Пояснительная записка
На сегодняшний день развитие экологических основ у детей является актуальной как никогда. У взрослых людей, а значит и у детей, преобладает потребительский подход к природе, что, на наш взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. Но когда состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений. Экологическое воспитание детей-дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности. Формирование у детей экологической культуры представляется первоочередной задачей. В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребёнку в осознании себя, как активного субъекта природы.
Цель: формирование начальной экологической компетенции.
Задачи:
- расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.
-закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях.
- продолжать знакомить с комнатными растениями.
- расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.
- расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зиме
- познакомить с птицами (ласточка, скворец и др.).
- познакомить детей с представителями классов пресмыкающихся и земноводных, насекомых.
- формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.
- знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.
- использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы.
- формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
- учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.
- учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).
- показать взаимодействие живой и неживой природы.
- рассказывать о значении солнца и воздуха и воды в жизни человека, животных и растений.
- развивать память, логическое мышление, внимание, тонкую моторику рук;
- воспитывать патриотизм, бережное отношение к при
Перспективное планирование«Ознакомление с миром природы»
ммесяц | Тема | Задачи | Источник информации |
ссентябрь | «Золотая осень» | Закрепить знания о сезонных изменениях в природе; обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени; приучать следить за погодой, связывать наблюдения с личным опытом. | А.Вахрущев «Здравствуй мир» |
ооктябрь | «Во саду ли, в огороде: овощи, фрукты» | закреплять обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», названия овощей и фруктов, значение характерных свойств овощей и фруктов, о семенах растений; дать представление о том, как растение приспосабливается к размножению; учить рассматривать семена цветковых растений, деревьев и кустарников. | Волчкова В.Н.Конспекты занятий по экологии в старшей группе. |
«Царство растений – грибы» | учить различать съедобные и несъедобные грибы; познакомить с особенностями внешнего вида и роста грибов, с правилами сбора грибов; формировать понимание целесообразности и взаимосвязи в природе. | Горькова Л.Г. Обухова Л.А. «Комплексное развитие дошкольников» | |
нноябрь | «Домашние животные» | познакомить с особенностями домашних животных, научит различать их и называть взрослых животных и их детенышей, формировать представление о значении животных в природе и для человека | Волчкова В.Н.Конспекты занятий по экологии в старшей группе. |
«Как звери готовятся к зиме» | продолжать знакомить с особенностями диких животных (волк, медведь, лиса, заяц): где живут, чем питаются как готовятся к зиме; дать элементарные представления о взаимосвязи животных со средой обитания. | Волчкова В.Н.Конспекты занятий по экологии в старшей группе. | |
ддекабрь январь | «Проказы матушки-зимы». | учить видеть и описывать красоту зимнего пейзажа, расширять словарный запас (вьюга, метель, сугроб); знакомить с народными приметами зимы; обратить внимание на характерные признаки зимы, продолжительность светового дня; воспитывать любовь к родной природе. | А.Вахрущев«Здравствуй мир» |
«Новый год у ворот» | Познакомить с обычаями празднования Нового года в России и других странах. Рассказать о том, почему мы украшаем елку. Формировать представление о празднике, его значении для людей | Волчкова В.Н.Конспекты занятий по экологии в старшей группе. | |
«Виды спорта» | Познакомить детей с такими видами спорта как футбол, волейбол и баскетбол. Учить отличать по характерным признакам эти виды спорта, а также находить сходства. | Волчкова В.Н.Конспекты занятий по экологии в старшей группе. | |
ффевраль | «Животные севера» | Изучить характерные признаки животных севера, животных, их особенности и способы обитания | А.Вахрущев«Здравствуй мир» |
«Аквариумные рыбки» | Закрепить знания о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, состоянию плавников и т.д. Путем сравнения подвести детей к выводу о том, чем похожи все рыбы: местом обитания, кожными покровами, наличием плавников, способом передвижения. Вызвать желание ухаживать за рыбками. | Волчкова В.Н.Конспекты занятий по экологии в старшей группе. | |
ммарт | «Признаки начала весны». | Уточнить характерные признаки весны; учить устанавливать связи между изменениями температуры воздуха и состояния воды; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи. | Горькова Л.Г. Обухова Л.А. «Комплексное развитие дошкольников» |
«Беседа об уходе за комнатными растениями» | Обобщить представление об уходе за комнатными растениями. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, уточнить знание о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей. Обобщить представление о направленности способов ухода (полив, удаление пыли, прикорм) на удаление жизненных потребностей растений. Воспитывать бережное отношение к растениям. | Волчкова В.Н.Конспекты занятий по экологии в старшей группе. | |
аапрель | «Птицы весной» | Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период4.дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещений; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь | А.Вахрущев«Здравствуй мир» |
«Первоцветы» | Уточнить и расширить представления о первых цветах весны; учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы. | Волчкова В.Н.Конспекты занятий по экологии в старшей группе. | |
ммай | «Цветущая весна». | Приучать связывать наблюдения с личным опытом; продолжать изучать сезонные изменения в природе, происходящие весной; закреплять знания о плодовых деревьях сада; воспитывать любовь к природе. | Горькова Л.Г. Обухова Л.А. «Комплексное развитие дошкольников» |
«Цветущий луг» | Закреплять знания о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе; знакомить с Красной книгой растений; воспитывать любовь к природе. | Волчкова В.Н.Конспекты занятий по экологии в старшей группе. |