Современные подходы к деятельности педагога




Сегодня в системе образования мира, а также и в системе образования Азербайджана проводится определенная работа в направлении по созданию равных возможностей в обучении, и выявлению возможностей и преимуществ каждого ученика. С этой точки зрения отдается предпочтение диалогу в создании новых творческих и сотруднических отношений в обучении между учителем и учащимися. Эти связи имеют в виду отношения и между учителем и учениками, и в групповой работе между учащимися. В традиционном обучении пассивное участие учащихся, получение ими готовых знаний приводило к тому, что не развивалось критическое мышление. С другой стороны консервативное отношение учителей тоже мешало развитию сотруднических и творческих отношений. В традиционном обучении всю ответственность учебного процесса несет учитель: он организует обучение, готовит учебные материалы, оценивает работу учащихся и планирует следующие занятия. Но на современном этапе изменились требования к организации обучения. Учитель организует учебный процесс так, чтобы по мере возможности в нем участвовали все учащиеся, чтобы они сами управляли этим процессом. Привлечение всех учащихся к учебному процессу, построение заданий на их интересах, повышает ответственность учителя, и он уже превращается в наблюдателя за процессом. Но тут, в отличие от традиционного обучения, учитель должен иметь еще более широкие и всесторонние знания, воспользоваться различными источниками информаций, постоянно развивать свои компетенции, повышать профессиональный уровень. Только в таком случае он может выступать в роли настоящего эксперта, и верно направлять деятельность учащихся. В то же время учитель должен применять все методы и приемы обучения, использовать различную технику для развития внутренних возможностей учащихся с целью образования в них учебных мотиваций.

Несмотря на то, что разные исследователи высказывают разные мнения о том, в каком стиле должны строиться отношения учитель-ученик в процессе обучения, они пока еще не пришли к единому мнению. Русские исследователи отдают предпочтение руководительскому стилю. Они считают, что учитель является руководителем учебного процесса. Но вместе с тем они отмечают три основных вида руководителя: авторитарный, демократичный и либеральный. На основе этих руководительских стилей В.А. Кан-Калик описал различные выражения педагогического общения: авторитарное – общение – дистанция, общение – запугивание; демократическое – общение, основанное на творческую деятельность, построенной на общих интересах, общение на дружеских отношениях, общение – диалог; либеральное – общение на невмешательстве, на балагуре (Смотри: 6. Организация общения в школе).

В настоящее время существуют подходы, отражающие различные особенности поведения учителя: учитель-помощник (helper), учитель - «облегчающий» процесс обучения (facilitator), учитель-консультант (counselor, adviser), учитель-ментор (mentor), учитель-тютор (tutor), учитель-коуч (coach), и др. Сегодня в Азербайджане чаще встречаются термины ментор и фасилитатор.

Учитель – фасилитатор. Фасилитатор, обеспечивая в обучении естественное, сознательное поведение каждого участника, принятие каждой мысли, создавая диалог с другими, повышает эффективность учебного процесса. Учитель-фасилитатор выполняет обязанности гида, проводника. Он направляет процесс обучения, показывает путь учащимся. Применяемому в таком стиле курикулума в Азербайджане отдается предпочтение в основном в средних учебных заведениях. Учитель фасилитатор должен создавать соответствующую морально-психологическую среду, оказывать помощь и поддержку учащимся. В учебном процессе он строит отношения учитель-ученик, ученик-ученик, привлекает их к организации процесса и управлению им, отдает предпочтение применению методов интерактивного обучения, направляет участие учащихся в дискуссиях, и их творческую деятельность, формирует умения обсуждать, рассуждать, определять пути решения проблемы. И такой подход в конечном итоге оказывает положительное влияние на качество обучения. Основная цель фасилитатора – это развитие ученика как личность. Такая деятельность ставит высокие требование и личным качествам учителя и его образованию.

Учитель – ментор. Слово «ментор» взято из греческой мифологии и в переводе означает призывать к верному пути, направлять. Когда Одиссей покидал Итаку, он своего сына Телемаха поручил другу Ментору. Когда Телемах попадал в трудное положение, богиня Афина появлялась перед ним в образе Ментора и давала наставления. По греческой мифологии Ментор давал советы, наставления, поощрял своим личным примером и словом. Сегодня, как и во всем мире, так и в Азербайджанском образовании используется помощь ментора с целью оказание помощи молодым специалистам. Учитель ментор создает связь между теорией и практикой, обучает тайнам профессии. Такой подход в настоящее время очень актуален в период применения ИКТ в образовании.

Современные информационные технологии открывают широкие возможности для учащихся, повышая их самостоятельность, отводит на задний план участие учителя. Помощь учителя в обучения постепенно «гаснет». «Гаснущая помощь» (в переводе с английского языка failing help означает временная опора) это подход, описывающий роль учителя в учебном процессе. Впервые этот термин был использован в трудах Д.Вуда, Ж. Брудера и Г.Росса. они использовали этот термин в переносном значении, кода описывали помощь учителя и взаимопомощь учащихся в учебном процессе. Такую помощь оказывает учитель лишь тогда, когда учащиеся совсем не могут справиться с заданием. Когда учитель привлекает учащихся к учебной деятельности, контролирует их, информирует, поддерживает, отмечает их сильные и слабые стороны, и применяет к ним индивидуальный подход, так как каждый ученик является индивидом. Если задание для учащихся оказывается очень трудным, то в процессе его выполнения помощь учителя бывает гораздо больше. Но с повышением уровня знаний и умений ученика, с его усовершенствованием помощь учителя уменьшается, и ответственность с учителя постепенно переходит на ученика. Чтобы описать этот подход используются термин «scaffolding» (временная опора). Главное показание «Scaffolding»а организация учителем «гаснущей» помощи, т.е когда ученик доходит до определенного уровня, когда бывает совершенно самостоятельным в выполнении задания, помощь, оказываемая им почти прекращается. Scaffolding – это стратегия обучения. Р. Жао и М. Грей считают, что инструкция о связи между учителем и учеником при выполнении задач обучения – это особый вид процесса. При использовании этой стратегии применяется ряд приемов: разделение на части задания с большим объемом, групповая работа, диалог между учащимися разных команд, целенаправленная помощь, ответы на вопросы, активизация имеющихся знании учащихся, направление выбора стратегий и др. со стороны учителя. Эффективный scaffolding предусматривает то, во время оказания помощи учителем, что могут хорошо выполнить и что самостоятельно умеют выполнять учащиеся без его помощи.

 

Кооперативное обучение

(cooperative leering)

 

Кооперативное (cooperative leering) обучение или обучение в сотрудничесте– это метод обучения, который осуществляет командное исследование вопросов или разработку важных проектов. Несмотря на то, что в этом виде обучения учащиеся действуют в малых группах, каждый из них несет ответственность за выполнение задания и приобретают навыки совместной работы.

В группе учащиеся делятся сильными сторонами, а слабые стороны усиливают, развивают умения работать в команде, сотрудничать, решать спорные и противоречивые вопросы. При ясном определении целей в кооперативном обучении учащиеся еще активнее привлекаются к деятельности, и это в свою очередь делает интересным исследование проблемы.

Для кооперативного обучения должно создаваться соответствующая среда, и тут нужно учесть три аспекта:

- создание интереса к заданию со стороны учителя;

- для обеспечения деятельности и активности каждого ученика в группе их число должно быть 3- 5 человек;

- ясное объяснение условий задания.

Кооперативное обучение отличается от традиционного учителеориентированного обучения. Это отличие проявляет себя в совместной деятельности учащихся, а не в индивидуальной и конкурентной друг с другом деятельности.

На современном этапе умение работать в команде очень актуально. Оно имеет особое значение, так как является одним из основных условий достижения успеха в профессиональной деятельности. Исследования показывают, что этот вид обучения служит глубокому изучению содержания, повышению достижений учащихся, становлению строителем учебного процесса, поощряет к активному творчеству, повышает самоуверенность, обеспечивает продолжительный интерес к заданиям, формирует умения решать проблемы и работать в команде.

Несмотря на то, что в течение последних 25-и лет метод кооперативного обучения широко распространился, до сих пор продолжаются споры о том, на основе каких критерий должны формироваться группы. Группа ученых придерживается к мнению о том, что группы нужно составлять из учащихся с разным уровнем развития. Они стараются доказывать, что талантливые и способные учащиеся в учебном процессе, обучая своих слабых товарищей, сами тоже развиваются. А некоторые, наоборот, утверждают, что в смешанных группах талантливые учащиеся отстают в учебе, и для них учебный процесс становится скучным. Однако опытный учитель, используя кооперативный метод, применяет индивидуальный подход к каждому уроку. Это проявляется в нижеследующих вопросах:

- в достигаемых результатах;

- в учете интереса и сильных сторон учащихся;

- в видах заданий;

- в формировании групп с учащимися разного уровня развития, с целью их изучения и работы друг с другом.

Преимущества кооперативного обучения:

Групповая работа дает возможность учащимся работать с разными людьми. В это время они строят связь и общение с людьми, имеющими разную культуру, мышление и суждение, их лучше понимают, принимают, как они есть, проводят обмен мнением в решении любого вопроса, выбирают правильное решение. Создание межличностных связей развивает у учащихся социальные умения, обеспечивает активное привлечение учащихся в процесс изучения, каждый дает свой вклад в работу группы. Выбор нужного материала развивает критическое и творческое мышление. Анализ групповой работы создает возможность для учителя построить тесную и постоянную обратную связь с учащимися.

Так как учащиеся имеют различные индивидуальные свойства и уровень развития, планируя процесс обучения, учитель должен учесть метод изучения, каждого ученика, которому он отдает предпочтение, исходя из этого, использовать соответствующий подход.

Сенсорное обучение

(sensory learning)

Этот вид обучения утверждает, что процесс изучения происходит в результате возбуждения органов чувств и ощущений (зрительного, слухового, осязания, и обоняния) учащихся (Д. Лайрд, 1985). Д. Лайрд считает, что люди приобретают большую часть знаний, т.е. 75% - зрением, 13% - слухом и остальные 12% - осязанием, обонянием и вкусовым чувством. Значить процесс изучения происходит больше всего зрением и слухом. По этой теории, чем больше органов чувств возбуждается, тем высоким будет уровень усвоения. Органы чувств пробуждаются при визуальной демонстрации различных красок, фактов и презентаций, видео/DVD и других средств.

В педагогической литературе больше встречаются исследования путей изучения посредством зрения, слуха и движения.

  Стр.16

 

 

Изучающие посредством зрения (визуально) предпочитают наблюдать происхождение всех вещей, изучающие посредством слуха (auditory) - слушать объяснения, а изучающие посредством движения (kinaesthetic) - трогать, испытывать все (VAK). Несмотря на то, что у каждого человека может быть хорошо развитым какое-то одно из этих чувств, и другие тоже могут показывать себя, и каждый может развивать свои слабые чувства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: