Возрастные особенности детей (от 5 до 6 лет)




Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых,одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре«Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемыеситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиесясюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора.

Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместнойдеятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточнооригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.

Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью.

Планируемые результаты освоения Программы

Образовательная область«Физическое развитие».

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:

- легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;

- редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1–2 раза в год).

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

- умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу;

- имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшойпомощи взрослых);

- сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы,моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос плтком);

- владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

- имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здоровогообраза жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье;

- знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливанияорганизма, соблюдения режима дня;

- имеет представление о роли гигиены и режима дня для здоровья человека;

- имеет представление о правилах ухода за больным.

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости икоординации):

- может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место свысоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), прыгать через короткую идлинную скакалку;

- умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа;

- умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–9 м, в вертикальную игоризонтальную цель с расстояния 3–4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, оземлю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе(расстояние 6 м). Владеет школой мяча.

Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основнымидвижениями):

- умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление итемп;

- выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие;

- умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне,шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом;

- участвует в спортивных играх и упражнениях, в играх с элементами соревнования,играх-эстафетах.

Формирование потребности в двигательной активности и физическомсовершенствовании:

- участвует в упражнениях с элементами спортивных игр;

- проявляет самостоятельность, творчество, выразительность и грациозность движений;

- умеет самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры;

- проявляет интерес к разным видам спорта.

Образовательная область «Социально –коммуникативное развитие»

Развитие игровой деятельности:

- договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правиламигры;

- умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей;

- в дидактических играх оценивает свои возможности и без обиды воспринимаетпроигрыш.

Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:

- объясняет правила игры сверстникам;

-после просмотра спектакля может оценить игру актера (актеров), используемые средствахудожественной выразительности и элементы художественного оформления постановки;

- использует «вежливые» слова;

- имеет навык оценивания своих поступков;

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотическихчувств:

- имеет представление о работе своих родителей;

- знает название своей Родины.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциальноопасным для человека и окружающего мира природы ситуациям: соблюдаетэлементарные правила организованного поведения в детском саду.Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качествепешехода и пассажира транспортного средства:

- понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки

«Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземныйпешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;

- различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная»,«Милиция»), объясняет их назначение;

-соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарныеправила дорожного движения;

- различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходныйпереход «Зебра».

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира

Природыповедения: знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе(способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношенияк окружающей природе).

Развитие трудовой деятельности:

- соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду,приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью;

- самостоятельно чистит зубы, умывается по мере необходимости;

- самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервируетстол, выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей иего результатам:

- доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детскогосада;

- может оценить результат своей работы;

- испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной длядругих деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе ижизни каждого человека:

- владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей,композиторов;

- имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности клюдям за их труд;

- бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Сенсорное развитие:

- различает и использует в деятельности различные плоскостные формы и объемныефигуры;

- различает и называет девять основных цветов и их светлые и темные оттенки;

- различает и называет параметры величины (длина, ширина, высота) и несколькоградаций величин данных параметров.

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной)деятельности:

- создает постройки по рисунку, схеме, по образцу, по заданию взрослого, самостоятельноподбирая детали;

- выделяет структуру объекта и устанавливает ее взаимосвязь с практическим назначениемобъекта;

- владеет способами построения замысла и элементарного планирования своейдеятельности.

Формирование элементарных математических представлений:

- считает (отсчитывает) в пределах 10, правильно пользуется количественными ипорядковыми числительными;

- использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов (по длине,ширине, высоте, толщине);

- ориентируется в пространстве и на плоскости;

- определяет временные отношения.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:

- имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире,своем городе, стране;

- классифицирует предметы, объекты природы, обобщая их по определѐнным признакам;

- называет времена года, отмечает их особенности, элементарные причинно-следственныезависимости между явлениями природы и состоянием объектов природы и окружающейсреды, взаимодействии человека с природой в разное время года;

- знает и стремится выполнять некоторые правила с правилами поведения в природе.

Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области«Развитие речи»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

- свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;

- в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны,грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи –диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детскойдеятельности:

- использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;использует сложные предложения разных видов, разнообразные способысловообразования;

- способен правильно произносить все звуки, определять место звука в слове;

- составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личногоопыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшиелитературные произведения.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи:

- дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета;

- умеет аргументировано и доброжелательно оценивать высказывание сверстника.

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностныхпредставлений:

- способен осмысленно воспринимать мотивы поступков, переживания персонажей;

- знаком с произведениями различной тематики, спецификой произведений разныхжанров.

Развитие литературной речи:

- способен эмоционально воспроизводить поэтические произведения, читать стихи поролям;

- способен под контролем взрослого пересказывать знакомые произведения, участвовать вих драматизации.

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественноговосприятия и эстетического вкуса:

- эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;

- называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,

художественный труд:

- создает выразительные художественные образы в рисунке, лепке, аппликации, передаетхарактерные признаки предметов и явлений, настроение персонажей;

- знает особенности изобразительных материалов (гуашь, акварель, мелки, уголь);

- лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы;

- использует разные способы вырезания и обрывания бумаги для создания образов ваппликации.

Развитие детского творчества:

- создает многофигурные композиции на всем листе, используя фризовую и линейнуюкомпозиции;

- самостоятельно комбинирует знакомые техники, помогает осваивать новые;

- объединяет разные способы изображения (коллаж);

- варьирует и интерпретирует элементы при составлении декоративных композиций;

- использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

Приобщение к изобразительному искусству:

- различает виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура,архитектура, декоративно-прикладное искусство);

- выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит,композиция);

- имеет представление о региональных художественных промыслах.

Развитие музыкально-художественной деятельности:

- различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты);

- может петь плавно, лѐгким звуком, отчѐтливо произносить слова, своевременно начинатьи заканчивать песню, в сопровождении музыкального инструмента;

- умеет импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять мелодии различногохарактера (колыбельную, марш, вальс);

- способен выполнять танцевальные движения: поочерѐдное выбрасывание ног в прыжке,полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, спродвижением вперѐд и на месте;

- ритмично двигается в соответствии с характером и динамикой музыки;

- самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов;

- умеет придумывать движение к пляскам, танцам, составлять композицию танца,проявляя самостоятельность в творчестве;

- исполняет простейшие мелодии на металлофоне (сольно и в ансамбле)

Приобщение к музыкальному искусству:

- определяет жанры музыкальных произведений (марш, песня, танец), произведения помелодии, вступлению;

- различает звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка).

 

Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Педагогическая диагностика не предполагает специально созданных для ее проведения мероприятий, которые могут привести к нарушению режима и переутомлению детей. Педагогическая диагностика проводится в ГБДОУ в начале и в конце учебного года. Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

• художественной деятельности;

• физического развития.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Карты наблюдений детского развития с рекомендациями по выстраиванию индивидуальной траектории развития каждого ребенка по всем возрастным группам учитывают требования примерной основной программы дошкольного образования и ряд дополнительных программ, методик и технологий, позволяющих выполнять федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Объект педагогической диагностики (мониторинга) Формы и методы педагогической диагностики Периодичность проведения педагогической диагностики Длительность проведения педагогической диагностики Сроки проведения педагогической диагностики
Индивидуальные достижения детей в контексте образовательных областей: «Социально­-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-­эстетическое развитие", «Физическое развитие» - Наблюдение - Анализ продуктов детской деятельности 2 раза в год 2-3 недели Сентябрь Май

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: