Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в ХVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:
- учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
- класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время и в заранее определенные часы дня;
- основной единицей занятий является урок;
- урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
- работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
- учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы.
Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками — атрибуты классно-урочной системы.
Классификационные параметры традиционного обучения
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: педагогика принуждения.
По основному фактору развития: социогенная — с допущениями биогенного фактора.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с опорой на суггестию (образец, пример)..
По ориентации на личностные структуры — информационная, ЗУН.
По характеру содержания: светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая.
По типу управления: традиционное классическое + ТСО.
По организационным формам: классно-урочная, академическая.
По подходу к ребенку: авторитарная.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная.
По категории обучаемых: массовая.
Целевые ориентации
Цели обучения — подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные составляющие.
В советской педагогике цели обучения формулировались так:
♦ формирование системы знаний, овладение основами наук;
♦ формирование основ научного мировоззрения;
♦ всестороннее и гармоническое развитие каждого ученика;
♦ воспитание идейно убежденных борцов за коммунизм, за светлое будущее всего человечества;
♦ воспитание сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду.
Таким образом, по своему характеру цели ТО представляют воспитание личности с заданными свойствами.
По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение ЗУН, а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией).
В современной школе цели несколько видоизменились — исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в составе нравственного воспитания, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.
Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно- эмоцинальной.
Концептуальные положения
Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А. Коменским:
♦ научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);
♦ природосообразности (обучение определяется развитием, не форсируется);
♦ последовательности и систематичности (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему);
♦ доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУЕ);
♦ прочности (повторение — мать учения);
♦ сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);
♦ принцип наглядности (привлечение различных органов чувств к восприятию);
♦ принцип связи теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится применению знаний);
♦ учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Обучение — это процесс передачи знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений — подрастающему. В состав этого целостного процесса включаются цели, содержание, методы и средства.
Особенности содержания
Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти (оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса) и по сей день является технократическим. Знания адресуются, в основном, к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности. 75% учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария, на эстетические предметы отводится лишь 3%, а духовному воспитанию в советской школе уделялось очень мало внимания.
Традиционная система остается единообразной, не вариативной, несмотря на декларацию о свободе выбора и вариативности. Планирование содержания обучения централизовано. Базисные учебные планы основываются на единых для страны стандартах. Учебные дисциплины (основы наук) определяют «коридоры», внутри которых (и только внутри) предоставлено двигаться ребенку.
Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны. Клубные формы работы занимают в объеме финансирования 3% от академических. В воспитательной работе процветает педагогика мероприятий, негативизм воспитательных воздействий.
Особенности методики
Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, учение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.
Авторитаризм процесса обучения проявляется в:
♦ регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур («школа насилует личность»);
♦ централизации контроля;
♦ ориентации на среднего ученика («школа убивает таланты»).
Позиция ученика: ученик — подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик — еще не полноценная личность, бездуховный «винтик».
Позиция учителя: учитель — командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»); старший (родитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящие стрелы».
Методы усвоения знаний основываются на:
♦ сообщении готовых знаний;
♦ обучении по образцу;
♦ индуктивной логике от частного к общему;
♦ механической памяти;
♦ вербальном изложении;
♦ репродуктивном воспроизведении.