С Т Р А Т Е Г И Я
Социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года
Ханты-Мансийск, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1. Оценка результатов социально-экономического развития. 5
2. Сценарии развития, выбор целевого сценария. 18
3. Приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономического развития автономного округа, согласованные со стратегическими целями и задачами развития Российской Федерации. 19
3.1. Стратегия накопления человеческого капитала через рост качества жизни, формирования динамичной креативной экономики и политики здоровьесбережения. 22
3.1.1. Демографическое развитие. 22
3.1.2. Концепция кадрового обеспечения социально-экономического развития Югры. 26
3.1.3. Перспективы развития социальной сферы и сектора услуг. 31
Образование. 31
Здравоохранение. 33
Услуги в сфере социального развития. 33
Культура. 34
Физическая культура и спорт.. 36
Услуги торговли и общественного питания. 37
Бытовые услуги. 38
Туристско-экскурсионные услуги. 39
3.1.4. Перспективы развития инфраструктурного комплекса. 40
3.1.5. Перспективы устойчивого экологического развития. 47
3.2. Промышленная политика автономного округа, в том числе перспективы развития реального сектора экономики. 49
Геологическая отрасль. 50
Нефтегазодобывающая отрасль. 50
Нефтегазоперерабатывающая и нефтегазохимическая отрасли. 51
Горнопромышленный комплекс. 52
Агропромышленный комплекс. 54
Лесопромышленный комплекс. 55
Строительный комплекс. 58
3.3. Перспективы развития гражданского общества. 58
3.4. Инвестиционная стратегия Югры. 60
3.5. Инновационная стратегия Югры. 68
|
3.6. Перспективы научно-инновационного и научно-технологического развития. 73
3.7. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства, в том числе социального предпринимательства. 81
3.8. Перспективы развития финансовой системы. 88
3.9. Стратегия пространственного развития Югры. 91
3.10. Внешние связи с регионами Уральского федерального округа, российскими и зарубежными регионами – направления сотрудничества автономного округа и регионов Урала. Экспортная стратегия Югры. 106
4. Целевые ориентиры достижения стратегической цели, сроки и этапы реализации стратегии. 108
5. Ожидаемые результаты реализации стратегии. 109
6. Меры и механизмы реализации стратегии. 110
7. Управление стратегическим развитием региона. 111
8. Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии. 119
9. Информация о государственных программах автономного округа, утверждаемых в целях реализации стратегии. 119
Приложения. 132
Введение
Актуализация Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года была проведена на основе:
Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»,
Указа Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»,
Указа Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года»,
Указа Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»,
|
Указа Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»,
Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»,
Указа Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»,
постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2016 № 1045 «Об утверждении Правил согласования проекта стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в части полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с документами стратегического планирования, разрабатываемыми и утверждаемыми (одобряемыми) органами государственной власти Российской Федерации»,
распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г.»,
распоряжения Правительства Российской Федерации от 06.10.2021 № 2816-р «Об утверждении Перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года»,
Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации», утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.03.2017 № 132,
Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.05.2015 № 46-оз «Об отдельных вопросах осуществления стратегического планирования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»,
|
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.11.2015 № 437-п «О Порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»,
распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.03.2013 № 101-рп «О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года»,
отраслевых документов стратегического планирования и других нормативных правовых актов Российской Федерации,
Целей устойчивого развития ООН.
При актуализации также были всесторонне рассмотрены новые цели и задачи, отраженные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, ежегодных программных выступлениях и обращениях Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к жителям автономного округа, представителям общественности и депутатам Думы Югры, содержащих основные направления и цели социально-экономической политики Российской Федерации и Югры, социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и Югры, приоритеты и цели регионального развития Российской Федерации и Югры.
Авторский коллектив разработчиков:
ГБУ «Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан»,
ФГБОУ ВО«Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»,
НИУ «Высшая школа экономики»,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
ФГУН Институт Европы РАН,
ФГБОУ ВО «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации»,
ФГБУН Институт экономики РАН,
ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»,
БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный университет»,
АУ Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Научно-аналитический центр рационального недропользования им. В. И. Шпильмана»,
АНО «Институт регионального консалтинга»,
ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»,
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Особую благодарность за оказанное доверие и содействие в реализации данного исследования ГБУ «Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан» выражает Департаменту экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:
Генкелю Роману Александровичу, директору Департамента – заместителю Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
Шанауриной Ларисе Ивановне, заместителю директора Департамента;
Захаровой Ольге Александровне, начальнику управления стратегического развития;
Беляковой Анастасии Владимировне, заместителю начальника управления стратегического развития – начальнику отдела стратегического развития и прогнозирования;
Кулик Татьяне Сергеевне, консультанту отдела стратегического планирования Департамента,
а также руководству и коллективам экспертно-аналитического центра автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Региональный институт управления» и автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр «Открытый регион».
За предоставленное экспертное мнение и рекомендации по результатам прикладной научно-исследовательской работы «Актуализация стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года» коллектив ГБУ «Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан» благодарит команду:
Института народнохозяйственного прогнозирования РАН,
Института демографических исследований ФНИСЦ РАН,
ФГБУН Институт проблем рынка РАН.
Оценка результатов социально-экономического развития
Рейтинги и репутационный потенциал
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра является одним из устойчивых лидеров[1] (3 место) среди субъектов Российской Федерации по ключевым параметрам социально-экономического развития.
В рейтинге регионов по качеству жизни, разработанном рейтинговым агентством РИА, Югра входит в первую десятку ведущих регионов (9 место).
Главенствующие позиции обеспечиваются следующими показателями:
– эффективность экономики: объемы производства в целом и в расчете на одного жителя, объемы инвестиций в основной капитала на одного жителя (3–4 позиции);
– развитие социальной сферы: уровень безработицы, доходов и покупательной способности населения, демографические показатели (3–6 позиции);
– бюджетная эффективность: отношение налоговых и неналоговых доходов к расходам консолидированного бюджета, доля налоговых и неналоговых доходов в суммарном объеме доходов консолидированного бюджета, отношение задолженности по налогам к объему поступивших налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации (1–4 позиции).
По индексу конкурентоспособности регионов AV RCI в 2020 году округ занял 7 место, в том числе по следующим направлениям конкуренции:
– рынки; природные факторы – 4 место;
– инвестиционный и финансовый капитал – 5 место;
– человеческий капитал – 6 место;
– пространство и реальный капитал – 13 место;
– институты – 29 место;
– инновации и информация – 34 место.
В рейтинге субъектов России по содействию развития конкуренции Югра также входит в первую десятку регионов лидеров, занимая 9 место.
17 место занимает Югра в рейтинге эффективности управления в субъектах Российской Федерации, в том числе по управлению финансово-экономическим блоком – 12 место, социальном блоком – 14 место, политико-управленческим блоком – 33 место.
В то же время потенциал развития в ряде направлений может быть усилен. В первую очередь это касается показателей научно-технологического развития (41 место), инновационного развития округа (52–54 место), обеспеченности жителей жильем (77 место), ситуации с ветхим и аварийным жилищным фондом (74 место), развития малого и среднего предпринимательства (52 место), экологии (73 место), туризма (50 место) и тенденций в области миграционных процессов (46 место).
Макроэкономика и ресурсный потенциал
Югра – один из ключевых драйверов социально-экономического и финансового развития страны. Абсолютные значения валового продукта в расчете на душу населения в Югре в 3,8–4,4 раза превышают аналогичные среднероссийские значения[2]. В то же время эффекты высокой базы серьезно влияют и на динамические параметры. За последние пять лет индексы физического объема валового продукта демонстрировали более «гладкую» и стабильную ситуацию по сравнению со средними по стране и в мире. Анализ темпов роста валового продукта в сопоставимом исчислении также показывает, что глобальные процессы начинают оказывать усиливающееся воздействие на ключевые макроэкономические параметры развития территории[3]. Так, кризис 2014 года в силу своей отраслевой особенности оказал большее влияние на экономику округа, чем на экономику страны в целом.
Это повлияло на формирование добавленной стоимости практически по всем видам экономической деятельности, кроме торговли, строительства, финансовой деятельности, образования, научной и технической деятельности, деятельности в области культуры, спорта и досуга. В данных условиях особое внимание должно быть уделено развитию обрабатывающих производств, на которые макроэкономические показатели, как показывает анализ, влияют больше всего.
Развитие промышленности
Серьезный макроэкономический потенциал во многом формирует мощная промышленность. Позиции Югры (2 место) в общем рэнкинге регионов Российской Федерации по объемам отгруженной продукции промышленности традиционно стабильны. Вклад округа в общероссийский объем промышленного производства составляет 6,4–6,7 %. Некоторое снижение до 4,9 % произошло в 2020 году на фоне падения объемов отгруженной продукции в добыче полезных ископаемых на 30 % (Таблица 1).
Таблица 1 - Структура промышленности и место Югры по объему отгруженной продукции, выполненных работ и услуг, в том числе на душу населения, среди субъектов Российской Федерации
Наименование показателя | Структура промышленности, в % к итогу | Место Югры по объему отгруженной продукции, выполненных работ и услуг | ||||
по объему | в расчете на душу населения | |||||
Промышленность в целом | ||||||
Добыча полезных ископаемых | 80,2 | 76,9 | ||||
Обрабатывающие производства | 14,5 | 16,2 | ||||
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха; | 4,8 | 6,2 | ||||
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов | 0,5 | 0,7 |
В то же время важно обратить внимание, что в структуре промышленности исторически доминирует добыча полезных ископаемых. Некоторое кратковременное снижение удельного веса подотрасли с 80,2 % до 76,9 % большей частью связано с менее благоприятными конъюнктурными обстоятельствами на внешних рынках в указанный период. Высокая концентрация промышленности на добыче углеводородов, несмотря на высокую рыночную востребованность в краткосрочной и среднесрочной перспективе, несет и определенные угрозы, связанные как с волатильностью глобальных рынков, так и попытками повлиять на спрос и цены на ключевые продукты посредством трансуглеродного регулирования.
Инвестиционная активность
Доля инвестиций в ВРП округа на протяжении последних пяти лет составляет
21–26 %, что заметно выше соответствующих среднероссийских (17–19 %), что позволяет обеспечить своевременное обновление и модернизацию важнейших активов и в то же время сформировать необходимый задел для дальнейшего устойчивого развития[4].
Если сопоставить темпы роста инвестиций в основной капитал и темпы роста физического объема ВРП, то за рассматриваемый период (2016–2020 годы) инвестиции в округе продемонстрировали рост в 2,4 раза выше среднероссийских – на 26,2 п.п. В целом по стране объем инвестиций в сопоставимых ценах за последние пять лет вырос на 11 %.
Несмотря на негативное влияние изменений в глобальной экономической системе, эффективность инвестиционной политики в последние годы также демонстрирует относительную стабильность. Рубль инвестиционных вложений позволяет «генерировать» 5,3–5,8 рубля валового внутреннего продукта по стране и более 3,9–4,8 рубля валового регионального продукта автономного округа. Высокая доля промышленности и капиталоемких секторов вкупе со сложными климатическими условиями для поддержания аналогичных среднероссийским значений уровня и темпов экономического роста на региональном уровне требуют на треть больше инвестиций[5].
Вклад в развитие страны
Доля налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов в валовом внутреннем продукте России составляет 34,4 %. В период за 2016–2020 годы ее изменения находились в пределах 3 п.п. (33–36 %). В то же время удельный вес мобилизованных на территории Югры налоговых и неналоговых доходов, включая поступления в государственные внебюджетные фонды, в валовом региональном продукте более чем в два раза превосходил значения по стране в целом и находился в пределах 62–79 %. Таким образом, налоговая отдача 1 рубля валового продукта в Югре практически в 2,4 раза выше аналогичных среднероссийских значений[6].
