Ключевые проблемы отрасли:
– слабое развитие конкуренции среди негосударственных поставщиков социальных услуг;
– большое количество семей и детей, находящихся в социально опасном положении;
– привлечение получателей социальных услуг к оформлению социального контракта.
Долгосрочные приоритеты в направлении социального развития и социальной защиты населения определены национальным проектом «Демография», подпрограммами «Старшее поколения» и «Финансовая поддержка семей при рождении детей», также выполнением государственных программ «Социальное демографическое развитие» и «Доступная среда».
Приоритетными задачами на долгосрочную перспективу остаются:
– устойчивое демографическое развитие, получение государственной поддержки семьями с детьми;
– осуществление адресной социальной поддержки;
– доступное социальное обслуживание жителям Югры;
– повышение эффективности, информационной открытости отрасли с привлечением представителей гражданского общества, а также развитие кадрового потенциала;
– определение потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах, услугах ранней помощи, получении услуг в рамках сопровождаемого проживания;
– формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости, включая сопровождаемое содействие занятости, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, включая организацию сопровождения при содействии занятости инвалидов; развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов), в том числе ранней помощи и сопровождаемого проживания;
– формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативно-правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи и сопровождаемого проживания, с учетом лучшего отечественного и иностранного опыта;
|
– формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми;
– определение потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах, услугах ранней помощи;
– развитие волонтерского движения.
В области здравоохранения реализация Стратегии предусматривает достижение следующих показателей:
1. Численность врачей на 10 000 чел. населения составит в 2036 году 56 чел.
2. Число больничных коек на 10 000 чел. населения составит в 2036 году 90.
3. Число фельдшерско-акушерских пунктов достигнет в 2036 году 96 единиц.
Культура
Ключевые проблемы отрасли:
– запланированное снижение финансирования, которое может повлечь невыполнение запланированных показателей;
– материально-техническая оснащенность большинства учреждений культуры остается на невысоком уровне;
– дефицит площадей для хранения и исследования как новых, так и старых музейных коллекций, что ведет к ухудшению условий содержания историко-культурного наследия и, как следствие, к его постепенной физической утрате и увеличению расходов на реставрацию.
В перспективе до 2050 года, в соответствии с национальными приоритетами, в округе планируется укрепление единого культурного пространства автономного округа, создание комфортных условий и равных возможностей доступа населения к культурным ценностям, цифровым ресурсам, самореализации и раскрытия таланта каждого жителя автономного округа, сохранение культурной самобытности и создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ и услуг для развития и реализации культурного и духовного потенциала жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
|
Культурную сферу необходимо рассматривать как ключевой фактор развития человеческого капитала, как один из важнейших «внутренних» ресурсов округа в современном мире. В этой связи нужно выделить несколько приоритетных направлений ее развития.
1. Повышение привлекательности культуры Югры как для местных жителей, так и для жителей других регионов, выявление и продвижение локальных брендов, в том числе:
– выявление тех форм культурной деятельности и культурных услуг, которые наиболее востребованы жителями округа – потенциальными потребителями этих услуг;
– формирование пакета таких услуг для внедрения в повседневную практику учреждений культуры;
– выявление тех ресурсов и локальных брендов, которые интересны жителям и имеют потенциал устойчивого спроса и развития;
– выявление тем и форматов для масштабных событий, которые станут центральными для округа и потенциально привлекательными для жителей других регионов.
2. Модернизация материальной базы учреждений культуры Югры (обновление фондов), решение проблемы обеспеченности жителей Югры культурными учреждениями (приведение показателей в соответствие с нормативами).
|
3. Повышение качества кадрового потенциала в культурной сфере, в том числе:
– привлечение и подготовка новых, молодых, квалифицированных кадров;
– повышение квалификации и профессиональная переподготовка имеющихся кадров.
В рамках реализации первой задачи необходим комплекс мер по привлечению новых кадров в отрасль: обеспечение кадров заработной платой, мотивация, предоставление возможности профессионального роста, создание внутри отрасли системы постоянного повышения квалификации и воспроизводства кадров.
Необходимо осуществлять взаимодействие с вузами и организациями, оказывающими образовательные услуги в сфере культуры. Также необходимо проведение краткосрочных стажировок для работников культуры в российских и зарубежных организациях, реализующих наиболее успешные проекты в сфере культуры.
4. Развитие малого предпринимательства (творческих индустрий) в сфере культуры.
5. Использование кластерных технологий объединения учреждений культуры в креативные кластеры, приведет к созданию благоприятного взаимодействия креативных индустрий и отраслей вне креативных индустрий, способствуя тем самым увеличению маркетинговых инноваций и появлению уникальных конкурентоспособных продукций, будет способствовать росту деловой активности, улучшению инвестиционного климата в регионе, развитию социальных, экономических, информационных и интеграционных систем, что, в свою очередь, даст импульс для более интенсивного роста предпринимательских инициатив.
6. Дальнейшее развитие мобильных форматов и ИКТ в сфере культуры с целью повышения доступности услуг культуры в округе.
7. Повышение доступности услуг сферы культуры для жителей округа.
8. Развитие и сохранение культуры коренных народов Севера может послужить основой для расширения и популяризации этнотуризма в округе, что позволит привлекать дополнительные средства в бюджет округа за счет растущего количества туристов. Уже сейчас насчитывается 32 этнографических тура, программ и маршрутов, реализуемых на этнографических стойбищах и территориях традиционного природопользования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Дальнейшая работа в этом направлении позволит и сохранить культурные, исторические традиции коренных народов округа, и сделать его более привлекательным для туристов.
9. Развитие интерактивных цифровых экскурсий по местам проживания коренных малочисленных народов Севера позволит познакомить с бытом и культурой коренных малочисленных народов Севера как жителей округа, так и жителей других округов и стран. Интерактивные цифровые экскурсии могут стать инструментом для привлечения, дополнительного потока туристов и рекламой этнографических туров, а также самостоятельным видом деятельности в сфере культуры.
В области культуры реализация Стратегии предусматривает достижение следующих показателей:
1. Обеспеченность учреждениями культурно-досугового типа составит в 2036 году 97 % от норматива, а к 2050 году достигнет 100 % от норматива.
2. Обеспеченность учреждениями музейного типа составит в 2036 году 99 % от норматива, а к 2050 году достигнет 100 % от норматива.