Обучение путём открытий и заучивание наизусть




Обучение путём открытий (discovery learning)

Этот процесс обучения являются развивающим и интерактивизирующим методом. Он создает условие учащимся, самостоятельно анализировать любую информацию, делать заключение, поделиться полученными результатами с товарищами, обсуждать и применять на практике усвоенные знания. Этот метод изучения происходит, когда учащийся учатся, делая самостоятельное открытие. С учащимся младшего возраста изучение обычно осуществляется по этой форме, но в старших классах этот метод должен организоваться более точной структурированной форме, с целью поддержания процесс обучения, его облегчение, и оказание помощи учащимся. А это называется направленным открытием.

Учитель, который использует этот метод, заранее должен определить для себя точную цель: учащиеся должны достичь заранее определённые результаты или в конце учебного процесса они достигнут отличающихся результатов? Использующий этот метод учитель должен заранее знать, с какой целью его осуществляет, и какой результат получит в конце. Если цель заключается в приведение учащихся на определённый уровень, тут метод открытия может быть не подходящим, потому что такой подход может предотвратить восприятие многих знаний, охватывающих процесс исследования. Если метод открытия направлен на то, как добывать знания, тогда задание должно быть связано с процессом, т.е. содержать вопросы как исследовать и как изучать. В изучении, делая открытие, основным вопрос является определение цели и средств для ее достижения. Метод открытия, как процесс, связан с процессом поиска и с «как научится учиться». Тут важным условием является также создание мотивации. Учащиеся, имеющие высокую мотивацию, будут искать различные методы, средства и подходы в достижении заранее определенных знаний и умений и будут усиливать индивидуальные систему изучения.

Дж. Брунер, который является основным идеологом и сторонником этого метода, считал, что учитель должен обеспечить самостоятельность учащихся. Это, сопровождая их всю жизнь, заложит основу в них таких качеств, как самостоятельно мыслить, заниматься самообразованием и построить свою деятельность. При такой организации учебного процесса учащиеся являются не пассивными участниками, а активными участниками, которые учатся, сотрудничая вместе, умею оценивать, исследовать, предлагают разные решения любого вопроса, делают выводы, и периодически рассматривают свои выводы.

 

Заучивание наизусть

Если будем утверждать, что методом открытия учащиеся выучат все, то это будет неверно. Учитель, будучи специалистом в своей области, знает намного больше своих учеников, и его основной долг объяснить учащимся то, чего они не знают, а должны знать. Для этого в первую очередь он должен определить для себя чему хочет учить, затем должен выбрать метод, который будет использовать для достижения поставленной цели. Вместе с тем нужно сказать учащимся, что они на верном пути, их нужно заинтересовать и подбадривать. В то же время когда они допускают ошибки, необходимо исправлять эти ошибки, и объяснить им пути устранения этих ошибок. И очень важно, в какой форме это делается: учитель не должен унижать учащихся, при исправлении ошибок должен обращать внимание на свой стиль общения. Когда учителю приходится обращаться непосредственно к учащимся, когда приходится выслушать их, когда нужно находиться непосредственно в общении с учащимися, когда необходимо разъяснять соответствующие факты языка, правил грамматики и орфографии, рассказывать о формулах, о вредных привычках, об их опасности, или когда приходится объяснять медицинскую информацию и изложить ее, применяется обучение, основанное на память. А также таблица умножения, запоминание слов, химические реакции, изучение стихов и понятий тоже требует заучивания наизусть, т.е. запоминается традиционным методом. В вышеуказанных образцах отмечены моменты, которых учащиеся должны знать наизусть, и по истине, их невозможно запоминать иначе, и поэтому это не считается неверным шагом. Таким образом, в каждом разделе программы (курикулума), а также в повседневной жизни требуется знание наизусть формул, правил, звуков и букв, которые имеют важное значение. Несмотря на это учитель должен быть уверен, что весь процесс обучения не является зубрёжкой, и он не должен построить этот процесс на зубрёжке, в пассивной форме. Для того чтобы учащиеся добились успехов в обучении, учитель должен использовать различные методы и на основе этого добиться достижения высоких результатов обучения.

