Ключевые проблемы отрасли:
– недостаточно развитые транспортные связи между населенными пунктами муниципальных сельских районов;
– слабые транспортные связи между населенными пунктами округа, обеспечивающие связь с запада на восток, между центром округа и периферией;
– недостаточно развитая дорожная инфраструктура (железнодорожный и водный транспорт, малая авиация);
– высокие издержки строительства и содержания дорог и транспортной инфраструктуры в условиях болотистой местности и холодного климата;
– большая доля убыточных социально значимых маршрутов в общем объеме пассажирских перевозок;
– высокая зависимость транспорта от нефтегазодобывающей отрасли, т.к. значительная часть дорожной сети является частной и недоступной для общего пользования;
– значительный износ основных фондов транспортной инфраструктуры.
Стратегическая цель развития региональной транспортной системы заключается в удовлетворении потребностей социально ориентированного развития экономики и населения региона в конкурентоспособных качественных транспортных услугах.
Эта основная цель разбита на шесть проблемно ориентированных целей транспортной стратегии, соответствующих основным направлениям развития транспортной системы, сформулированных на основе диагностики проблем развития транспортной системы региона и направленных на их решение.
Цель 1. Формирование сбалансированной эффективной транспортной инфраструктуры Югры в составе единого транспортного пространства России, обеспечение связности объектов на территории округа и за ее пределами.
Основные направления и задачи в рамках цели:
– сбалансированное развитие интегрированной инфраструктуры транспортных коммуникаций всех видов транспорта;
|
– ликвидация разрывов и «узких мест» транспортной сети, ограничивающих ее пропускную способность, увеличение пропускной способности транспортной инфраструктуры;
– увеличение скоростных параметров транспортной инфраструктуры и транспортного обслуживания, в т.ч. создание инфраструктуры скоростного и высокоскоростного движения;
– опережающее развитие транспортных систем городских агломераций Сургута, Нижневартовска, Ханты-Мансийска;
– создание региональной подсистемы единой системы и информационной среды мультимодального технологического взаимодействия различных видов транспорта.
Цель 2. Обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в сфере грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики Югры и страны.
Основные направления и задачи:
– обеспечение эффективной транспортной инфраструктурой ключевых инвестиционных проектов, предусмотренных к реализации в регионе;
– обновление и наращивание парка грузового подвижного состава за счет мотивирования транспортных предприятий и частных лиц к обновлению транспортных средств;
– повышение предпринимательской активности в области грузоперевозок, создание условий для повышения рентабельности и прибыльности данного вида экономической деятельности с целью обеспечения регистрации новых предприятий и индивидуальных предпринимателей в области транспорта и логистики;
– создание рынка конкурентоспособных комплексных транспортно-логистических услуг, в том числе за счет формирования транспортно-логистических центров, содействия процессам интеграции и образованию крупных транспортных компаний, способных конкурировать на рынке транспортных услуг, увеличения емкости и эффективного размещения высококлассных складских помещений и эффективности региональной товаропроводящей сети;
|
– расширение использования технологий контейнерных перевозок и перевозок другими укрупненными грузовыми единицами (в том числе для целей малого и среднего бизнеса);
– развитие системы сопутствующих услуг, в т.ч. сети станций технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, пунктов общественного питания и средств коллективного размещения, остановочных пунктов, мест отдыха и других объектов придорожного сервиса.
Цель 3. Обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения Югры в соответствии с социальными стандартами.
Основные направления и задачи:
– разработка и реализация транспортных стандартов и установление требований к интервалам движения, к скоростям сообщения и к подвижному составу, а также создание доступной транспортной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения;
– планирование развития пассажирских транспортных систем и подвижного состава на основе прогноза социально-экономического развития;
– развитие систем городского, пригородного пассажирского транспорта и транспорта местного значения (муниципального);
– развитие мультимодальных пассажирских перевозок в муниципальном, региональном, межрегиональном и международном сообщении;
|
– развитие скоростных железнодорожных пассажирских перевозок.
Цель 4. Интеграция региональной транспортной системы в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала Югры.
Предполагается повышение эффективности функционирования транспортного комплекса в Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за счет логистических решений и формирования интермодальных транспортных узлов и мультимодальных транспортных коридоров. Реализация цели приведет к сокращению издержек и повышения эффективности функционирования транспортного комплекса.
В настоящее время транзит в широтном направлении почти не реализуется в связи с отсутствием целостности транзитного пути, а также недостаточно эффективной конфигурацией потенциальных широтных маршрутов.
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра имеет абсолютный транзитный потенциал для снабжения и вывоза продукции из ЯНАО, а также для связи субъектов СЗФО, северных регионов ЦФО (Тверская, Ярославская, Костромская области), северных регионов ПФО (Кировская область, Пермский край) с регионами Сибири и Дальнего Востока.
Цель 5. Повышение уровня безопасности транспортной системы Югры, обеспечение структурной перестраиваемости объектов транспортной системы в процессе устойчивого развития территории.
Основные направления и задачи:
– обеспечение безопасности транспортного комплекса, снижение рисков чрезвычайных происшествий;
– обеспечение состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;
– развитие систем надзора, контроля и обеспечения общественной безопасности в сфере транспорта.
Цель 6. Снижение негативного воздействия региональной транспортной системы на окружающую среду.
Основные направления и задачи:
– модернизация транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, направленная на снижение их негативного воздействия на окружающую среду;
– повышение доли использования экологически чистых видов топлива, гибридных и электрических двигателей транспортных средств, материалов и технологий, минимизирующих негативное воздействие на окружающую среду;
– повышение энергоэффективности транспорта до уровня показателей передовых стран;
– обеспечение экологически безопасного обращения с отходами транспортного комплекса, предупреждение и сокращение их образования;
– внедрение систем экологического менеджмента и управления качеством в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на транспорте.
В ходе реализации Стратегии в области транспортной инфраструктуры будут достигнуты следующие показатели:
1. В городских агломерациях доля дорог, соответствующих нормативам по качеству, должна составить к 2036 году 90 %, к 2050 году – 98 %, дорог регионального значения – до 63 % к 2036 году и до 75 % к 2050 году.
2. Доля обновления парка городского транспорта составит 80 % к 2036 году и 90 % к 2050 году.
3. Доля контрактов на осуществление дорожной деятельности, предусматривающих использование новых технологий, должна составить к 2036 году 60 %, а к 2050 году – 75 %.
Электроэнергетика
Ключевые проблемы отрасли:
– слабость энерготранспортных (межрайонных) связей при значительной несбалансированности округа по отдельным энергоносителям;
– низкая эффективность использования условного топлива при производстве энергии;
– отсутствие источников финансирования для развития предприятий электроэнергетики, вызванных ограничением уровня тарифов и стоимости услуг предприятий электроэнергетики;
– растущая дебиторская задолженность предприятий электроэнергетики;
– сохраняющаяся тенденция износа основного оборудования электросетевых компаний, осуществляющих передачу и распределение электроэнергии на территории автономного округа.
Основные направления развития электроэнергетического комплекса округа:
– развитие и техническое перевооружение системы энергоснабжения автономного округа на основе инновационных технологий и оборудования;
– развитие и модернизации централизованных энергосистем, включая внедрение интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством на базе цифровых технологий;
– повышение энергоэффективности в отраслях экономики;
– повышение эффективности электросетевого комплекса;
– обеспечение бесперебойного энергоснабжения отдаленных и труднодоступных населенных пунктов округа;
– повышение уровня энергетической безопасности региона.
Реализация Стратегии в области электроэнергетики предусматривает снижение энергоемкости. Потребление электроэнергии к ВРП составит к 2030 году 10,9 кВт.ч на тыс.руб., к 2036 году – 8,7 кВт.ч на тыс.руб., к 2050 году -8,2 кВт.ч на тыс.руб. (справочно: в 2020 году – 15,9 кВт.ч на тыс.руб.).
Жилищно-коммунальная инфраструктура
Ключевые проблемы отрасли:
– высокая доля аварийного и ветхого жилья;
– износ коммунальных объектов и инженерных сетей;
– неэффективное использование ресурсов, в том числе наличие значительных потерь в процессе производства и транспортировки коммунальных ресурсов;
– низкая эффективность системы управления жилищно-коммунальным комплексом, преобладание административных методов управления над рыночными;
– недостаточное взаимодействие органов власти с общественностью и предприятиями сферы жилищно-коммунального комплекса;
– недостаточный уровень развития государственно-частного партнерства, малого и среднего бизнеса в сфере ЖКХ некоторых муниципальных образований округа;
– недостаточная правовая грамотность населения;
– отсутствие эффективной системы экологического менеджмента;
– эффективность водоподготовки, основанной, как правило, на традиционных технологиях, недостаточно высока и не обеспечивает нормативное содержание, в первую очередь, железа и кремния в очищенной питьевой воде;
– недостаточная профессиональная подготовка сотрудников и работников предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса, а также управляющих компаний.
Основу государственной политики в строительной отрасли и жилищно-коммунальном хозяйстве округа формирует реализация задач, направленных на достижение следующих целей:
Цель 1. Увеличение объемов жилищного строительства, улучшение качества жилищного фонда и создание комфортной городской среды.
Задачи, направленные на достижение цели:
– создание условий для повышения объемов жилищного строительства;
– обеспечение устойчивого сокращения аварийного жилищного фонда;
– обеспечение выполнения качественного капитального ремонта жилищного фонда в необходимом объеме;
– совершенствование системы управления многоквартирными домами;
– повышение эффективности градостроительной подготовки;
– создание условий для развития комфортной городской среды.
Цель 2. Повышение продолжительности жизни за счет повышения качества и безопасности строительства и повышения качества предоставления коммунальных услуг.
Задачи:
– повышение безопасности и развитие физической доступности городской среды;
– повышение качества, безопасности и охвата предоставления коммунальных услуг.
Цель 3. Обеспечение финансовой доступности жилья и услуг ЖКХ для конечного потребителя с учетом установленных параметров качества.
Задачи:
– предоставление государственной поддержки для обеспечения доступности жилья для отдельных категорий граждан;
– повышение осведомленности граждан о возможностях снижения потребления и расходов на коммунальные услуги.
Цель 4. Реформирование системы технического регулирования в жилищном строительстве и сфере ЖКХ в соответствии с современными потребностями, стимулирование применения новых технологий и создания продуктов в соответствии с новыми технологиями.
Задачи:
– поддержка научно-исследовательской деятельности;
– развитие экспериментального и типового проектирования;
– развитие нормативного обеспечения строительной отрасли;
– переход к проектированию, строительству и эксплуатации объектов строительства с применением технологии информационного моделирования;
– стимулирование применения новых технологий и создания продуктов в соответствии с новыми технологиями.
Цель 5. Повышение эффективности жилищно-коммунального комплекса за счет внедрения цифровых технологий.
Задачи:
– цифровая трансформация процессов исполнения административных процедур в государственном и муниципальном управлении жилищного строительства и коммунального хозяйства;
– формирование единого цифрового пространства для повышения эффективности работы организаций в жилищном строительстве и коммунальном хозяйстве;
– цифровизация деятельности застройщиков, технических заказчиков, проектных, строительных, управляющих и ресурсоснабжающих организаций;
– внедрение цифровых инструментов в сфере ЖКХ и строительства для граждан, в том числе на базе информационной системы ГИС ЖКХ;
– внедрение технологий «Умный город».
Цель 6. Создание условий для ускоренного развития жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства.
Задачи:
– увеличение объема инвестиций в жилищное строительство и сфере ЖКХ;
– повышение эффективности предприятий в строительной отрасли и сфере ЖКХ;
– развитие импортозамещения и экспортно ориентированных производств;
– повышение энергоэффективности в сфере ЖКХ;
– повышение собираемости платы за жилищно-коммунальные услуги;
– развитие кадрового потенциала строительной отрасли и сферы ЖКХ.
Реализация Стратегии в области ЖКХ предусматривает достижение следующих ключевых показателей:
1. Достижение индекса качества городской среды в 2030 году до 212, а в 2036 году – 221.
2. Доля аварийного жилья в 2030 году снизится до 4,3%, а в 2036 году – до 3,6%.