Приведите классификацию экскурсий по содержанию, по составу участников, по месту проведения, по способу передвижения, по форме проведения.





Начиная с 20-х гг. XX века в истории экскурсоведения предлагалось немало различных классификаций экскурсий. Классификация, предложенная Б. В. Емельяновым, в основе которой лежит деление экскурсий на группы по следующим основаниям:
1) по содержанию;
2) по составу участников;
3)по месту проведения;
4)по способу передвижения;
5)по продолжительности;
6)по форме проведения

По содержанию экскурсии делятся на обзорные (многоплановые, политематические) и тематические.

Обзорные экскурсии характеризуются многотемностью и позволяют за короткое время получить общее и цельное представление об объекте. Практически все городские обзорные экскурсии схожи между собой по структуре. Каждая из них содержит несколько подтем: история города, характеристика культуры, науки, образования, промышленности.

Тематические экскурсии посвящены раскрытию какой-либо одной темы в области истории, культуры, природопользования того или иного содержательного аспекта в тематической экскурсии.

 

Так, по своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на историко-краеведческие; археологические (с показом вещественных исторических источников-раскопок); этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных народов; военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы; историко-биографические (по местам, связанным с жизнью и деятельности известных людей); экскурсии в исторические музеи, архитектурно-градостроительные, искусствоведческие, литературные, природоведческие, производственные.

По составу участников в первую очередь различают экскурсии для взрослых и детей, местных жителей и туристов (иногородних), городского населения и сельского, организованных, однородных групп (по заявкам учреждений) и одиночных, незнакомых друг с другом экскурсантов. По другим основаниям можно построить иные классификации. Например, различают экскурсии для учащихся, профессионалов и широкой публики.

В качестве особого контингента, требующего специальных приемов и методов проведения экскурсии, можно указать группы религиозных паломников, детей младшего возраста, инвалидов, престарелых, «трудных» подростков.

По месту проведения экскурсии бывают городские, загородные, музейные, комплексные, сочетающие элементы нескольких видов экскурсий.

По способу передвижения различают пешеходные, транспортные и комбинированные экскурсии. Преимущественно пешеходных экскурсий в том, что экскурсовод сам задает ритм, движение (скорость, продолжительность переходов и остановок), который обеспечивает благоприятные условия для показа и рассказа. Однако количество пешеходных экскурсий ограничено небольшой протяженностью маршрута. Преимущество транспортных экскурсий заключается в том, что в них можно включать объекты, значительно удаленные друг от друга. В качестве транспортных средств на экскурсиях могут использоваться речные и морские теплоходы, вертолеты, а также автобусы, трамваи и троллейбусы.

Продолжительность экскурсии составляет от одного академического часа (45 мин.) до четырех-пяти часов. Существует мнение, что продолжительность экскурсии может доходить до одних суток. (Емельянов). А. В. Святославский такие длинные экскурсии называет турами и считает, что они дробятся на несколько более мелких экскурсий разной продолжительности, а также включают время приема пищи, отдых, покупку сувениров, санитарные остановки.

 

По форме проведения помимо традиционных экскурсий (обзорных и тематических) выделяют экскурсии – прогулки в основном на природоведческие темы в лес, в парк, на озеро, по морю, по реке. Во время экскурсий – прогулок осмотр достопримечательностей сочетается с отдыхом.

В 60-80-е гг. ХХ века проводились экскурсии – массовки, участники которых одновременно передвигаются по маршруту на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. В такие экскурсии, кроме осмотра объектов, может входить проведение митингов у памятников, мест захоронений, встреч с героями и участниками исторических событий, выступление участников художественной самодеятельности, участие в фольклорных праздниках и театрализованных представлениях.

Экскурсия – концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса во время дальней экскурсии.

Рекламная экскурсия проводится с целью привлечения клиентов или деловых партнеров.

Экскурсия может рассматриваться как форма учебной деятельности для различных групп экскурсантов. С этой точки зрения выделяются:

– экскурсия – урок, представляющая собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;

– экскурсия – демонстрация в наиболее наглядной форме знакомит группу с природными явлениями или производственными процессами;

– пробная экскурсия проводится на завершающем этапе индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий и представляет собой форму проверки знаний и навыков у студентов или работающих экскурсоводов при разработке ими новой экскурсионной темы.

 

14. Перечислите основные этапы подготовки экскурсий.

Создание новой экскурсии – сложный и длительный процесс, часто
требующий участия нескольких человек. В процессе подготовки новой
экскурсии выделяют ряд этапов, расположенных в определенном порядке.

Всего насчитывается пятнадцать этапов. (Емельянов 1976)

1) определение цели и задач экскурсии;
2) выбор темы;
3) отбор литературы и составление библиографии;
4) определение источников экскурсионного материала;
5) отбор и изучение экскурсионных объектов;
6) составление маршрута экскурсии;
7) объезд или обход маршрута;
8) подготовка контрольного текста экскурсии;
9) комплектование «портфеля экскурсовода»;
10) определение методических приемов проведения экскурсии;
11) определение техники ведения экскурсии;
12) составление методической разработки;
13) составление индивидуального текста экскурсии;
14) прием (сдача) экскурсии;
15) утверждение экскурсии.

Современные этапы:

Начальные

1. выбор темы экскурсии и определение экскурсионной аудитории.

2. проведение маркетингового исследования рынка экскурс услуг в данном населенном пункте.

3. разработка концепции экскурсии (общий взгляд, общая идея, входит: название, классификация по разным основаниям, кол-во экскурсантов в группе, продолжительность и протяженность, цели и задачи)

4.определение источников экскурсионного материала.

Ключевые этапы

5.отбор и изучение экскурсионных объектов.

6.составление маршрута экскурсии, его объезд или обход.

7.определение техники ведения экскурсии.

8.определение методических приемов проведения экскурсии

Заключительные этапы

9.Текстово-документационное обеспечение экскурсионного проекта.

10.Проведение пробной экскурсии.





Читайте также:
Зачем изучать экономику?: Большинство людей работают, чтобы заработать себе на жизнь...
Перечень актов освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций по видам работ: При освидетельствовании подготовительных работ оформляются следующие акты...
Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного...
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.013 с.