Если рассмотреть показатель, характеризующий отношение объема налоговых и неналоговых доходов, мобилизованных в бюджеты всех уровней, включая поступления в государственные внебюджетные фонды в расчете на численность занятого населения в среднем в месяц к уровню фактической среднемесячной заработной платы, то в целом по России 1 рубль заработной платы генерирует 1,01–1,13 руб. налоговых и неналоговых поступлений, по Югре в 3,3–5,4 раза больше – 3,36–5,39 руб. Важно также отметить тот факт, что в последние годы среднемесячная заработная плата как в целом по Российской Федерации, так и по округу в частности росла опережающими темпами по сравнению с налоговыми и неналоговыми поступлениями в расчете на одного занятого[7].
Розничная торговля
Несмотря на некоторое снижение физических объемов оборота розничной торговли (на 2,2 п.п. по отношению к 2015 году) в целом по стране за период с 2016 по 2020 год в Югре показатель абсолютного значения оборота розничной торговли в расчете на душу населения был заметно (на 12 %) выше аналогичных среднероссийских значений (258,1 тыс. руб., в целом по стране – 231,2 тыс. руб). По указанному показателю Югра входит среди субъектов в десятку лидеров Российской Федерации – 10 место[8].
Платные услуги
По объему платных услуг в расчете на душу населения Югра среди регионов Российской Федерации занимает позиции заметно выше среднероссийских (17–19 место) со значением 63,1 тыс. руб. (61,5 тыс. руб. в среднем по стране) и показывает большую (на 5 п.п.) устойчивость[9]. В структуре оказанных населению услуг в последние годы отмечается тенденция увеличения расходов населения округа на жилищно-коммунальные услуги, на долю которых приходилось в 2020 году около 40 % всего объема платных услуг населению (для сравнения в 2016 году – 34 %), а также увеличения расходов на услуги связи (26 % в 2020 году против 22 % в 2016 году). Также достаточно весомую долю в структуре платных услуг занимают транспортные – около 11–15 %.
Уровень и качество жизни
Одним из ключевых индикаторов качества жизни выступает показатель уровня жизни, формируемый заработной платой, денежными доходами населения и их покупательной способностью. Среднемесячная заработная плата в Югре составляет 155 % от уровня средней по Российской Федерации. В реальном выражении она росла в рассматриваемый период более медленными по сравнению с прошлой пятилеткой темпами (на уровне 7,7 %). Уровень денежных доходов в расчете на душу населения, сложившийся в округе, также составляет 151 % от среднего уровня по Российской Федерации. Проводимая программная социальная политика также способствовала тому, что реальные располагаемые денежные доходы населения Югры за последние 5 лет снизились темпами вдвое меньшими (на 2,2 %) против среднероссийских (4,1 %)[10].
Покупательная способность[11] заработной платы у трудоспособного населения округа выросла с 4,14 в 2016 году до 4,65 в 2020 году. Округ по указанному показателю занимал 14 место среди субъектов Российской Федерации, по уровню номинальной заработной платы – 8 место, что свидетельствует о более высоких темпах инфляции (динамики сводного индекса потребительских цен) в округе за указанный период. Относительно покупательной способности денежных доходов населения округа важно отметить, что она достаточно стабильна (держится на уровне 3,18 до 3,38) и сопоставима с аналогичными среднероссийкими значениями, что свидетельствует о том, что именно заработная плата вносит ключевой вклад в формирование денежных доходов в округе.
Что касается заработной платы в ключевых секторах социальной сферы, важно отметить, что наиболее высокооплачиваемыми сотрудниками являлись преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования, научные сотрудники и врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги. Уровень зарплат работников данных категорий как по округу, так и по Российской Федерации в целом превышал средние показатели заработной платы в целом по экономике[12]. Если рассматривать показатель покупательной способности заработной платы населения, то у этих же трех указанных выше наиболее высокооплачиваемых категорий работников социальной сферы и науки она была выше, чем средняя покупательная способность заработной платы в целом по экономике[13].
В Югре и в Российской Федерации в целом, несмотря на некоторую положительную динамику, сохраняются проблемные тенденции в структуре распределения денежных доходов[14]. Так, на долю 20 % наиболее обеспеченного населения округа в 2020 г. приходилось 44,6 % денежных доходов, а на долю 20 % наименее обеспеченного населения – 6 %. Коэффициент концентрации доходов в 2020 году составил 0,383, что свидетельствует о сохранении сложившейся в последние годы картины неравномерности распределения доходов между группами населения. По результатам распределения населения по величине среднедушевых денежных доходов около 60 % населения Югры получают доходы ниже среднеокружных значений.
