Теоретико-методологические аспекты темы исследования.




КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету «Стратегический менеджмент»

на тему: «Стратегия управления инновациями»

 

 

Луганск 2006 г.


Содержание

 

Введение

1. Теоретико-методологические аспекты темы исследования

2. Общая характеристика предприятия:

2.1. Миссия предприятия

2.2. SWOT-анализ: сущность, правила и процедуры на примере предприятия ЗАО «СТД» Краснодонского молокозавода

2.3. Предприятие, его продукция и услуги

3. Проектная часть

Выводы и предложения

Список использованной литературы


Введение:

 

Стремление субъектов хозяйствование к экономическому развитию всегда наталкивается на необходимость решения инновационных задач. И целиком очевидно, что в ближайшей и долгосрочной перспективе максимизация именно инновационного фактора станет решающим условием стойкого развития экономической политики предприятий. Но, несмотря на довольно высокий уровень науки, наличие значительного количества специалистов с высшим образованием на предприятии, запас нереализованных изобретений, в Украине наблюдается существенный инновационный кризис промышленного производства. Такое состояние предприятий нуждается в решении проблем активизации инновационной деятельности. Поручительством этого могут стать научно обоснованные и разработанные вопросы относительно возможности предприятий к инновационной деятельности, наличия в них необходимых первоочередных предпосылок. Следует отметить, что главное внимание может отводиться их изучению на равные предприятия как генератора новаторских процессов. Для того, чтобы предприятие считалось сориентированным на инновационную деятельность, оно может отвечать ряду критериев инновационности. Комплексной характеристикой возможности предприятия к инновационной деятельности есть его инновационный потенциал. Это понятие есть концептуальным отображением феномену инноваций. Во многих исследованиях авторы концентрируют свои усилия на изучении отдельных сторон инновационного потенциала предприятия. Стратегия управления инновациями на производстве очень важна. С учетом установления определенных методов, задач и путей их решения в инновационной сфере предприятие может более эффективно использовать свои навыки и умения при внедрении инноваций в производственный процесс. В инновационной сфере предприятия выделяю определенные параметры. Данными параметрами являются параметры наукоемкости производства, параметры качества и конкурентоспособности продукции, параметры соответствия товаров с мировыми стандартами, параметры технико-экономического уровня продукции, параметры обновления. Управление инновациями на производстве включает в себя "личные и деловые качества руководителя, профессиональную и экономическую подготовку, профессиональные достижения, материально-техническое и финансовое обеспечение". Инновации на производстве определяются набором разнообразных видов ресурсов и механизмом их использования. Все составные части должны быть согласованы между собой и выполнять определенные функции в соответствии с механизмом их использования, который разрабатывается в недрах инновационного менеджмента предприятия. Финансовая составная инновационного потенциала обеспечивает поступление средств для выполнения инновационных процессов, создает стимулы и условия для разработки инноваций, влияет на выбор тематики инновационных проектов соответственно потребностям функционирования и развития самой инновационной сферы, оказывает содействие эффективному формированию затрат на инновации, реализует необходимую эластичность поступлений финансовых ресурсов соответственно протеканию этапов инновационного процесса. Материально-технические ресурсы служат вещественной основой инновационного развития предприятия, которые определяют его технико-технологическую базу, влияют на масштабы и темпы инновационной деятельности. Формирование инновационного процесса может быть усложнено трудностью их получения. Поэтому очень актуально, в особенности в наших условиях, ориентировать его на создание нематериалоемких нововведений, которое даст возможность максимально комплексно использовать имеющуюся сырьевую базу, новые виды материалов. В данной курсовой работе будут рассмотрены основные моменты, касающиеся стратегии управления инновациями на производстве предприятия Краснодонского молокозавода, основных целей и путей достижения желаемого результата.

Теоретико-методологические аспекты темы исследования.

 

Согласно с мнением автора Давыдовой Л. Д. следует отметить, что обеспечение высоких темпов и качества эконо­мического развития предполагает ускоренное реше­ние одной из важнейших задач — повышение конку­рентоспособности предприятия. Повыше­ние конкурентоспособности тесно связано с активи­зацией инновационных процессов - внедрением высоких технологий в производство, в том числе ре­сурсосберегающих, и расширением выпуска иннова­ционной продукции, обладающей лучшими потре­бительскими свойствами и способной успешно со­перничать на внутреннем и внешнем рынке.

Структурным проблемам воспроизводства и производства инновационных процессов посвящены многие экономические иссле­дования. Ре­структуризация производства является приоритет­ной задачей не только в условиях трансформации экономики, но и в эффективно функционирующем воспроизводстве, что обеспечивает непрерывную замену устаревших технологий более прогрессив­ными, а ядром структурных изменений служит инновационная сфера. Для повышения эффективности вовлечения новых технологий в производственный процесс в современных условиях, необходима разработка методо­логии инновационного развития предприятия.

Решение этой задачи видится в формировании и ис­пользовании соответствующих методов экономи­ческой теории и производственной практики.[1]

В настоящее время, как считает автор Шевченко И. В., в инновационной сфере есть немало противоречий. Требуется системный подход к становлению эффективного инновационного воспроизвод­ственного цикла предприятия на осно­ве оптимального использования всех элементов, факторов и механизмов, включив их в целостный контур интеграции технологической структуры, технологических укладов, модернизированной тех­ники, действующего производственного потенци­ала, производительной силы человека, современ­ных базовых нововведений.

Понятие «иннова­ция» интерпретируется как превращение потенци­ального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Твисс Б. А. определяет инновацию как процесс, в котором изобретение пли идея приоб­ретает экономическое содержание. Никсон Ф. Н. счи­тает, что инновация - это совокупность техничес­ких, производственных и коммерческих меропри­ятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудо­вания. По мнению Санто Б. Р., инновация — это та­кой общественно технико-экономический про­цесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий технологий, и в слу­чае, если инновация ориентирована на экономи­ческую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход.[7]

Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной фун­кцией инновационной деятельности является фун­кция изменения.

Понятие «инновации» как экономической ка­тегории ввел в научный оборот австрийский эко­номист Шумпетер И. А. Он впервые рассмотрел воп­росы новых комбинаций производственных фак­торов и выделил пять типичных изменений в раз­витии инноваций:

1. использование новой техники, технологи­ческих процессов или нового рыночного обеспе­чения производства; внедрение продукции с новыми свойствами;

2. использование нового сырья;

3. изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

4. появление новых рынков сбыта.

Иногда инновация рассматривается как про­цесс. В этой концепции признается, что нововве­дение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики, по мнению автора Левчаева П. А., базируется на меж­дународных стандартах.

В соответствии с международными стандарта­ми инновация определяется как конечный резуль­тат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствован­ного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в ди­намическом, так и в статическом аспекте. В после­днем случае инновация представляется как конеч­ный результат научно-производственного цикла.[3]

Внедрение новшеств всегда имеет большое значение в развитии производства. На современных предприятиях роль инноваций значительно возраста­ет. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста.

Возрастающая роль инноваций обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью качествен­ного управления преобразований в производственном процессе.

На основе нововведений используют современную технологию и организацию произ­водства, повышают качество продукции, обеспечи­вая успех и эффективность деятельности предпри­ятия.

Особое значение для производства имеют ин­новации с мощными преобразовательными функ­циями. Эти инновации радикально изменят про­изводственный аппарат, имеющий высокую сте­пень морального и физического износа на предприятиях, его организацию, а, следова­тельно, и эффективность производства. К таким инновациям следует отнести, прежде всего, новую технику и технологии. Изменяя производство, пе­реводя его на новый научно-технологический уро­вень, можно создавать главные предпосылки для перевода производства продукции в качественно новое состояние. Новый производственный аппа­рат требует, как правило, новой организации, управ­ления, маркетинга, новой мотивации, то есть нового типа инновационного менеджмента. Он предпола­гает, что будет производиться и новая продукция.

Затратный аспект разработок новых техноло­гий, по мнению автора Мартюшевой Л. С., еще не исчерпывает проблемы инновационной эффективности национальной системы. Все отрас­ли промышленности выступают в ка­честве нетто-импортеров новых технологий. Их отрицательное внешнеторговое «инновационное» сальдо свидетельствует о полном инновационном провале. Речь идет о том, что на современном ми­ровом рынке новых технологий предприятиям и торговать-то нечем. Между тем речь не идет и об их технологической самодостаточности, так как они активно закупают чужие ноу-хау для «заделывания дыр» в своем ар­хаичном производстве.

Очевидно, активизация инновационных про­цессов на предприятии приведет к дальнейшему наращиванию удельного веса импортных техноло­гий. Вместе с тем сохранение данного процесса на достаточно длительную перспективу может иметь весьма неприятные макроэкономические послед­ствия в силу того, что импорт технологий сопровож­дается, как правило, импортом материально-веще­ственных компонентов, обеспечивающих возмож­ность практического применения технологии. [2]

Нынешний этап развития инновационной дея­тельности предприятия имеет ан­титехнологический характер; все усилия современ­ного промышленного менеджмента направлены пре­имущественно на учет потребностей рынка. Инно­вации в основном связаны с инфраструктурными, организационными и маркетинговыми сторонами деятельности предприятия, причем наиболее актив­ные действия проводятся в сфере маркетинга и ос­воения новых форм сбыта продукции, которые ха­рактеризуются минимальной наукоемкостью.

Проблема управления инновационной активностью предприятий заключа­ется и в недостаточности финансовых ресурсов на эти цели. Поскольку в состав расходов на иннова­ционную деятельность включаются затраты как те­кущего, так и капитального характера. Как извес­тно, инновационный процесс состоит из трех фаз относительно нового продукта: разработки, осво­ения и распространения.

Позитивная динамика экономического роста и развития про­мышленного производства сопровождалась суще­ственным недоинвестированием инновационных процессов и снижением их эффективности, что обусловило понижение удельного веса накопленной массы товарной продукции с инновационными признаками в объеме производимой продукции и еще более ослаби­ло ее конкурентоспособность.

Проблемы планирования научно-исследова­тельских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по повышению качества продукции в значи­тельной степени связаны с неопределенностью про­гноза «капитальные затраты — результаты». Суще­ствует риск не получить ожидаемые в процессе до­водки машины параметры, понеся при этом все за­явленные на НИОКР затраты, несмотря на инди­видуальный характер планирования НИОКР, пред­полагающий подробную разработку сметы капи­тальных затрат и календарного плана работ. Существует общая закономер­ность предельной отдачи капиталовложений и доводку машин и других сложных технических сис­тем - экспоненциальная зависимость приближе­ния параметров машины к предельному техноло­гическому уровню, в основном определяемая дан­ным технологическим укладом (комплексом техно­логических возможностей) исполнителя НИОКР и постепенным снижением предельной отдачи затрат на получение информации в процессе повышения качества продукции.

Отсутствие современных ста­тистических нормативов экономического планиро­вания НИОКР, как считает автор Пазинич В. И., необходимо воспол­нить, где, в первую очередь, следует опираться на результаты фундаментальных исследований в параллельных областях науки. Для решения задач экономического планирования повышения каче­ства продукции является подход к доводке машин с позиций теории информации. При этом учитыва­ется, что при построении прогнозов стоимостных характеристик НИОКР одним из важнейших тре­бований является представление накопленного опыта в аналитической форме.

Актуальность аналитического исследования эффективности капиталовложений в доводку ма­шин объясняется необходимостью сконцентриро­вать все виды ограниченных ресурсов на следующих задачах повышения качества продукции:

- доводка, совершенствование и обеспечение конкурентоспособности;

- модернизация ограниченного числа суще­ствующего оборудования на предприятии.

Решение вопроса о возможности доводки ма­шины связано с предполагаемой предельной отда­чей капиталовложений в улучшение параметров машины, то есть доводку необходимо прекратить при достижении предельной рентабельности капи­таловложений.

 

Доводка оборудования до заданных параметров яв­ляется для предприятия наиболее сложным и ответственным этапом НИОКР, требующим достаточной квалификации и соответствующей материальной базы. В этой связи своевременное прекращение доводки в связи с низкой рентабельностью капиталовложений и необходимостью перехода на новый технологичес­кий уровень явля­ется разумным и обоснованным решением.[5]

Сущность инновационного развития предприятия состоит в системном осуществлении структурных изменений как результатов внедрения новых ли наращение действующих мощностей или же в их перепрофилировании через инновационные процессы и применение таких продуктов интеллектуальной деятельности, как передовые технологии и объекты интеллектуальной собственности научно- технической сферы с целью их коммерциализации.

Успешное достижение перспективных целей инновационного развития предприятия происходит при условии четкой координации действий на этапах инновационного процесса и эффективного использования их возможностей.

Классические подходы инновационного менеджмента, как определяет автор Пономаренко В. С., первым этапом функциональной последовательности инновационного процесса определяют фундаментальные исследования, которые генерируют новые научные знания в направлении интеграции концепций стратегического управления и маркетинга для изготовления методологии стратегического управления инновациями.

Для переходного периода развития предприятия необходимы оперативные и гибкие реагирования на смену рыночных возможностей.

Выделяют четыре направления рыночных возможностей:

- широкое предложение на рынке, то есть увеличение объема реализации без изменений изготовленных товаров за счет снижения цены, повышение результативности рекламы.

- расширение границ рынка и поиск новых рынков, новых групп потребителей для имеющихся товарных групп;

- разработка и реализация новых товарных групп или предложения нового товара имеющимся группам потребителей на имеющихся рынках;

- диверсификация производства и сбыта, то есть предложение новых товаров

на новых рынках, в том числе переход к производству товаров.

Основой процесса стратегического планирования в последнее время считается представление предприятий как открытой системы, которая функционирует в сложном и многокритериальной внешней среде и предусматривает инновационный путь к экономическому возрастанию.[6]

Стратегическая зона инновационного развития рыночных возможностей предприятия - это отдельная зона внешней среды предприятия, которая содержит варианты формирования сегментов целевых рынков, на которые она имеет выход на базе инноваций. Зоны стратегических ресурсов инновационного развития предприятия - совокупность поставщиков, способных обеспечить поступление основных ресурсов. Это дает возможность находить варианты инноваций, реализация которых будет оказывать содействие формированию новых рынков, основанных на анализе направлений и темпов развития НТП, и направлению на рынки инновационной продукции.

Анализ системы стратегического планирования инновационного развития предприятий, и особенности их деятельности из разработки планов с использованием современной концепции стратегического планирования удостоверил, что им присущие признаки сложной системы, такие как:многокретериальность, обусловленная разнообразием целей и задач предприятий, которые входят в состав области и сопредельных областей. Процесс стратегического управления инновационного развития предприятия довольно сложный и начинается из определения на отраслевом уровне стратегических задач и целей инновационного процесса, которые дают возможность ориентироваться на инновации и инновационную продукцию, аналогов которой нет, или на продукцию, которая удовлетворяет имеющиеся потребности, но с использованием инновационной технологии.

Модель выбора стратегического управления инновационным развитием предприятия из множества альтернативных вариантов предусматривает выбор оптимального стратегического плана инновационного развития методами математического программирования. Данная модель может использоваться во время разработки инновационной программы развития высоких наукоемких технологий в производственном процессе предприятия.


2. Общая характеристика предприятия.

 

ЗАО «СТД» было создано на основе Законов Украины «О хозяйственных обществах» от 19 сентября 2001 г., «О предприятиях в Украине» от 27 марта 1991 г. Путем реорганизации общества с ограниченной ответственностью «Сорокинская лавка», согласно с решением учредителей от 10 декабря 1998 г.

В состав ЗАО «СТД» входят 12 магазинов, один молокозавод и два кафе, с помощью которых осуществляется торговая деятельность закрытого акционерного общества для получения дальнейшей прибыли.

Уставной фонд ЗАО «СТД» на момент его создания составил 140 тыс. грн. Одним из источников получения прибыли ЗАО «СТД» является Краснодонский молокозавод, который расположен в г. Краснодон на Проспекте 60-я СССР.

Приближенность молокозавода к населенным пунктам облегчает транспортные поставки произведенной продукции к местам реализации. Краснодонский молокозавод является основным источником поступления молочной продукции населению города. Часть произведенной продукции ГМЗ поставляет в г. Алчевск и г. Сватово.

В ассортимент производимой продукции молокозавода входят:

- кефир

- ряженка

- молоко

- творог

- сливочное масло

- сыворотка

- сыр «Айдарский»

- йогурты

- пахта

- казеин.

Основные каналами сбыта молочной продукции ГМЗ являются магазины ЗАО «СТД», мелкооптовые магазины, мучной цех, частные предприятия и собственные реализаторы завода.

Экономическое состояние Краснодонского молокозавода является комплексным понятием, которое зависит от многих факторов и характеризуется системой показателей, отражающих наличие и размещение средств, реальные и потенциальные экономические возможности. Основными показателями, характеризующими экономическое состояние ГМЗ, являются:

- обеспеченность основными и оборотными средствами и их сохранность;

- отчет о финансовых результатах;

- производство и реализация продукции.

Экономическое состояние зависит от всех сторон деятельности молокозавода:

- от выполнения производственных планов;

- снижение себестоимости продукции и увеличение прибыли;

- роста эффективности производства, а так же от факторов, действующих в сфере обращения с организацией оборота товарных и денежных фондов – улучшение взаимосвязей с поставщиками сырья и материалов, покупателями продукции, совершенствование процессов реализации и расчетов.

 

2.1 Миссия предприятия.

 

ЗАО «СТД» Краснодонский молокозавод является одним из производителей молочной продукции в городе Краснодоне. Основной целью предприятия является – выпуск качественной продукции, увеличение прибыльности путем снижения затрат и расширение рынков сбыта. Миссия предприятия основывается на выработке определенных стратегий на различных стадиях производства. Информационной базой для принятия решений и путей их реализации, служит поток как внешней информации, которая в процессе своей переработки поступает в виде первичной информации в отдел бухгалтерии, так и внутренний поток информации, который систематизируется в процессе производства товара на каждой стадии жизненного цикла путем анализа и учета количественных показателей, так и денежных - для формирования общей документации о сегодняшнем состоянии предприятия. Любое предприятие заинтересовано в прибыли, но без четкой, правильной организации формирования и распределения финансовых ресурсов не возможно достичь желаемого результата.

Руководство Краснодонского молокозавода должно быть заинтересовано в динамике и равновесии основных производственных направлений. Для получения прибыли от производственной деятельности нельзя только рассматривать регулирование затрат и улучшение качества продукции. Поэтому руководство Краснодонского молокозавода постоянно расширяет кругозор экономических аспектов, тем самым, направляя всю экономическую деятельность на стадию совершенствования, открывая новые возможности для предприятия.

Так, предприятие, основываясь на минимизации производственных затрат стремится увеличить прибыль от реализации произведенной продукции за счет качества продукта, улучшения не только технологических линий производства, оборудования, но и путем внедрения инновационных проектов в производственный процесс. Руководство молокозавода при формировании миссии и определения целей, все чаще ориентируется на внешнюю среду: рынки, конкурентов и потребителей. Расширяя собственные рынки сбыта и номенклатуру производимой продукции Краснодонский молокозавод, тем самым, способствует быстрому продвижению товара к потребителям. Для внедрения в производстве определенных инноваций, предприятие ориентируется на качество выпускаемой продукции и спрос потребителей. Проводя маркетинговые исследования и соцопросы руководство молокозавода, основываясь на получененных данных, разрабатывает стратегию в инновационной сфере. Данная стратегия может касаться как качества товара, так и технологического оборудования на производстве. Чем больше на производстве внедряются инновации, тем больше шансов у предприятия зарекомендовать себя на рынке как монополиста. Основываясь на высококачественной технологии, оснащенности производства необходимым оборудованием предприятие может получать высококачественный продукт потребления. Ориентир на конкурентов дает определенные преимущества предприятию. Опираясь на технологию производства конкурирующей продукции и внедрения одновременно разработанного новшества, Краснодонский молокозавод производит уже улучшенную продукцию не только по качеству, но и по продолжительности хранения.

Чтобы достичь определенных успехов в производственной деятельности на предприятии должна учитываться высокая культура организации. К сожалению, на сегодняшний день, как таковой на предприятии не существует. Руководство предприятия уделяет этому мало внимания. Стратегические цели и мероприятия необходимы для предприятия Краснодонского молокозавода. Они не только помогают увидеть всю «картину происходящего», включая внутреннюю и внешнюю среду, но и четко сориентироваться в данных условиях, наметив необходимые пути достижения собственных целей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: