КПТ – это самостоятельный вид туризма. Выделяется с точки зрения цели путешествия с лечебно-оздоровительным, религиозным, деловым, учебным и шоп-туризмом. В общем объеме туризма составляет 60%.
Цель - повышение интеллектуально-культурного уровня туристов, расширение кругозора, удовлетворение потребности в духовном и физическом восстановлении.
Основа - историко-культурный, промышленный и природный потенциал какой-л. территории, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности.
Ресурсы
Различные сферы деятельности человека в каком-либо регионе + культурно-исторические характеристики и природно-климатические условия, формирующие его уникальность, а значит способные вызвать тур. интерес и мотив к путешествию.
Виды ресурсов:
1. Искусство (Изобразительное искусство, музыка, литература, архитектура, кино, декоративно-прикладное, садово-парковое, природно-художественное промыслы).
2. Религия (Мотивы путешествия к святым местам: религиозные устремления и убеждения человека; предписание религии; духовные стремления человека посетить святые места с познавательной целью).
3. Индустрия и бизнес
4. Агрокультура
5. История
6. Образование
7. Наука
8. Природа
9. Национальная кухня
Объекты культурно-просветительского туризма
Материальные и материализованные предметы, которые воспринимаются туристом посредством зрительного слухового, обонятельного и вкусового каналов.
Классифицируются по нескольким основаниям:
1)по происхождению
1. природные 2. антропогенные 3. комплексные (природно-антропогенные)
2)по сущностной природе
1. материальные 2. духовные (менталитет, вера, философия, науч. психология)
|
3)по тематическому признаку
1. архитектура 2. этнография 3. археология 4. природные исторические и т.д.
Минимальный набор объектов может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов на какой-л. территории.
Важная характеристика объектов - их соответствие сложившейся у населения системы ценностей. Например, ряд объектов вследствие изменения в обществе идеологических установок может утратить свою притягательность. Объекты КПТ на территории любой страны размещаются неравномерно. В России высокой степенью концентрации характеризуются территории двух районов: Центрального (Москва) и Северо-западный (СПб и его окрестности).
Формы организации КПТ
1.Культурно-просветительские или экскурсионные туры, которые имеют множество тематических разновидностей (музыка, танцы и т.д.)
2.Развлекательные и шоу-программы.
3.Культурно-массовые мероприятия, а именно литературные вечера, творческие встречи, музыкальные фестивали, научные и фольклорные праздники.
4.Посещение учреждений культуры (музеев и театров) и различных мероприятий(выставок и концертов).
5.Экскурсия.
Вывод: Если путешествия не преследуют культурно-познавательной цели и не наполнены данными мероприятиями, то путешествующий человек не является потребителем КПТ.
12. Охарактеризуйте экскурсию как основную форму организации культурно-просветительского туризма, перечислите ее признаки и функции.
За всю историю отечественного экскурсоведения существовало немало различных определений экскурсии, отражающих ее сущность. Расхождение в определениях обусловлены функционированием экскурсий в разные культурно-исторические периоды. Каждое определение вбирает в себе ряд параметров и особенностей экскурсии, актуальных для той эпохи, в которую оно появилось. С годами происходило усложнение представлений об экскурсии, а именно: о целях, задачах, формах проведения, в конечном итоге, о ее сущности. Из прогулки, преследующей практические цели, например поиск лечебных трав, экскурсия выросла в мощное средство культурно-просветительной работы.
|
В начале в XXI века экскурсия определяется как «целенаправленное освоение действительности через аудио-визуальное ознакомление с тематически объединенными объектами на местности с помощью экскурсовода»
Признаки экскурсии:
1. Наличие экскурсантов (группы или индивидуальные)
2. Наличие квалифицированного экскурсовода.
3. Продолжительность экскурсии от 45 мин до 5-6 академических часов (45 мин)
4. Протяженность экскурсии в пространстве, т.е. движение участников экскурсии по заранее разработанному маршруту.
5. Показ экскурсионных объектов в месте их естественного или искусственного расположения.
6. Целенаправленность подготовки и проведения экскурсии. (Что предполагает: заранее определить тему экскурсии, цель, задачи, составить маршрут, отобрать объекты и т.д.)
7. Активная деятельность участников экскурсий.
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией и превращает его в любительскую прогулку, поездку, просмотр кино или видеофильма, лекцию и т.д.
|
Лишенные перечисленных признаков мероприятия, обозначаемые термином «гидизм». Под гидизмом понимают бессистемный беглый осмотр достопримечательных мест, памятников истории культуры с помощью гида, появляющихся на пути следования туристов.
Экскурсия выполняет 3 основные функции:
1) Информационно-познавательная - любая экскурсия содержит информацию по конкретному разделу знаний, в процессе экскурсии экскурсанты всегда узнают что-то новое или дополняют имеющиеся знания.
2) Воспитательная функция. Экскурсия не только дополняет и конкретизирует знания экскурсантов по определенной теме, но и помогает им выработать отношение к тому, что они узнали. Поэтому перед экскурсоводом ставится задача создать в экскурсионной группе атмосферу единомыслия и общего переживания, оказать влияние на формирование мировоззрения, нормального поведения и речевого этикета. Несмотря на то, что понятие «воспитание» многогранно, в экскурсии присутствуют и естественно интегрируются разные виды воспитания: идейно-политическое и патриотическое, нравственное и эстетическое, трудовое и физическое.
3) Развлекательно-досуговая функция. Экскурсовод всегда должен помнить, что экскурсия – это форма проявления и способ удовлетворения не только познавательных, но и рекреационных потребностей человека, что экскурсия – это способ проведения досуга, свободного от работы времени, если это, конечно, не учебная экскурсия. Поэтому, с одной стороны, экскурсия не должна превращаться в сугубо познавательный вид деятельности, то есть экскурсовод не должен перенасыщать экскурсию большим количеством объектов показа и большим объемом лекционного материала. С другой стороны, всегда следует иметь в виду, что только развлечением сущность экскурсии не исчерпывается. Следовательно, основная сложность заключается в том, что нужно найти «золотую середину» в удовлетворении познавательных и развлекательных потребностей экскурсантов.