Социальное самочувствие
Условия жизни в округе югорчане оценивают на достаточно высоком уровне[15]. Две трети из них (74,5 %) находят город или село, в котором они проживают, в целом благоустроенным и комфортным для жизни, хотя есть некоторые различия по отдельным аспектам и сферам жизни в Югре, элементам инфраструктуры и услугам.
В первую очередь югорчане удовлетворены (3,63–4,26 балла из максимальных 5): работой банков (4,26); услугами связи и телевидения (4,23); работой детских садов (4,22); учреждений физкультуры и спорта (4,22); магазинов и рынков (4,16); школ (4,13); учреждений дополнительного образования (4,1); учреждений культуры (4,06); торгово-развлекательных центров (4,04); профессиональных училищ (3,93); стадионов и спортивных площадок (3,87); пунктов общественного питания (3,86); обеспеченностью улиц урнами (3,82); парками и скверами (3,73); детскими площадками (3,73); пешеходными зонами (3,63). Несколько ниже югорчане оценивают (3–3,43 балла из максимальных 5): работу больниц (3,43); состояние автомобильных дорог (3,34); доступность среды для лиц с ограниченными возможностями (3,34); работу поликлиник (3,32); наличие и доступность парковок (3,02); места отдыха для молодежи (3). Не удовлетворены жители округа количеством и состоянием общественных туалетов (2,3).
Несмотря на высокие в целом оценки условий жизни югорчане отмечают и проблемы в развитии округа. Первая из них – это стоимость и качество жилищно-коммунальных услуг. Затем – это асфальтирование улиц, благоустройство дворов и развитие инфраструктуры для занятий спортом, которые местные власти, по мнению респондентов, в настоящее время успешно реализуют, но над которыми нужно продолжать работу. Наконец – это капитальный ремонт жилых домов.
Приоритеты дальнейшего развития Югры местные жители однако распределяют несколько иным образом. Первый из них – это внешнеэкономическая деятельность и сфера здравоохранения. Второй приоритет – сферы ЖКХ, культуры, малого бизнеса, образования, физкультуры и спорта. Третий приоритет – информационные технологии, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и туризм. Для сравнения, россияне, по данным ВЦИОМ 2021 года, первым, вторым и третьим приоритетами развития страны соответственно называют сферы здравоохранения, образования и промышленного производства. Кроме этого, югорчане говорят о важности проведения политических и экономических реформ для повышения благосостояния населения (33 %), о повышении качества дорог, обеспеченности парковками, улучшении логистики в целом (24 %), о развитии инфраструктуры (22 %).
В контексте названных сильных и слабых сторон развития Югры почти половина местных жителей (47,6 %) хотят переехать, подавляющее большинство из них (40,1%) – в другой регион Российской Федерации. Для сравнения, в целом по России, по данным ФОМ, о переезде задумывается лишь треть опрошенных (37 %). Основными причинами для переезда, по ответам югорчан, являются климатический фактор и отсутствие работы с достойной оплатой труда.
Инновационный и интеллектуальный потенциал
Одним из показателей, характеризующих уровень инновационного развития и интеллектуальный потенциал региона, являются внутренние затраты предприятий и организаций на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в частности их доля в валовом продукте[16]. При одном из наиболее высоких объемов валового продукта на душу населения общие объемы НИОКР по территории составляют всего 3,4 млрд руб., или 0,07 % ВРП, что серьезно затрудняет развитие новых перспективных инновационных секторов. В условиях формирующейся четвертой промышленной революции большинство стран существенно повысили свою активность в этой стратегической для будущего сфере. Тревожные тенденции отмечаются в динамике участия вузов в исследованиях и разработках округа. Так, если доля указанного сектора в 2012–2014 годах в округе составляла 10–15 %, то к 2020 году она снизилась до 6,6 % (справочно: в среднем по стране она находится на уровне 9–10 %)[17]. Одним из факторов, обуславливающих ситуацию, является снижение числа организаций, специализирующихся на проведении научных исследований, и сокращение численности персонала, выполнявшего научные исследования и разработки. Так, количество организаций, осуществляющих научные исследования и разработки в Российской Федерации, – 0,1 % от общего числа предприятий, в Югре – вдвое меньше – 0,05 % (их всего 17 из свыше чем 32 тыс. действующих предприятий и организаций в регионе)[18]. При этом Югра с 2017 года демонстрировала снижение показателя, тогда как в целом по России за тот же период наблюдалась незначительная положительная динамика удельного веса организаций, выполнявших НИР.
Данная тревожная тенденция, к сожалению, проецируется и на численность занятых в научных исследованиях. В Российской Федерации их доля к общему количеству занятых в экономике составляет менее 1 %, в Югре – более чем в 7 раз меньше, всего 0,14 %[19]. Данный фактор является очень важным, одним из ключевых вызовов и барьеров, ограничивающих развитие инновационной деятельности в настоящее время, и угрозой на перспективу.
Нас сегодняшний день ключевые параметры формирования структурных и функциональных элементов инновационной среды Российской Федерации демонстрируют весьма умеренные значения показателей эффективности относительно развитых в отношении инновационной системы стран. Показатель «доля затрат на технологические инновации по отношению к ВВП» в Российской Федерации составляет 1,78 %, что сопоставимо со среднеевропейскими значениями. Однако более подробный анализ свидетельствует о том, что доля расходов на науку из средств федерального бюджета по отношению к ВВП составляет всего 0,4 %, демонстрируя некоторый рост с 2018 года после устойчивой тенденции к снижению.
Ситуация в Югре в этой сфере весьма непростая. Значение показателя «уровень затрат на технологические инновации» в 2,6 раза отстает от среднеевропейских и среднероссийских значений (0,69 % против 1,78 %). При этом данная тенденция, к сожалению, характерна и для расходов на науку, они ниже аналогичных среднероссийских более чем в 5 раз (0,08 % против 0,42 %), их значение и объем по отношению к валовому региональному продукту явно недостаточны для того, чтобы сформировать на перспективу достойный потенциал для конкурентного инновационно-технологического прорыва в экономике региона[20].
Уровень образования и занятость
Анализ занятости показал ряд важных позитивных трендов. Среди занятого населения преобладают работники со средним профессиональным образованием, доля данной категории работников составила 45,3 % численности занятого населения и продолжает расти. В 2015 году этот показатель составлял 39,3 %. Одновременно важно отметить, что характерной особенностью и конкурентным преимуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры являются достаточно высокие показатели занятости среди населения с высшим образованием – 37,9 %, в то время как средний показатель по Российской Федерации – 34,2 %[21].
При высоких показателях качества трудового потенциала проблемными и требующими своего решения видятся исторически сложившиеся особенности развития высшего образования, ориентированные в основном на использование потенциала вузов других территорий. При анализе динамики показателя численности студентов на 10 тыс. населения обращает на себя внимание увеличение разрыва индикатора в Югре со среднероссийскими значениями. Так, если в 2010 году данный разрыв составлял 1,65 раза, в 2015–1,93 раза, в 2019 году – уже 2,05 раза. Отметим, что число студентов вузов в расчете на 10 тысяч населения в рассматриваемый период также существенно снизилось, как в целом по стране (в 1,78 раза с 2010 года), так и в регионе (в 2,21 раза)[22].
В целом в Югре наблюдается высокий уровень занятости и низкий уровень безработицы. Уровень безработицы с 2016 по 2020 г. снизился с 4,5 до 3 %, при этом в 2020 году показатель продемонстрировал рост на 0,5 п.п. по сравнению с 2019 годом. Средняя напряженность по безработным в автономном округе составляет 0,4, что свидетельствует об определенном дефиците кадров. При этом наблюдается снижение потребности в работниках, заявленной работодателями за последний год: в 2019 г. потребность составляла 83,1 тыс. ед., в 2020 – 70,2 тыс. ед., что на 15,6 % ниже спроса в 2019 году.
Уровень занятости населения в возрасте 15–72 лет в 2020 г. составил 69,9 %. Структура занятости определяется структурой экономики региона: значительная доля населения занята в добывающей промышленности (что делает рынок труда зависимым от развития добывающей промышленности), торговле и строительстве и других видах деятельности. При этом в 2018–2020 гг. наблюдается сокращение потребности в вакансиях в добыче полезных ископаемых и увеличение вакансий в здравоохранении и торговле, что говорит о тенденции к диверсификации занятости в 2020 г.[23]
Предпринимательский потенциал
Одним из ключевых решений проблем креативной экономики, повышения деловой активности и одновременно занятости населения является развитие сферы малого и среднего бизнеса как одного из источников дополнительных высококвалифицированных рабочих мест.
Развитие малого и среднего предпринимательства имеет ключевое значение для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в рамках диверсификации источников долгосрочного экономического роста и создания системы устойчивого развития региона на ближайшие годы. Поддержка малого и среднего предпринимательства, а также индивидуальной предпринимательской инициативы определена в качестве одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года (Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»).
Анализ данных, публикуемых Федеральной налоговой службой (ФНС), показал, что итоги 2020, «ковидного» года, как и в целом по стране, еще более усугубили наметившееся в 2017 году снижение темпов роста количества МСП в Югре. Так, если в 2016 году количество организаций МСП выросло по сравнению с предыдущим годом на 4,9 %, то в 2020 году данный показатель снизился на 3,7 %. В структуре МСП за пять лет на 3,5 п.п. увеличилась доля индивидуальных предпринимателей и соответственно снизилась доля юридических лиц.
С 2018 по 2019 год наблюдался спад числа занятых в сфере МСП Югры с 202,0 до 196,4 тысячи человек, который сменился ростом в 2020 году до 223,7 тысячи человек. Доля занятых сфере малого и среднего предпринимательства в общей численности занятых в регионе выросла в 2020 году на 10,7% по сравнению с показателями 2018 года, что в то же время на 6,6 п.п. ниже среднероссийских значений[24].
В последние 10–15 лет численность занятых в малом и среднем бизнесе Югры растет в большей части за счет слоя индивидуальных предприятий, которые привязаны в основном к непроизводственной сфере (сектору услуг). Для экономической же диверсификации автономного округа требуется слой инновационного, производственного предпринимательства, способного к смелому, в том числе венчурному, инвестированию, поиску новых направлений экономической деятельности.
По итогам 2020 года в Российской Федерации было зарегистрировано 1 603,6 тыс. самозанятых граждан, что составляет 7,0 % от занятого в стране населения. По Югре количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус с учетом введения налогового режима для самозанятых, составило по итогам 2020 года 13,8 тыс., или 1,6 % к общей численности занятого населения в регионе[25].
На рисунках 1–3 представлена визуализация основных результатов исследований социально-экономического развития, научно-исследовательских работ подготовительного этапа, социологических исследований.
Рис. 1. Визуализация основных результатов социально-экономического развития[26]
Энергетика, торговля, услуги, соцзащита, финансы – это те направления, по которым, благодаря структуре экономики, потенциалу, накопленному на сегодняшний день в округе, имеется мощный и важный задел для дальнейших преобразований. Что касается науки, инноваций и высшего образования, – это ключевые сферы, по которым в ближайшем будущем необходимо нарастить потенциал и повысить конкурентоспособность округа.
Рис. 2. Визуализация результатов научно-исследовательских работ подготовительного этапа [27]
Рис. 3. Визуализация результатов социологических исследований
Глобальные цели устойчивого развития
При разработке Стратегии-2050 были учтены глобальные тренды, в том числе цели устойчивого развития, разработанные Генеральной ассамблеей ООН, поскольку практически все мировые инициативы, активным участником которых является Российская Федерация, нацелены на развитие этих направлений. С учетом своего экономического, инфраструктурного и трудового потенциала Югра может внести существенный вклад в девять из семнадцати направлений:
цель 7 – обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех;
цель 8 – содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех;
цель 9 – создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям;
цель 10 – сокращение неравенства внутри стран и между ними;
цель 11 – обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов;