Особенности традиционных технологий




Термин «традиционное обучение» подразумевает преж­де всего классно-урочную организацию обучения, сложив­шуюся в ХVII веке на принципах дидактики, сформулиро­ванных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преоб­ладающей в школах мира.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:

- учащиеся приблизительно одного возраста и уров­ня подготовки составляют класс, который сохраняет в ос­новном постоянный состав на весь период школьного обучения;

- класс работает по единому годовому плану и про­грамме согласно расписанию. Вследствие этого дети дол­жны приходить в школу в одно и то же время и в заранее определенные часы дня;

- основной единицей занятий является урок;

- урок, как правило, посвящен одному учебному пред­мету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над од­ним и тем же материалом;

- работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учеб­ного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

- учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между урока­ми — атрибуты классно-урочной системы.

Классификационные параметры традиционного обучения

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: педагогика принуждения.

По основному фактору развития: социогенная — с допущениями биогенного фактора.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлектор­ная с опорой на суггестию (образец, пример)..

По ориентации на личностные структуры — ин­фор­мационная, ЗУН.

По характеру содержания: светская, технократи­ческая, общеобразовательная, дидактоцентрическая.

По типу управления: традиционное классическое + ТСО.

По организационным формам: классно-урочная, ака­демическая.

По подходу к ребенку: авторитарная.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюст­ративная.

По категории обучаемых: массовая.

Целевые ориентации

Цели обучения — подвижная категория, включаю­щая в зависимости от ряда условий те или иные состав­ляющие.

В советской педагогике цели обучения формулирова­лись так:

♦ формирование системы знаний, овладение основами наук;

♦ формирование основ научного мировоззрения;

♦ всестороннее и гармоническое развитие каждого ученика;

♦ воспитание идейно убежденных борцов за комму­низм, за светлое будущее всего человечества;

♦ воспитание сознательных и высокообразованных лю­дей, способных как к физическому, так и к умственному труду.

Таким образом, по своему характеру цели ТО представ­ляют воспитание личности с заданными свойствами.

По содержанию цели ТО ориентированы преимуще­ственно на усвоение ЗУН, а не на развитие личности (все­стороннее развитие было декларацией).

В современной школе цели не­сколько видоизменились — исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в составе нравственного воспи­тания, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) оста­лась прежней.

Массовая школа с традиционной технологией остает­ся «школой знаний», сохраняет примат информирован­ности личности над ее культурой, преобладание рацио­нально-логической стороны познания над чувственно- эмоцинальной.

Концептуальные положения

Концептуальную основу ТО составляют принципы пе­дагогики, сформулированные еще Я.А. Коменским:

♦ научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);

♦ природосообразности (обучение определяется разви­тием, не форсируется);

♦ последовательности и систематичности (последова­тельная линейная логика процесса, от частного к общему);

♦ доступности (от известного к неизвестному, от легко­го к трудному, усвоение готовых ЗУЕ);

♦ прочности (повторение — мать учения);

♦ сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);

♦ принцип наглядности (привлечение различных орга­нов чувств к восприятию);

♦ принцип связи теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится применению знаний);

♦ учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Обучение — это процесс передачи знаний, умений и на­выков, социального опыта от старших поколений — под­растающему. В состав этого целостного процесса включа­ются цели, содержание, методы и средства.

Особенности содержания

Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти (оно опре­делялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса) и по сей день является технократическим. Знания адресуются, в основном, к рассудочному началу личности, а не к ее духов­ности, нравственности. 75% учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария, на эстетические предметы отводится лишь 3%, а духовному воспитанию в советской школе уделялось очень мало внимания.

Традиционная система остается единообразной, не ва­риативной, несмотря на декларацию о свободе выбора и ва­риативности. Планирование содержания обучения центра­лизовано. Базисные учебные планы основываются на еди­ных для страны стандартах. Учебные дисциплины (основы наук) определяют «коридоры», внутри которых (и только внутри) предоставлено двигаться ребенку.

Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебные и воспитательные предметы не вза­имосвязаны. Клубные формы работы занимают в объеме финансирования 3% от академических. В воспитательной работе процветает педагогика мероприятий, негативизм воспитательных воздействий.

Особенности методики

Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, учение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его много­образными запросами и потребностями, отсутствуют усло­вия для проявления индивидуальных способностей, твор­ческих проявлений личности.

Авторитаризм процесса обучения проявляется в:

♦ регламентации деятельности, принудительности обу­чающих процедур («школа насилует личность»);

♦ централизации контроля;

♦ ориентации на среднего ученика («школа убивает та­ланты»).

Позиция ученика: ученик — подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик — еще не полноценная личность, бездуховный «винтик».

Позиция учителя: учитель — командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»); старший (ро­дитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящие стрелы».

Методы усвоения знаний основываются на:

♦ сообщении готовых знаний;

♦ обучении по образцу;

♦ индуктивной логике от частного к общему;

♦ механической памяти;

♦ вербальном изложении;

♦ репродуктивном воспроизведении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: