Для формирования сценариев были использованы исходные условия, разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации. На основе проведенного анализа социально-экономического развития округа, с учетом глобальных и российских трендов был внимательно рассмотрен и всесторонне обсужден перечень возможных направлений развития округа. В результате были сформулированы следующие ключевые направления развития.
Первое направление – условное название «Созидательная инерция» – сохранение современного статус-кво и повышение эффективности действующих производств. Здесь стоит задача сохранить действующую структуру экономики, но при этом повысить ее эффективность.
Второе направление – условное название «Ресурсная диверсификация» – диверсификация промышленности в пользу добычи новых полезных ископаемых, с упором на ресурсы, составляющие основу для индустрий 4.0. В этом случае основные усилия должны быть направлены в сторону расширения использования тех богатых ресурсов, которые есть в округе, в первую очередь за счет активизации частных инициатив и частного интереса к их разработке. Возможность превращения Ханты-Мансийска или Сургута в центр освоения нерудных полезных ископаемых страны.
Третье направление – условное название «Креативное» – поддержка развития высшего образования, науки и инноваций. Здесь стоит задача трансформировать округ в научно-образовательный инновационный центр через развитие системы высшего профессионального образования, формирование инфраструктуры поддержки, развития и коммерциализации науки. Основная задача – притяжение талантов, неординарных инициативных творческих людей.
|
Четвертое направление – условное название «Душа Сибири» – развитие туризма этнического, экологического и экзотического. Это направление важное в первую очередь для развития внутреннего туризма, досуга для округа, взаимодополняет первые три и одновременно является самостоятельным.
Пятое направление – условное название «Гибридное» – сочетание в различных пропорциях разноплановых инициатив и направлений.
На основе анализа возможностей и перспектив этих направлений были сформированы три сценария развития для планирования Стратегии:
о птимистический – высокий экспортный спрос на корневые продукты, макроэкономическая и курсовая стабильность, одновременная диверсификация промышленности и развитие новых креативных индустрий, повышение конкурентоспособности высшего образования, развитие науки и инноваций, развитие туризма;
базовый – сохранение производственной специализации, фокусировка на повышении эффективности действующих производств;
пессимистический – усиление трансуглеродного регулирования, сужение традиционных экспортных рынков и снижение цен на углеводороды, растущее технологическое отставание, сокращение социальных расходов.
Приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономического развития автономного округа, согласованные со стратегическими целями и задачами развития Российской Федерации
Видение Югра-2050:
открытый, стабильный, экономически самодостаточный, хорошо известный в стране и мире регион с мощной, диверсифицированной и органично интегрированной в технологии четвертой промышленной революции креативной инновационной экономикой, вносящей существенный вклад в решение национальных задач и целей, мощный драйвер развития страны, уникальный центр притяжения талантов, неординарных, целеустремленных и волевых людей с предпринимательским характером, центр самопознания, воспитания и самореализации. Энергетический центр страны и центр насыщения природной, духовной энергией Сибири.
|
Миссия Стратегии-2050
В мире:
мировой признанный научно-образовательный центр, вносящий существенный вклад в глобальные цели устойчивого развития в части «новой», «зеленой», «водородной» энергетики; обеспечение рациональных моделей потребления и производства; борьбы с изменением климата и его последствиями; восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное управление лесами.
В стране:
лидерская креативная территория, эталонная по стандартам качества жизни, вносящая существенный вклад в решение национальных задач и целей, мощный драйвер развития страны в части новых технологий и компетенций в сфере генерации и транспортировки энергии.
Для населения:
единение с уникальной природой, сохранение и приумножение духовных и культурных российских ценностей: семья, вера, сплоченность, родина и справедливость; эффективная самореализация, найти и понять себя, создать семью, обрести надежных друзей и реализовать свою мечту.
Стратегическая цель
Обеспечение высокого качества человеческого капитала на основе достижения современных мировых стандартов качества жизни, формирования мощной, динамичной, устойчивой, глобально-конкурентоспособной, социально ориентированной инклюзивной экономики и здоровьесбережения.
|
В настоящей Стратегии предлагается обеспечить преемственность и развитие ключевых положений целевой модели Стратегии-2030 («Человеческий капитал», «Умная» экономика», «Здоровая» экология») (см. рис. 4). Приоритет «Человеческий капитал» предлагается сделать центральным элементом новой целевой модели. А также дополнить модель следующими компонентами: «Качество жизни», «Креативная» экономика, «Здоровьесбережение».
Развитие ключевых идей, видения, миссии, целей и принципов Стратегии:
Рис. 4. Развитие модели Стратегии
В Стратегии-2050 предлагается особо выделить приоритет качества жизни, трансформировать приоритеты «Умная экономика» и «Здоровая экономика» в приоритет «Креативная экономика» и «Здоровьесбережение» соответственно, предусмотрев следующее содержательное их развитие.
Содержание приоритета «Человеческий капитал»: «Компетентный человек – Развитие традиционных семейных ценностей – Солидарное общество – Культурно-нравственный капитал» предлагается дополнить «Талантливый, Креативный – Инициативный гражданин – Инклюзивный капитал».
Элементы приоритета «Человеческий капитал»: «Здоровье и долголетие – Образование – Инвестиции в человеческий капитал» дополнить новыми важными составляющими: «Уровень жизни – Цены и тарифы – Занятость – Соцзащита – Культура – Физкультура – ЖКУ – Жилье – Дорожно-транспортная инфраструктура – Безопасность – Социальный климат», выделить в отдельный – «Качество жизни».
Приоритет «Умная экономика» трансформировать в «Креативная экономика», добавив в политики «Умная нефть» – Развитие несырьевых видов деятельности – Высокопроизводительные рабочие места – Снижение инфраструктурных ограничений роста» новые «Индустрии 4.0 – Водородная энергетика – Наукоемкие секторы – Диверсифицированная экономика».
Приоритет «Здоровая» экология» преобразовать в «Здоровьесбережение», добавив в действующие политики «Зеленая промышленность – Экологический и этнографический туризм – Зеленая наука» новые «Здоровое питание – Собственные доступные и качественные продукты – Здоровый образ жизни» (см. рис. 5).
Рис. 5. Содержательные аспекты развития модели Стратегии
Важно отметить, что новая модель Стратегии органично связана с Национальными целями Российской Федерации, что позволит обеспечить дополнительные синергические эффекты за счет синхронизации и взаимодополнения федеральных стратегических инициатив субъектовыми, а также существенно упростит интеграцию программ и проектов Югры в профильные общероссийские инициативы (см. рис. 6).
Рис. 6. Взаимосвязь модели Стратегии с Национальными целями Российской Федерации
Важным преимуществом Стратегии-2050 является тесная взаимосвязь и преемственность приоритетов со Стратегией-2030 (Таблица 2).
Таблица 2 - Взаимосвязь и преемственность приоритетов Стратегии – 2030 и Стратегии – 2050