовых услуг на всех уровнях управления;
– дифференциация в уровне обеспеченности бытовыми услугами в различных муниципальных образованиях округа;
– износ основных фондов предприятий бытовых услуг.
В качестве приоритетных стратегических задач данного направления следует обозначить следующие:
1. Реализация мер по совершенствованию нормативных правовых актов автономного округа, направленных на дальнейшее совершенствование нормативов обеспеченности населения бытовыми услугами, совершенствование нормативных документов, регулирующих взаимоотношения между потребителями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по предоставлению бытовых услуг, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с целью создания условий для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов, единые механизмы правового регулирования и саморегулирования рынка платных услуг, торговли и общественного питания, устранение административных барьеров, препятствующих развитию деятельности.
|
2. Модернизация и диверсификация сферы бытовых услуг.
Необходимо расширять ассортимент предоставляемых услуг, организовывать многофункциональные центры их предоставления. Создание условий для повышения качества подготовки кадров, повышения профессионализма и качества выполняемых работ. Повышение уровня конкуренции. Увязка бытовых услуг с культурной и креативной сферами (конкурс парикмахерского искусства), с досуговой и сферой общественного питания и пр.
3. Обеспечение всех населенных пунктов стандартным набором базовых услуг в требуемом количестве.
Для обеспечения бытовыми услугами отдаленных поселений, целесообразным представляется развитие практики применения мобильных формы (передвижных услуг ремонта, фотосалонов, различного вида ателье и пр.).
4. Модернизация основных фондов предприятий бытовых услуг.
5. Реализация мер по повышению конкуренции в сфере бытовых услуг.
Организация конкурсов профессионального мастерства, предоставление грантов и льгот предприятиям, обеспечивающим наиболее высокий уровень качества обслуживания.
В этой связи необходимо создать систему мониторинга качества бытовых услуг, а также проводить опросы среди жителей на предмет их удовлетворенности качеством и перечнем предоставляемых им бытовых услуг. Важно учитывать потребности и пожелания жителей.
В ходе реализации Стратегии в области бытовых услуг планируется достижение следующих ключевых показателей:
объем бытовых услуг на душу населения вырастет с 4,6 тыс. руб. в 2020 году до 10,2 тыс. руб. в 2036 году, 16,7 тыс. рублей – в 2050 году.