Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых,одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре«Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемыеситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиесясюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
|
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора.
Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместнойдеятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д.
|
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточнооригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.
Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью.
Планируемые результаты освоения Программы
Образовательная область«Физическое развитие».
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
- легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
- редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1–2 раза в год).
|
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
- умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу;
- имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшойпомощи взрослых);
- сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы,моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос плтком);
- владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
- имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здоровогообраза жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье;
- знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливанияорганизма, соблюдения режима дня;
- имеет представление о роли гигиены и режима дня для здоровья человека;
- имеет представление о правилах ухода за больным.
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости икоординации):
- может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место свысоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), прыгать через короткую идлинную скакалку;
- умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа;
- умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–9 м, в вертикальную игоризонтальную цель с расстояния 3–4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, оземлю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе(расстояние 6 м). Владеет школой мяча.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основнымидвижениями):
- умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление итемп;
- выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие;
- умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне,шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом;
- участвует в спортивных играх и упражнениях, в играх с элементами соревнования,играх-эстафетах.
Формирование потребности в двигательной активности и физическомсовершенствовании:
- участвует в упражнениях с элементами спортивных игр;
- проявляет самостоятельность, творчество, выразительность и грациозность движений;
- умеет самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры;
- проявляет интерес к разным видам спорта.
Образовательная область «Социально –коммуникативное развитие»
Развитие игровой деятельности:
- договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правиламигры;
- умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей;
- в дидактических играх оценивает свои возможности и без обиды воспринимаетпроигрыш.
Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:
- объясняет правила игры сверстникам;
-после просмотра спектакля может оценить игру актера (актеров), используемые средствахудожественной выразительности и элементы художественного оформления постановки;
- использует «вежливые» слова;
- имеет навык оценивания своих поступков;
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотическихчувств:
- имеет представление о работе своих родителей;
- знает название своей Родины.
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциальноопасным для человека и окружающего мира природы ситуациям: соблюдаетэлементарные правила организованного поведения в детском саду.Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качествепешехода и пассажира транспортного средства:
- понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки
«Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземныйпешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
- различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная»,«Милиция»), объясняет их назначение;
-соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарныеправила дорожного движения;
- различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходныйпереход «Зебра».
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира
Природыповедения: знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе(способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношенияк окружающей природе).
Развитие трудовой деятельности:
- соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду,приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью;
- самостоятельно чистит зубы, умывается по мере необходимости;
- самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервируетстол, выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей иего результатам:
- доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детскогосада;
- может оценить результат своей работы;
- испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной длядругих деятельности.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе ижизни каждого человека:
- владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей,композиторов;
- имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности клюдям за их труд;
- бережно относится к тому, что сделано руками человека.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Сенсорное развитие:
- различает и использует в деятельности различные плоскостные формы и объемныефигуры;
- различает и называет девять основных цветов и их светлые и темные оттенки;
- различает и называет параметры величины (длина, ширина, высота) и несколькоградаций величин данных параметров.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной)деятельности:
- создает постройки по рисунку, схеме, по образцу, по заданию взрослого, самостоятельноподбирая детали;
- выделяет структуру объекта и устанавливает ее взаимосвязь с практическим назначениемобъекта;
- владеет способами построения замысла и элементарного планирования своейдеятельности.
Формирование элементарных математических представлений:
- считает (отсчитывает) в пределах 10, правильно пользуется количественными ипорядковыми числительными;
- использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов (по длине,ширине, высоте, толщине);
- ориентируется в пространстве и на плоскости;
- определяет временные отношения.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
- имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире,своем городе, стране;
- классифицирует предметы, объекты природы, обобщая их по определѐнным признакам;
- называет времена года, отмечает их особенности, элементарные причинно-следственныезависимости между явлениями природы и состоянием объектов природы и окружающейсреды, взаимодействии человека с природой в разное время года;
- знает и стремится выполнять некоторые правила с правилами поведения в природе.
Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области«Развитие речи»
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
- свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;
- в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны,грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи –диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детскойдеятельности:
- использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;использует сложные предложения разных видов, разнообразные способысловообразования;
- способен правильно произносить все звуки, определять место звука в слове;
- составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личногоопыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшиелитературные произведения.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи:
- дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета;
- умеет аргументировано и доброжелательно оценивать высказывание сверстника.
Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностныхпредставлений:
- способен осмысленно воспринимать мотивы поступков, переживания персонажей;
- знаком с произведениями различной тематики, спецификой произведений разныхжанров.
Развитие литературной речи:
- способен эмоционально воспроизводить поэтические произведения, читать стихи поролям;
- способен под контролем взрослого пересказывать знакомые произведения, участвовать вих драматизации.
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественноговосприятия и эстетического вкуса:
- эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;
- называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,
художественный труд:
- создает выразительные художественные образы в рисунке, лепке, аппликации, передаетхарактерные признаки предметов и явлений, настроение персонажей;
- знает особенности изобразительных материалов (гуашь, акварель, мелки, уголь);
- лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы;
- использует разные способы вырезания и обрывания бумаги для создания образов ваппликации.
Развитие детского творчества:
- создает многофигурные композиции на всем листе, используя фризовую и линейнуюкомпозиции;
- самостоятельно комбинирует знакомые техники, помогает осваивать новые;
- объединяет разные способы изображения (коллаж);
- варьирует и интерпретирует элементы при составлении декоративных композиций;
- использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
Приобщение к изобразительному искусству:
- различает виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура,архитектура, декоративно-прикладное искусство);
- выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит,композиция);
- имеет представление о региональных художественных промыслах.
Развитие музыкально-художественной деятельности:
- различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты);
- может петь плавно, лѐгким звуком, отчѐтливо произносить слова, своевременно начинатьи заканчивать песню, в сопровождении музыкального инструмента;
- умеет импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять мелодии различногохарактера (колыбельную, марш, вальс);
- способен выполнять танцевальные движения: поочерѐдное выбрасывание ног в прыжке,полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, спродвижением вперѐд и на месте;
- ритмично двигается в соответствии с характером и динамикой музыки;
- самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов;
- умеет придумывать движение к пляскам, танцам, составлять композицию танца,проявляя самостоятельность в творчестве;
- исполняет простейшие мелодии на металлофоне (сольно и в ансамбле)
Приобщение к музыкальному искусству:
- определяет жанры музыкальных произведений (марш, песня, танец), произведения помелодии, вступлению;
- различает звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка).
Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Педагогическая диагностика не предполагает специально созданных для ее проведения мероприятий, которые могут привести к нарушению режима и переутомлению детей. Педагогическая диагностика проводится в ГБДОУ в начале и в конце учебного года. Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Карты наблюдений детского развития с рекомендациями по выстраиванию индивидуальной траектории развития каждого ребенка по всем возрастным группам учитывают требования примерной основной программы дошкольного образования и ряд дополнительных программ, методик и технологий, позволяющих выполнять федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Объект педагогической диагностики (мониторинга) | Формы и методы педагогической диагностики | Периодичность проведения педагогической диагностики | Длительность проведения педагогической диагностики | Сроки проведения педагогической диагностики |
Индивидуальные достижения детей в контексте образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", «Физическое развитие» | - Наблюдение - Анализ продуктов детской деятельности | 2 раза в год | 2-3 недели | Сентябрь Май |