Планирование урока на основе активного обучения

Очень важно отличать деятельность от активного обучения. Что бы на протяжении всего урока занимать учащихся разными упражнениями очень легко, но иногда это создает бесполезные трудности. Такие упражнения обычно привлекают внимание учащихся на уроке, и они не думают о том, что делают и для чего делают. Некоторые учителя считают полезным списывание с доски, книги или с учебника текста, но такие упражнения, если даже и восстанавливают тишину на уроке,в большинстве случаях не обеспечивают приобретение глубоких знаний, и поэтому учитель не должен прибегать к этим методам.

Учитель может включить в планирование урока результаты обучения, упражнения, правила дисциплины и.др. вопросы. Однако это не может дать полную гарантию на то что, урок пройдёт в активной, ученикоориентированной форме. Такая организация деятельности создает больше условий для активности на уроке самого учителя. Например, учитель объясняет тему, задаёт вопросы учащимся по теме, демонстрирует какие-то средство, и в конце урока задаёт домашнее задание по теме. На проведенном таким способом уроке, учитель бывает очень активным. А для учащихся урок проходит очень пассивно и не эффективно, потому что им диктуется учителем, что они должны делать на каждом этапе. В таких случаях учащиеся принимают поверхностное участие в процессе обучения и в результате не получают достаточно глубоких знаний. На таких уроках познание, понимание остается на уровне лишь слов и выражений, и каждая деятельность ученика, остается под контролем учителя. Они, шагая вперед, встречаются с такими трудностями, как связывать новые слова с темой и построить предложения, построить свои предложения и др. Кроме этого стратегии, связанные с памятью только в короткие сроки бывают эффективными, и долгое время не дают возможность получать глубокие знания (Смотри: 6.8. Планирование урока по потребностям учащихся).

Для применения процесса активного обучения учитель должен определить еще в начале учебного года, чего он хочет добиться, и, представив себе желаемую среду обучения, предпринимать шаги в направлении реализации этих представлений. Для этого в первую очередь нужно учесть уровень знаний учащихся, учебная программа (курикулум), место для обучения. После чего должно планировать деятельность, отдавая предпочтение методам активного обучения, с учетом уровня подготовки учащихся. Эти уроки должны быть подготовлены на основе знаний, умений, интересов, склонностей и потребностей учащихся, должны учитываться их опыт обучения. При планировании урока на основе активного обучения некоторые вопросы должны быть в центре внимания:

§ Что должны делать учащиеся для повышения знаний?

§ Как может определить учитель доступность своего объяснения для учащихся?

§ Имеют ли учащиеся опыт жизни и обучения на столько, чтобы могли понять разъяснения учителя?

§ Зачем, с какой целью учитель проходит урок, обучить всю программу (курикулум), или, обучая программу (курикулум), привлечь учащихся в процесс активного обучения, и формировать у них разные умения?

Некоторые учителя организованную ими в начале урока первую деятельность, первое задание, для привлечения учащихся в процесс обучения называют «крючком». К таким заданиям относятся решения трудных задач, решения проблем, ролевые игры и небольшие представления, при помощи которых учащиеся получают жизненный опыт и учебную практику, и визуальные презентации.

Процесс активного обучения поощряет учащихся, развивает и ведет вперед. Этот процесс не состоит лишь из информации и объяснений учителя. Учебный процесс объединяет в себе:

- структурный, целенаправленно организованный, открытый новшествам процесс урока, который предварительно планирован для достижения желаемой цели;

- среду коммуникативного урока, где учащиеся могут обращаться к различным ресурсам, могут размышлять в различной форме, развивать отношения и ценности;

- среду творческого урока, где учащиеся на уроке и после уроков интересуются образованием, развивают умения анализа, коммуникации, поиска, слушания.

Если эти стороны будут, как следует, обеспечены, то уроки поощряют учащихся к активному участию, развитию и продвижению, и в конечном итоге к формированию своих знаний. В процессе обучения (изучения) учитель обеспечивает учащихся знаниями, направляет их, но не может учить что-либо вместо них. Процесс обучения лишь тогда может считаться полученным, когда учащиеся умственно привлечены к уроку и заданиям, и если этот процесс заинтересует, привлечет их. Таким образом, учителя должны поощрять, воодушевлять учащихся, ясно излагать цели заданий, помогать получать опыт активного изучения.

 

Этапы активного урока

Урок, построенный на основе активного обучения, может состоять из разных структур и этапов. Представляем один из них в качестве примера:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: